Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 20:21, курсовая работа
Широкое распространение видео и телепрограмм с сюжетами насилия на экране и фильмы ужасов делают ребенка более агрессивными и жестокими. Ввиду этого не случайно данная тема представляет собой интерес для психологической науки и обладает высокой социальной значимостью, последнее время притягивает к себе все более пристальное внимание исследователей.
Агрессивность,
связанная со структурой личности,
присуща ей (личности) всегда и проявляется
во всех формах его жизнедеятельности.
1.2 Концепции феномена детской агрессивности
Различными исследователями предложено множество определений и классификаций агрессии, но ни одни из них не могут быть признаны исчерпывающими и общеупотребительными.
Наиболее общим определением агрессии является поведение, причиняющее ущерб. Причем ущерб может быть как прямым (нападение), так и косвенным (распространение порочащих слухов). В качестве синонимов к понятию агрессии используются понятия «деструктивность», «напористость», «разрушительность», «жестокость». Термин агрессивность обозначает ситуативную или личностную склонность к разрушительному поведению. Н.Д. Левитов [7, с.18] описал состояние агрессивности как стеническое переживание гнева с потерей самоконтроля.
Теория социального научения агрессии А. Бандура [1, с.39], постулирует, что агрессивное поведение представляет собой сложную систему навыков, требующую длительного и всестороннего научения. Чтобы усвоить способы разрушительных действий, человек должен наблюдать их социальные образцы. Поощрение и наказание являются регулятором агрессивного поведения, отвечают за усиление или сдерживание деструктивных тенденций.
По формальным характеристикам в психологии выделяют следующие формы агрессивных действий: [11, с.15]
• Негативные – позитивные (деструктивные – конструктивные).
• Явные и латентные (внешне наблюдаемая агрессия – скрытая агрессия).
• Вербальные – физические (словесное нападение – физическое нападение).
• Прямые – косвенные (непосредственно направленные на объект – смещенные на другие объекты).
• Враждебные – инструментальные (с целью причинения вреда, боли другому человеку – с иными целями).
• Эго – синтонные (принимаемые личностью) – эго-дистонные (чуждые для «я», осуждаемые самой личностью).
Особую опасность для общества представляет агрессия, направленная на других детей. Психологической целью агрессии может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (манипулятивная или инструментальная агрессия).
Чаще всего агрессия вызывается словами и поступками, т.е. имеет социальный контекст. Чем выше уровень фрустрации, т.е. переживания неудачи, обиды, чем неожиданнее эта помеха, тем сильнее агрессия пострадавшего. Под фрустрацией понимается эмоционально тяжёлое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушением надежд в достижении определённой желаемой цели. [11, c.20]
Фрустрация
может вызвать две
Агрессивное поведение в ряде случаев может выступать как проявление работы защитных механизмов и служить сигналом интенсификации психологической защиты – специализированной регулятивной системой стабилизации личности, направленной на устранение или сведения до минимума чувства тревоги, связанного с осознание конфликта. Таким образом, и само агрессивное поведение ребёнка может быть защитным, и механизмы психологической защиты могут активизироваться для оправдания агрессивного поведения. Но судить о том или ином виде психологической защиты можно только по косвенным проявлениям. Отражаться на поведении может много того, что было воспринято неосознанным образом. [6, с.56]
Каждый
возрастной этап имеет специфическую
ситуацию развития. Адаптация к возрастным
требованиям нередко
Психоаналитические исследования свидетельствуют о частых приступах гнева младенцев, особенно в ситуациях, когда их потребности недостаточно учитываются. Маленькие дети, желая сохранить материнскую любовь, склонны проявлять жестокость по отношению к маленькому брату или сестре. Пик неуступчивости в дошкольном возрасте приходится на 2 года, а пик агрессивности на 3 года. В целом же детская агрессивность является обратной стороной беззащитности. Если ребёнок чувствует себя незащищённым у него рождаются многочисленные страхи. Стремясь справиться с со своими страхами он прибегает к защитно – агрессивному поведению. Другим способ преодоления страха может стать направление агрессии на себя. Аутоагрессия проявляется по – разному, например, в саморазрушительных фантазиях или идеях самонаказания [6, с.69].
В целом возрастная динамика соответствует возрастным кризисам в 3 – 4 года и 6 – 7 лет в дошкольном возрасте. Многие исследователи подчеркивают, что систематическое агрессивное поведение детей 3 – 6 лет больше обусловлено биологическими факторами (мужской пол, темперамент ребёнка, перинатальная энцефалопатия) и преимущественными нарушениями в эмоционально – волевой сфере, а также ранней эмоциональной депривацией [6, с.75].
В отечественной психологии в качестве основной причины непатологической агрессии ребёнка дошкольного возраста рассматривается педагогическая запущенность. Агрессивность очень сходна с гиперактивностью, при обоих нарушениях проявляется неспособность реализовать моторный покой и релаксацию. А отличается от гиперактивного поведения прежде всего мотивами. Агрессивные дети намеренно причиняют вред с целью исполнения собственных эгоистических интересов. Разрушительность поведения сверхактивных детей обычно ненамеренная. Однако агрессивное расстройство поведения часто соседствует с гиперактивностью. Что касается негативизма, то он является нормой детского поведения особенно в возрасте 1,5 – 2 лет. И он становиться патологическим, если фиксируется в дальнейшем поведении ребёнка [5, с.99].
Согласно
позиции отечественных учёных, существует
связь между агрессивностью детей
и свойствами их нервной системы.
Вероятность агрессии повышается, когда
нервная система
Вывод
Таким
образом, можно сделать вывод
о том, что агрессивное поведение
детей является неоднородным феноменом,
имеет различные формы
1.3 Возрастные психологические особенности агрессивности детей старшего дошкольного возраста
У ребёнка в возрасте 6 – 7 лет идет очень интенсивное развитие центральной и периферической нервной системы, сердечно-сосудистой системы, дыхательного аппарата, опорно-мышечного аппарата, эндокринной системы. С одной стороны, дети делаются сильнее, выносливее, с другой стороны, возникает переутомление и эмоциональное перенапряжение. Противоречивость развития 6-летнего ребенка можно с полной уверенностью сравнить с серьезностью противоречий подросткового возраста.
Что касается психических
Подобные возрастные
Формирование воображения находится в непосредственной зависимости от развития речи ребенка. Воображение в этом возрасте расширяет возможности ребенка во взаимодействии с внешней средой, способствует ее освоению, служит вместе с мышлением средством познания действительности. Развитие представлений во многом характеризует процесс формирования мышления, становление которого в этом возрасте в значительной степени связано с совершенствованием возможности оперировать представлениями на произвольном уровне. Эта возможность существенно повышается к шести годам, в связи с усвоением новых способов умственных действий. Дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления [9, с.35].
Н.Н.Поддъяков показал [6, с 42], что в возрасте четырех-шести лет происходит интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и воздействия на них с целью изменения. Данный уровень умственного развития, то есть наглядно-действенное мышление, является как бы подготовительным. Он способствует накоплению фактов, сведений об окружающем мире, созданию основы для формирования представлений и понятий.
При выполнении волевых действий значительное место продолжает занимать подражание, хотя оно становится произвольно управляемым. Вместе с тем, все большее значение приобретает словесная инструкция взрослого, побуждающая ребенка к определенным действиям. У старшего дошкольника отчетливо выступает этап предварительной ориентировки. Игра и требует заранее выработать определенную линию своих действий. Поэтому она в значительной степени стимулирует совершенствование способности к волевой регуляции поведения. Носителем норм и правил ребенок считает взрослого, однако при определенных условиях в этой роли может выступать и он сам. При этом его активность в отношении соблюдения принятых норм повышается.
Основой первоначальной самооценки является умение сравнивать себя с другими детьми. Как отмечает Г.А.Урунтаева, для шестилеток характерна в основном не дифференцированная завышенная самооценка. К семилетнему возрасту она дифференцируется и несколько снижается. Появляется отсутствующая ранее оценка сравнивания себя с другими сверстниками. Недифференцированность самооценки приводит к тому, что ребенок шести-семи лет рассматривает оценку взрослым результатов отдельного действия как оценку своей личности в целом, поэтому использование порицаний и замечаний при обучении детей этого возраста должно быть ограничено. В противном случае у них появляется заниженная самооценка, неверие в свои силы [12, с 58].
Вывод
Обобщая
наиболее важные достижения психического
развития ребенка шести-семи лет, можно
заключить, что в этом возрасте дети
отличаются достаточно высоким уровнем
умственного развития. В это время
у ребёнка формируется определенный объем
знаний и навыков, интенсивно развивается
произвольная форма памяти, мышления,
воображения, опираясь на которые можно
побуждать ребенка слушать, рассматривать,
запоминать, анализировать. Тем самым,
можно утверждать, что проявлению агрессивности
в той или иной форме у ребёнка-дошкольника
способствует его общее психическое развитие.