Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 10:35, курсовая работа
Цель: таким образом, целью нашего исследования является внедрение в практику работы воспитателя русских народных подвижных игр. Учитывая актуальность проблемы, мною была выдвинута
Гипотеза: при внедрении в работу с детьми дошкольного возраста русские народные подвижные игры, то возможно добиться заметных успехов в развитии физических качеств (ловкости).
Задачи:
1.Анализ работы воспитателей ДОУ по использованию русских народных подвижных игр в физическом развитии детей;
2.Уточнить влияние народных игр на развитие физических качеств (ловкости).
3.Подобрать народные подвижные игры для детей среднего дошкольного возраста.
Введение
Глава 1 Теоретические основы русских народных подвижных игр.
1.1 Истоки подвижных игр.
1.2 Русские народные подвижные игры в работах отечественных педагогов и психологов.
1.3 Методика проведения народных подвижных игр с детьми среднего возраста.
1.4 Особенности славянских игр для детей.
1.5 Физические качества дошкольников и их влияние на развитие русских народных подвижных игр.
Заключение
Глава 2 Практическая часть.
2.1 Констатирующий эксперимент.
2.2 Формирующий эксперимент.
2.3 Контрольный эксперимент.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
Содержание
Введение
Глава 1 Теоретические основы русских народных подвижных игр.
1.1 Истоки подвижных игр.
1.2 Русские
народные подвижные игры в
работах отечественных
1.3 Методика проведения народных подвижных игр с детьми среднего возраста.
1.4 Особенности славянских игр для детей.
1.5 Физические качества дошкольников и их влияние на развитие русских народных подвижных игр.
Заключение
Глава 2 Практическая часть.
2.1 Констатирующий эксперимент.
2.2 Формирующий эксперимент.
2.3 Контрольный эксперимент.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
ВВЕДЕНИЕ
Игра
– исторически сложившееся
Игровая деятельность имеет важное значение в период формирования характера – в детские годы. Игровой метод в этот период занимает ведущее место. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Игры были направлены на развитие у детей качеств, необходимых для будущей трудовой деятельности, а так же нравственных и психологических качеств.
Каждый народ, в зависимости от социально – экономических условий своего развития, психического состава, географического положения исторически вырабатывал самобытные виды подвижных игр, развлечений и забав, способы их выполнения, которые потом составили своеобразные системы национального физического воспитания.
В разработке содержания, организации и методики подвижных игр важную роль сыграли работы Т. И. Осокиной, А. В. Кенеман, Э. Я. Степаненковой. Всё больше внимания уделяется развитию двигательных качеств у детей дошкольного возраста в связи с решением задач физической культуры, улучшением работы по физическому воспитанию в детских садах. Быстрота, ловкость, сила и выносливость имеют большое значение для укрепления здоровья, овладения широким кругом движений.
Актуальность данной работы в том, что в последние годы было утеряно много культурных традиций, ранее общепринятых, ушли из жизни многие обряды, обычаи, сопровождающие человека в течение жизни. На сегодняшний день многие народные игры забыты, утеряны их правила. Мудрость народных игр состоит в том, что в них сохраняются те средства, методы, формы, и приёмы, которые актуальны и эффективны в физическом воспитании подрастающего поколения в настоящее время.
Проблема в том, что ни молодые родители, ни молодые педагоги практически не используют в своей работе с детьми столь ценный материал, как народные подвижные игры.
Предмет исследования: влияние русских народных подвижных игр на развитие физических качеств дошкольников.
Объект исследования: русские народные подвижные игры.
Цель: таким образом, целью нашего исследования является внедрение в практику работы воспитателя русских народных подвижных игр. Учитывая актуальность проблемы, мною была выдвинута
Гипотеза: при внедрении в работу с детьми дошкольного возраста русские народные подвижные игры, то возможно добиться заметных успехов в развитии физических качеств (ловкости).
Задачи:
1.Анализ работы воспитателей ДОУ по использованию русских народных подвижных игр в физическом развитии детей;
2.Уточнить влияние народных игр на развитие физических качеств (ловкости).
3.Подобрать народные подвижные игры для детей среднего дошкольного возраста.
Методы исследования:
1.Теоретический анализ педагогической, научно – методической литературы по изучению подвижных игр.
2.Диагностика развития физических качеств (ловкость) у детей среднего дошкольного возраста.
3.Сравнение анализа физических качеств средних дошкольников в начале и конце года.
Несмотря на соответствующий уровень сформированности подвижных игр, их развитие не прекратилось, а неустанно продолжается. В связи с этим, изучение национальных традиций и внедрение народных подвижных игр в современную воспитательную работу, будет содействовать возрождению культуры и формирование полноценной системы физического воспитания.
ГЛАВА 1 Теоретические основы русских народных подвижных игр.
1.1 Истоки подвижных игр.
Истоки подвижных игр уходят корнями в глубокую древность. История появления игр позволяет понять их воспитательное значение. Многие виды фольклора подтверждают предположение учёных о том, что истоки подвижных игр заложены в первобытнообщинном строе, однако сведений об этом почти не осталось. Практически никто из этнографов вообще не ставил себе задачи такого исследования. Лишь в 30-е годы ХХ столетия появились специальные исследования Маргарет Мид, посвященные детям племени Новой Гвинеи, в которых имеются материалы об образе жизни детей. Игра была спутником жизни человека с незапамятных времён. В нём культуры разных народов демонстрируют сходство и огромное многообразие. По мнению Н.С. Воловика назначение игр имело не развлекательный характер, а практический. Действиями игры люди пытались обеспечить себе будущий успех в предстоящих делах. Древняя игра есть магический ритуал, в котором желаемое изображается за действительное, настоящее проецируется на будущее. Поскольку человек зависел от природы, и основным предметом изображения в игровых песнях стал животный и растительный мир.
В наиболее ранние исторические периоды жизни общества дети жили с взрослыми общей жизнью. Воспитательная функция ещё не выделялась, и все члены общества, воспитывая детей, стремились сделать их участниками общественно – производительного труда, передать им опыт этого труда. Так, Г.Новицкий в описании остяцкого народа писал, что во всех играх общим являлись ловля птиц, рыбы, охота на зверя. Дети, чтобы прокормится, учились стрелять из лука, ловить птиц и рыбу. Возникают, уменьшенные орудия труда, специально приспособленные к детским возможностям, с которыми дети упражнялись в условиях, приближающихся к реальным условиям деятельности взрослых.
Требования,
которые ставит перед детьми общество
в отношении овладения и
Интересные исследования по вопросу происхождения игры проведены Н. Филитисом. Он считал, что ещё не так давно большой популярностью пользовалась теория отдыха, принятая Гутс – Мутсом. По этой теории, игры существуют для того, чтобы ребёнок отдыхал в привычных, радостных, не требующих большой затраты сил, упражнениях, позволяющих восстановить силы другого порядка, необходимые для поддержания жизни. Н. Фитилис отмечает, что Гутс – Мутс допустил ошибку, которая часто делается взрослыми, когда они судят о детских играх: психика взрослого сложившегося организма переносится на психику развивающегося организма ребёнка. Если мы часто наблюдаем, что взрослые играют после работы, то с другой стороны, мы ежедневно видим здоровых, только что отдохнувших после продолжительного сна детей, которые играют, не нуждаясь ни в каком отдыхе. Опять присмотримся к играм детей, которые играют без перерыва. Кажется, у него нет больше сил, он еле - еле двигается, но все-таки напрягает последние усилия, чтобы продолжить игру. В этих случаях следует отметить, что ребёнок упражняет игрою накопленные силы.
Согласно теории, развитой К. Гроссом, игры служат средством для упражнения различных физических и психических сил. Таких как органы движения, органов чувств, особенно зрения, развития внимания, наблюдательности, мышления. Детство длится до тех пор, пока мы не будем вполне готовы для того, чтобы самостоятельно вести борьбу за существование, и если это развитие осуществляется при помощи игр, то играм принадлежит центральное место.
Воспитательная и художественная ценности подвижной игры сохранились до настоящего времени. В педагогической истории России подвижным играм придавалось большое значение. Они рассматривались как основа физического воспитания. Во второй половине 21 века появляются работы виднейших педагогов Н.И. Пирагов, позднее Е.Н. Водолазова, П.Ф. Каптерева и др. В них подчёркивается первостепенное значение подвижных игр как деятельности, отвечающей возрастным потребностям ребёнка.
Основатель российской системы физического воспитания П.Ф. Лесгафт отводил подвижной игре большое место. Определяя игру как упражнение, при помощи которого ребёнок готовится к жизни, указывал на наличие в подвижной игре определённой цели. Действия должны соответствовать умениям ребёнка управлять собой. П.Ф. Лесгафт рекомендовал постепенно усложнять содержание и правила игры. При этом он уделял значительное внимание соблюдению правил игры. Рассматривал подвижные игры как средство разностороннего воспитания личности ребёнка, развитие у него честности, правдивости, выдержки. Идеи П.Ф. Лесгафта успешно претворялись в жизнь, его последователями и учениками стали В.В. Гориневким, Е.А. Аркиным.
По мнению В.В. Гориневкого игра рассматривалась как средство формирования личности ребёнка. Он придавал огромное значение оздоровительной направленности положительных эмоций, которые ребёнок испытывал в игре. При этом исключал азарт, возбуждение, недоброжелательность детей друг к другу.
Е.А. Аркин считал подвижную игру незаменимым средством развития ребёнка. Он видел преимущества игры в её эмоциональной насыщенности, привлекательности, доставляющие ему радость и удовольствие. По его мнению, игра содействует работе крупных мышечных групп; разнообразие движений в ней препятствует утомлению; она развивает личную инициативу, психофизические качества; находчивость, тренирует анализаторные системы. Значительную роль учёный отводил педагогу, его искусству заинтересовать ребёнка, правильно объяснить игру, подвести итог.
В создании теории игры значительный вклад внесли ведущие русские педагоги и психологи. Вопросы теории и методики игры разрабатывались Д.Б. Элькониным, А.А. Леоньтьевым, А.В. Запорожцем и др. Анализ литературных источников указывает на то, что в разработке содержания, организации и методики подвижных игр важную роль сыграли работы А.И. Быковой, Л.И. Михайловой, Т.И. Осокиной, Е.А. Тимофеев
У подвижных игр также существует классификация. Они классифицируются по разным параметрам: по возрасту, по степени подвижности ребёнка в игре, по видам движений, по содержанию. В теории и методике с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры. К спортивным играм – баскетбол, городки, настольный теннис, футбол и др.
Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный и сказочный эпизод. Ребёнка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, воробушка, автомобиль, волка и т.д.
Несюжетные подвижные игры содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Эти игры делятся на игры типа: перебежек, ловишек; игры с элементами соревнований, игры – эстафеты, игры с предметами. Для маленьких детей используются игры забавы, такие как «Ладушки», «Коза рогатая». Подвижным играм посвящены статьи, книги, отражающие современные подходы к ней.
ВЫВОД. Таким образом, на основе анализа научно – методической литературы, можно сделать выводы:
1.
Истоками народной подвижной
игры является моделирование
недоступной для ребёнка
Информация о работе Влияние подвижных игр на детей дошкольного возраста