Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:27, курсовая работа
Актуальность исследования. На рубеже XX — XXI веков российское общество пережило глобальные изменения, а именно кризис национального самосознания. Важнейшей задачей сегодняшнего дня является сохранение общенационального единства России, духовное оздоровление общества, что невозможно без воспитания национального самосознания. Уникальным и органичным ресурсом в решении этой задачи является народная традиционная культура, содержащая идеи и смыслы, знаковые системы, выполняющие функции социальной ориентации, обеспечивающие консолидацию общества и помогающие восстановлению культурной преемственности и этнической идентичности.
Введение
Глава I. Теоретические основы изучения влияния русских народных традиций на самосознание детей старшего дошкольного возраста
1.1 Исторические условия и особенности формирования русских традиций
1.2 Основы русских народных традиций, их классификация и значение в воспитании детей старшего дошкольного возраста
1.3 Проблема самосознания в психологии. Особенности самосознания у детей старшего дошкольного возраста
1.4 Взаимосвязь русских народных традиций с национальным самосознанием детей старшего дошкольного возраста
Глава II. Практическая работа по формированию национального самосознания детей старшего дошкольного возраста
2.1 Организация исследования
2.2 Результаты констатирующего этапа эксперимента
2.3 Программа формирующего этапа эксперимента
2.4 Результаты контрольного этапа эксперимента
Заключение
Экспериментальная группа В - 46%
С - 47,5%
Н - 6,5%
Возрастная группа старший дошкольный возраст (5-7 лет) Группа № 4 |
| |||||||||||||||||||||
Обследуемые знания и практические умения воспитанников | Ф.И. ребенка |
| ||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
Знание названий и назначения предметов русского народного быта | В | С | Н | С | С | В | В | С | С | В | С | В | Н | С | С | С | С | С | С | С | ||
Использование предметов русского быта в соответствии с назначением | В | В | Н | С | С | В | В | С | С | В | С | В | С | С | С | С | С | С | Н | С | ||
Воспроизведение характерных признаков предметов русского народного быта в продуктивных видах деятельности | В | С | Н | С | С | В | В | С | С | В | С | В | В | В | В | В | С | С | Н | С | ||
Знание разных видов народно – прикладного творчества | В | В | В | В | В | В | В | В | С | С | В | В | В | В | С | С | С | С | В | С | ||
Практическое ориентирование в разных видах народно – прикладного творчества | В | В | В | В | В | В | В | В | С | В | В | В | В | В | С | С | В | В | С | В | ||
Использование разных видов народно – прикладного творчества в процессе продуктивной деятельности | В | В | В | В | В | В | В | В | С | С | В | В | В | В | С | С | В | С | С | Н | ||
Знание русских народных праздников, традиций, фольклора | В | В | В | В | В | В | В | В | С | С | В | В | В | В | С | В | С | С | С | С | ||
Самостоятельное моделирование своей деятельности в процессе использования знаний о русской народной культуре | С | С | Н | В | В | С | С | С | С | Н | С | В | Н | С | С | С | С | С | В | В | ||
Знание детьми русских народных музыкальных инструментов и умение пользоваться ими на практике | С | В | Н | В | В | С | С | С | С | Н | С | В | С | С | С | В | С | С | В | В | ||
Знание детьми русских народных игр и забав и умение пользоваться ими самостоятельно | С | С | Н | В | С | С | С | С | С | Н | С | В | С | С | С | С | С | С | В | В | ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 3
Таблица № 3 Сравнительная таблица процентных результатов по ответам детей контрольной и экспериментальной групп к опроснику диагностической методики первоначального изучения уровня самосознания у детей старшего дошкольного возраста
Вариант ответа | Контрольная группа | Экспериментальная группа |
перечисление режимных моментов (=) | 40% | 45% |
отсутствие ответа (-), | 35% | 30% |
сообщения о своих действиях и развернутый рассказ о прошлых и будущих событиях (+). | 15% | 20% |
по частоте встречаемости следующих типов ответов: стереотипное повторение одного ответа (~) | 10% | 5% |
Таблица № 4 Сравнительная таблица процентных результатов по ответам детей контрольной и экспериментальной групп к опроснику диагностической методики изучения уровня самосознания у детей после проведения комплекса занятий
Вариант ответа | Контрольная группа | Экспериментальная группа | ||
= | 1-я стадия | 2- я стадия | 1- я стадия | 2- я стадия |
40% | 45% | 45% | 40% | |
- | 35% | 30% | 30% | 25% |
+ | 15% | 15% | 20% | 25% |
~ | 10% | 10% | 5% | 10% |
Приложение 4
Содержание дополнительной программы по этнокультурному (русскому) компоненту образования (комплекс занятий).
Задачи.
Воспитывающие:
1. Формировать положительнее отношение к русской народной культуре
2. Формировать знания о богатой русской народной культуре.
3. Воспитывать у детей чувство гордости за сою страну, богатую славными традициями.
4. Формировать чувство причастности к русскому народу и русской культуре.
5. Развивать у детей познавательный интерес к русской народной культуре.
6. Воспитывать уважение к труду народных мастеров
Обучающие:
1. Формировать обобщенные знания и умения у детей об устном народном творчестве русского народа, традициях и истории русского народа, русских народных игр, традиционных и обрядовых праздниках русского народа, о быте на Руси.
2. Дать детям знания о русском декоративно – прикладном искусстве: городецкой росписи, жостовской.
3. Учить различать особенности, характерные для каждого вида росписи, для керамических промыслов, для игрушек различных промыслов
4. Знакомить детей с народными традициями
5. Формировать навыки творческого рассказывания, учить придерживаться избранной сюжетной линии.
6. Развивать умение детей подбирать эпитеты – прилагательные, описывающие изделия русских народных промыслов
7. Формировать понимание взаимосвязи русского декоративно – прикладного искусства, русской народной музыки и русского фольклора.
8. Расширять представления детей о многообразии русских народных обрядовых и традиционных праздниках
9. Познакомить детей с деревянными промыслами на Руси и художественных изделиях с лаковой живописью
10. Развивать умения создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах, воспитание при этом чувства ритма, формы, симметрии.
11. Развивать у детей умения самостоятельно использовать устное народное творчество.
12. Развивать активность детей посредством использования русских народных игр.
Закрепляющие:
1. Закреплять знания детей о декоративно – прикладном русском искусстве: гжельской, дымковской, хохломской росписи.
2. Закреплять представления детей о русской народной культуре, ее особенностях
3. Закреплять знания детей о русских – народных приметах, их смысле.
4. Закреплять знания детей об уже знакомых русских народных праздниках, играх, фольклоре.
5. Познакомить детей с русским народным костюмом: разнообразием и названием.
6. Закреплять знания детей о названиях и назначении русских народных музыкальных инструментов.
Раздел I «Восенушка – осень» Сентябрь
№ занятия | Название темы | Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия |
1 | «Лето яркое». | Закрепить знания детей о лете. Беседа о лете. Знакомство детей с понятием «месяцеслов». | Повторение пословиц, поговорок и песенок о лете. Чтение и заучивание из месяцеслова: «Август – жнивень». |
2 | «Капустница- 27 сентября». | Беседа с детьми о том, какие они знают русские народные праздники. Обогащение знаний детей о обрядовых праздниках. | Пение песенок, заучивание потешек. Разучивание игры «Капуста». |
3 | «Гжель прекрасная». | Экскурсия в музей детского сада с целью знакомства с гжельской росписью, керамикой. Знакомство со скопинской керамикой. | Рассматривание гжельской росписи. Чтение стихотворений о гжельской росписи. |
4 | «Сентябрь» | Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. | Заучивание заклички «Восенушка –осень». Заучивание из месяцеслова: «Сентябрь – хмурень». |
5 | «Русская народная сказка» | Чтение сказки об уме и глупости. Знакомство со сказкой «Про Филю». | Словесная игра «Филя и Уля». |
6 | «Семенов день - 14 сентября». | Обогащение знаний детей об этом празднике. Рассказ Хозяйки о народных приметах и об обычаях, связанных с этим днем. | Разыгрывание содержания песен. Проведение русской народной игры «Муха». Исполнение песни «Комарочек» |
7 | «Мезенская роспись» | Знакомство детей с мезенской росписью, ее отличием от других видов росписи. | Создание узоров на плоскости. |
8 | «Осень – сноп последний косим». | Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. | Разучивание закличек, песенок. |
Октябрь
№ занятия | Название темы | Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия |
1 | «Матрешка». | Продолжать знакомство с русской матрешкой. Рассказ об истории возникновения матрешки. | Рисование детьми семеновской матрешки по образцу. Заучивание стихотворения о матрешках. |
2 | «Матрешка». | Рассказ воспитателя о ковровской матрешке и процессе изготовления таких кукол. | Сравнительное описание детьми семеновской и ковровской матрешек. Проведение игры- хоровода с матрешкой. |
3 | «Русская народная сказка » | Знакомство детей со сказкой «Семилетка» | Прослушивание русских народных песен, частушек. Чтение потешек. Проведение русской народной игры «Ворон». |
4 | «Матрешка». | Закрепление пройденного материала о семеновской и ковровской матрешках. | Сочинение детьми сказки про матрешку. |
5 | «Октябрь-месяц». | Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике «Покрове». | Пение песенок об октябре. Разучивание примет. Заучивание из месяцеслова: «Октябрь – грязник» |
6 | «Русская народная игра». | Использование на занятии мотивов русских народных сказок, пословиц. | Проведение русской народной игры «Петушиный бой» |
7 | «Гусли звончатые» | Знакомство с русским народным инструментом гуслями. | Загадывание загадок о русских народных инструментах. Слушание русской народной мелодии (с присутствием в мелодии этого инструмента) |
8 | «Золотая хохлома» | Экскурсия в музей детского сада с целью обогащения знания детей о хохломской росписи. | Чтение стихотворений о хохломской росписи. |