Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:27, курсовая работа
Актуальность исследования. На рубеже XX — XXI веков российское общество пережило глобальные изменения, а именно кризис национального самосознания. Важнейшей задачей сегодняшнего дня является сохранение общенационального единства России, духовное оздоровление общества, что невозможно без воспитания национального самосознания. Уникальным и органичным ресурсом в решении этой задачи является народная традиционная культура, содержащая идеи и смыслы, знаковые системы, выполняющие функции социальной ориентации, обеспечивающие консолидацию общества и помогающие восстановлению культурной преемственности и этнической идентичности.
Введение
Глава I. Теоретические основы изучения влияния русских народных традиций на самосознание детей старшего дошкольного возраста
1.1 Исторические условия и особенности формирования русских традиций
1.2 Основы русских народных традиций, их классификация и значение в воспитании детей старшего дошкольного возраста
1.3 Проблема самосознания в психологии. Особенности самосознания у детей старшего дошкольного возраста
1.4 Взаимосвязь русских народных традиций с национальным самосознанием детей старшего дошкольного возраста
Глава II. Практическая работа по формированию национального самосознания детей старшего дошкольного возраста
2.1 Организация исследования
2.2 Результаты констатирующего этапа эксперимента
2.3 Программа формирующего этапа эксперимента
2.4 Результаты контрольного этапа эксперимента
Заключение
Апрель
№ занятия | Название темы | Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия |
1 | «Разноцветный Городец». | Рассказ Хозяйки об истории городецкого промысла. | Экскурсия в музей детского сада. |
2 | «Разноцветный Городец». | Закрепление материала о городецкой росписи. | Составление городецких узоров на плоскости. Развивать умение создать выразительные узоры, соблюдая симметрию, ритм, форму. |
3 | «Благовещение» - 7 апреля. | Знакомство детей с русскими праздниками. Беседа о празднике. Разъяснение значения праздника. | Чтение стихотворений. Участие детей в знакомых русских народных играх. |
4 | «Весенние сказки бабушки Агафьи. Никитин день». (16 апреля). | Знакомство с русской сказкой, приуроченной к Никитиному дню. | Слушание русских народных мотивов. |
5 | «Палеха». | Беседа о лаковой миниатюре Палеха и других «деревянных» промыслах. Воспитание уважения к труду народных мастеров. | Экскурсия в музей детского сада. Рассматривание деревянных изделий. |
6 | «Русские народные игры и развлечения». | Продолжать знакомить детей с русскими народными играми и развлечениями. Беседа об известных детям играх. | Знакомство детей с русскими народными играми: «Плетень», «Карусель». |
7 | «Сказ о богатырях русской земли. Алеша Попович». | Продолжать знакомить детей с русскими богатырями. Алеша Попович. | Беседа с детьми по рассказу Хозяйки о русских богатырях. |
8 | «Пасха» | Продолжать знакомство детей с русскими праздниками. Беседа о празднике. Разъяснение значения праздника. | Чтение закличек, стишков, пение песенок. Хороводные игры. |
Май
№ занятия | Название темы | Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия |
1 | «Веселый Городец». | Рассказ о городецких изделиях. | Придумывание сказки «Чудо-конь». |
2 | «Жостовская живопись». | Закреплять знания детей о жостовской лаковой живописи. | Чтение стихотворений об этом виде росписи. Создание узоров на плоскости. |
3 | «В гостях у мастеров Городца». | Закрепление знаний детей о городецкой росписи. | Рисование элементов городецкой росписи на плоскости. |
4 | «Ляльник» - 4 мая. | Знакомство детей с русскими праздниками. Беседа о празднике. Разъяснение значения праздника. | Чтение закличек, стишков, пение песенок, сказки. Хороводные игры. |
5 | «Егорьев День» - 6 мая | Знакомство детей с русскими праздниками. Беседа о празднике. Разъяснение значения праздника. | Чтение закличек, стишков, пение песенок, сказки. Хороводные игры. |
6 | «Русские народные игры». | Расширять представления детей о многообразии русских народных игр. Беседа. | Знакомство детей с русскими народными играми: «Филин и пташки», «Игровая». Закрепление игры: «Палочка – выручалочка», |
7 | «Русская изба» | Формировать у детей умение создавать рассказ об избе, придерживаться одной сюжетной линии. | Загадывание загадок об избе и предметах быта. Проведение русской народной игры «Заря- зарница» . |
8 | «Прощание с избой». | Заключительная беседа в русской избе. | Коллективная работа по декоративно – прикладному русскому искусству. |
Прогнозируемые результаты:
· Дети имеют обобщенные знания и умения об устном народном творчестве русского народа, традициях и истории русского народа, русских народных игр, традиционных и обрядовых праздниках русского народа, о быте на Руси.
· Знают русское декоративно – прикладное искусство во всех его проявлениях.
· Умеют отличать особенности, характерные для каждого вида росписи, для керамических промыслов, для игрушек различных промыслов
· Знают народные традиции
· Имеют навыки творческого рассказывания, придерживаются избранной сюжетной линии.
· Умеют подбирать эпитеты – прилагательные, описывающие изделия русских народных промыслов
· Осознают взаимосвязь русского декоративно – прикладного искусства, русской народной музыки и русского фольклора.
· Имеют знания о многообразии русских народных обрядовых и традиционных праздниках
· Могут составить связный рассказ о деревянных промыслах на Руси и художественных изделиях с лаковой живописью
· Умеют создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах, при этом чувствуют ритм, форму, симметрию.
· Умеют самостоятельно использовать устное народное творчество и играть самостоятельно в русские народные подвижные игры