Влияние средств массовых коммуникаций на агрессивность детей старшего дошкольного возраст

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Широкое распространение видео и телепрограмм с сюжетами насилия на экране и фильмы ужасов делают ребенка более агрессивными и жестокими. Ввиду этого не случайно данная тема представляет собой интерес для психологической науки и обладает высокой социальной значимостью, последнее время притягивает к себе все более пристальное внимание исследователей.

Работа содержит 1 файл

!!!курсовик.doc

— 428.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию 
 
 
 
 

Сочинский Государственный Университет 

Туризма и Курортного Дела 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

По  дисциплине:  “Социальная психология средств 

массовых  коммуникаций” 

Тема

«Влияние средств массовых коммуникаций

на агрессивность детей старшего дошкольного возраста» 
 

                                                                    выполнила студентка    5   курса

                                                                    группа      05 – ЗПП     ЗФО

                                                                    “Педагогика и психология”                 

                                                                     Ничипорук Е. Л.                                                    
 

                                               проверил   преподаватель

                                                                        к.псх.н.   Макарова И.Н. 
 
 
 
 
 

Сочи 2010 г.

Содержание: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Информационный  бум охватил все слои общества, включая и дошкольников. Жить в  современном обществе, игнорируя  такие явления, как телевидение, газеты, журналы, кино, радио, Интернет невозможно. Однако семейное воспитание зачастую уделяет недостаточно внимания тому, что ребенок смотрит по телевизору, слушает в наушниках, в какие компьютерные игры играет, каких литературных и киногероев обожает. Или – почему именно то, а не другое. Гораздо чаще в этой сфере ребёнок предоставлен сам себе, детское самосознание несформированное, поэтому дети как самые впечатлительные и неискушенные зрители подвергаются наибольшему воздействию со стороны визуальных средств массовых коммуникаций.

     Ценностные  установки ребенка еще не достаточно сформированы для адекватной оценки происходящего на экране. Нередко  явные агрессивные действия главного экранного героя (грабежи, драки, убийства, поджоги и т.п.) оказываются как бы «незначительными» на фоне его побед и «признания» окружающих. В результате грань между добром и злом для того, кто сидит у экрана (в нашем случае это ребёнок-дошкольник) стирается. Вся последующая продукция с использованием подобных персонажей закрепляет в ребенке устойчивое представление, которое впоследствии бывает весьма сложно исправить, поменять.

     Большинство детей в считанные секунды  могут скопировать повадки и  манеру поведения любимого киногероя  или ведущего какой-нибудь популярной телепередачи, пропеть рекламную рифмовку, рассказать, что именно они узнали из средств массовых коммуникаций. Но, к сожалению, почерпнутые ими знания могут включать всякого рода негативную информацию. В наши дни для её получения детям достаточно только вставить диск в DVD-плеер, открыть журнал, или просто нажать кнопку.

     Пагубное  воздействие агрессивных тенденций  на детей в первую очередь ощущают  их родители. Порою именно родители нуждаются в поддержке, испытывая  беспомощность в борьбе с идеями насилия, которые свободно транслируются через средства массовых коммуникаций.

Цель: выявить влияние средств массовых коммуникаций на агрессивность детей старшего дошкольного возраста.

Объект  исследования: средства массовых коммуникаций.

Предмет исследования: агрессивность детей старшего дошкольного возраста.

Методологической основой исследования  являются: теория биологически адаптативной агрессии Э. Фромм; теория социального научения агрессии А. Бандура; теория психического состояния агрессии Н. Левитов.

Гипотеза: средства массовых коммуникаций оказывают влияние на агрессивность детей старшего дошкольного возраста.

Задачи  исследования:

  1. Провести теоретический анализ сущности и типологии детской агрессивности;
  2. Рассмотреть агрессию дошкольного возраста и влияния на неё средств массовых коммуникаций;
  3. Подобрать методики для исследования;
  4. Провести экспериментальные исследования по теме исследования;
  5. Проанализировать взаимосвязи проявления уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста в зависимости от телеинформации;
  6. Разработать рекомендации для родителей и педагогов.

Методы  и методики:

  1. Анкета для родителей, разработанная Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.
  2. Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор» (авторская разработка В.Д. Пурина);
  3. Методика диагностики агрессивного поведения детей, разработанная Лаврентьевой Г.П.
  4. Проективная методика “Рисунок несуществующего животного” (автор Колосова С.Л.);

Экспериментальная база:  клуб ЦВС.

Выборка: 14 детей (6-7 лет; 10 мальчиков и 4 девочки).

Сроки исследования:  май 2010

Практическая  значимость исследования состоит в том, что                                                                широкое распространение видео и телепрограмм с сюжетами насилия на экране и фильмы ужасов делают ребенка более агрессивными и жестокими. Ввиду этого не случайно данная тема представляет собой интерес для психологической науки и обладает высокой социальной значимостью, последнее время притягивает к себе все более пристальное внимание исследователей.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Теоретические основы исследования влияния средств массовых коммуникаций на агрессивность детей старшего дошкольного возраста

1.1 Понятие  агрессии и ее виды

     Как и в любой другой области человеческого  познания, вся проблема здесь также  упирается в поиски наиболее выразительного и адекватного определения основного понятия. Откуда произошло это понятие «агрессия»?

     В первоначальном смысле быть агрессивным  означало нечто вроде «двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения». В современной  психологии понятие «агрессивность человека» имеет несколько значений. Различают агрессию как следствие фрустрации; инструментальную агрессию – способ достижения значимой цели; ситуативную агрессию – человек, бросившийся защищать девушку от хулиганов, иногда вынужден действовать агрессивно; агрессивность как свойство личности, предрасположенность человека совершать акты физической или вербальной агрессии, направленной против других людей. Сфера действия моральной оценки не распространяется на так называемые вне моральные действия. Агрессивность понимается как черта характера, как одна из важнейших характеристик действий и поступков, которые определяют и устанавливают взаимоотношения между людьми; а также как действие индивидуума, личности.[2, c.20]

     Перечислим  некоторые определения, приводимые Бэрон Р. и Ричардсон Д. в своей монографии «Агрессия». Агрессивность – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим.[2, c.24] Для определения действия как агрессивного, оно должно включать в себе намерения обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям. Большинство авторов, как отмечают Бэрон Р. и Ричардсон Д., признает сегодня следующее определение агрессии: это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Агрессивность рассматривается авторами как модель поведения, а не как эмоция, мотив или установка. Хотя, с моей точки зрения, она всегда ассоциируется со злыми эмоциями, мотивами на оскорбление или повреждение, с негативными расовыми, этническими, классовыми и другими установками. Авторы рассматривают агрессивность как человеческое проявление, с одной стороны, и как форму социального поведения, с другой; и критерий «намерения» рассматривают как обязательный для определения агрессии, что исключает любое случайное действие, сопровождающееся повреждением. С другой стороны, сюда не подпадают действия хирургов, травматологов, стоматологов, педагогов и родителей, наказывающих детей в дисциплинарных целях. Их определение термина агрессия предполагает действия, посредством которых агрессор намеренно причиняет ущерб своей жертве. Агрессия имеет место, если результатом действий являются какие-либо негативные последствия.[2, c.25] 

     Бэрон Р. и Ричардсон Д. выделяют следующие  виды агрессии: враждебная агрессия, которая имеет целью причинение жертве страданий, и инструментальная агрессия, когда нападение на других не имеет целью причинение вреда.[3, c.27]

     Все перечисленные выше исследователи  подчеркивают ситуационную обусловленность  агрессивного поведения. Соглашаясь с ними, не следует упускать из виду роль индивидуальных факторов и особенностей, которые формируют различия в проявлениях агрессии в одних и тех же условиях. Объяснение жестокости и деструктивности человека, как считает Э. Фромм, следует искать не в унаследованном от животного разрушительном инстинкте, а в тех факторах, которые отличают человека от его животных предков. Главная проблема состоит в том, чтобы выяснить насколько специфические условия существования человека ответственны за возникновение у него жажды мучить и убивать, а также от чего зависит характер и интенсивность удовольствия от этого. Внешнее сходство человеческой и животной агрессивности заключается не только в форме, но, как отмечает Э. Фромм, и в том, что «в человеческой психике есть некоторые деструктивные тенденции, некоторые похожи на биологические задатки по своей сути». Однако самые угрожающие формы человеческой агрессивности далеко выходят за рамки проблем самосохранения и саморазрушения. Они коренятся в собственно человеческой форме жизни, которая выше биологической и специфика которой обусловливается способностью к абстрактному мышлению, к созданию особого символического мира мысли, речи и общения.[13. c.24]

     Э. Фромм выделяет пять основных типов  человеческой агрессии: доброкачественную, злокачественную, инструментальную, псевдоагрессию (непреднамеренная, игровая, самоутверждение), оборонительную (нападение, бегство, сопротивление, конформизм). Он различает агрессию биологически адаптативную, способствующую поддержанию жизни, доброкачественную, и злокачественную агрессию, не связанную с сохранением жизни. Биологически адаптативная агрессивность – это реакция на угрозу витальным интересам индивида; она заложена в филогенезе и свойственна как животным, так и людям. Она носит взрывной характер и возникает спонтанно как реакция на угрозу; а следствие ее – устранение либо самой угрозы, либо ее причины. Биологическая не адаптативная агрессия – это злокачественная агрессивность, то есть деструктивность и жестокость. Она вовсе не является защитой от нападения или угрозы; она заложена в филогенезе и является специфически человеческим феноменом; она приносит биологический вред и социальное разрушение. Главные ее проявления – жестокое истязание или убийство – не имеют никакой иной цели, кроме получения удовольствия, причем они вредны и жертве и агрессору. В основе ее лежит некий человеческий потенциал, уходящий корнями в условия самого существования человека.[13, c.32]

     Действие, в результате которого может быть нанесен ущерб, но которым не предшествовали злые намерения, Э. Фромм относит к псевдоагрессии. Он различает следующие подвиды псевдоагрессии: непреднамеренная псевдоагрессия (в качестве примера он рассматривает случайный выстрел с ранением человека); игровая псевдоагрессия (обнаруживается в учебных тренингах на мастерство, ловкость, быстроту реакций); псевдоагрессия как самоутверждение. Э. Фромм считает потребность в свободе биологической реакцией человеческого организма. Свобода является предпосылкой для развертывания всех человеческих способностей, ее физического и психического здоровья и равновесия. Если у него отнимают свободу, он становится больным, калекой, инвалидом. Свобода является для человека жизненно важным биологическим фактором, который обусловливает беспрепятственное развитие человеческого организма, и потому опасность лишиться свободы вызывает точно такую же оборонительную агрессию, какую вызывает любая угроза витальным интересам индивида.[13, c.52]

     Вывод

     Анализируя  деструктивность, как проявление злокачественной агрессии, Э. Фромм выделяет две формы – спонтанная агрессивность и агрессивность, связанная со структурой личности. Причиной порождения спонтанной агрессивности (деструктивности) являются экстремальные условия – войны, религиозные и политические конфликты, нужда и чувство обездоленности, а также – субъективные причины, такие как групповой нарциссизм на национальной и религиозной почве.

Информация о работе Влияние средств массовых коммуникаций на агрессивность детей старшего дошкольного возраст