Влияние русских народных традиций на самосознание детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. На рубеже XX — XXI веков российское общество пережило глобальные изменения, а именно кризис национального самосознания. Важнейшей задачей сегодняшнего дня является сохранение общенационального единства России, духовное оздоровление общества, что невозможно без воспитания национального самосознания. Уникальным и органичным ресурсом в решении этой задачи является народная традиционная культура, содержащая идеи и смыслы, знаковые системы, выполняющие функции социальной ориентации, обеспечивающие консолидацию общества и помогающие восстановлению культурной преемственности и этнической идентичности.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы изучения влияния русских народных традиций на самосознание детей старшего дошкольного возраста
1.1 Исторические условия и особенности формирования русских традиций
1.2 Основы русских народных традиций, их классификация и значение в воспитании детей старшего дошкольного возраста
1.3 Проблема самосознания в психологии. Особенности самосознания у детей старшего дошкольного возраста
1.4 Взаимосвязь русских народных традиций с национальным самосознанием детей старшего дошкольного возраста
Глава II. Практическая работа по формированию национального самосознания детей старшего дошкольного возраста
2.1 Организация исследования
2.2 Результаты констатирующего этапа эксперимента
2.3 Программа формирующего этапа эксперимента
2.4 Результаты контрольного этапа эксперимента
Заключение

Работа содержит 1 файл

овая работа Влияние русских народных традиций на самосознание детей старшего дошкольного возраста..doc

— 684.50 Кб (Скачать)

 

Таблица №1 Ответы детей контрольной группы на вопросы опросника к диагностической методике изучения уровня самосознания детей старшего дошкольного возраста.

Ф.И. ребенка

Ответ

1

Антон Герасимчук

+

2

Филипп Глаголев

-

3

Настя Глущенко

=

4

Иван Гостинцев

=

5

Влад Звонилов

=

6

Семен Куликов

-

7

Кристина Игнатова

+

8

Саша Карпенко

=

9

Валера Лукашин

=

10

Слава Луценко

-

11

Коля Миронов

~

12

Никита Панченко

+

13

Полина Смолева

~

14

Данила Толстов

-

15

Галя Уткина

=

16

Света Фокина

-

17

Алеша Шальнев

-

18

Лена Щукина

-

19

Вова Юдин

=

20

Тамара Яшина

=

По частоте встречаемости следующих типов ответов: отсутствие ответа (-), стереотипное повторение одного ответа (~), перечисление режимных моментов (=) , сообщения о своих действиях и развернутый рассказ о прошлых и будущих событиях (+).

 

Таблица №2 Ответы детей экспериментальной группы на вопросы опросника к диагностической методике изучения уровня самосознания детей старшего дошкольного возраста.

Ф.И. ребенка

Ответ

1

Рита Авдюшкина

+

2

Алина Акинина

-

3

Даша Богачева

=

4

Миша Ванин

=

5

Витя Грачев

=

6

Данила Драгун

-

7

Вова Инкин

+

8

Максим Колдин

=

9

Никита Косачев

~

10

Ира Курочкина

+

11

Миша Курьян

-

12

Вика Момотюк

=

13

Матвей Морозов

=

14

Марина Никитина

=

15

Сергей Панкевич

-

16

Даша Пятаева

+

17

Вика Петухова

=

18

Влад Сидоренко

=

19

Оксана Сычева

-

20

Алина Федорова

-

По частоте встречаемости следующих типов ответов: отсутствие ответа (-), стереотипное повторение одного ответа (~), перечисление режимных моментов (=) , сообщения о своих действиях и развернутый рассказ о прошлых и будущих событиях (+).

В альбомном формате

 

 

Приложение 2

 

Результаты первоначального диагностирования детей.

В - 7,5%

С - 64,5%

Контрольная группа Н - 28%

 

Возрастная группа старший дошкольный возраст 5-7 лет Группа № 6

 

 

Ф.И. ребенка

 

Обследуемые знания и практические умения воспитанников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знание названий и назначения предметов русского народного быта

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

Использование предметов русского быта в соответствии с назначением

Н

С

С

С

С

С

Н

Н

Н

Н

С

С

С

С

С

С

В

В

В

В

Воспроизведение характерных признаков предметов русского народного быта в продуктивных видах деятельности

С

С

С

С

С

С

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

В

С

Знание разных видов народно – прикладного творчества

С

С

Н

С

С

С

С

С

С

Н

С

В

Н

С

С

С

Н

С

В

С

Практическое ориентирование в разных видах народно – прикладного творчества

С

С

Н

С

С

С

С

С

С

Н

С

В

Н

С

С

С

Н

С

В

С

Использование разных видов народно – прикладного творчества в процессе продуктивной деятельности

С

С

Н

С

С

С

С

С

С

Н

С

В

Н

С

С

С

Н

С

С

С

Знание русских народных праздников, традиций, фольклора

С

Н

Н

С

С

С

С

С

С

Н

С

В

Н

С

С

С

Н

С

С

С

Самостоятельное моделирование своей деятельности в процессе использования знаний о русской народной культуре

С

С

Н

С

С

С

С

С

С

Н

С

В

Н

С

С

С

Н

С

С

С

Знание детьми русских народных музыкальных инструментов и умение пользоваться ими на практике

С

В

Н

С

С

С

С

С

С

Н

С

В

С

С

С

С

Н

С

Н

С

Знание детьми русских народных игр и забав и умение пользоваться ими самостоятельно

С

С

Н

С

С

С

С

С

С

Н

С

В

С

С

С

С

Н

С

Н

С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспериментальная группа В - 13,5%

С - 72,5%

Н - 14%

Возрастная группа старший дошкольный возраст (5-7 лет) Группа № 4

 

Обследуемые знания и практические умения воспитанников

Ф.И. ребенка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знание названий и назначения предметов русского народного быта

С

С

Н

С

С

С

С

С

С

Н

С

В

Н

С

С

С

Н

С

С

С

Использование предметов русского быта в соответствии с назначением

С

В

Н

С

С

С

С

С

С

Н

С

В

С

С

С

С

Н

С

Н

С

Воспроизведение характерных признаков предметов русского народного быта в продуктивных видах деятельности

С

С

Н

С

С

С

С

С

С

Н

С

В

С

С

С

С

Н

С

Н

С

Знание разных видов народно – прикладного творчества

В

В

В

В

В

В

В

В

С

С

Н

С

С

С

С

С

С

С

В

С

Практическое ориентирование в разных видах народно – прикладного творчества

С

С

С

С

С

С

С

В

С

В

Н

С

С

С

С

С

В

В

С

В

Использование разных видов народно – прикладного творчества в процессе продуктивной деятельности

С

С

С

С

С

С

С

В

С

С

Н

С

С

С

С

С

В

С

С

Н

Знание русских народных праздников, традиций, фольклора

С

С

С

С

С

С

С

В

С

С

Н

С

С

С

С

В

С

С

С

С

Самостоятельное моделирование своей деятельности в процессе использования знаний о русской народной культуре

С

С

Н

С

С

С

С

С

С

Н

С

В

Н

С

С

С

Н

С

С

С

Знание детьми русских народных музыкальных инструментов и умение пользоваться ими на практике

С

В

Н

С

С

С

С

С

С

Н

С

В

С

С

С

В

Н

С

С

С

Знание детьми русских народных игр и забав и умение пользоваться ими самостоятельно

С

С

Н

С

С

С

С

С

С

Н

С

В

С

С

С

С

Н

С

С

С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты конечного диагностирования детей.

В - 13%

С - 64%

Н - 23%

Контрольная группа

Возрастная группа старший дошкольный возраст 5-7 лет Группа № 6

 

Обследуемые знания и практические умения воспитанников

Ф.И. ребенка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знание названий и назначения предметов русского народного быта

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

Использование предметов русского быта в соответствии с назначением

Н

С

С

С

С

С

Н

Н

Н

Н

С

С

С

С

С

С

В

В

В

В

Воспроизведение характерных признаков предметов русского народного быта в продуктивных видах деятельности

С

С

С

С

С

С

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

В

С

Знание разных видов народно – прикладного творчества

С

С

Н

С

С

С

В

С

С

Н

С

В

Н

С

С

С

Н

С

В

С

Практическое ориентирование в разных видах народно – прикладного творчества

С

С

Н

С

С

С

В

С

С

Н

С

В

Н

С

С

С

Н

С

В

С

Использование разных видов народно – прикладного творчества в процессе продуктивной деятельности

С

С

Н

С

С

С

В

С

С

Н

С

В

Н

С

С

С

Н

С

С

С

Знание русских народных праздников, традиций, фольклора

С

Н

Н

С

С

С

В

С

С

Н

С

В

Н

С

С

С

Н

С

С

С

Самостоятельное моделирование своей деятельности в процессе использования знаний о русской народной культуре

С

С

Н

С

С

С

В

С

С

Н

С

В

Н

В

В

С

Н

С

С

С

Знание детьми русских народных музыкальных инструментов и умение пользоваться ими на практике

С

В

Н

С

С

С

В

С

С

Н

С

В

С

В

С

С

Н

С

Н

С

Знание детьми русских народных игр и забав и умение пользоваться ими самостоятельно

С

С

Н

С

С

С

В

С

С

Н

С

В

С

В

С

С

Н

С

Н

С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Влияние русских народных традиций на самосознание детей старшего дошкольного возраста