Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 19:48, реферат
Средства массовой коммуникации — глубокое и полное раскрытие различных сторон демонстрируемых явлений, выступает как средство освоения человеком действительности с помощью художественных образов, при восприятии окружающего мира, приводят к повышению активности познавательной деятельности дошкольника, стимулируют его творческую активность, расширяет кругозор, обогащает новыми знаниями, учит многим полезным делам.
Телевидению, как средству массовой информации, отведен ряд функций: образовательная, воспитательная, организаторская и развлекательная. Отсюда следует, что каждая телевизионная передача должна не только развлекать и разнообразить досуг, но и воздействовать на интеллект ребенка.
Средства массовой коммуникации — глубокое и полное раскрытие различных сторон демонстрируемых явлений, выступает как средство освоения человеком действительности с помощью художественных образов, при восприятии окружающего мира, приводят к повышению активности познавательной деятельности дошкольника, стимулируют его творческую активность, расширяет кругозор, обогащает новыми знаниями, учит многим полезным делам.
Телевидению, как средству массовой информации, отведен ряд функций: образовательная, воспитательная, организаторская и развлекательная. Отсюда следует, что каждая телевизионная передача должна не только развлекать и разнообразить досуг, но и воздействовать на интеллект ребенка.
Рядом исследований установлено, что телевидение, как одно из аудиовизуальных средств, является великолепным материалом для формирования навыков наблюдения, развития воображения, эмоционального возбуждения, направленное на фантазию и мысль.
Материал, поданный с экрана, запоминается быстрее, сохраняется длительнее и воспроизводится точнее.
Интересные телепередачи способствуют интересу к окружающему миру, развитию умственной активности, существенно влияет на активизацию мыслительной деятельности дошкольников, о чем свидетельствуют увеличение количества задаваемых ими вопросов, наличие стремления глубже вникнуть в сущность процессов и явлений.
Тема недели “Техника”
| Умственное развитие Игра: “Умные машины”
Цель:- закрепление тематического словаря
- различение и называние технических средств, которые помогают людям
| Мотивационный компонент Совместный подбор тематического материала, картинок с изображением техники. | Практический компонент Подбор изображения транспорта на картинке с изображением. - группировать машины по признакам: по их назначению.
|
“Овощи и фрукты” Игра: “Магазин”
Цель:- учить детей использовать усвоенный речевой материал в различных ситуациях общения
- соотносить знание обобщающих слов с конкретным названием
Предварительная работа с картинками с изображениями овощей и фруктов, отгадывание загадок по теме.
Самостоятельное обобщение слов с конкретным названием, например: огурец, помидор – овощи
“Сказки” Игра: “Из каких мы сказок?”
Цель: учить детей активно и свободно использовать знакомые сказки.
- учить понимать вопросы и отвечать на них Отгадывание героев сказок по вопросам, развивающим выдумку, находчивость, сообразительность, чувство юмора. Составить сказку в виде комиксов по сюжету, формируя оценочно-контрольные навыки деятельности у детей.
“Времена года” Игра: “Времена года”
Цель: - учить детей определять времена года по картинке, обосновывать свое мнение
-учить устанавливать причинно следственные связи Выбрать то, что соответствует данному времени года. Помогать друг другу, подбирать картинки к соответствующему времени года комментировать, что на них изображено.
“Части тела” Игра: “Знаешь ли ты себя?
Цель: закреплять названия частей тела
- запоминать и соотносить их мысленно. Предварительная работа с куклой: наглядный показ и рассказ о частях тела, через отгадывание загадок Соотнесение картинки с названием части тела, самостоятельное дорисовывание нехватающей части тела на картинке, собери картинку на которой изображен человек. Нарисовать рисунок человека.
“Словесные игры” Игра: “Придумай предложение”
Цель:
совершенствовать речевую активность,
- увеличивать словарный запас слов.
- развивать внимание, Быстро придумать, сказать предложение. Передача мяча после составления полного предложения.
“Логика” Игра “ Да -Нет”
Цель: учить детей мыслить;
- логично ставить вопросы;
- делать правильные умозаключения. Ответ на вопросы словами только “да” или “нет”. Угадывание детьми предмета посредством вопросов, даваемые в логической последовательности.
“Учись объяснять” Игра “Для чего нужен предмет?”
Цель: Учить детей сравнивать предметы;
-узнавать предметы по описанию Сравнивание предметов по признакам сходства и различия. Отгадывание, передача мяча тому из играющих, кто назвал два предмета, отгадав их по описанию участника игры.
“Растения” (комнатные полевые садовые) Игра: “Какое растение?”
Цель: - называние растений
-отнесение растений к их родовому отношению Рассматривание разных видов растений на картинках. Подготовка нарисованного растения с родителями дома Уход за растениями в группе. Составление букета из полевых цветов. Работа с растением нарисованным ребенком с родителями.
“Животные” (домашние, дикие) Игра: “Помогите животным найти свой дом” Предварительная работа детей с педагогом по подготовке макета леса, дома для животных. Размещение животных по домам, чтение с таблички или самостоятельное проговаривание, где живут животные, например: “где живет лиса?” лиса живет в лесу. Уточняют значение “дом” и “дикие, домашние животные”
“Одежда и обувь” Игра: “Помоги Незнайке”
Цель:
- активизировать словарь детей
- учить понимать вопросы и отвечать на них
- развивать внимание Педагог говорит детям: “незнайка собрался на прогулку, но не знает что ему одеть и обуть. Давайте поможем собрать незнайку на прогулку” Одевание незнайки: подбор для него одежды и обуви.
“Человек”
(части тела) Игра: “Запомни и найди”
Цель:
- учить детей находить одинаковые изображения
- закреплять названия частей тела
- запоминать и соотносить их мысленно. Предварительная работа с куклой: наглядный показ и рассказ о частях тела. Соотнесение картинки с названием части тела, самостоятельное дорисовывание нехватающей части тела на картинке.
“Продукты питания” Игра: “Посылка”
Цель: - учить описывать предметы продуктов питания и узнавать их по описанию. Предварительный сбор муляжей продуктов питания Доставать предметы по тактильным ощущениям, описывать продукты питания и их предназначение.
“Посуда” Игра: “Кайди картинку”
Цель: - активизировать словарь
-совершенствовать навык глобального чтения
- развивать внимание Совместный подбор картинок с изображением посуды Чтение табличек с названием посуды, показ правильной картинки
“Мебель” Игра: “Кукла Маша купила мебель”
Цель: - называние предметов мебели
- соотнесение мебели с геометрическими фигурами. Совместный поход в игрушечный магазин с куклой Машей и покупка ей мебели. Расстановка мебели в комнате, соотнесение мебели с геометрическими фигурами.
“Дом” Игра: “Мишкин дом”
Цель: - расширение словаря детей
-называние частей дома Подготовка игрушечного дома, мебели для дома. Дети расставляют мебель на свои места в комнате для мишки.
“Семья” Игра: “Узнай по фотографии”
Цель: - называние членов семьи
- выявление знаний о родственных отношений. Работа с книжкой самоделкой, составленной ребенком с родителями. Вклеивание фотографий своей семьи в книжку самоделку.
“Профессии” Игра: “Кому что надо?”
Цель: - уточнение представления детей о профессиях
- учить называть функции и свойства предметов. Подготовка костюмов повара, врача совместно с детьми. Ребенок достает вещь из коробки называет ее и передает ее по назначению, например: лекарство – дает детям врач.
“Улица” Игра: “ Какие бывают улицы?”
Цель: расширение словаря детей
- уточнение представлений об улицах. Рассмотрение городских и сельских улиц. Правильное название улиц, рисование городских или сельских улиц.
“Гигиена” Игра: “Трубочист”
Цель:- уточнять представления о гигиене
- учить правильно, одеваться, умываться, вытираться. Просмотр картинок как правильно ухаживать за собой. Помощь детей трубочисту в последовательности ухаживания за собой, рисование на бумаге предметов гигиены.
“Насекомые, птицы” Игра: “Кто бегает, летает, прыгает, ползает, плавает?”
Цель: - уточнять понимание детьми обобщающего значения глаголов
- учить аналитическому чтению. Предварительная работа по составлению картинок с изображениями насекомых, птиц. Называние детьми названий птиц, насекомых, размещение картинки с изображением насекомых под соответствующими табличками.
“Школьные принадлежности” Игра: “Буратино идет в школу”
Цель: - расширение словаря детей
-уточнение знаний школьных принадлежностей Помощь Буратино в собирании портфеля для занятий в школе. Называние предметов школьной принадлежности, уточнение для чего они нужны, самостоятельное рисование школьных принадлежностей.
Средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Одной из главных целей в развитие ребенка – дошкольника является развитие его познавательной активности.
Развивая познавательную сферу ребёнка-дошкольника, необходимо стремиться создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально-чувственное восприятие мира позволило малышу стать Человеком. Для этого также необходимо применять различные средства. Средство – это прием, способ действия для достижения чего-нибудь.
Условно средства развития познавательной активности и познавательного интереса распределяются на две группы: деятельность детей и произведения духовной и материальной культуры. На ранних ступенях развития ребёнка личный опыт – важнейший путь познания окружающего мира. Но очень скоро его становится недостаточно.
Деятельность детей дошкольного возраста отличается по видам и содержанию, а, следовательно, по возможностям оказывать влияние на умственное развитие. В различных видах деятельности перед ребёнком возникают разные познавательные задачи, решение которых составляет органическую часть той или иной деятельности. Умственное воспитание дошкольников осуществляется в игровой деятельности, в специально созданных взрослыми подвижных, дидактических играх заключены разнообразные знания, мыслительные операции, умственные действия, которые дети должны освоить. Творческие игры по своей природе отобразительны: в них дети отражают свои впечатления об окружающей жизни, знания усвоенные ранее. В процессе игры эти знания поднимаются на новый уровень – переводятся в речевой план, следовательно, обобщаются, преобразуются, совершенствуются [21, с.113].
В последние годы все активнее в качестве условий для развития умственных способностей, познавательной деятельности выступают разнообразные формы повышения познавательной активности и познавательного интереса детей дошкольного возраста. Например, такие формы как развлечения познавательного характера (культурно-досуговая деятельность), самообразование ребёнка.
Предметно-развивающая среда, созданная в саду для развития познавательной активности детей от 3-7 лет – неиссякаемый источник для наблюдений, бесед с ребёнком в течение всего учебного года (и в тоже время “сокровищница”- это личная собственность ребёнка, приятное ощущение тайны для него). Беседуя с ребёнком о том или ином предмете из “сокровищнице”, можно загадать описательную загадку, рассказать познавательную сказку. В импровизированных познавательных сказках в завуалированной форме передаётся некоторая информация, вносятся разъяснения по поводу рассматриваемого, наблюдаемого предмета, объекта, явления. Благодаря познавательным сказкам, сказкам - пояснениям дети имеют возможность эмоционально соприкоснуться с природой.
Основой для познавательных сказок и рассказов является различная познавательная информация, героями сказок могут быть вымышленные персонажи или реальные вещи, предметы, объекты природы, которые наделяются несвойственными им человеческими способностями (мысли, речь, поступки и пр.). В каждой познавательной сказке или рассказе герои сталкиваются с кем-то или чем-то неизвестным, незнакомым, и в процессе знакомства открывают для себя много нового и интересного: попадая в трудную ситуацию, преодолевают её; при встрече с интересным собеседником получают новую информацию [4, с.36].