Влияние русских народных традиций на самосознание детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. На рубеже XX — XXI веков российское общество пережило глобальные изменения, а именно кризис национального самосознания. Важнейшей задачей сегодняшнего дня является сохранение общенационального единства России, духовное оздоровление общества, что невозможно без воспитания национального самосознания. Уникальным и органичным ресурсом в решении этой задачи является народная традиционная культура, содержащая идеи и смыслы, знаковые системы, выполняющие функции социальной ориентации, обеспечивающие консолидацию общества и помогающие восстановлению культурной преемственности и этнической идентичности.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы изучения влияния русских народных традиций на самосознание детей старшего дошкольного возраста
1.1 Исторические условия и особенности формирования русских традиций
1.2 Основы русских народных традиций, их классификация и значение в воспитании детей старшего дошкольного возраста
1.3 Проблема самосознания в психологии. Особенности самосознания у детей старшего дошкольного возраста
1.4 Взаимосвязь русских народных традиций с национальным самосознанием детей старшего дошкольного возраста
Глава II. Практическая работа по формированию национального самосознания детей старшего дошкольного возраста
2.1 Организация исследования
2.2 Результаты констатирующего этапа эксперимента
2.3 Программа формирующего этапа эксперимента
2.4 Результаты контрольного этапа эксперимента
Заключение

Работа содержит 1 файл

овая работа Влияние русских народных традиций на самосознание детей старшего дошкольного возраста..doc

— 684.50 Кб (Скачать)

Методическое обеспечение дополнительной программы по этнокультурному (русскому) компоненту образования: основной формой обучения детей являются занятия, в которые включены игры, экскурсии, беседы, рассматривание картин и практическая деятельность.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса:

·  Рассказ (педагога, детей)

·  Беседа

·  Чтение художественных произведений

·  Пояснение, объяснение

·  Изложение материала сопровождается взаимным обращением детьми и игровым заданиями для успешно усвоения материал. На каждом последующем занятии в игровой форме повторяется материал, изложенный на прошлом занятии.

Дидактический материал

·  Аудиозаписи русскими народными сказками, песнями и пр.

·  Иллюстрированные книги с русскими народными сказками

·  Иллюстрированные книги с изображением русского быта, национального костюма

·  Наглядно – дидактический материал: картинки, иллюстрации росписи

·  Настольные игры русской народной тематики

·  Образцы поделок и рисунков

Занятия с детьми проводятся в русской избе и музее. Изба и музей оснащены пособиями для занятий с детьми, настоящими атрибутами русского быта и направлены на выявление способностей каждого ребенка и формирования у них знаний о русской культуре. Изба используется для плановых занятий, для индивидуальной работы с детьми, музей дети посещают с целью ознакомления с русским народным декоративно – прикладным искусством, со старинными экспонатами русского быта.

В первую очередь, отметим, что дети старшего дошкольного возраста, как уже было нами ранее отмечено при анализе психологической литературы, открывает для себя новые возможности, благодаря актуализирующейся способности к произвольности в деятельности, поведении. Именно этот факт имел значение при организации групповых занятий: дети эмоционально-положительно восприняли возможность разнообразить свою деятельность, в большинстве случаев ответственно и старательно относясь к выполнению, поручаемых им заданий.

При этом, организуя занятия, мы старались создать атмосферу, в которой каждый ребенок может свободно и без ограничений выражать себя, задавать вопросы.

Одновременно регулировали взаимоотношения детей в подгруппах для обеспечения комфортной психологической атмосферы, осознания детьми себя, своих возможностей, способности в самопроявлении и восприятии остальных детей. Вербальный контакт с детьми в течение всего занятия и особенно в конце, при подведении итогов, полученных детьми ощущений нами подчеркнуто поощрялось обсуждение детьми своих чувств, состояний, т.е. достигаемая ими осознание себя, как части русского народа.

При этом, организуя занятия, мы видели необходимость постоянного внимания педагогом группы, т.е. самого экспериментатора на достигаемые детьми успехи, а главное – проявленное ими старание, стимулируя интерес детей к организуемой для них деятельности и узнавая их состояние, уровень работоспособности в целях наиболее эффективной организации времени занятий. Непосредственно проводя занятия с экспериментальной группой, мы сделали вывод, что на практике дети старшего дошкольного возраста эмоционально положительно и ответственно воспринимают и выполняют деятельность, организуемую средствами занятий по ознакомлению с русской народной культурой. Также нами было отмечено, что поощрение спонтанности, фантазии детей в самопроявлении является одним из необходимых условий обязательной регуляции взаимоотношений детей в группе – детей активных, стремящихся подавлять других, отвлекать на выполнение заданий и детей неуверенных, сомневающихся в своих силах, стесняющихся выражать себя и свое внутреннее состояние после занятий.

2.4 Результаты контрольного этапа эксперимента

 

Реализуя программу формирующего эксперимента, мы сделали вывод о том, что благодаря занятиям по ознакомлению с русской народной культурой, дети старшего дошкольного возраста стали более уверенными в себе, самостоятельными. Это объясняется нами формированием у старших дошкольников экспериментальной группы более высокого уровня развития представлений о себе, своих возможностях, знаниях. Благодаря поощрению фантазии, самораскрытия дети стали инициативнее и настойчивее в плане реализации собственных замыслов.

В ходе организованного нами контрольного этапа эксперимента, нами повторно была поведена диагностика уровня сформированности самосознания детей старшего дошкольного возраста в обеих группах: диагностическая методика Урунтаевой Г.А. и Афонькиной Ю.А. [52] по выявлению частоты встречаемости в группе типов ответов на вопросы, определяющие осознание желаний и предпочтений и осознание прошлых и будущих действий. А так же диагностика, направленная на определение уровня знания детьми русской народной культуры.

Результаты достигнутого уровня развития знаний детей старшего дошкольного возраста в сравнении с начальным их уровнем в итоге проведенного нами формирующего этапа эксперимента показали нам следующую картину.

Сравнивая результаты диагностической методики Урунтаевой Г.А. и Афонькиной Ю.А. [52] по выявлению частоты встречаемости в группе типов ответов на вопросы, определяющие осознание желаний и предпочтений и осознание прошлых и будущих действий мы отметили, что в обеих группах качество и количество ответов не изменилось, что говорит о том, что освоение русских народных традиций, в процессе социокультурного творчества детей старшего дошкольного возраста при условии педагогического руководства, не способствует формированию национального самосознания.

В таблице № 4 (см. Приложение 3) можно увидеть сравнительные результаты ответов детей контрольной и экспериментальной групп после проведения комплекса занятий.

 

Рис. 6 Результаты ответов детей контрольной группы после проведения комплекса занятий

Рис. 7 Результаты ответов детей экспериментальной группы после проведения комплекса занятий

Рис. 8 Сравнительные ответы детей экспериментальной и контрольной групп после проведения комплекса занятий

 

Но, проведя диагностику, направленную на определение уровня знания детьми русской народной культуры можно сделать вывод о том, что у детей экспериментальной группы значительно повысился уровень знаний традиций русской народной культуры, сформировалось положительное отношение дошкольника к русской народной культуре, сформировались знаний о богатой русской народной культуре, сформировалась эмоциональная отзывчивость к русской народной культуре, у детей возникло желание познавать русскую народную культуру. Сформировалось чувство причастности к русскому народу и русской культуре, развился познавательный интерес к русской народной культуре. Сформировались обобщенные знания и умения об устном народном творчестве русского народа, традициях и истории русского народа, русских народных игр, традиционных и обрядовых праздниках русского народа, о быте на Руси. Дети научились создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах, соблюдая при этом чувство ритма, формы, симметрии. У детей развилось умение самостоятельно использовать устное народное творчество, рассказывать об истории и традициях на русского народа, о его быте, об обрядовых и традиционных праздниках на Руси. Развилась активность детей посредством использования русских народных игр. У детей контрольной группы перечисленные выше критерии знаний и умений остались на прежнем уровне, что нам показывают рисунки 9 и 10

Рис. 9

 

Рис. 10

Рис. 11 Сравнительные результаты экспериментальной группы на первоначальной и конечной стадии

Рис. 12 Сравнительные результаты контрольной группы на первоначальной и конечной стадии

 

Заключение

Исходя из вышесказанного, можем заключить, что проведенная нами система занятий обеспечила формирование умственных знаний детей, но не повлияла на самосознание детей.

Старший дошкольный возраст является сензитивным для формирования фундамента личности ребенка. При этом ядром человеческой личности является самосознание, представление о собственном «Я» или образ - Я, формирование которого происходит в деятельности и общении.

В ходе теоретического исследования развития и современного состояния аспектов формирования самосознания старшего дошкольника, в психологической литературе, нами было установлено, что необходимыми условиями для формирования самосознания ребенка посредством русской народной культуры, является создание таких взаимоотношений ребенка с другими людьми внутри которых он не только мог бы, но и вынужден был бы стать личностью, проявить национальную самоидентичность.

Но, не смотря на приведенные теоретические аспекты, проведенная нами практическая система занятий по ознакомлению детей с русскими народными традициями (культурой) не обеспечила формирование осознания желаний и предпочтений, осознания прошлых и будущих действий, но повлияла на общее развитие детей, сформировала устойчивые знаний и интерес к русским народным традициям.

Таким образом, можем сделать вывод о том, что гипотеза нашего эксперимента не подтвердилась в связи с возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста, которые, по результатам опросника Урунтаевой Г.А. и Афонькиной Ю.А, не в полной мере выделяют и не фиксируют свою деятельность в сознании.

 

Список литературы

1.  Аверин В.А. Психологическая структура личности // Психология личности: Учебное пособие. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1999. – 389 с.

2.  Адаскина О.Н. Русский фольклор. – М.: АСТ, 2001. - 256 с.

3.  Ананьев Б.Г. Хрестоматия по возрастной психологии //Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности: Учебное пособие для студентов, под ред. Д.И. Фельдштейна: 2-е изд., - М.: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.

4.  Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Изв. АПН РСФСР. - М., 1948. – Выпуск № 18.

5.  Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа: Учебное пособие. - М.: МГУ, 1969. - 95 с.

6.  Антонио Менегетти Основы философии. – М.: ННБФ Онтопсихология, 2007. - 240 с.

7.  Богомолова М.И. Народная педагогика в системах прошлого и на современном этапе: Учебно-методическое пособие. - Набережные Челны, 1995. - 40 с.

8.  Богомолова М.И. Педагогический потенциал народной педагогики в воспитании детей: Учебно-методическое пособие. - Тольятти, 2008.- 71 с.

9.  Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе.- М., 1976, № 6

10.  Божович Л.И. Хрестоматия по возрастной психологии //Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности: Учебное пособие для студентов, под ред. Д.И. Фельдштейна: 2-е изд., - М.: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.

11.  Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. - 222 с.

12.  Бударина О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. – М.: Детство, 2003. - 395 с.

13.  Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка: (1928) Вестн. Моск. ун-та., Психология. - М., 1991, N 4. - 5-18 с.

14.  Выготский Л.С. Собрание сочинений. Том 3 //Проблемы развития психики Под ред. А. М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.

15.  Выготский Л.С. Лекции по психологии. - СПб.: Союз, 1997. - 144 С.

16.  Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка // Психология личности: Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырева. - М., 1982. – 326 с.

17.  Гизатуллина Н. М. Народные традиции и формирование национального самосознания школьников. - Казань, 2004. – 178с.

18.  Горожанина С.В., Зайцева Л.М. Русский народный свадебный костюм. - М.: Издательство Культура и традиции, 2003. - 128 с.

19.  Данилевский Н.Я. Россия и Европа //Институт русской цивилизации. - 2008. - 816 с.

20.  Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. - М., 1977. – 185 с.

21.  Ефимова Л.В. Русский народный костюм //Государственный Исторический музей. - М.: Издательство Советская Россия, 1989. - 314 с.

22.  Жуковская М.Э. Смыслоцентрированный подход к обучению письменному тексту как компоненту коммуникативной компетентности //Компетентность и проблемы ее формирования в системе непрерывного образования: Под ред. И.А. Зимней. - М., 2006. - 130 с.

23.  Иванцова Л.А. Народные и обрядовые праздники. - Ростов-на-Дону: Издательство МарТ, 2009. - 272 с.

24.  Иммануил Кант Критика чистого разума. - Мидгард: Издательство Эксмо, 2007. - 1120 с.

25.  Капшук О.Н. Русские праздники и обряды. – Ростов-на-Дону: Издательство Феникс, 2008. – 294 с.

26.  Клиентов А.Н. Народные промыслы - Издательство Белый город, 2008. - 47 с.

27.  Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. - Издательство Детство-пресс, 2004.- 365 с.

28.  Кожинов В.О. О русском национальном самосознании. - М., 2002. - 154 с.

29.  Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. - М., 1988. - 276 с.

30.  Козлова С.А. Я – Человек: Программа приобщения ребенка к социальному миру. - М., 1996. - 165 с.

31.  Козлова С.А., Артамонова О.В. Как познакомить ребенка с творческой деятельностью взрослого: Дошкольное воспитание. - М., 1993. - № 10.

32.  Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. – 321 с.

33.  Леонтьев А.Н. Хрестоматия по возрастной психологии //Общее понятие о деятельности: Учебное пособие для студентов, под ред. Д.И. Фельдштейна: 2-е изд., - М.: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.

34.  Лисина М.И. Потребность в общении //Проблемы онтогенеза общения.- М.: Педагогика, 1986. - 31–57 с.

35.  Марков Г. Е., Пименов В. В. Этнология: Учебник для высших учебных заведений. – М., 1994. – 466 с.

36.  Мерлин В.С. Собрание сочинений. Том 1. //Вопросы развития социального мировоззрения у детей. - Пермь: ПСИ, 2006. - 332 с.

37.  Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека. - Пермь, 1971. – 206 с.

38.  Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Том 1. - М., 1991. - 234 с.

39.  Михайлова Н.Г. Народная культура в современных условиях: Учебное

пособие министерства культуры РФ. - М.: Российский ин-т культурологии, 2000. - 219 с.

40.  Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов, 4-е изд., - М.: Издательский центр Академия, 1999. - 456 с.

41.  Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет: Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. - М., 1992. – 360 с.

42.  Олейников Ю.В. Природный фактор бытия российского социума. - М., 2003. - 12 с.

43.  Покровский Е.А. Русские народные игры: Образовательные проекты. – М.: Сфера, 2009. – 192с.

44.  Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога //Системная работа психолога с детьми разного возраста – М.: ВЛАДОС-Пресс, 2004. – 384с.

45.  Розен Г.Я. Психология познания как самостоятельное направление исследований: Зарубежные исследования по психологии познания. - М., 1977. – 439 с.

46.  Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Питер, 2000. - 712 с.

47.  Рубинштейн С.Л. Хрестоматия по возрастной психологии //Направленность личности: Учебное пособие для студентов, под ред. Д.И. Фельдштейна: 2-е изд., - М.: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.

48.  Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М.: Политиздат, 1972. - 304 с.

49.  Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. – М., 1992. – 226 с.

50.  Суровцева А. В. Воспитание воли детей дошк-ого возраста. - М., 1952.- 108 с.

51.  Суслова Э. К. Патриотическое и интернациональное воспитание в игре - М., 1983. - 368 с.

52.  Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. – М.: Издательство Академия, 1998. – 304 с.

53.  Хабибулин К.Н. Национальное самосознание и интернационалистское поведение. - Л.: Общество Знание, 1989. - 10 с.

54.  Харисов Ф.Ф. Национальная школа. Вып.2. – Казань: Издательство Тан-3аря, 1996. - 16 с.

55.  Чамата П.Р. Проблемы сознания //К вопросу о генезисе самосознания личности. - М., 1968. – 238 с.

56.  Чернышев И.Л. Крестьяне об общине накануне 9 ноября 1906 г., - СПб., 1911

57.  Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. - М., 1977. - 395 с.

58.  Чеснокова И.И. Вопросы психологии //Психологическое исследование самосознания. - М., 1984. - № 5.

59.  Шорохова Е.В. Проблемы сознания //Проблема «Я» и самосознания. - М., 1966. – 229 с.

 

 

Приложения

 

Приложение 1

Информация о работе Влияние русских народных традиций на самосознание детей старшего дошкольного возраста