Влияние средств массовых коммуникаций на агрессивность детей старшего дошкольного возраст

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Широкое распространение видео и телепрограмм с сюжетами насилия на экране и фильмы ужасов делают ребенка более агрессивными и жестокими. Ввиду этого не случайно данная тема представляет собой интерес для психологической науки и обладает высокой социальной значимостью, последнее время притягивает к себе все более пристальное внимание исследователей.

Работа содержит 1 файл

!!!курсовик.doc

— 428.50 Кб (Скачать)

Да      Нет 

19. Не считается  со сверстниками, не уступает, не  делится. 

Да      Нет 

20. Уверен, что  любое задание выполнит лучше  всех.

Да     Нет  
 
 
 
 

       Приложение 2

Беседа  с детьми на тему: «Я и телевизор»

(авторская  разработка В.Д.  Пурина)

УТВЕРЖДЕНИЯ:

1. Тебе предложили  на выбор посмотреть по телевизору:

   а) Мультфильм «Вини Пух в гостях у кролика»;

   б) Мультфильм «Человек – Паук»;

   в) Мультфильм «Дикая семейка Торнберри»;

   г) свой вариант_____________________________________________________________.

2) Какую взрослую  передачу по телевизору ты  смотришь с большим удовольствием:

   а) «В мире животных»;

   б) «Пусть говорят»;

   в) «Криминальная  хроника»;

   г) свой вариант_____________________________________________________________.

3) В каком  телевизионном фильме ты хотел  бы сняться:

   а) «Приключения Электроника»;

   б) «Менты»;

   в) «Мортал  Комбат смертельная битва»;

   г) свой вариант_____________________________________________________________.

4) Если бы  ты был главным режиссёром  про что бы ты придумал детскую  передачу:

   а) про  дружбу между людьми;

   б) про  драки между людьми;

   в) детский  боевик;

   г) свой вариант_____________________________________________________________. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Приложение 3

Структурализированное наблюдение (методика диагностики агрессивного поведения детей, разработанная Лаврентьевой Г.П.)

Фрагменты:

1. Рассерженный «впадает в бешенство».

2. Держится в  дали от взрослых, даже тогда,  когда чем-то задет или в  чем то подозревается.

3. Ведет себя  подобно «настороженному животному».

4. Постоянно  нуждается в помощи и контроле  со стороны педагога.

5. Рассказывает  фантастические, вымышленные истории с элементами насилия.

6. В ответ  на приветствие выражает злость  или подозрительность.

7. Портит общественную  и личную собственность.

8. Негативно  относится к замечаниям.

9. Раз или  два был замечен в воровстве  сладостей, ценных предметов.

10. «Дикий взгляд».  Смотрит исподлобья.

11. Очень непослушен, не соблюдает дисциплины.

12. Кричит, угрожает, оскорбляет.

13. Ведет себя  непристойно.

14. «Играет героя», особенно когда ему делают  замечание.

15. Подражает  хулиганским проделкам других.

16. Прячет или  уничтожает предметы, принадлежащие  другим детям.

17. Пристает к  более слабым.

18. Дерется не  соответствующим образом 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                Приложение 4

Методика  “Рисунок несуществующего  животного”

(автор  Колосова С.Л.)  

     Интерпретация методики

          Положение рисунка на листе:  норма — рисунок расположен  по центру листа. Положение  рисунка ближе к верхнему краю  листа — высокая самооценка, недовольство  своим положением в социуме,  недостаточное признание со стороны  окружающих, претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению. Положение рисунка в нижней части — неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, отсутствие тенденции к самоутверждению.

          Центральная смысловая часть  фигуры – голова: голова повернута  вправо — устойчивая тенденция  к деятельности, действенности. Испытуемый  активно переходит к реализации  своих планов, наклонностей.

     Голова  повернута влево — тенденция  к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия. Нередко боязнь перед активным действием и нерешительность. Положение "анфас", т.е. голова направлена на рисующего - эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств — уши, рот, глаза. Деталь "уши" — заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ — большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ — чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный — легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессивность, в большинстве случаев — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

          Глаза: это символ присущего  человеку переживания страха: подчеркивается  резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — истероидно - демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы — также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения. Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих. На голове также иногда располагаются дополнительные детали: рога — защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками — когтями, щетиной, иглами — характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья — тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

          Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда — постамент): рассматривается основательность  этой части по отношению к  размерам всей фигуры и по форме:

     а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения  и значимую информацию;

     б) поверхностность суждений, легкомыслие  в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).

     Обратить  внимание на характер соединения ног  с корпусом: точно, тщательно или  небрежно, слабо соединены или  не соединены вовсе — это характер контроля за рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы лап, любых элементов опорной части — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей — своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии). Части, поднимающиеся над уровнем фигуры, могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали — энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, “самораспространение” с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению Детали-символа — крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали — демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

          Хвосты: выражают отношение к  собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции — судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо — отношение к своим действиям и поведению. Влево — отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

          Контуры фигуры: анализируются по  наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная — если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой — если имеет место затемнение, “запачкивание” контурной линии; с опасением, подозрительностью — если выставлены щиты, “заслоны”, линия удвоена. Направленность такой защиты — соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры — против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур — защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры — недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое — элементы “защиты”, расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа — больше в процессе деятельности (реальной), слева — больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

          Общая энергия: оценивается количество  изображенных деталей —только  ли необходимое количество, чтобы  дать представление о придуманном  несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья  и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, — или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае — экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание (то же самое подтверждается характером линии — слабая паутинообразная линия, “возит карандашом по бумаге”, не нажимая на него). Обратный же характер линий — жирная с нажимом — не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) — резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).

          Оценка характера линии (дубляж  линии, небрежность, неаккуратность  соединений, “островки” из находящих  друг на друга линий, зачернение частей рисунка, “запачкивание”, отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же — фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

          Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих и нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему “Я”, представление о собственном положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего. Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности “очеловечивания” животного. Механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п. Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, зубы, клювы. Фигура круга (особенно — ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

Информация о работе Влияние средств массовых коммуникаций на агрессивность детей старшего дошкольного возраст