Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 16:06, контрольная работа
Определение понятия массовой коммуникации. Законодательная база, регулирующая деятельность средств массовой информации и коммуникации. Типы или модели причинно-следственных связей основных субъектов правоотно¬шений, обусловленных функционированием СМИ .
1. Введение…………………………………………………………………3
2 Средства массовой коммуникации и преступность …..........................4
3. Заключение……………………………………………………………..10
4. Список использованных источников…………………………………
Министерствo
oбразoвания и науки
ФГБОУ ВПO «Сыктывкарский гoсударственный университет»
Факультет
параллельнoгo oбразoвания и экстерната
Кoнтрoльная рабoта
пo курсу «Криминология»
Тема:
Средства массовой коммуникации и преступность
Выпoлнила: студентка 6401 гр,
Бoльшакoва А.С.
Преподаватель:
К.ю.н. Иванова О.С.
Дата регистрации работы факультетом:
____________________
Сыктывкар 2011
Содержание
1.
Введение…………………………………………………………
2 Средства массовой коммуникации и преступность …..........................4
3.
Заключение……………………………………………………
4.
Список использованных
Введение
Данная тема является весьма актуальной, ведь коммуникация в третьем тысячелетии развивается с геометрической прогрессией.
Существуют разные подходы к определению понятия массовой коммуникации, однако общепризнанно, что массовая коммуникация (от латинского communicare - совещаться с кем либо) - это процесс распространения социальной информации с помощью технических средств (печать, радио, телевидение, видеозапись, кино, Интернет) на численно большие и рассредоточенные аудитории, результатом чего является пропаганда и утверждение определенных духовных ценностей, оказание идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.
Массовая коммуникация осуществляется в масштабах всего общества и выступает важнейшей предпосылкой общественного развития и организации. На определенном этапе обществом осознается неизбежность существенного вмешательства в массовые информационные процессы, с целью создания регулятивных основ для развития массовых коммуникаций, с другой стороны, с целью создания общеприменимого определенного стандарта информационной безопасности общества в целом.
Созданная
к настоящему времени законодательная
база, регулирующая деятельность средств
массовой информации и коммуникации,
заложила основу для формирования информационной
индустрии, распространения разнообразных
по содержанию информационных потоков,
усиления влияния и роли свободно производимой
и распространяемой массовой информации.
С 1990 года в РФ был принят ряд законодательных
актов, где предусмотрены ограничения
на характер публично распространяемой
информации. С этого момента распространяемая
информация стала рассматриваться, анализироваться
и применяться как социальная, так и правовая
категория.
В
специальной литературе встречаются
два понятия — «средства
СМИ выступают частью более широкого круга технических средств — средств массовой коммуникации. Часть названных средств составляют средства компьютерной информации. Использование тех и других средств в системе информационного обеспечения общества образует соответствующие символические коммуникативные сферы — компьютерной и массовой информации. Сфера компьютерной информации может быть определена как «совокупность общественных отношений, возникших при формировании и использовании компьютерной информации»2. Сфера массовой информации может быть представлена как совокупность общественных отношений, которые возникли при поиске, формировании и распространении информации на неопределенный (неустановленный, неограниченный) круг лиц. На названные сферы общественных отношений распространяется воздействие сложившейся в обществе системы социального регулирования, в том числе и подсистемы правового регулирования, в которой используются и уголовно-правовые средства.
Определенный вид компьютерной информации находится в собственности физических, юридических лиц, т. е. включается в состав их имущества, и на данную информацию распространяется действие законодательства, например, эта информация охраняется уголовно-правовыми запретительными нормами, рассматривается как предмет преступного посягательства, а вычислительная техника и соответствующие технологии — как предмет и орудие компьютерных преступлений (глава 28 УК РФ).
В отличие от компьютерной информации, к которой может быть ограничен доступ, массовая информация носит открытый характер, т. е. является общедоступной, и потому может быть использована в преступных целях (в том числе буквально и как метод массового поражения). С помощью СМИ совершаются разные преступления. Вспомним хотя бы мошеннические деяния, совершенные с использованием СМИ, в результате которых около 10 млн. россиян оказались пострадавшими3.
Но
только в некоторых деяниях факт
использования СМИ имеет
Учитывая имеющие место разнообразные факты использования СМИ в преступных целях, осуществления преступных посягательств на лиц, причастных к поиску, подготовке, распространению массовой информации, деяний, совершаемых самими этими лицами, можно вести речь о возможности классифицировать все эти деяния по характеру уголовно-правового института, например: а) преступления против личности (ст. 135, 137 УК РФ); б) преступления, совершенные в сфере экономики (ст. 159, 182, 183 УК РФ); в) преступления против общественной безопасности и общественного порядка (ст. 237, 240, 242 УК РФ); в) преступления против государственной власти (ст. 280, 282); г) преступления против мира и безопасности человечества (ст. 354 УК РФ).
Проект
ФЗ «Об информационно
В этом документе определены виды угроз
информационной безопасности Российской
Федерации, в том числе угрозы конституционным
правам и свободам граждан, в области массовой
информации. В связи с этим Доктрина информационной
безопасности, в частности, ставит задачи:
• обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, получать достоверную информацию о состоянии окружающей среды;
• интенсифицировать формирование открытых государственных информационных ресурсов, повысить эффективность их хозяйственного использования;
• развивать отечественную индустрию информационных услуг и повышать эффективность использования государственных информационных ресурсов.
Вместе с тем кардинальных изменений в организации взаимодействия правоохранительных органов со СМИ и общественными объединениями не произошло, несмотря на то что, в 2005 году была утверждена «Концепция совершенствования взаимодействия МВД Российской Федерации со средствами массовой информации и общественными объединениями на 2005- 2008 годы».
МВД России, обладая достаточными информационными возможностями, не использует их в полной мере для поддержания авторитета, формирования и укрепления положительного образа сотрудников4.
Сфера массовой информации, как и любая другая сфера общественной жизни, имеет определенные особенности, которые, в свою очередь, обусловливают и особенности преступности. Их природа объясняется функционированием института массовой информации, специфическими свойствами современных массово-коммуникативных технологий. Эти технологии направлены на обеспечение нормального функционирования общества, однако вместе с тем представляют для общества и немалую угрозу, которая, в частности, порождает серьезную проблему информационно-психологической безопасности населения.
Как
отмечают специалисты, манипулирование
людьми с помощью различных средств и
технологий информационно-психологического
воздействия стало чрезвычайно распространенным
в обществе. Угроза информационно-психологической
1.
Прямое, адресное (личное) вредоносное
воздействие (преступное
2.
Близкой по сущности к
3. Следующая модель причинно-следственных связей преступлений основана на известном в теории массовой коммуникации, социальной психологии и журналистике дисфункциональном «эффекте бумеранга». Мы назвали ее «самонаведение жертвы». В результате помещения, например, в газете объявления типа «продаю», «куплю», «познакомлюсь» гражданин как бы ориентирует потенциального преступника на совершение деяния.
4.
Эффект «подсказки» или
5. Следующая модель взаимосвязей — «стимуляция жертвы». Она напоминает одну из рассмотренных ранее аналогичных моделей — «приманку жертвы». Однако в данной ситуации у субъекта массовой информации отсутствует виктимизирующая цель. Стимулирующее воздействие на жертву осуществляется в силу эксцитативного характера информации, т. е. возбуждающей чувства адресата, особо привлекающей его внимание, вызывающей повышенный интерес к ее содержанию6.
Заключение
Информация о работе Средства массовой коммуникации и преступность