Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Запоминание у детей дошкольного возраста происходит в деятельности. Как известно из психолого-педагогических исследований, ведущей деятельностью у детей этого возраста является игра (А. Н. Леонтьев, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, Р. И. Жуковская, А. К. Бондаренко, И. А. Барташникова и др.). Н. К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания» .

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития памяти дошкольников 5
1.1 Общие понятия о памяти 5
1.2 Особенности развития памяти у дошкольников. 9
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию логической памяти у старших дошкольников 18
2.1. Исследование исходного уровня развития логической памяти детей 18
2.2. Содержание и методы работы воспитателя по развитию памяти детей дошкольного возраста 21
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 29
Заключение …………………………………………………………………… 35
Литература…………………………………………………………………......37

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ память ЕГИЗАРЬЯНЦ.docx

— 102.88 Кб (Скачать)

Министерство общего и  профессионального образования  РФ

«Армавирская государственная  педагогическая академия»

Кафедра психологии, логопедии  и дошкольной педагогики


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 4 курса

Психолого-педагогического  факультета

Шиман Раиса

Научный руководитель: А.А. Егизарьянц

 

Ленинградская 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава  I. Теоретические основы развития памяти дошкольников 5

 1.1 Общие  понятия  о  памяти 5

1.2  Особенности  развития  памяти  у  дошкольников. 9

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию логической памяти у старших дошкольников 18

2.1. Исследование исходного уровня развития логической памяти детей 18

2.2. Содержание и методы работы воспитателя по развитию памяти детей дошкольного возраста 21

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 29

Заключение ……………………………………………………………………  35

Литература…………………………………………………………………......37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Полноценное психическое  развитие ребенка невозможно без  определенного уровня формирования памяти, которая по исследованиям  ученых является ведущей функцией в  дошкольном возрасте (Л. С. Выготский [6], А. Н. Леонтьев [22], А. А. Смирнов [42], П. И. Зинченко [16] и др.)

В отечественной психологии изучению особенностей развития памяти у школьников и взрослых посвящено  большое количество фундаментальных  исследований: П. П. Блонский, Л. С. Выготстский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия [24], Б. М. Теплов [47] и др.         Исследование проблем развития памяти у детей-дошкольников было продолжено в работах их учеников и последователей: З. М. Истоминой [19], Т. В. Розановой [37] и др.           На основе многочисленных экспериментов ученые пришли к выводу, что память у дошкольников – одна из центральных, основных психических функций, в зависимости от которой строятся все остальные функции (Л. С. Выготский [6]).  Роль памяти в развитии ребенка огромна. Память можно назвать основой всего того, чему можно научить человека. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения приобретение умений, навыков и привычек, – всё это связано с работой памяти. В процессе обучения ребёнок обогащает свою память знаниями, полученными не только в результате личного опыта, но и теми, которые предшествующими поколениями. Без такого накопления опыта невозможна никакая детская деятельность, никакой физический и интеллектуальный труд.      Дошкольный возраст – это возраст интенсивного развития памяти. На основе многочисленных экспериментов ученые пришли к выводу, что в этом возрасте память,  в основном, носит непроизвольный характер. Это значит, что ребенок не ставит чаще всего перед собой сознательных целей что-либо запомнить. Он легко запоминает то, на что было обращено внимание в содержательной деятельности, что произвело на него сильное впечатление, что было интересно и задело его чувства.       «Память  ребенка – это его интерес», – говорят психологи. У детей старшего дошкольного возраста непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение – единственная форма работы  памяти ([22], [29], [42] и др.). Шестилетний ребенок уже сознательно может пользоваться приемом запоминания. Он повторяет то, что надо запомнить, старается осмыслить, осознать запоминаемое в определенной последовательности, при этом устанавливает связи в запоминаемом материале. И всё же, несмотря на существенные достижения в овладении произвольной памятью, ведущим видом памяти остается непроизвольная. И в старшем дошкольном возрасте все определяет интерес ребенка к делу, которым он занят. К произвольному запоминанию дети обращаются самостоятельно лишь в сравнительно редких случаях, когда в их деятельности возникают соответствующие задачи, или когда этого требуют взрослые.          Воспитание памяти ребёнка предполагает выяснение многих вопросов: как запоминают дети? От чего зависит их непроизвольная и произвольная память? Каковы в этом отношении возможности дошкольников разных возрастов? Каковы пути развития логической памяти детей? Как руководить этим процессом? [13] Поэтому в детской психологии весьма актуальным является изучение возможности формирования у детей дошкольного возраста специальных приемов  осмысленности запоминания, целенаправленного управления их мнемической деятельностью.            Запоминание у детей дошкольного возраста происходит в деятельности. Как известно из психолого-педагогических исследований, ведущей деятельностью у детей этого возраста является игра (А. Н. Леонтьев, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, Р. И. Жуковская, А. К. Бондаренко, И. А. Барташникова и др.). Н. К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания» [15, с. 22].        Поэтому формирование логической памяти детей дошкольного возраста с помощью игровой деятельности является наиболее эффективным в работе ДОУ.

 

Глава  I. Теоретические основы развития памяти дошкольников.

1.1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О ПАМЯТИ

Известно, что каждое наше переживание, впечатление или движение составляют известный след, который  может сохраниться достаточно длительное время, и при соответствующих  условиях проявляться вновь и  становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление, сохранение и последующее  воспроизведение ребенком (взрослым) его опыта; важнейший технический  процесс.

Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Все закрепление  знаний и навыков относится к  работе памяти.

Как утверждают известные  психологи Смирнов А.  А., Выготский  Л. С.,  Леонтьев А. Н., психологическое  изучение механизмов памяти хронологически старше других. Самое большое распространение  получили ассоциативные теории памяти. Предметы и явления действительности запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом. Воспроизведение одних из них влечёт за собой воспроизводство других, что обуславливается реальными объективными связями предметов и явлений. Под их воздействием возникают временные связи в коре мозга, служащие физиологической основой запоминания и воспроизведения. Учеными раскрываются нейронные и биохимические теории памяти, основанные на передаче электрического импульса. Нейроном от одного тела клетки через аксон к телу следующей. Простейшая цепь, обеспечивающая память представляет собой замкнутую петлю. Возбуждение последовательно обходит весь круг и начинает новый. Такой процесс набран реверберацией.

Поступающий сенсорный  сигнал вызывает последовательность электрических  импульсов, которая сохраняется  неопределенное долгое время после  того, как сигнал прекратится. Реверберирующая  активность, вызванная сигналом, на самом деле не должна продолжаться бесконечно. Для кратковременной  памяти должен существовать какой-то другой механизм.

Согласно одной из гипотез  избирательная электрическая активация  определенной нервной петли обеспечивает кратковременное запоминание. Долговременная же память в подобной схеме представлена нам многократной электрической активностью в нейронных цепях, которая вызывает химические или структурные изменения в самих нейронах, что приводит к возникновению новых нейронных цепей.    

Это изменение цепи получило название консолидации. Консолидация следа происходит в течение длительного  времени. В основе долговременной памяти лежит постоянство структуры  нейронных цепей.

Таким образом, кратковременная  и долговременная память могут быть связаны с одними и теми же нервными элементами, с той разницей, что  кратковременная память – это  временная электрическая активность определенных нейронов, а долговременная память – постоянная структура тех же самых нейронов.

Виды  памяти:

В психологических исследованиях ([6], [16], [18], [22], [23]) в качестве наиболее общего основания для выделения  различных видов памяти выступает  у большинства психологов ([6], [22], [29] и др.) зависимость ее характеристик  от особенностей деятельности по запоминанию  и воспроизведению. При этом отдельные  виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями.      

1. В зависимости от  доминирующего вида психической  активности личности, как считают ученые, память бывает:      Двигательная (моторная) – это запоминание различных движений. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма т. д.    

Эмоциональная (аффективная) – память на эмоции и чувства.Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека.  Образная - память на различные образы, она может быть зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой.      Как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности, достигая поразительно высокого уровня в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти, например, у слепых, глухих и т. д.     Эйдетическая - своеобразная разновидность образной зрительной памяти у дошкольников, возможность яркого и живого видения образа предмета по прекращению его воздействия на органы чувств.   

Словесная – память, фиксирующая средства, способы и результаты логического мышления. Чаще встречаются смешанные виды памяти. В генетическом плане у детей самой первой по времени появляется моторная память, затем аффективная, образная и в самую последнюю очередь – словесная.

2. В зависимости от целевой  установки личности:

Непроизвольная (непреднамеренная) - это запоминание материала ребенком как бы само по себе, без постановки специальной цели, запомнить и без специальных направленных на это усилий.

На основе непроизвольной памяти без  специальных мнемических намерений  и усилий формируется основная и  по объему, и по жизненному значению часть нашего опыта.

Произвольная (преднамеренная) – это  преднамеренное заучивание или припоминание чего-либо, в соответствии со специально поставленной целью. Такая память дифференцируется учеными по способу запоминания  на механическую и логическую.

Механическая – запоминание, основанное на многократном повторении ребенком материала, без проникновения в сущность предметов явлений, без опоры на понимание запоминаемого материала.

Логическая (осмысленная) – процесс активного использования ребенком особых осмысленных, мнемотехнических приемов или способов.

Произвольная память дает возможность преднамеренно заучить  или припомнить необходимую информацию.

3. В зависимости от  длительности сохранения материала:  Мгновенная (иконеческая) – связана с утверждением точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память – непосредственное отражение информации органами чувств; её длительность от 0,1 до 0,5 сек. Это память - образ.

 Кратковременная – память рассчитанная на хранение информации в течение небольшого промежутка времени, от нескольких десятков секунд, в среднем до 20 сек. (без повторения), .до тех пор, пока содержащаяся в ней информация не будет использована или переведена в долговременную память. Запоминание информации происходит иногда после однократного и очень краткого его восприятия.

 Оперативная – вид памяти, рассчитанный на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока (в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней.), необходимого для выполнения некоторого действия или операции.

Долговременная – память, рассчитанная на длительное хранение информации в течение практически  неограниченного срока и многократное её воспроизведете после многократного повторения.      Психологами раскрывается характеристика процессов памяти ([2], [6], [16] и др.) к ним относятся:         Запоминание – ввод информации в память.    Запоминается, как и осознается, прежде всего, то, что составляет цель нашего действия. Однако то, что не включено в целевое содержание нашего действия, в ходе которого совершается непроизвольное запоминание, запоминается хуже, чем при произвольном запоминании, направленном именно на данный материал. При этом все же необходимо учитывать, что подавляющее большинство наших систематических знаний возникает в результате специальной деятельности, цель которой – запомнить соответствующий материал с тем, чтобы сохранить его в памяти. Такая деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала, называется мнемической. В мнемической деятельности перед человеком ставится задача избирательно запомнить предлагаемый ему материал. Во всех этих случаях человек должен четко определить тот материал, который ему было предложено запомнить, от всех побочных впечатлений и при воспроизведении ограничиться именно им. Поэтому мнемическая деятельность всегда носит избирательный характер.  Успех запоминания зависит также от того, в какой степени материал осмысливается человеком. При механическом запоминании информация запоминается точно в таком порядке, в каком она воспринималась, без каких-либо преобразований. Механическое запоминание опирается на пространственную и временную близость объектов запоминания. Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между частями материала. Оно опирается главным образом на обобщенные связи второй сигнальной системы. Осмысленное запоминание требует от человека значительно меньше усилий и времени и более действенно.

Сохранение – удержание информации в памяти; обеспечивается, во-первых, осмысленностью и прочностью запоминания, во-вторых, повторением, повторением, которое должно разнообразным по форме и содержанию. Установлено, что сохранение может быть динамическим (материал изменяется мало) и статическим (материал подвергается реконструкции, переработке).          Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актулизация, оживление ранее образовавшихся в мозгу нервных связей.

Формы воспроизведения:

  • узнавание – простейшая форма воспроизведения, которая возникает при повторном восприятии предмета;
  • воспоминание – это форма воспроизведения, в отличие от узнавания осуществляется в отсутствии восприятия объекта;
  • припоминание – сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных трудностей, требующих волевых усилий. Это наиболее активная форма воспроизведения, имеющая большое значение в учебной деятельности. Успех его во многом зависит от ясности поставленных перед ребенком вопросов.

Забывание – противоположный процесс сохранению материала в памяти, биологически целесообразно для организма. Оно обусловлено угасанием временных нервных связей, утративших свое значение и поэтому неподкрепляемых.

Выражается в невозможности  вспомнить или в ошибочном  узнавании и воспроизведении.

Забывание – проявляется  в схематизации материала, отбрасывании отдельных его частей, иногда существенных, сведения новых представлений к  привычным старым представлениям. Для  борьбы с забыванием надо знать закономерности его протекания.

Память у людей проявляется  по-разному, отличается содержанием  объемом запечатленной и хранимой информации. Различия касаются также  силы памяти, скорости запоминания  и воспроизведения, прочности сохранения и точности воспроизведения. Важным свойством памяти человека является ее готовность, т. е. способность к  месту быстро припомнить нужную информацию.

Индивидуальные различия памяти проявляются также в том, на какой вид представлений по преимуществу опирается человек при запоминании. Одни лучше запоминают то, что могут увидеть, другие то, что могут услышать, третьи то, что может быть выполнено практически.

В соответствии с этим различают  зрительный, двигательный и слуховой виды памяти.

Воспитанию положительных  свойств памяти в значительной степени  содействует рационализация умственной и практической работы человека.

Некоторые индивидуальные различия в памяти тесно связаны  со специальными механизмами, защищающими  мозг от лишней информации. Степень  активности указанных механизмов у  разных людей различна. Защитой мозга  от ненужной информации объясняется, в  частности, явление гипнопедии, т. е. обучение во сне. В состоянии сна  некоторые механизмы, защищающие мозг избыточной информации, выключаются, поэтому  запоминание происходит быстрее.

Информация о работе Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте