Влияние русских народных традиций на самосознание детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. На рубеже XX — XXI веков российское общество пережило глобальные изменения, а именно кризис национального самосознания. Важнейшей задачей сегодняшнего дня является сохранение общенационального единства России, духовное оздоровление общества, что невозможно без воспитания национального самосознания. Уникальным и органичным ресурсом в решении этой задачи является народная традиционная культура, содержащая идеи и смыслы, знаковые системы, выполняющие функции социальной ориентации, обеспечивающие консолидацию общества и помогающие восстановлению культурной преемственности и этнической идентичности.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы изучения влияния русских народных традиций на самосознание детей старшего дошкольного возраста
1.1 Исторические условия и особенности формирования русских традиций
1.2 Основы русских народных традиций, их классификация и значение в воспитании детей старшего дошкольного возраста
1.3 Проблема самосознания в психологии. Особенности самосознания у детей старшего дошкольного возраста
1.4 Взаимосвязь русских народных традиций с национальным самосознанием детей старшего дошкольного возраста
Глава II. Практическая работа по формированию национального самосознания детей старшего дошкольного возраста
2.1 Организация исследования
2.2 Результаты констатирующего этапа эксперимента
2.3 Программа формирующего этапа эксперимента
2.4 Результаты контрольного этапа эксперимента
Заключение

Работа содержит 1 файл

овая работа Влияние русских народных традиций на самосознание детей старшего дошкольного возраста..doc

— 684.50 Кб (Скачать)

Ноябрь

№ занятия

Название темы

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

1

«Небесная Гжель».

Закрепление знаний детей о гжельской росписи.

Чтение стихотворений о гжельской росписи. Лепка изделия для последующей росписи.

2

«Кузьминки- 14 ноября».

Расширение представления знаний о народном празднике. Рассказ Хозяйки о народных приметах и об обычаях, связанных с днем Кузьмы и Демьяна.

Разыгрывание содержания песен. Исполнение плясок, загадывание загадок.

3

«Живет такая песня».

Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне.

Прослушивание русских народных песен. Заучивание из месяцеслова: «Ноябрь – листогной»

4

«Золотая хохлома».

Обогащение знаний детей о хохломской росписи. Рассказ о традициях хохломской росписи.

Роспись миски (ложки, вазы, изготовление настенного панно) хохломским узором.

5

«Богатырская Русь. Сказ о богатырях русской земли. Илья Муромец».

Знакомство детей с русскими богатырями. Илья Муромец.

Чтение и беседа по рассказу о Илье Муромце.

6

«Русская изба»

Беседы с детьми о русской избе и быте.

Экскурсия с детьми в русскую горницу с целью ознакомления детей с предметами быта.

7

«Хлеб – всему голова».

Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновками и их использованием.

Чтение рассказа о хлебе.

8

«Синичкин день»

Знакомство с народным праздником. Заключительная беседа об осени. Рассказ о празднике Синичкин день.

Пение знакомых русских народных песенок, закличек.

Раздел II «Зимние узоры» Декабрь

№ занятия

Название темы

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

1

«Русская народная игра».

Продолжать знакомство с русскими народными играми, беседа о русских народных играх.

Проведение русской народной игры «Водяной». Использование на занятии мотивов русских народных сказок, пословиц.

2

«Новогодние игры».

Продолжать знакомство с русскими народными играми.

Использование на занятии мотивов русских народных сказок, пословиц. Проведение русских народных новогодних игр «Арина», «Бабка Ежка».

3

«Богатырская Русь. Сказ о богатырях русской земли. Добрыня Никитич».

Продолжать знакомить детей с русскими богатырями. Добрыня Никитич.

Чтение и беседа по рассказу о Добрыне Никитиче.

4

«Дымковская игрушка».

Закрепление знаний детей о дымковской росписи.

Экскурсия в музей детского сада.

5

«Сине-голубое чудо Гжели».

Закрепление знаний детей о гжельской росписи.

Создание гжельского узора на вылепленных ранее фигурках.

6

«Дело мастера боится».

Знакомство со сказкой «Семь Симеонов».

Дидактическая игра «Кому что нужно для работы». Повторение пословиц о труде и мастерстве.

7

«Снегурочка».

Беседа о зиме. Слушание новых песенок, потешек.

Разучивание песенок, потешек. Знакомство со сказкой «Снегурочка».

8

«Потрет Снегурочки»

Повторение пословиц и примет о зиме. Беседа о новогодних праздниках на Руси (Святки, Колядки).

Использование навыков гжельской росписи в рисовании портрета Снегурочки. Заучивание из месяцеслова: «Декабрь – студеный»

Январь

№ занятия

Название темы

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

1

«Зимние узоры».

Знакомство с творчеством вологодских кружевниц.

Рассматривание кружев. Экскурсия в музей детского сада. Заучивание из месяцеслова: «Январь – просинец»

2

«Русский народный костюм»

Закрепление знаний детей о народном костюме. Рассматривание разнообразных костюмов.

Прослушивание народных песен. Поэзия народного костюма. Составление рассказа о народном костюме.

3

«Цветы Гжели».

Беседа о гжельской росписи – закрепление материала.

Рисование гжельской розы. Слушание русских народных мелодий.

4

«Васильев День» -14 января

Знакомство детей с русскими народными праздниками. Обогащение словаря детей новыми стихами, потешками и пр.

Слушание и исполнение песен. Разыгрывание сценок.

5

«Крещение» - 19 января

Знакомство детей с русскими народными праздниками. Обогащение словаря детей новыми стихами, потешками и пр.

Слушание и исполнение песен. Разыгрывание сценок.

 

Февраль

№ занятия

Название темы

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

1

«У хозяюшки в гостях».

Знакомство детей с историей русского народа, обычаями, бытом.

Игра «Мы – хозяева избы».

2

«Лубочные картинки. Волшебный лоскуток»

Беседа о разновидностях изобразительного искусства и русских мастерицах.

Рассматривание лубочных картин, лоскутного шитья.

3

«Зима – не лето, - в шубу не одето».

Беседа о характерных особенностях зимы.

Заучивание из месяцеслова «Февраль – бокогрей».

4

«Дымковская игрушка».

Беседа об изготовлении фигурки из глины.

Изготовление игрушек из глины для последующей росписи.

5

«Русская народная игра».

Беседа о русских народных играх. Развитие активности детей посредством использования подвижных игр.

Использование на занятии мотивов русских народных сказок, пословиц. Проведение русских народных рождественских игр «Два Мороза», «Скакалка», «Орешек».

6

«Путешествие в мир кукол».

Знакомство детей с русским народным творчеством, традициями.

Рассматривание русских народных кукол, их особенностей.

7

«Масленица».

Беседа о Масленице.

Пение песен, частушек.

8

«Русская народная игрушка».

Знакомство детей с богородскими, федосеевскими, загорскими игрушками и изделиями.

Посещение музея. Рассматривание богородских, федосеевских, загорских изделий.

Раздел III «Весна красна цветами» Март

№ занятия

Название темы

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

1

«Жостовская живопись».

Знакомство детей с жостовской лаковой живописью.

Чтение стихотворений об этом виде росписи.

2

«Дымковская игрушка».

Продолжать формировать знания детей о дымковской росписи.

Составление дымковских узоров на плоскости и на ранее вылепленных изделиях.

3

Алексей – 30 марта

Продолжать знакомство детей с русскими праздниками.

Пение песенок, разыгрывание сценок.

4

«Оберег на Руси».

Знакомство с русскими народными традициями.

Рассматривание разнообразных оберегов.

5

«Весна красна».

Беседа о русских обычаях встречи весны.

Пение закличек о весне.

6

«Именинные дни».

Знакомство детей с русскими праздниками. Беседа об именинных днях. Разъяснение значения праздника.

Чтение поговорок, пословиц. Повторение знакомых русских народных игр.

7

«День рождение леса».

Знакомство детей с русским народным праздником «Сороки».

Кукольный спектакль.

8

«Вербное воскресенье»

Знакомство детей с вербным воскресеньем.

Разучивание вербных игр «Салочки», «Вербохлест», «Ланта», «Палочка – выручалочка», «Займи место».

Информация о работе Влияние русских народных традиций на самосознание детей старшего дошкольного возраста