Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 19:59, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в исследовании особенностей развития памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс развития памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Развитие памяти у детей дошкольного возраста...................................
1.1 Общее представление о памяти…………………………………………
1.2 Виды памяти………………………………………………………………
1.3 Развитие памяти в старшем дошкольном возрасте……………………..
1.4 Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста

Работа содержит 1 файл

Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте.docx

— 65.96 Кб (Скачать)

тема

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Развитие памяти у детей дошкольного возраста...................................

    1. Общее представление о памяти…………………………………………
    2. Виды памяти………………………………………………………………
    3. Развитие памяти в старшем дошкольном возрасте……………………..
    4. Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы: Дошкольное детство представляет собой период интенсивного развития всех психологических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.

Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами  действия с предметами, усваивает  поведение и начинает управлять  собой. Все это предполагает работу памяти. Без нее не возможно усвоение общественного опыта, расширение связей ребенка с окружающим, не возможна и его деятельность.

Память существует у ребенка  с момента рождения, без этого  было бы не возможно, какое-то ни было развитие. Мозг ребенка особо пластичен, он с легкостью запечатлевает полученный опыт. Если мы посмотрим, какое количество новых действий осваивает ребенок  за первые три года жизни, то поразимся  объемам его памяти. Достаточно напомнить, что в течение полутора лет (с 1 года 6 месяцев до 3 лет), дети практически овладевают родным языком. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию воспроизведению. Период, на который запоминаются люди, события в дошкольном детстве отодвигаются на определенно долгие сроки. В самом деле, если нам трудно или почти невозможно припомнить что-либо из событий раннего детства, то дошкольное детство составляет много ярких воспоминаний. Особенно это относится к старшему дошкольному детству.

В усвоении первоначального опыта  принимают участие двигательная, эмоциональная и образная память. Дети раннего возраста, которым много  читают, нередко поражают взрослых тем, что запоминают наизусть длинные  стихотворения и сказки. Такое  запоминание, однако, ничего не говорит  об общем умственном развитии, скорее это результат работы памяти ребенка.

Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного запоминания к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию.

В настоящее время в детских  образовательных учреждениях педагоги ведут работу по развитию памяти дошкольников. Такая работа ведется в основном на основе систематических повторений пройденного материала на различных  занятиях. Но не проводится своевременная  диагностика уровня развития памяти. Нередко такая диагностика проводится психологами перед поступлением ребенка в школу. Получается, что все дети идут в школу с разным уровнем развития памяти. Хотя, при своевременном диагностировании и выявлении недостатков в развитии памяти дошкольников, а также проведении своевременной целенаправленной коррекционно-развивающей работы можно свести до минимума количество детей с низким показателем уровня развития памяти. На данном этапе у ребенка может быть недостаточно развито умение быстро, точно, полно воспринимать, узнавать и воспроизводить материал.

Дошкольный возраст характеризуется  интенсивным развитием способности  к запоминанию и воспроизведению. В старшем же дошкольном возрасте (5 и 6 лет) совершается переход от непроизвольной памяти к начальным этапам произвольного запоминания и припоминания. Шестилетние дети даже в обычных условиях могут самостоятельно образовывать мысленные логические связи между запоминаемыми словами. О наличии таких связей в памяти ребенка свидетельствует характер воспроизведения им материала, в частности тот факт, что при воспроизведении по памяти ребёнок этого возраста может изменять порядок называния предметов, объединяя их по значению в смысловые группы. Анализ приёмов, которыми пользуются дети для запоминания, показывает, что те из них, кто решает задачу с помощью вспомогательных средств, строят свои операции иначе. Однако для опосредованного запоминания требуется не только сила механической памяти, сколько способность разумно распорядиться материалом, определённым образом его структурировать.

Эта проблема явилась предметом  специального исследования таких ученых и психологов как П. П. Блонский, Л. М. Веккер, Л. С. Выготский, Эльконин Д.Б, Леоньтев А.Н, Житникова Л.М, Истомина З.М, Лапп Д, Черемошкина Л.В, Гуткина Н.И.

Цель данной работы состоит в исследовании особенностей развития памяти у детей старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования является процесс развития памяти у детей старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования является развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза данного исследования состоит в том, что анализ теоретической литературы по проблеме и эмпирические исследования помогут выявить особенности развития памяти детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели следует  решить следующие задачи:

  • дать общую психологическую характеристику старшего дошкольного возраста
  • исследовать особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста
  • проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования
  • выявить особенности развития произвольной и непроизвольной памяти старших дошкольников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Развитие памяти у детей дошкольного возраста

    1. Общее представление о памяти

Память является важнейшей характеристикой  психической жизни человека, она  обеспечивает единство и целостность  человеческой личности. Протекание любого, даже самого элементарного, действия, обязательно предполагает удержание каждого его элемента для «сцепления» с последующими. Без способности к такому «сцеплению» невозможно было бы развитие человека. Это придает изучению механизмов памяти не только большой естественно-научный, но и глубокий философский смысл. Не случайно проблема памяти во все времена интересовала как ученых-естественников, врачей, психологов, так и философов (1,11).

Нарушения памяти характерны для многих психических расстройств. Любые  достаточно заметные изменения памяти позволяют говорить о потере психического здоровья. Благодаря памяти человек и животные легко ориентируются в окружающей среде, адаптируются к ней и избегают действий, способных нанести вред своему здоровью.

Образы внешнего мира, возникающие  в коре головного мозга, не исчезают, они оставляют след (энграмму), сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности воспроизводятся (2,25).

Память – это основа способностей человека, без нее невозможно приобретение знаний, формирование умений и навыков. Память можно определить как совокупность процессов фиксации, хранения и последующего воспроизведения информации, полученной индивидом на протяжении его развития.

Учебная деятельность предъявляет  все более высокие требования к памяти учащихся. В личностно  ориентированном образовании педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и, конечно  же, знать механизмы возможных нарушений и методы их коррекции. Память развивается в результате выполнения различных задач, а ее совершенствование у учащихся происходит по мере овладения методами запоминания и воспроизведения. Количественная сторона памяти во многом зависит от внимания (5,24).

Развитие внимания у детей происходит в процессе обучения и воспитания. Решающее значение имеет формирование интересов и приучение к систематическому труду. Важным средством воспитания произвольного внимания служит вся организация учебной деятельности школьника. Необходимо, чтобы ученик сознавал значение обучения и роль внимания в учебном процессе, чтобы у него возникал интерес не только к самой деятельности, но и к ее результатам. Правильная организация урока, предусматривающая вовлечение в учебный процесс всех учащихся, способствует воспитанию внимания. При этом надо помнить, что отвлечение внимания появляется на фоне утомления, возникающего от трудной или однообразной работы. Потому в ходе урока нужно менять виды деятельности, но делать это не слишком часто, так как частые смены могут привести к неустойчивости внимания. И обязательно следует учитывать индивидуальные особенности учащихся и состояние их здоровья (3,54).

Впечатления, которые человек  получает об окружающем мире, оставляют  определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, — писал С.Л.Рубинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом»1.

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось (4).

Память есть у всех живых  существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у  человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни. Возможности для запоминания у животных ограничены их органическим устройством, они могут помнить и воспроизводить лишь то, что непосредственно может быть приобретено методом условнорефлекторного, оперативного или викарного научения, без использования каких бы то ни было мнемических средств (6,61).

У человека есть речь как  мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного  рода технических записей. Ему нет  необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы. У человека, наконец, есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая — с употреблением логики, третья — с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры (10,31).

Более точно и строго, чем это сделано выше, память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти.

    1. Виды памяти

Виды памяти различают в зависимости  от того, что запоминается (образная, словесно-логическая, двигательная (моторная) и эмоциональная), как запоминается (произвольная и непроизвольная) и насколько долго помниться (кратковременная, долговременная и скользящая).

Образная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Различают подвиды образной памяти - зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую. Зрительная и слуховая память наиболее отчётливо проявляется у всех людей, а развитие осязательной, обонятельной и вкусовой памяти связано преимущественно с различными видами профессиональной деятельности или наблюдается у людей, лишённых зрения и слуха. Словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, словесных формулировок. Мысли не существуют вне речи, вне тех или иных слов и выражений. Поэтому этот вид памяти называют не просто логическим, а словесно-логическим. Этот вид памяти специфически человеческий.

Информация о работе Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте