Восприятие эмоций детьми старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: сравнительное изучение особенностей восприятия эмоций детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и нормой речевого развития.
Задачи исследования:
Изучить психолого–педагогическую, логопедическую литературу по проблемам исследования: восприятие эмоций детьми, общее недоразвитие речи.
Подобрать серию диагностических методик для исследования восприятия эмоции детьми дошкольного возраста.
Провести исследование восприятия эмоции детьми старшего дошкольного возраста с ОНР и с нормой речевого развития и выявить их особенности.
Разработать рекомендации для родителей по развитию восприятия эмоции у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Работа содержит 1 файл

введение (Автосохраненный).doc

— 117.50 Кб (Скачать)

Ведение

Дошкольный период - возраст, когда  эмоции, чувства господствуют над  всеми сторонами жизни ребенка, придавая им специфическую окраску  и выразительность. Поэтому особое значение имеет исследование особенностей восприятия эмоций у детей старшего дошкольного возраста.

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они  помогают ребенку приспособиться к  той или иной ситуации. Страх, испытываемый ребенком при виде собаки, побуждает  его предпринять определенные действия для того, чтобы избежать опасности. Когда ребенок грустен или разгневан, это означает, что у него что-то не в порядке. Когда ребенок радуется, когда он выглядит счастливым, это значит, что все хорошо в его мире. Эмоции ребенка – это «послание» окружающим взрослым о его состоянии.

Эмоциональное  развитие детей,  как  правило,  рассматривалось  в связи  с их коммуникативным развитием  (А.В. Запорожец,  М.И.Лисина, Я.З.Неверович,  Т.А.Репина) или проблемой  готовности  ребенка  к  школе  (Г.Г.Кравцов,  Е.Е.Кравцова). При  этом  проблема  собственно  эмоционального развития  детей  исследовалась  явно  недостаточно,  в  то  время  как  отдельные  ее  аспекты  относительно  изучены. Так,  исследовался  феномен  предвосхищения  эмоций  (А.В.Запорожец,  Я.З.Неверович),  развитие эмпатии  (Л.П.Стрелкова), эмоциональные  реакции  ребенка  на  оценку  взрослого  (Н.М.Трунова), развитие языка  эмоций  у  детей  (О.В.Гордеева),  вопросы  коррекции  их  эмоциональной  сферы (Л.А.Абрамян,  О.А.Карабанова,  А.С.Спиваковская)  и другие  аспекты  этой  проблемы. Таким  образом,  к  настоящему  времени  еще  целый  ряд  важнейших  сторон  развития  эмоциональной сферы  детей  оказался  вне  поля  внимания  ученых. В  частности,  это  касается  особенностей  восприятия  эмоций детей  старшего  дошкольного  возраста.

Анализ работ зарубежных и отечественных авторов (П. Ла Френье, А.Д. Кошелева и др.) позволил составить перечень эмоций, применимых для нашего исследования. Это страх, гнев, обида, радость, вина, удивление, стыд, гордость. Если подходить строго: гордость не эмоция (хотя зарубежные источники относят это чувство к числу «эмоций самосознания» наряду с виной и стыдом). Вера, если вы возьмете эти эмоции они должны будут пройти через все ваши методики

Эмоции связаны  с познавательными процессами. Эмоциональное  состояние, настроение оказывают существенное влияние на то, как он воспринимает окружающий мир, ситуацию. Говоря о многих детях дошкольного возраста с ОНР, можно выделить ряд существенных особенностей, характерных для их эмоционального развития, так называемые эмоциональные комплексы: незрелость эмоционально-волевой сферы, органический инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов, гиперактивность, импульсивность, склонность к аффективным вспышкам, страх, тревожность. Незрелость эмоционально-волевой сферы детей обусловливает своеобразие формирования их поведения, и личностные особенности. Страдает сфера коммуникации. (Е.Е. Дмитриева 1989). Отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы - страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к "эмоционально теплым" отношениями со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения (Е.Н. Васильева (1994), Г.Н. Ефремова (1997)). При нарушении эмоциональной сферы затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление - формирование самосознания, самооценки, системы "Я". В старшем дошкольном возрасте такой ребенок безынициативен, его эмоции недостаточно яркие, он не умеет выразить свое эмоциональное состояние, затрудняется в понимании состояний других людей. Ребенок не может регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения. Без специальной коррекционной педагогической помощи такие дети оказываются психологически не подготовленными к школе по всем параметрам. Нас интересует только восприятие эмоций

Эмоциональное развитие дошкольника  является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания. Нормально  говорящий ребенок дошкольного возраста обычно живо реагирует на радостные и печальные события. Выражение эмоций носит непосредственный характер, они бурно проявляются в его мимике, словах, движениях. На протяжении всего дошкольного возраста у ребенка идет развитие эмоциональной сферы: обобщение опыта эмоциональных переживаний, формирование понимания собственных эмоциональных состояний, складываются эталоны восприятия эмоциональных состояний других людей, формируются умения их выражать, что не всегда доступно ребенку с общим недоразвитием речи.

Общее недоразвитие речи — различные  сложные речевые расстройства, при  которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Впервые теоретическое обоснование  общего недоразвития речи было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, проведенных Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Г. И. Жаренкова и др.) в 50—60-х годах XX в.

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии — в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса грамматиче

Вера, не нужно во введении рассматривать материалы теоретической части

Выделяют три уровня речевого развития, отражающие типичное состояние компонентов  языка у детей дошкольного  и школьного возраста с общим  недоразвитием речи.ского строя  и пробелы в фонетико-фонематическом развитии.

Первый уровень речевого развития. Речевые средства общения крайне ограничены. Активный словарь детей состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Широко используются указательные жесты, мимика. Дети пользуются одним и тем же комплексом для обозначения предметов, действий, качеств, интонацией и жестами, обозначая разницу значений. Лепетные образования в зависимости от ситуации можно расценить как однословные предложения. Вобщем

При восприятии обращенной речи доминирующим оказывается лексическое значение. Отличительной чертой речевого развития этого уровня является ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

Второй уровень речевого развития. Переход к нему характеризуется возросшей речевой активностью ребенка. Общение осуществляется посредством использования постоянного, хотя все еще искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов.

Дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных  признаков. На этом уровне возможно пользование местоимениями, а иногда союзами, простыми предлогами в элементарных значениях. Дети могут ответить на вопросы по картине, связанные с семьей, знакомыми событиями окружающей жизни.

Понимание обращенной речи на втором уровне значительно развивается за счет различения некоторых грамматических форм (в отличие от первого уровня), дети могут ориентироваться на морфологические элементы, которые приобретают для них смыслоразличительное значение.

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Понимание обращенной речи значительно  развивается и приближается к  норме. Отмечается недостаточное понимание  изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами; наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода, понимание логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения.

В настоящее время актуальной проблемой  является выявление особенностей эмоционального развития дошкольников с общим недоразвитием  речи, так как несформированность или нарушение эмоциональной  сферы вызывают затруднения в  обучении, воспитании, речевом развитии, межличностном общении. Это оказывает отрицательное влияние на развитие личности ребенка в целом.

Объект  исследования: восприятие эмоций детьми.

Предмет исследования: особенности восприятия эмоций детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Вера, когда определитесь с диагнозами детей, нужно будет указать уровень ОНР.

Цель исследования: сравнительное изучение особенностей восприятия эмоций детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и нормой речевого развития.

Задачи исследования:

  1. Изучить психолого–педагогическую, логопедическую литературу по проблемам исследования: восприятие эмоций детьми, общее недоразвитие речи.
  2. Подобрать серию диагностических методик для исследования восприятия эмоции детьми дошкольного возраста.
  3. Провести исследование восприятия эмоции детьми старшего дошкольного возраста с ОНР и с нормой речевого развития и выявить их особенности.
  4. Разработать рекомендации для родителей по развитию восприятия эмоции у детей  старшего дошкольного возраста с ОНР.

Гипотеза  исследования: предполагается, что восприятие эмоций у детей с ОНР и детей с нормой будут различны.


Информация о работе Восприятие эмоций детьми старшего дошкольного возраста