Тренинг развития интеллектуальных способностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 00:45, практическая работа

Описание работы

В среднем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, память, которые обеспечивают усвоение знаний. Качество усвоения знаний зависит от развития логического мышления, и дальнейшего формирования понятийного мышления в подростковом возрасте. Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических операций обобщения, классификации, анализа и синтеза, сравнения. Особое внимание учителя должны уделять переходу детей из начальной школы в среднее звено. В среднем звене школы коренным образом изменяются условия учения, более высокие требования предъявляются к интеллектуальному и личностному развитию.

Работа содержит 1 файл

тренинг интеллекта.doc

— 260.00 Кб (Скачать)

ЗАНЯТИЕ ДЕВЯТОЕ.

Упражнения для мышц в области суставов кистей рук и для мышц шеи. 
Руки вытяните вперед и слегка согните в локтях. Напрягите мышцы кистей и разведенных пальцев. Медленно сжимайте кисти в кулаки. Медленно разжимайте кулаки, а пальцы согнутые — веером. Утомите мышцы. Резко снимите напряжение. Одновременно команду: «Руки расслабленные, тяжелые, теплые». 
Повторите упражнение 3 раза. 
Руки положите на бедра. Голова опущена. Дыхание носовое. Сразу команда: «Мышцы шеи, затылка расслабленные, тяжелые, теплые». 
Повторите упражнение 3 раза.

ЗАНЯТИЕ ДЕСЯТОЕ.

Напряжение мышц лица. 
 Поднимите высоко брови (не хмурьте их). Утомите напряженные лобные мышцы. Резко снимите напряжение. Команда: «Брови расслабленные, расслабленные, расслабленные». 
Повторите упражнение 3 раза. 
Спокойно закройте глаза. Веки плотно сожмите. Утомите сомкнутые веки. Резко снимите напряжение. Команда: «Веки расслабленные, расслабленные, расслабленные». 
Повторите упражнение 3 раза и откройте глаза. 
Сожмите губы как можно плотнее. Утомите. Резко снимите напряжение и одновременно команду: «Губы расслабленные, расслабленные, расслабленные». 
Повторите упражнение 3 раза. 
Сильно сожмите зубы (напрягаются жевательные мышцы). Утомите. Снимите напряжение и команда: «Мышцы расслабленные, тяжелые, теплые». Сильно оттяните язык назад и вниз к гортани. Утомите. Резко снимите напряжение с командой: «Язык расслабленный, расслабленный, расслабленный».  
Повторите упражнение 3 раза. 
Восстановление активности с командой: 
«мое лицо» — внимание к лицу; 
«спокойное» — поднимите брови; 
«выразительное» — опустите. 
Повторите упражнение 2 раза. 
«Спокойное» — зажмурьте глаза, вдохните; 
«выразительное» — освободите веки от напряжения. Выдохните. Повторите упражнения 2 раза. 
От занятия к занятию вам все легче удается сосредотачивать свое внимание, направлять команду точно в нужную группу мышц. Вы приобретаете навык последовательного расслабления и восстановления активности мышц. Вы научились управлять тонусом определенных групп мышц. 
Теперь вы можете перейти к проведению   аутогенной тренировки. 
Сеанс аутогенной тренировки состоит из 4 частей: 
1) концентрация внимания;  
2) расслабление мышц;  
3) самовнушение; 
4) выход из аутогенной тренировки. 
Теперь для концентрации внимания достаточно двух минут. После этого — расслабление мышц. Последовательность расслабления та же, но методика упрощается: для расслабления мышц ног дается одна общая команда для всех мышц ног, так же для мускулатуры рук. 
Итак, вы последовательно расслабляете мышцы ног, тазового пояса, живота, грудной клетки, спины, плечевого пояса, рук, шеи и затылка, лица и языка. Повторите упражнение 3 раза. 
Чувство покоя, умеренное расслабление мышц и внимание, сосредоточенное на сеансе, создают благоприятную почву для проведения самовнушения. 
Содержание формулировки самовнушения зависит от цели, вопросов, которые волнуют пациента. Это могут быть: неуверенность в себе, чувство страха, стеснительность, боязнь покраснения и т. д. 
Выход из сеанса аутогенной тренировки. 
Здесь ведущей является гимнастика «выдоха». Закачиваете сеанс мысленной убежденностью: «Я всё могу».

Заниматься аутогенной тренировкой лучше и эффективнее утром и днем. На первых порах необходимо выработать четкий навык и проводить настрой ежедневно. Затем настрой можно проводить по необходимости быстро и четко.  

Методы быстрого снятия сильного эмоционального 
или физического напряжения

Этот метод  включает в себя серию упражнений по произвольному напряжению и расслаблению основных мышечных групп. Характерной  чертой каждого упражнения является чередование сильного мышечного напряжения и следующего за ним расслабления. Противопоказаниями для выполнения отдельных упражнений по расслаблению является патология соответствующих органов, болезни костно-мышечной системы. 
С целью снятия психоэмоционального напряжения и самостоятельного освоения приемов саморегуляции предлагаем выполнить ряд упражнений, таких как «Сосулька», «Муха», «Лимон», «Воздушный шар» и др.

Упражнение «Муха»

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.  
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

Упражнение «Лимон»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления. 
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Упражнение «Сосулька» («Мороженое»)

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления. 
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы – сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1-2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу.

Упражнение «Воздушный шар»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления. 
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы – большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1-2 минуты, напрягая все мышцы тела, Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. 
И, наконец, при сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20-30 приседаний либо 15-20 прыжков на месте. Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями.

Упражнение «Волшебная чаша спокойствия»

Цель: обретение внутреннего равновесия.  
Данное упражнение поможет сохранить спокойствие и энергию в неблагоприятной психологической атмосфере, во время сильных эмоциональных всплесков. Дышите глубоко и спокойно, выпячивая живот на вдохе и втягивая на выдохе. В центре грудной клетки представьте себе чашу произвольного вида и формы, наполненную прозрачной жидкостью. Эту чашу важно не расплескать, особенно когда «кипит наш разум возмущенный…, а вместо сердца – пламенный мотор». Если же вы ее все-таки расплескали, сосчитайте до десяти и, не обращая ни на кого внимания, наполните чашу и постарайтесь не расплескать снова.

Способы борьбы с отрицательными эмоциями  

ВЫГОВОРИТЕСЬ! Этот прием возможен, когда есть рядом кто-то обязательноn доброжелательный и расположенный выслушать вас, пускай даже молча. В социальной психологии такого человека условно именуют “жилеткой”. Обычно это люди немолодые, душевные, умеющие хранить чужие тайны. Нередки случаи, когда облегчение приносит беседа со случайным попутчиком. Здесь работает фактор анонимности. Одинокие люди, имеющие домашних животных, часто выговаривают все, что накипело, им (с полной гарантией сохранения тайны исповеди!).

НАПИШИТЕ ПИСЬМО! Если подходящего слушателя нет или вы не хотите прибегатьn к первому приему, напишите все ваши огорчения и переживания в форме письма. Адресат не важен. Причем это письмо не обязательно отправлять, а если вы его сохраните, то спустя некоторое время вам будет очень интересно, а скорее всего и полезно, перечитать его, проанализировать и сделать кое-какие выводы.

СДЕЛАЙТЕ СЕБЕ ПОДАРОК! Эту рекомендацию можно выполнить как буквально, такn и в переносном смысле - “подарив” себе несколько часов или целый день приятного времяпрепровождения. При этом помните, что такого рода “подарки” нельзя делать слишком часто, иначе радость от них заметно потускнеет.

ПОМОГИТЕ ДРУГОМУ! Всегда есть человек, нуждающийся в чьей-то помощи, хотяn бы в том, чтобы его выслушали. Переключив свою энергию на помощь “ближнему”, вы не только сделаете доброе дело, но и поможете себе выйти из пассивно-упаднического настроения, активизируете себя, ибо творить добро всегда приятно.

РАСТВОРИТЕ ПЕЧАЛЬ ВО СНЕ! Если вы сможете заснуть, то это один из наиболееn простых и во все века используемых способов расставаться с унынием и плохим настроением. Отдохнувший мозг направит мысли в русло более конструктивных решений и оптимистического отношения к жизни и проблемам, которые неизбежно возникают. Не случайно почти у всех народов есть пословица соответствующая известной русской “Утро вечера мудренее!”. Не забывайте только, перед тем как заснуть, настроить себя на то, чтобы, проснувшись, вы посмотрели на мир без прежних горьких мыслей, от которых опускаются руки и ничего не изменяется в лучшую сторону.

“НЕТ ХУДА БЕЗ ДОБРА!” Эта известная поговорка может служить девизомn направленности ваших мыслей и действий. Составьте список всего хорошего, что присутствует в вашем положении, бесстрастно проанализировав то событие, которое повергло вас в уныние и тоску. Составив его, направьте все силы на воплощение в жизнь того, что написано - пускай хорошее постепенно начинает перетягивать плохое!

Тренинг на развитие воображения  и интеллекта- шпионь за другими.

Люди, занимающиеся творческим трудом, имеют тенденцию исчерпываться и им нужны новые впечатления. Для меня, кстати, один из мотивов ведения рассылки - получение новых впечатлений. Да, да. Я закидываю удочки с мыслями и смотрю, кто что скажет. Одно слово - и воображение закипело и дало новый виток... Кстати, хороший вклад в стимуляцию воображение дают соавторы рассылки.

Где-то я читал, что Бальзак в поисках новых  идей и персонажей специально бродил по улицам. Он выбирал человека, за которым устраивал наблюдение. Выдумывал его биографию, подражал его походке, жестам, манере держаться, особенности общения с другими.

Люди появляются перед нашими глазами как калейдоскоп, жизнь идет, меняются картины. Остановите прокрутку трубы калейдоскопа и постарайтесь разглядеть человека. То есть смотрите на него не полсекунды, а секунды три - четыре. Кто он? А знаете ли вы его? Хм. А вы все раньше замечали?

Попробуйте, вам  понравится.

[Г.О.]    К одному мудрецу пришел человек и сказал "хочу у тебя поучиться". "Хорошо, - сказал мудрец, - вот возьми эту рыбу и смотри на нее". Человек взял рыбу и смотрел на нее минут пять или, возможно, десять. Потом он сказал "я посмотрел". Мудрец сказал "нет, это еще не достаточно, смотри еще, ты еще не все узнал о рыбе". И человек смотрел час... Потом все повторилось... И человек смотрел день... И он смотрел две недели. Мудрец сказал "ну вот, достаточно, теперь ты уже кое-что узнал о рыбе. Но не думай, что ты узнал о ней все".

Тренинг на развитие харизматических  наклонностей

Тренинг проводите  сами по следующему алгоритму.

Прочитайте какого-либо философа. Мне, например, больше всего  близки идеи само-организции (синергетика  Ильи Пригожина)...

Читайте этого философа или других до тех пор, пока у Вас не сформируется образ некоторого проекта, который Вам симпатичен и который Вы решите выполнить.

Расскажите кому-нибудь о том, что вы прочитали, и о  том, как из прочитанного Вы пришли к своему проекту.

Предложите собеседнику участвовать в выдуманном вами проекте.

Презентуя свою идею, вы учитесь говорить и учитесь  воспринимать окружающих, которым по большому счету "до лампочки!" все  ваши идеи. Отметьте момент "на что  Ваш собеседник среагирует наиболее эмоционально", - запомните это место!

После беседы продумайте "почему именно в этом месте у  собеседника возник отклик?". Продумайте, как усилить это место в  Вашем проекте и в Вашем  рассказе о проекте.

Повторите эксперимент  с новым собеседником. И так  несколько раз.

Данный тренинг я считаю абсолютно необходимым для каждого амбициозно настроенного человека.

 

 Тренинг на развитие интеллекта - "Ищи  существенные признаки"

Всех людей  можно условно отнести к тем, кто мыслит образно (с привлечением чувственных образов) и на тех, кто мыслит понятийно (в большей мере с помощью слов). Такое разделение, конечно, очень условно: чистых «эйдетиков» и чистых «философов» чрезвычайно мало.

Информация о работе Тренинг развития интеллектуальных способностей