Роль средств массовой коммуникации в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:30, контрольная работа

Описание работы

Массовая коммуникация тесно связана с "паблик рилейшнз" (ПР) — "связями с
общественностью", возникшими в США в 1903 г. «Сейчас 80% из 300 крупнейших компаний США имеют отдел "паблик рилейшнз" и одноименный курс преподается в 350 колледжах. В России эта деятельность получила новый "импульс в связи с социально-экономическими реформами и активизацией взаимодействия между управленческими и общественными структурами в области общечеловеческих социальных ценностей и глобальных проблем, таких, как экология, этика, религия, образование, культура и др. »В понятии "общественные связи и отношения", отражена специфика когнитивного и прагматического уровней деятельности

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
Общие характеристики коммуникаций………………………………. 4
Коммуникация как процесс…………………………………………… 6
Изменение роли коммуникаций в информационном обществе……. 10
Вывод…………………………………………………………………………..15
Список литературы

Работа содержит 1 файл

ОТК2.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Государственное Образовательное Учреждение

Высшего Профессионального Образования

Пензенский  Государственный Университет 
 

Факультет заочного обучения

Кафедра «Коммуникационный менеджмент» 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Основы теории коммуникации»

на тему: «Роль средств массовой коммуникации в обществе» 
 

Автор: студентка  группы 09ЗИЖ61, Смочек Кристина Викторовна 

________ ________

Руководитель: доцент, Карпова Маргарита Константиновна 

________ ________ 
 
 

Защищена с оценкой: _________ 
 
 
 

Пенза, 20___. 

Содержание:

Введение………………………………………………………………………. 3

  1. Общие характеристики коммуникаций………………………………. 4
  2. Коммуникация как процесс…………………………………………… 6
  3. Изменение роли коммуникаций в информационном обществе……. 10

Вывод…………………………………………………………………………..15

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Введение

        Массовая  коммуникация тесно связана с "паблик рилейшнз" (ПР) — "связями с 

    общественностью", возникшими в США в 1903 г. «Сейчас 80% из 300 крупнейших компаний США имеют отдел "паблик рилейшнз" и одноименный курс преподается в 350 колледжах. В России эта деятельность получила новый "импульс в связи с социально-экономическими реформами и активизацией взаимодействия между управленческими и общественными структурами в области общечеловеческих социальных ценностей и глобальных проблем, таких, как экология, этика, религия, образование, культура и др. »В понятии "общественные связи и отношения", отражена специфика когнитивного и прагматического уровней деятельности [1, с.67].

        Традиционно под PR понимается управленческая деятельность, целью которой является установление взаимовыгодных отношений между государственными или частными структурами и общественностью, от которой во многом зависит успех функционирования этих структур. В прагматическом аспекте  подчеркивается умение воздействовать на общественное мнение в интересах фирмы таким образом, который убеждает потребителя, что деятельность фирмы осуществляется прежде всего ради его благополучия, комфорта, экономии времени и т.п. На первый взгляд, это — рекламная деятельность, предполагающая, действительно, соединение науки и искусства. Другие специалисты утверждают, что PR и реклама связаны лишь функцией воздействия на широкую аудиторию — убеждения во взаимовыгодном и гармоничном сотрудничестве. Различие состоит в том, что основной функцией PR является управленческая и приоритет отдается межличностной коммуникации. На отдельных предприятиях для внутренней коммуникации имеются замкнутые системы радиовещания и телевидения[1,с. 67].

        Результативность коммуникации складывается из многих компонентов. Она зависит и от выбора слов и речевых образцов, принятых в деловой сфере коммуникации, и от правильной ориентации на тип коммуникации (межличностной, внутригрупповой или массовой).

        Коммуникативная сфера "связи с общественностью" не сводится к узкому пониманию PR.

        Она представляет собой «взаимодействие  общественных и управленческих структур различного типа (государственных и  частных) в областях, связанных с  познавательной деятельностью людей, с наивысшими социальными ценностями общества, определяющими его духовное развитие и технологический прогресс, в частности, в области экологии, этики, науки, культуры и др. В рамках данной коммуникативной сферы устанавливаются не только взаимовыгодные связи, но и гармоничные общественные отношения, конечной целью которых является социальная интеграция общества и социальные изменения на благо общества». По мнению известного в стране и за рубежом специалиста в области коммуникации, профессора амстердамского университета Д.Макквейла, такие цели реализуются на уровне массовой коммуникации, функцией рекламы является продвижение товара на рынок и опора на массовую коммуникацию при помощи средств массовой информации[1, с. 68].

    1. Общие характеристики коммуникаций.

    Коммуникация у человека протекает в основном в рамках двух основных каналах: вербального и визуального. Именно в этой области чувств у человека оказались более совершенные порождающие и анализирующие аппараты. Собака, к примеру, может различать сорок тысяч вариантов запаха, что недоступно человеку. Механизмы анализа и порождения должны дополняться соответствующими механизмами запоминания[2,с. 32]. 

    Коммуникативные процессы в соответствии с моделью Г. Бейтсона идут на двух уровнях: коммуникативном и метакоммуникативном. Коммуникативный уровень понимается стандартно, а метакоммуникативный уровень задает модус передаваемого сообщения. Г. Бейтсон пришел к своей теории, наблюдая над играми обезьян. Его интересовал вопрос, как обезьяны понимают в конкретном случае, что покусывание — это не ссора, а игра. Ответ состоял в том, что обезьяна передает мета-коммуникативное сообщение, дающее нужную интерпретацию передаваемому содержанию. Шизофреник, как он считает, не владеет метакоммуникативным инструментарием, поэтому не может адекватно интерпретировать получаемые сообщения. Например, он не может понимать шуток и тем самым выпадает из процесса обычной коммуникации[2, с. 33].

    Метакоммуникативные процессы должны соотноситься с теми или иными жанрами, с теми или иными типами дискурсов. Метакоммуникативные правила, требуют в одном случае порождать информацию, в другом — только получать ее. Определенные речевые ритуалы серьезным образом предопределяют наше поведение в этом смысле.

    Коммуникация  может быть иерархической (с приоритетностью прямой связи) и демократической (с приоритетностью обратной связи). Для иерархической схемы важен приказ, для демократической - убеждение. Для иерархической схемы наиболее важна чистота канала связи, поскольку в ней сообщение, если достигнет получателя, всегда будет выполнено. Не так обстоит дело с демократической схемой, теперь получатель имеет право выбора: выполнять или нет поступившее сообщение. Это связано с еще одним отличием: в рамках иерархической коммуникации перед нами сцепка "начальник — подчиненный", у подчиненного нет иного выбора кроме послушания. В демократической схеме мы имеем дело со свободным человеком.

Вышеперечисленные различия мы можем представить в  виде следующей таблицы[2,с. 34]:

 
 
Иерархическая коммуникация  Демократическая коммуникация 
приоритетная  связь  прямая  обратная 
получатель   подчиненный  свободный человек  
коммуникативное действие  приказ  убеждение 
тип коммуникации  монолог  диалог 
текст   один  много 
 

       Можно считать, что эти два типа коммуникации принадлежат к разным социальным структурам: государству и обществу. Как считал Б. Чичерин, государство заинтересовано в единстве, общество — в разнообразии. Отсюда и возникает вышеотмеченная ориентация на монолог, который должен по сути блокировать действия другого, или диалог, разрешающий подобные речевые или неречевые действия.

       И реклама, и паблик рилейшнз порождают  свои тексты в режиме общественной (демократической) коммуникации. Отсюда следует сложность этого процесса, поскольку такое порождение может идти в агрессивной коммуникативной среде из-за одновременного существования других источников информации. То есть это порождение сообщения в условиях, когда одновременно существует порождение противоречащих ему сообщений[2, с. 38]. 

    1. Коммуникация как процесс

       Под коммуникацией мы будем понимать процессы перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы. Исторически коммуникацией было именно это: принуждение другого к выполнению того или иного действия. То есть для коммуникации существенен переход от говорения Одного к действиям Другого. Именно ради этого реализуется передача значений между двумя разными автономными системами, которыми являются два человека. Можно еще отметить, что речь идет о характерном для коммуникативных систем несовпадении входа и выхода. И именно этот аспект коммуникации важен и для рекламы, и для паблик рилейшнз. В стандартном коммуникативном акте также важны именно невербальные реакции на сообщение, поскольку наиболее значимые проявления восхищения, удивления, ненависти и т.д. имеют подчеркнуто редуцированный вербальный компонент в виде разнообразных междометий[2,с. 15].

       Если  о коммуникации мы говорим как  о перекодировке вербального в невербальное, то письменность возникает из обратного действия: перекодировки невербальных характеристик в вербальные. Например, письменность в древнем Китае возникает именно для процессов социального управления хозяйственными ситуациями. Мир требовал счета и управления, и письменная фиксация облегчила этот процесс. Мы можем изобразить эти два процесса разнонаправленной перекодировки следующим образом[2, с. 15]:

       Коммуникация вербальные — невербальные 

       Письменность       невербальные — вербальные

       Современная действительность может создавать  длинные вербальные тексты, которые уже не связаны непосредственно с процессами перехода в невербальную сферу. Это, например, литература. Но если быть более точным, то литература именно таким образом и трактуется тоталитарными государствами как воспитывающая и перевоспитывающая вербальная реальность.

       Миф — это, завершенный текст. Он известен заранее, и в этом его сильная сторона, позволяющая прогнозировать его будущее развитие. Литературный текст слабо прогнозируем с точки зрения читателя. Миф полностью прогнозируем. Это вербальная сторона ритуала. Ритуал и миф описывают одну точку реальности, только с разных позиций: миф — с вербальной стороны, ритуал — с невербальной. Ритуал представляет собой известный порядок действий, требующий его выполнения. Если в литературе заложена эстетика новизны, то в ритуале — эстетика повтора[2, с. 18].

       Рекламный текст (как и сфера паблик рилейшнз) вновь восстанавливает статус невербального  компонента. Современные ритуалы  являются вырожденными, они занижают роль как вербального, так и невербального компонентов. Это связано с исчезновением особого безальтернативного статуса современного ритуала. Современное общество принципиально альтернативно — для него характерной является альтернативная коммуникативная среда. Любое сообщение может быть заменено любым другим. Общество прошлого стремилось к уникальности коммуникативных процессов[2, с. 19].

       Тоталитарное  общество возвращается к системе  уникальных коммуникативных процессов, соответственно, возрастает значимость ритуала. Торжественное собрание в честь -надцатилетия Великой Октябрьской социалистической революции выполняла главную функцию ритуальной коммуникации — делала сакральными необходимые отсылки на прошлое, задавая сакральную периодичность времени.

       Литература  также может рассматриваться как преувеличение определенных характеристик, которое можно реализовать за счет отвлечения от несущественных с точки зрения темы характеристик в пользу значимых. Только такое преувеличенное воздействие может влиять на, в определенной степени, инерционные системы, к которым можно отнести массовое сознание. Только сегодня в условиях конкурентной борьбы мы стали больше внимания уделять инновациям. Сопоставление инновационных и инерционных систем даст нам следующие результаты[2, с. 20]:

 
 
инерционные системы  инновационные системы 
отношение ко времени  более важен  взгляд в прошлое  профессионально заняты будущим 
оценка  будущего  будущее - это  вновь повторяющееся прошлое  будущее возникает  впервые 
тип лидера  "аксакал" (лидер старых норм)  креативная  личность, которой приходится прощать экстравагантности 
тип аргументов  значимо то, что  уже было (например, "возврат к ленинским традициям)  значимо новое 

Информация о работе Роль средств массовой коммуникации в обществе