Влияние русских народных традиций на самосознание детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. На рубеже XX — XXI веков российское общество пережило глобальные изменения, а именно кризис национального самосознания. Важнейшей задачей сегодняшнего дня является сохранение общенационального единства России, духовное оздоровление общества, что невозможно без воспитания национального самосознания. Уникальным и органичным ресурсом в решении этой задачи является народная традиционная культура, содержащая идеи и смыслы, знаковые системы, выполняющие функции социальной ориентации, обеспечивающие консолидацию общества и помогающие восстановлению культурной преемственности и этнической идентичности.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы изучения влияния русских народных традиций на самосознание детей старшего дошкольного возраста
1.1 Исторические условия и особенности формирования русских традиций
1.2 Основы русских народных традиций, их классификация и значение в воспитании детей старшего дошкольного возраста
1.3 Проблема самосознания в психологии. Особенности самосознания у детей старшего дошкольного возраста
1.4 Взаимосвязь русских народных традиций с национальным самосознанием детей старшего дошкольного возраста
Глава II. Практическая работа по формированию национального самосознания детей старшего дошкольного возраста
2.1 Организация исследования
2.2 Результаты констатирующего этапа эксперимента
2.3 Программа формирующего этапа эксперимента
2.4 Результаты контрольного этапа эксперимента
Заключение

Работа содержит 1 файл

овая работа Влияние русских народных традиций на самосознание детей старшего дошкольного возраста..doc

— 684.50 Кб (Скачать)

Нами были организованы:

1.  констатирующий этап эксперимента по выявлению начального уровня сформированности самосознания старших дошкольников, в котором участвовало 40 детей старшего дошкольного возраста, из этих детей была сделана выборка 20-ти детей в экспериментальную группу;

2.  формирующий этап эксперимента в ходе, которого была проведена работа по формированию самосознания 20-ти старших дошкольников на занятиях по ознакомлению детей с русской народной культурой;

3.  контрольный этап эксперимента по диагностике конечного уровня сформированности самосознания детей старшего дошкольного возраста, в котором участвовали 20 детей из экспериментальной и 20 детей из контрольной группы.

 

2.2 Результаты констатирующего этапа эксперимента

 

Образ -Я и его представление о себе характеризуется через степень выраженности у него таких психических свойств, как самоконтроль, незащищенность, тревожность, агрессивность, недоверие к себе, чувство неполноценности, враждебность, конфликтность (фрустрация), трудности общения, депрессивность, демонстартивность, инфантильность, общительность и самооценка.

Для диагностики начального уровня самосознания детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп нами была использована диагностическая методика изучения уровня самосознания Урунтаевой Г.А. и Афонькиной Ю.А. [52], оценивающая то, насколько дети старшего дошкольного возраста осознают свои желания, предпочтения, выделяют и фиксируют свою деятельность в сознании.

Вопросы к опроснику диагностической методики:

1.  Что ты любишь больше всего на свете?

2.  Чем бы стал(а) заниматься, если бы тебе разрешили делать все?

3.  Расскажи о своем любимом занятии: как ты играешь, гуляешь?

4.  Расскажи, что ты больше всего не любишь?

5.  Тебе все нравится в детском саду?

6.  Представь, есть волшебник и он исполнит любое твое желание, что ты хочешь попросить?

В нашем констатирующем этапе эксперимента участвовало 40 детей старшего дошкольного возраста – 20 детей в экспериментальной группе и 20 детей в контрольной.

Полученные данные опросника к диагностической методике изучения уровня самосознания Урунтаевой Г.А. и Афонькиной Ю.А [52] регистрировались в таблицах №1 и №2 (см. Приложение 1).

После заполнения таблиц мы выявляли соотношение вариантов ответов в экспериментальной и контрольной группах, выделяя наиболее значимые и распространенные в каждой группе.

Контрольная группа

отсутствие ответа - 7 человек (35%)

стереотипное повторение одного ответа - 2 человека (10%)

перечисление режимных моментов - 8 человек (40%)

сообщения о своих действиях и развернутый рассказ о прошлых и будущих событиях - 3 человека (15%)

Экспериментальная группа

отсутствие ответа - 6 человек (30%)

стереотипное повторение одного ответа - 1 человек (5%)

перечисление режимных моментов - 9 человек (45%)

сообщения о своих действиях и развернутый рассказ о прошлых и будущих событиях– 4 человека (20%).

Результаты, констатирующего этапа эксперимента, отраженные в таблице №3 (см. Приложение 3), дали нам данные о начальном уровне развития самосознания старших дошкольников в экспериментальной (20 детей) и контрольной (20 детей) группах. Уровень развития сознания желаний и предпочтений старшими дошкольниками в начале нашего исследования находился примерно на одном уровне, фиксируясь в большинстве случаев у детей обеих групп на перечислении режимных моментов.

На втором месте по встречаемости соответствующих типов ответов –отсутствие ответа и на третьем месте – сообщение детьми о своих действиях и развернутый рассказ о прошлых и будущих событиях.

На рисунках 1 и 2 можно увидеть процентное соотношение ответов детей старшего дошкольного возраста к опроснику диагностической методики изучения уровня самосознания.

Рис. 1 Результаты ответов детей контрольной группы в процентных соотношениях

Рис. 2 Результаты ответов детей экспериментальной группы в процентных соотношениях

Так же нами была проведена диагностика, направленная на определение уровня знаний детьми устного народного творчества: сказок, потешек, фольклора, песен и прочее, знание особенностей русского народного декоративно – прикладного искусства, русских народных игр, традиционных и обрядовых праздников, русских народных музыкальных инструментов и особенностей национального быта.

Целью диагностики детей старшего дошкольного возраста является выявление теоретических знаний и практических умений воспитанников ДОУ касающихся:

·  Уровня сформированности знаний о предметах народного быта, народных праздниках и традициях, разных видах народно – прикладного творчества, умения осуществлять ориентировку в разных видах деятельности, связанных с отражением представлений о народной культуре;

·  Потребности использовать данные знания и умения на практике;

·  Уровня сформированности умения самостоятельно моделировать свою деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки;

·  Уровня знаний и умений на практике использовать русские народные инструменты и подвижные игры.

Результаты диагностирования детей позволяют выявить три качественно различных уровня (высокий, средний, низкий).

Высокий уровень.

У детей сформированы общекультурная, общеинтеллектуальная и социально – нравственная составляющие восприятия и понимания себя как представителя русской нации. Отмечаются знание и понимание духовно – нравственных норм, характерных для представителей русского народа. У детей есть опыт восприятия разных жанров русского искусства, включения образа себя в изображаемую картину мира и формирования личностного отношения к ней. Ребенок с интересом усваивает сведения, касающиеся особенностей русской культуры и ее проявлений: использует в активной речи пословицы, поговорки, загадки, считалки, образные выражения, знает народные приметы, умеет делать соответствующие заключения. Интересуется историей русского народа, гордится тем, что он – русский. Принимает осмысленное и активное участие в русских народных праздниках. Знает названия многих праздников и умеет объяснить, что это за праздник и когда он бывает. Имеет представление о народных промыслах (Хохлома, Гордец, Дымка, Филимоновская игрушка, Жостово, Гжель, матрешки – семеновские, загорские, полхов – майдан) и использует их элементы в своих работах. Умеет самостоятельно использовать разные виды народно – прикладного творчества в процессе продуктивной деятельности.

Средний уровень.

Общекультурная и социально – нравственная оценки произведений русской культуры и искусства не дифференцируется. Общеинтеллектуальная оценка отличается очень низкими показателями. Хотя каждый из компонентов является все таки актуализированным в ходе обсуждения со взрослым особенностей русской музыки, архитектуры и т.д. Дети знают названия предметов русского народного быта и костюма, могут объяснить их назначение. Помнят русские названия потешки, прибаутки, загадки, считалки, образные выражения и используют их в речи. Знают народные приметы и замечают соответствующие им особенности природы, на их основе оценивают состояния погоды в повседневной жизни. Знают названия некоторых народных праздников и принимают активное участие в них, однако с такой же радостью участвуют и в других праздниках, устраиваемых в ДОУ. Собственное отношение к тому, что они принадлежат именно к русской культуре, не сформировано, хотя, дети знают, что они – русские.

Низкий уровень.

Отмечается недифференцированность социально – нравственных, общеинтеллектуальных, общекультурных компонентов оценки выразительности содержания всех жанров русского искусства (устного народного творчества, музыки, живописи и пр.) Оценки произведений русского искусства носят ситуативно – эмоциональный характер, что свидетельствует о том, что воспитатели не используют потенциалы личностного развития воспитанников. Дети знают некоторые потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и несколько народных подвижных игр, 2-3 названия и назначение предметов русского народного быта, но при этом не испытывают особого интереса к обогащению и углублению своих знаний, тем более к практическому применению их в жизни. Участвуют в русских народных праздниках, организованных в ДОУ, но пассивно.

Первоначальное диагностирование детей по русской народной культуре. (см. Приложение 2).

На рис. 3 и 4 можно увидеть процентное соотношение первоначального уровня знаний, детей старшего дошкольного возраста, русской народной культуры.

Рис.3

 

Рис.4

 

2.3 Программа формирующего этапа эксперимента

Целью программы своего формирующего этапа эксперимента мы поставили выявить, обосновать и экспериментально проверить влияние русской народной культуры на самосознание старших дошкольников на занятиях в ДОУ.

Нами была разработана и утверждена дополнительная образовательная программа по этнокультурному (русскому) компоненту образования, согласно которой дети экспериментальной группы получали дополнительные занятия (см. Приложение № 4)

Данная программа раскрывает задачи и содержание работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

Программа построена на основе главных методических принципов:

·  Учет возрастных особенностей детей

·  Доступность материала

·  Постепенность его усложнения

Новизна и актуальность дополнительной образовательной программы заключается в том, что она направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Программа основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей непосредственно с ним соприкоснуться.

Система знаний, заложенных в дополнительной образовательной программе представляет собой комплекс, состоящий из направлений:

·  ознакомление детей с устным народным творчеством;

·  ознакомление детей с традициями и историей русского народа;

·  ознакомление детей с русским народным декоративно - прикладным искусством;

·  знакомство с русскими народными играми;

·  знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками и русскими; народными музыкальными инструментами;

·  знакомство с особенностями национального быта.

Цель программы:

Формирование положительного отношения дошкольника к русской народной культуре. Формирование у детей знаний о богатой русской народной культуре.

Задачи программы:

·  - Формирование у детей эмоциональной отзывчивости к русской народной культуре, воспитание у детей желания познавать русскую народную культуру.

·  - Воспитание у детей чувства гордости за сою страну, богатую славными традициями. Формирование чувства причастности к русскому народу и русской культуре.

·  Развитие у детей познавательного интереса к русской народной культуре.

·  Формирование обобщенных знаний и умений у детей об устном народном творчестве русского народа, традициях и истории русского народа, русских народных игр, традиционных и обрядовых праздниках русского народа, о быте на Руси.

·  Развитие умения создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах, воспитание при этом чувства ритма, формы, симметрии.

·  Развитие умения самостоятельно использовать устное народное творчество.

·  Развитие умения рассказывать об истории и традициях на русского народа, о его быте, об обрядовых и традиционных праздниках на Руси.

·  Развитие активности детей посредством использования русских народных игр.

Таблица № 5

Возрастная группа

Продолжит. занятия

Периодичность в неделю

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов в год

6-7 лет

30 мин

2 раза в неделю

1 час

34 часа 30 мин

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы для детей старшего дошкольного возраста

Таблица № 6

Наименование разделов

Общее кол-во часов

В том числе

Теоретических

Практических

1

«Восенушка – осень»

12 часов

4 часа

8 часов

2

Зимние узоры»

10 часов 30 мин

3 часа 15 мин

7 час. 15 мин

3

«Весна красна цветами»

12 часов

4 часа

8 часов

Итого

34 часа 30 минут

11 часов 15 минут

23 часа 15 минут

Информация о работе Влияние русских народных традиций на самосознание детей старшего дошкольного возраста