Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 20:21, курсовая работа
Широкое распространение видео и телепрограмм с сюжетами насилия на экране и фильмы ужасов делают ребенка более агрессивными и жестокими. Ввиду этого не случайно данная тема представляет собой интерес для психологической науки и обладает высокой социальной значимостью, последнее время притягивает к себе все более пристальное внимание исследователей.
Да Нет
19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
Да Нет
20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
Да
Нет
Приложение 2
Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор»
(авторская разработка В.Д. Пурина)
УТВЕРЖДЕНИЯ:
1. Тебе предложили
на выбор посмотреть по
а) Мультфильм «Вини Пух в гостях у кролика»;
б) Мультфильм «Человек – Паук»;
в) Мультфильм «Дикая семейка Торнберри»;
г) свой
вариант_______________________
2) Какую взрослую
передачу по телевизору ты
смотришь с большим
а) «В мире животных»;
б) «Пусть говорят»;
в) «Криминальная хроника»;
г) свой
вариант_______________________
3) В каком телевизионном фильме ты хотел бы сняться:
а) «Приключения Электроника»;
б) «Менты»;
в) «Мортал Комбат смертельная битва»;
г) свой
вариант_______________________
4) Если бы
ты был главным режиссёром
про что бы ты придумал
а) про дружбу между людьми;
б) про драки между людьми;
в) детский боевик;
г) свой
вариант_______________________
Приложение 3
Структурализированное наблюдение (методика диагностики агрессивного поведения детей, разработанная Лаврентьевой Г.П.)
Фрагменты:
1. Рассерженный «впадает в бешенство».
2. Держится в дали от взрослых, даже тогда, когда чем-то задет или в чем то подозревается.
3. Ведет себя
подобно «настороженному
4. Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны педагога.
5. Рассказывает фантастические, вымышленные истории с элементами насилия.
6. В ответ
на приветствие выражает
7. Портит общественную и личную собственность.
8. Негативно относится к замечаниям.
9. Раз или два был замечен в воровстве сладостей, ценных предметов.
10. «Дикий взгляд». Смотрит исподлобья.
11. Очень непослушен, не соблюдает дисциплины.
12. Кричит, угрожает, оскорбляет.
13. Ведет себя непристойно.
14. «Играет героя», особенно когда ему делают замечание.
15. Подражает хулиганским проделкам других.
16. Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям.
17. Пристает к более слабым.
18. Дерется не
соответствующим образом
Методика “Рисунок несуществующего животного”
(автор
Колосова С.Л.)
Интерпретация методики
Положение рисунка на листе:
норма — рисунок расположен
по центру листа. Положение
рисунка ближе к верхнему краю
листа — высокая самооценка, недовольство
своим положением в социуме,
недостаточное признание со
Центральная смысловая часть
фигуры – голова: голова повернута
вправо — устойчивая тенденция
к деятельности, действенности. Испытуемый
активно переходит к
Голова повернута влево — тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия. Нередко боязнь перед активным действием и нерешительность. Положение "анфас", т.е. голова направлена на рисующего - эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств — уши, рот, глаза. Деталь "уши" — заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ — большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ — чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный — легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессивность, в большинстве случаев — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).
Глаза: это символ присущего
человеку переживания страха: подчеркивается
резкой прорисовкой радужки.
Несущая, опорная часть фигуры
(ноги, лапы, иногда — постамент):
рассматривается
а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;
б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).
Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе — это характер контроля за рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы лап, любых элементов опорной части — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей — своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии). Части, поднимающиеся над уровнем фигуры, могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали — энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, “самораспространение” с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению Детали-символа — крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали — демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).
Хвосты: выражают отношение к
собственным действиям,
Контуры фигуры: анализируются по
наличию или отсутствию
Общая энергия: оценивается
Оценка характера линии (
Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих и нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему “Я”, представление о собственном положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего. Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности “очеловечивания” животного. Механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п. Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, зубы, клювы. Фигура круга (особенно — ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.