Мелкая моторика рук у детей младшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 19:11, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) раскрыть сущность понятия: «мелкая моторика»;
2) рассмотреть психолого-педагогические особенности развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста;
3) проанализировать Государственный общеобязательный стандарт образования и программный материал по теории и методике физического воспитания;
4)изучить упражнения по использованию пальчиковой гимнастики у детей младшего дошкольного возраста;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические подходы к определению понятий: пальчиковая гимнастика у детей младшего дошкольного возраста. 6
1.1 Сущность понятия: «мелкая моторика». 12
1.2 Использование пальчиковой гимнастики у детей младшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. 12
2 Методические рекомендации по проведению занятий с использованием пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. 15
2.1. Проанализировать Государственный общеобязательный стандарт образования и программный материал по теории и методики физического воспитания 15
2.2 Диагностика развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ФВ.doc

— 223.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                3

1 Теоретические подходы  к определению понятий: пальчиковая  гимнастика у детей младшего  дошкольного возраста.                                                                    6

1.1 Сущность понятия:  «мелкая моторика».                                                            12

1.2 Использование пальчиковой  гимнастики у детей младшего  дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема.                                                 12

2 Методические рекомендации по проведению занятий с использованием пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.                                                                                                15

2.1. Проанализировать Государственный  общеобязательный стандарт образования и программный материал по теории и методики физического воспитания                                                                                                                    15

2.2 Диагностика развития  мелкой моторики рук у детей  младшего дошкольного возраста.                                                                                                                        19

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                 26

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                        27

 ПРИЛОЖЕНИЕ А

 ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Впервые годы жизни ребенка особенно важно развитие зрения и моторики, а также сенсомоторной координации. От хаотического восприятия пространства ребенок переходит к усвоению таких понятий, как вертикаль и горизонталь. И первые детские рисунки, появляющиеся в эту пору, естественно, линейны. Поступая в первый класс, дети с затруднениями мелкой моторики, недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации, испытывают затруднения с письмом: у них быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается и “зеркальное” письмо, когда ребенок не различает понятия “лево”, “право”, “лист”, “страница”, “строка”, не укладываются в общий темп работы.

        Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы 1 класса и вызывает необходимость организации специальных занятий, цель которых – подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные специфические графические навыки письма. Поэтому проблема обучения дошкольников графическим навыкам письма занимает особое место в системе подготовки к обучению в школе. Это связано с тем, что для большинства детей самым сложным предметом в начальной школе является письмо[3].

        Процесс овладения навыком письма подчиняется закономерностям формирования любого двигательного навыка (трудового, спортивного и т.п.). В связи с этим развитие двигательного компонента письма на дошкольном этапе играет очень важную роль. Чем богаче двигательный опыт ребенка, тем легче формируются двигательные навыки. Этот опыт, направленный на конкретное двигательное действие (письмо) может успешно приобретаться при выполнении физических упражнений. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание[4].

        По мнению А.В. Антроповой, А.В.  Кенеман, М.М. Кольцовой, Т.С.  Комаровой, С.О. Филипповой для  успешного овладения графикой  письма необходимо развитие координации  движений, пространственных представлений,  чувства ритма и мелкой моторики[5].

     Тренировка  ручной ловкости способствует  также развитию таких необходимых  умений и качеств, как подготовка  руки к письму (в дошкольном  возрасте важна именно подготовка  к письму, а не обучение ему,  так как раннее обучение часто приводит к формированию неправильной техники письма), ознакомление с элементарными геометрическими формами, развитие пространственного мышления, понятия относительности (больше – меньше, короче – длиннее и т.д.), художественного восприятия, глазомера, обучение коммуникативным навыкам, внимательности, усидчивости и т.д.       

         Недостаточное развитие мелкой  моторики, плохая координация движений, недостаточность самоконтроля, пространственно-временной  ориентировки у детей может  служить причиной моторной и оптической дисграфии. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить мелкую моторику рук, а также механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта. Этим объясняется актуальность данной работы, цель которой описать значение развития у ребенка мелкой мускулатуры рук и наиболее эффективные физические упражнения, влияющие на формирование графики письма [6].

 Цель исследования – развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

Объект исследования – процесс развития мелкой моторики рук у дошкольников.

Предмет исследования – использование пальчиковой гимнастики как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Задачи исследования:

1)    раскрыть сущность понятия: «мелкая моторика»;

2) рассмотреть психолого-педагогические  особенности развития мелкой  моторики рук детей младшего  дошкольного возраста;

3)   проанализировать Государственный общеобязательный стандарт образования и программный материал по теории и методике физического воспитания;

4)изучить упражнения по использованию пальчиковой гимнастики у детей младшего дошкольного возраста;

 Методы  исследования: изучение психолого-педагогической, научно – методической и нормативно- правовой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ:  МЕЛКАЯ МОТОРИКА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

 

1.1 Сущность  понятия: «мелкая моторика».

 

         Мелкая моторика- это тонкие и точные движения пальцев. Их развитие является необходимым условием освоения ребенком большинства видов творческой и бытовой деятельности. Кроме того, «на кончиках детских пальчиков находится мышление и речь ребенка». От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Поэтому при поступлении ребенка в школу обязательно проверяется уровень развития мелкой моторики. Ведь овладеть письмом ребенок сможет, только если его пальчики хорошо слушаются и могут выполнять тонкие точные движения [7].

       Из всего вышесказанного следует, что развитием мелкой моторики ребенка необходимо заниматься с раннего детства. Поможет пальчиковая гимнастика, обыгранная в виде известных игр: «Сорока, сорока…», «Идет коза рогатая…» и т.п. Кроме того, чтобы занятия проходили весело и интересно, необходимо использовать специальные игровые пособия [9].

     Общая моторика - это  двигательная деятельность, которая  осуществляется за счет работы  крупных мышц тела [8].

        Навыки общей  моторики в целом отличаются  от навыков тонкой моторики, в которых главную роль играют мелкие мышцы руки и глаза, и все же их многое объединяет.

      Понятие мелкой (или  тонкой) моторики человека обозначает  точные двигательные способности  его рук. Развитие мелкой моторики  и, соответственно, координации движений рук ребёнка находится в прямой зависимости от состояния развития его мышления [9].

       Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком именно развитием моторики детских пальчиков. Чем раньше вы начнете работу с ладошками, тем быстрее вы услышите от него первые слова. Кроме того, это поможет развить внимание и наблюдательность. Упражнения на моторику тренируют память, воображение, координацию и раскрывают творческие способности [10].

       В последнее  время современные родители часто  слышат о мелкой моторике и  необходимости ее развивать. 

       Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкая моторика [11].

        Мелкая моторика  рук взаимодействует с такими  высшими свойствами сознания, как  внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий [12].

        Педагоги и  психологи рекомендуют начинать  активную тренировку пальцев  ребенка уже с восьмимесячного возраста.

       Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами благотворно действуют на развитие детей. В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока-Ворона», «Ладушки» и др.

        Подавляющее большинство исследований посвящено формированию и совершенствованию общей моторики ребенка, тогда как вопросы развития у детей мелкой моторики руки не нашли должного изучения. Но решение этой задачи представляет большой интерес в свете научных данных о взаимообусловленности развития речи и мелкой моторики, выявления корреляции между степенью развития движений руки и уровнем речевого развития [13].

        Систематические упражнения по тренировке движений пальцев оказывают стимулирующее влияние на развитие речи и являются, по мнению М.М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга».

       В.И. Бельтюков, М.М. Кольцова, Л.А. Кукуев, Л.А. Новиков доказали, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответсвующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование “речевых” зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка, когда ребёнок производит ритмическое движение пальцами рук, то в лобной и височных долях головного мозга возникает усиление электрических колебаний и как следствие – развитие речевых функций[14].

       Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

       Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий[15].

       Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма [16].

        Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.    Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7-ми годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению [17].

     К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

       Для многих первоклассников обучение письму — самая большая проблема. Связано это с тем, что дети просто не подготовлены к письму, к быстрому освоению курсивных букв, быстрому темпу письма. Опыт показывает, что у многих из них очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, нет необходимых моторных навыков и затруднено выполнение сложно координированных движений руки, не сформировано зрительное и зрительно-пространственное восприятие, недостаточно развиты зрительная память и зрительно-моторная координация [18].

Информация о работе Мелкая моторика рук у детей младшего дошкольного возраста