Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 15:51, курсовая работа
В современном мире значительно увеличивается скорость обмена информацией и владение средствами ее распространения. А так же увеличивается влияние средств массовой коммуникации на развитие человека. Но можно ли быть уверенным в том, что влияние это во благо, а не во вред? Что люди, владеющие средствами массовой коммуникации, не применяют их с целью эксплуатации, манипулирования, господствования и развращения? И что так называемое развитие человечества – это эволюция, а не деградация?
Введение
Глава1. Коммуникация.
Понятие и основные виды коммуникации.
Типология коммуникаций.
Глава 2. Массовая Коммуникация.
2.1 Понятие и сущность массовой коммуникации.
2.2 основные функции массовой коммуникации.
Глава 3. Средства Массовой Коммуникации.
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Глава1. Коммуникация.
Глава 2. Массовая Коммуникация.
2.1 Понятие и
сущность массовой
2.2 основные функции массовой коммуникации.
Глава 3. Средства Массовой Коммуникации.
Заключение
Список литературы
Введение
В современном мире значительно возросло внимание к такому социальному явлению, как коммуникация.
Ни для кого не секрет, что мы,
люди, живем в обществе, и нам
приходится так или иначе
Коммуникация между людьми существовала
во все времена, а сейчас просто появились
технические средства ее реализации,
такие, например, как телевидение, радио,
интернет… С их помощью стало
возможным налаживание
Массовая коммуникация развивается и по сей день, - увеличивается скорость обмена информацией и владение средствами ее распространения. А так же увеличивается влияние средств массовой коммуникации на развитие человека. Но можно ли быть уверенным в том, что влияние это во благо, а не во вред? Что люди, владеющие средствами массовой коммуникации, не применяют их с целью эксплуатации, манипулирования, господствования и развращения? И что так называемое развитие человечества – это эволюция, а не деградация?
Чтобы ответить на эти вопросы, нужно разобраться в том, что же такое массовая коммуникация на самом деле, какова ее реальная сущность, средства, функции средств массовой коммуникации, а так же их роль в современном обществе.
Глава 1. Коммуникация.
Термин «Communication» (от лат. Comunicare – делать общим, связывать) означает Любой процесс передачи сообщения. В человеческом обществе эти сообщения могут передаваться как вербальными, так и невербальными средствами.
Вербальная коммуникация для человека является основным и универсальным способом общения, так как использует в качестве своей знаковой системы речь.1 С помощью вербальной коммуникации можно передать значительно больший объем информации, а возможность потери смысла передаваемого гораздо меньше, чем с помощью невербальной.
И тем не менее она очень важна. Ведь невербальная коммуникация – это тоже общение, тот же обмен информацией, только не с помощью слов, а с помощью жестов, мимики, различных сигнальных и знаковых систем.
Невербальная коммуникация может
дополнять и усиливать
Как считал Маршал Маклюэн, всё в этом мире может быть средством коммуникации, так как любой предмет и любое действие является сообщением.2
Передавать сообщения в
Все люди используют невербальную коммуникацию, и зачастую делают это неосознанно, демонстрируя окружающим свое истинное отношение и настроение. Но некоторые люди имеют врожденную способность к эффективной невербальной коммуникации. Они хорошо умеют контролировать выражение своего лица, положение тела и рук…
Существует огромное многообразие коммуникационных процессов. Коммуникации, будь они вербальные или не вербальные, могут осуществляться между отдельными людьми, группами, внутри групп и т.п. Они могут охватывать аспекты абсолютно любой деятельности, осуществляться среди людей разного пола, возраста, принадлежащих разным национальностям и проживающих на разных континентах.
Разнообразие коммуникационных процессов требовало проведения их классификации. На данный момент выделяют шесть основных типов коммуникации.
Внутриличностный -это такой тип коммуникации, при котором индивид является и посылающей, и принимающей информацию стороной. Он как бы вступает во «внутренний диалог» с самим собой.3 При этом его чувства и мысли становятся посланием, а мозг, обрабатывая их, действует, как канал. Так образуется обратная связь – главный признак коммуникации.
Межличностный – самый распространенный
тип коммуникации, при котором
обмен информацией
Внутригрупповой тип коммуникации понимается, как немного более сложный процесс, так как предполагает общение сразу с несколькими людьми. Общение это происходит внутри какой-либо малой социальной группы, и главной целью такого общения является достижение взаимопонимания, осуществление взаимозависимых действий и решение совместных задач.
Если социальная группа большая
и имеет достаточно самостоятельные
подгруппы, отношения между этими
подгруппами можно назвать
Еще один тип коммуникации, который может осуществляться, как внутри групп, так и между ними, носит название Межкультурный тип коммуникации. Главная особенность его в том. Что коммуникаторами являются представители разных культур. Проблема межкультурной коммуникации сводится к тому, как различия в языке, мышлении и поведении представителей разных культур оказывают влияние на характер восприятия, оценки и межличностные отношения.5
И, наконец, последний тип коммуникации в данной типологии –Публичный. Под ним обычно понимают вид устного общения, при котором информация в обстановке официальности передается значительному числу слушателей. Для публичной коммуникации характерна передача информации, которая затрагивает общественный интерес. Перелает эту информацию обычно человек, обладающий определенным социальным статусом. А аудитория, которой предназначается эта информация, обязательно находится в поле зрения говорящего.6
Глава 2. Массовая Коммуникация.
2.1 Понятие и сущность массовой коммуникации.
Как писал А. В. Манойло в своей книге «Государственная информационная политика в особых условиях» , Массовая Коммуникация – это совокупность открытых, упорядоченных процессов передачи социально значимой информации, поддающихся целенаправленному регулированию и использующихся правящей элитой для утверждения определенных духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.7
Из данного определения
- наличие информации, социально значимой;
- массовая аудитория, которой
предназначается эта
- наличие технических средств,
обеспечивающих регулярность
- и возможность выбора этих средств.
Рассмотрим эти условия подробнее.
1. Чтобы донести до массовой
аудитории какую-либо
2. Следовательно, вторым
важным условием
3. Конечно технические
средства распространения
4. К счастью, человек
сам может выбирать, какими средствами
массового воздействия ему
Если вернуться к определению
массовой коммуникации, можно увидеть,
что передача и распространение
любой социальнозначимой
Все сведения, которые распространяются в обществе, представляют собой информационное воздействие на массовое сознание. Распространяются они по сути с помощью средств массовой информации. СМИ обеспечивают регулярность и тиражированность информации, повышают мотивированность аудитории, и благодаря этому являются мощным механизмом воздействия на нее. СМИ считаются официальным источником информации, к которому массовая аудитория имеет доверие. Информация, распространяемая по средствам СМИ, считается «правильной». И этим открыто пользуются политические силы общества.8 Поэтому, очень важно, чтобы пользовались они этим не только для достижения своих целей. А на благо населения. Пусть даже через влияние и давление.
2.2 основные функции массовой коммуникации.
В отечественной психолингвистике выделяют четыре основные функции МК, одной из которых как раз является функция социализации личности, или по-другому, воспитательная функция привития личности тех черт, которые желательны для общества. Так же это оптимизация деятельности общества за счет ориентации на социальное общение, позволяющее изменить коллективную деятельность; функция контакта, которая играет роль в формировании группового сознания; и функция социального контроля через использование социальных норм, этических и эстетических требований. Сейчас эта функция носит название Регулирующая. Сущность ее немного ужесточилась. Она в прямом смысле слова являет собой полный контроль над обществом.
Помимо регулирующей, сейчас выделяют:
- информационную функцию.
Она предоставляет массовому читателю, слушателю и зрителю актуальную информацию о самых различных сферах деятельности - деловой, научно-технической, политической, юридической, медицинской и т.п..
- и культурологическую.
Она прививает населению определенные нормы, вкусы, убеждения…
Так же некоторые социологи
отдельно выделяют функцию развлечения,
включающую в себя эмоциональную
разрядку, организацию досуга индивида,
уход от проблем, получение эстетического
наслаждения. Хотя, наверное, ее можно
отнести и к функции
Помимо упомянутых выше разделений на функции массовой коммуникации существует множество других классификаций. Так как мнения ученых во многом расходятся. Но все подходы объединяет понимание социальной сущности массовой коммуникации как мощного средства воздействия на общество с целью оптимизации его деятельности, социализации индивида и интеграции общества.
Глава 3. Средства Массовой Коммуникации.
Средства массовой коммуникации – это способы распространения информационных сообщений на большие территории.