Способности Человека и их развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 19:46, реферат

Описание работы

Изучение психического облика личности, - писал С.А. Рубинштейн,- включает три основных вопроса. Первый вопрос, на который мы стремимся получить ответ, когда хотим узнать, что представляет собой тот или иной человек, гласит: чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится? Этот вопрос об его направленности, об его установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах. Но вслед за вопросом о том, чего хочет человек, встаёт вопрос: а что он может? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности.
Задумываясь над особенностями своего внутреннего мира, мы вольно или невольно стремимся осознать свои потребности и желания, свои способности и характер. Вглядываясь в другого человека, стараясь понять его, мы также как бы спрашиваем: «Чего ты хочешь?», «Что ты можешь?», «Что ты есть?».

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 37.68 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

Изучение психического облика личности, - писал С.А. Рубинштейн,- включает три основных вопроса. Первый вопрос, на который мы стремимся  получить ответ, когда хотим узнать, что представляет собой тот или  иной человек, гласит: чего хочет человек, что для него привлекательно, к  чему он стремится? Этот вопрос об  его  направленности, об его установках и тенденциях, потребностях, интересах  и идеалах. Но вслед за вопросом о  том, чего хочет человек, встаёт вопрос: а что он  может?  Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности.

Однако способности, это сперва только возможности; для  того, чтобы знать как реализует  и использует их человек, нам нужно  ещё знать что он есть, что  закрепилось в качестве стержневых особенностей его личности. Это вопрос о характере человека.

Вопрос о направленности личности, её потребностях, мотивах, интересах  недаром ставится на первое место. Задумываясь  над особенностями своего внутреннего  мира, мы вольно или невольно стремимся  осознать свои потребности и желания, свои способности и характер. Вглядываясь  в другого человека, стараясь  понять  его, мы также как бы спрашиваем: «Чего ты хочешь?», «Что ты можешь?», «Что ты есть?».

Ценность личности определяется не только тем, что она  представляет собой в данный момент, но и заложенными в ней возможностями  дальнейшего развития и совершенствования.

Всякая деятельность требует от человека обладания специфическими качествами, определяющими его пригодность  к ней и обеспечивающими определенный уровень успешности её выполнения. В психологии эти индивидуально-психологические  особенности называют способностями  личности, причем выделяют только такие  способности, которые, во-первых, имеют  психологическую природу, во-вторых, индивидуально варьируют. Все люди способны к прямохождению и освоению речи, однако, к собственным способностям они не относятся: первая по причине непсихологичности, вторая по причине общности.

О способностях высказано очень много противоречивых суждений, о способностях ходит, пожалуй, больше противоречащих друг другу мифов, чем о любых других характеристиках личности. Вот основные из них:

  • способности заложены в человеке от рождения;
  • любые способности можно сформировать;
  • люди изначально равны по своим способностям.

Способности - лишь возможность определенного освоения знаний, умений и навыков, а станет ли она действительностью, зависит  от различных условий. Без соответствующих  условий способности заглохнут, так и не развившись. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Общая характеристика способностей человека. 
Очень часто, когда мы пытаемся объяснить, почему люди, оказавшиеся в одинаковых или почти одинаковых условиях, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах людей можно объяснить именно этим. Это же понятие используется и тогда, когда исследуются причины быстрого усвоения знаний или приобретения умений и навыков одними людьми и долгого, даже мучительного обучения других. Что же такое способности?

Слово «способность»  имеет очень широкое применение в самых различных областях практики. Обычно под способностями понимают такие индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного  выполнения какой-либо одной или  нескольких деятельностей. Однако термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, многими авторами трактуется неоднозначно. Если суммировать всевозможные варианты существующих в настоящее время  подходов к исследованию способностей, то их можно свести к трем основным типам. В первом случае под способностями  понимают совокупность всевозможных психических  процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое толкование термина «способности». С точки  зрения второго подхода под способностями  понимают высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных  видов деятельности. Данное определение  появилось и было принято в  психологии 18-19 вв. и достаточно часто  встречается в настоящее время. Третий подход основан на утверждении  о том, что способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям  и навыкам, но обеспечивает их быстрое  приобретение, закрепление и эффективное  использование на практике. 
В отечественной психологии экспериментальные исследования способностей чаще всего строятся на основе последнего подхода.  

К сожалению, в  повседневной практике понятия «способности»  и «навыки» часто отождествляют, что приводит к ошибочным выводам, особенно в педагогической практике. Несмотря на то, что способности  не сводятся к знаниям, умениям и  навыкам, это не означает, что они  никак не связаны со знаниями и  умениями. От способностей зависят  легкость и быстрота приобретения знаний, умений и навыков. Приобретение же этих знаний и умений, в свою очередь, содействует дальнейшему развитию способностей, тогда как отсутствие соответствующих навыков и знаний является тормозом для развития способностей.

Способности, считал Б. М. Теплов, не могут существовать иначе как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает  пользоваться, со временем утрачивается. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями  такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое  и художественное творчество, математика, спорт и т. п., мы поддерживаем и  развиваем у себя соответствующие  способности.

Следует отметить, что успешность выполнения любой  деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных  способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может  быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен  за счет более высокого развития других. «Одной из важнейших особенностей психики  человека,  - писал Б. М. Теплов, -  является возможность чрезвычайно  широкой компенсации одних свойств  другими, вследствие чего относительная  слабость какой-нибудь одной способности  вовсе не исключает возможности, успешного выполнения даже такой  деятельности, которая наиболее тесно  связана с этой способностью. Недостающая  способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека». 

2. Классификация способностей.

2.1.  Учебные и творческие  способности.

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга  тем, что первые определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, в то время как  вторые определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов  материальной и духовной культуры и  др. Если мы попытаемся определить, какие  способности из данной группы имеют  большее значение для человечества, то в случае признания приоритета одних над другими мы, вероятнее  всего, совершим ошибку. Конечно, если бы человечество было лишено возможности  творить, то вряд ли оно было бы в  состоянии развиваться. Но если бы люди не обладали учебными способностями, то развитие человечества также было бы невозможным. Развитие возможно лишь тогда, когда люди в состоянии усвоить  всю сумму знаний, накопленных  предшествующими поколениями. Поэтому  некоторые авторы считают, что учебные  способности - это прежде всего общие  способности, а творческие - специальные, определяющие успех творчества.

2.2. Общие и специальные  способности.

К общим способностям принято относить те, которые определяют успехи человека в самых различных  видах деятельности. Например, в  данную категорию входят мыслительные способности, тонкость и точность ручных движений, память, речь и ряд других. Таким образом, под общими способностями  понимают способности, свойственные для  большинства людей.

Под специальными способностями подразумеваются  те, которые определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести  музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и др. Следует отметить, что наличие у человека общих  способностей не исключает развития специальных способностей, и наоборот.

Большинство исследователей проблемы способностей сходятся на том, что общие и специальные способности  не конфликтуют, а сосуществуют, взаимно  дополняя и обогащая друг друга. Более  того, в отдельных случаях высокий  уровень развития общих способностей может выступать в качестве специальных  способностей по отношению к определенным видам деятельности. Подобное взаимодействие некоторыми авторами объясняется тем, что общие способности, по их мнению, являются базой для развития специальных. Другие исследователи, объясняя взаимосвязь  общих и специальных способностей, подчеркивают, что деление способностей на общие и специальные весьма условно. Например, практически каждый человек после курса обучения умеет складывать, умножать, делить и т. д., поэтому математические способности  могут рассматриваться как общие. Однако существуют люди, у которых  эти способности развиты настолько  высоко, что мы начинаем говорить о  наличии у них математического  таланта, который может выражаться в скорости усвоения математических понятий и операций, способности  решать чрезвычайно сложные задачи и др.

К числу общих  способностей человека мы с полным основанием должны отнести способности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с людьми. Эти способности являются социально обусловленными. Они формируются  у человека в процессе его жизни  в обществе. Без данной группы способностей человеку очень трудно жить среди  себе подобных. Так, без владения речью  как средством общения, без умения адаптироваться в обществе людей, т. е. правильно воспринимать и оценивать поступки людей, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях, нормальная жизнь и психическое развитие человека были бы просто невозможными. Отсутствие у человека такого рода способностей явилось бы непреодолимой преградой на пути приращения его из биологического существа в социальное.

2.3. Математические способности.

Математические  способности  - сложное структурное  психическое образование, своеобразный синтез свойств, интегральное качество ума, охватывающее разнообразные его  стороны и развивающееся в  процессе математической деятельности. Указанная совокупность представляет собой единое качественно-своеобразное целое, - только в целях анализа  мы выделяем отдельные компоненты, отнюдь не рассматривая их как изолированные  свойства. Эти компоненты тесно связаны, влияют друг на друга и образуют в своей совокупности единую систему, проявления которой мы условно называем “синдром математической одаренности”.

По мнению Мордухай-Болтовского  наш ум способен производить кропотливую  и сложную работу в подсознании, где и совершается вся “черновая” работа, причём бессознательная работа мысли даже отличается меньшей погрешностью, чем сознательная.

Способность к  математике не всегда присуще даже гениальным людям, т.к между математическим и нематематическим умом есть существенная разница.  Большой интерес представляет попытка Мордухай-Болтовского выделить компоненты математических способностей. К таким компонентам он относит  в частности:

  • Сильную память”, память на “предметы того типа, с которыми имеет дело математика”, память скорее не на факты, а на идеи и мысли.
  • “Остроумие”, под которым понимается способность “обнимать в одном суждении” понятия из двух малосвязанных областей мысли, находить в уже известном сходное с данным, отыскивать сходное в самых отделённых казалось бы, совершенно разнородных предметах.
  • Быстроту мысли (быстрота  мысли объясняется той работой, которую совершает бессознательное мышление в помощь сознательному). Бессознательное мышление, по мнению автора, протекает гораздо быстрее, чем сознательное.

В.А.Крутецкий  под способностями к изучению математики понимает индивидуально-психологические  особенности, отвечающие требованиям  учебной математической деятельности и обуславливающие при прочих равных условиях успешность творческого  овладения математикой как учебным  предметом, в частности относительно быстрое, лёгкое и глубокое овладения  знаниями, умениями, навыками в области  математики. 

2.4. Музыкальные способности.    

Музыкальные способности можно разделить на две группы:

Информация о работе Способности Человека и их развитие