Влияние средств массовых коммуникаций на агрессивность детей старшего дошкольного возраст

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Широкое распространение видео и телепрограмм с сюжетами насилия на экране и фильмы ужасов делают ребенка более агрессивными и жестокими. Ввиду этого не случайно данная тема представляет собой интерес для психологической науки и обладает высокой социальной значимостью, последнее время притягивает к себе все более пристальное внимание исследователей.

Работа содержит 1 файл

!!!курсовик.doc

— 428.50 Кб (Скачать)

Рис.3 Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П.

4) Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике  «Несуществующее животное» (автор С.Л. Колосова): 28% детей имеют слабый уровень агрессивности, 28% средний, 35% высокий и 9% повышенный уровень агрессивности (см. табл.5 и Рис.4)

Таблица5.  Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике  «Несуществующее животное» (автор С.Л. Колосова)

Ф.И. ребёнка Кол-во баллов Уровень агрессивности
Слабый Средний Высокий Повышенный
1. Костя А. 9 б.        
2. Аня Б. 8 б.        
3. Рустам Г. 3 б.        
4. Дима Г. 9 б.        
5. Артём К. 1 б.        
6. Катя Л. 6 б.        
7. Коля Л. 4 б.        
8. Антон М. 11 б.        
9. Никита П. 7 б.        
10. Феликс П. 2 б.        
11. Кирилл Р. 5 б.        
12. Лера С. 6 б.        
13. Аня С. 1 б.        
14. Герман Х. 8 б.        
ИТОГО: 4 ребёнка

28%

4 детей

28%

5 ребёнка 

35%

1 реб.

9%

 
 
 

Рис.4. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике  Несуществующее животное» (автор С.Л. Колосова)

5) По результатам четырёх методик: 0% детей имеют слабый уровень агрессивности, 64% средний, 29% высокий и 79% повышенный уровень агрессивности (см. Рис.5 и табл.6):

По результатам  эксперимента  можно сделать вывод, что из 14 детей, в особом внимании  нуждаются 5 детей, у которых выявлен высокий и повышенный уровень агрессивности. Этим детям присуще такое поведение: враждебность, гнев; рассказывание историй, с элементами насилия; на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; дерутся.  

    Средний уровень агрессивности  у 9 детей, они отличаются тем,  что негативно относятся к  замечаниям, не соблюдают дисциплины, не послушны, пристают к более  слабым.

    Слабый уровень агрессивности  по результатам четырёх используемых методик не был выявлен у детей экспериментальной группы. 
 
 
 
 
 
 

Таблица 6.

 Оценка уровня  агрессивности детей-дошкольников  по четырём  методикам 

 

Ф.И.Ребёнка

Результаты  по методикам

Выводы  об уровне агрессивности
1 2 3 4
1 Костя А. СЛ СР СР В СР
2 Аня Б. В СР В В В
3 Рустам Г. В СР СЛ СЛ СР
4 Дима Г. В В В В В
5 Артём К. П СР СЛ СЛ СР
6 Катя Л. СР СЛ СР СР СР
7 Коля Л. СР СЛ СР СР СР
8 Антон М. П П П П П
9 Никита П. СР СР СР В СР
10 Феликс П. В СР СЛ СЛ СР
11 Кирилл Р. СЛ СЛ СР СР СР
12 Лера С. В СР В СР В
13 Аня С. В В СР СЛ СР
14 Герман Х. СР В СР В В
 

П-повышенный уровень агрессивности

В- Высокий  уровень агрессивности

СР- Средний  уровень агрессивности

СЛ- Слабый уровень агрессивности

Рис.5. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по  четырём методикам

       
 

Заключение

       Проведенное  теоретическое и опытно-экспериментальное исследование, посвященное проблеме агрессивного воздействия средств массовой коммуникации на личность ребёнка-дошкольника, позволяет сделать вывод о том, что агрессивное поведение детей является неоднородным феноменом, имеет различные формы проявления - в зависимости от возрастных особенностей, индивидуальных целей, а также социальных и иных причин, обусловливающих его возникновение. Кроме того, в науке не сложилось ещё единого концептуального подхода в типологии агрессивности.

     Обобщая наиболее важные достижения психического развития ребенка шести-семи лет, можно  заключить, что в этом возрасте дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития. В это время у ребёнка формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Тем самым, можно утверждать, что проявлению агрессивности в той или иной форме у ребёнка-дошкольника способствует его общее психическое развитие.

     После многочисленных и продолжительных  исследований, с использованием самых  разнообразных методов и приемов, степень влияния СМК на агрессивное поведение детей ещё не в полной мере выяснена. Более того, исследования эти носят фрагментарный (а иногда и отнюдь не научный), бессистемный характер. Однако, отдельные аргументы и конкретные результаты исследования, проведённого среди детей танцевальной группы (6-7 лет) подтверждают гипотезу, что СМК, безусловно, влияют на психику ребенка, в частности, провоцируют его на агрессивное поведение (особенно это заметно на примере детей дошкольного возраста).

     Проанализировав результаты исследования (которое отражает только в некоторой степени реальную картину проникновения в сознание и самосознание детей виртуальной агрессивности, провоцируя, тем самым, реальное её проявление через поступки, поведение, наконец, через, образ мыслей), предлагаю соответствующие рекомендации для родителей:

  • целесообразно дать рекомендации на тематическом родительском собрании, в форме беседы или занятия родительского лектория; родители должны руководствоваться адекватными нормами в отношении воспитания ребёнка, которые бы отвечали идеалам гуманизма: справедливости, долгу, чести, добродетели и формировали его как личность и как гражданина.
  • продолжительность пребывания ребёнка-дошкольника у телевизора должна находиться в чёткой взаимосвязи с его эмоциональным складом, интеллектуальными возможностями, физическими данными и т.п; большинство учёных (медики, педагоги, психологи) определяют верхний порог утомляемости дошкольника в этом аспекте как два часа; в случае перегрузки психическое и даже физическое здоровье ребёнка находится под прямой угрозой к негативному (а порой и необратимому!) развитию; поэтому нужно ограничивать телепросмотр  для малышей под разными предлогами (этического или же физиологического свойства).
  • очень важно добиться взаимопонимания и согласия с Вашим ребёнком в отношении конкретных установок (что смотреть, когда смотреть, сколько смотреть) между отдельными членами Вашей семьи (чтобы не получилась, образно говоря,   схема «лебедь, рак и щука»); ребёнку очень важно видеть цель воспитания через поведение самих взрослых и в первую очередь ближайшего окружения (мама, папа).
  • в любом случае ребёнок соизмеряет свои наблюдения, мнения, идеи со взрослыми людьми (подражание); таким образом, через подражание развивается и самостоятельные элементы в личности и психике ребёнка, что ведёт, в конечном счёте, к его собственной «продукции», к положительным эмоциям и образам, а в итоге -  и смыслу жизни.

Список  использованной литературы

  1. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния и семейных отношений. – М.: Просвещение, 1999.
  2. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. — М.: Владос, 2001.
  3. Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. — СПб.: Питер, 1997.
  4. Бюттер К. Жить с агрессивными детьми. —  М.: Просвещение, 1997.
  5. Зазнобина Л.С. Медиаобразование- М.: МИПКРО, 1996.
  6. Колосова С.Л. Детская агрессия. – СПб.: Питер, 2004.
  7. Левитов Н.Д. Психические состояния агрессии. Вопросы психологии - №6/1967.
  8. Лешли Дж. Как работать с маленькими детьми. – М.:Педагогика, 1991.
  9. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: Учебник – М.: Гардарики, 2004.
  10. Паренс Г. Агрессия наших детей. — М.: Юнити, 1997.
  11. Платонова Н.М. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004.
  12. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. — М.: Академия, 2001.
  13. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1990.
  14. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Минск.:Литера, 1996.
 
 
 
 
 
 
 

       Приложение 1

Анкета  для родителей, разработанная  Лаврентьевой Г.П. и  Титаренко Т.М. в 1992 г.

ИНСТРУКЦИЯ: «Уважаемые родители, пожалуйста, ответьте на несколько вопросов, касающихся поведения  Вашего ребенка!»

1.Временами кажется,  что в него вселился злой дух.

Да       Нет

2. Он не может  промолчать, когда чем-то недоволен.

Да       Нет 

3. Когда кто-то  причиняет ему зло, он обязательно  старается отплатить тем же.

Да       Нет

4.Иногда ему  без всякой причины хочется  выругаться.

Да       Нет

5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

Да       Нет

6.Иногда он  так настаивает на чем-то, что  окружающие теряют терпение.

Да      Нет

7. Он не прочь  подразнить животных.

Да     Нет

8. Переспорить  его трудно.

Да     Нет

9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

Да     Нет

10. Иногда у  него вспыхивает желание сделать  что-то плохое, шокирующее окружающих.

Да    Нет

11. В ответ  на обычные распоряжения стремится  сделать все наоборот.

Да    Нет

12. Часто не по возрасту ворчлив.

Да   Нет

13. Воспринимает  себя как самостоятельного и  решительного.

Да    Нет

14. Любит быть  первым, командовать, подчинять себе  других.

Да   Нет

15. Неудачи вызывают  у него сильное раздражение,  желание найти виноватых.

Да    Нет

16. Легко ссорится, вступает в драку.

Да     Нет 

17. Старается  общаться с младшими и физически  более слабыми. 

Да     Нет 

18. У него нередки  приступы мрачной раздражительности. 

Информация о работе Влияние средств массовых коммуникаций на агрессивность детей старшего дошкольного возраст