Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 19:46, реферат
Изучение психического облика личности, - писал С.А. Рубинштейн,- включает три основных вопроса. Первый вопрос, на который мы стремимся получить ответ, когда хотим узнать, что представляет собой тот или иной человек, гласит: чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится? Этот вопрос об его направленности, об его установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах. Но вслед за вопросом о том, чего хочет человек, встаёт вопрос: а что он может? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности.
Задумываясь над особенностями своего внутреннего мира, мы вольно или невольно стремимся осознать свои потребности и желания, свои способности и характер. Вглядываясь в другого человека, стараясь понять его, мы также как бы спрашиваем: «Чего ты хочешь?», «Что ты можешь?», «Что ты есть?».
ВВЕДЕНИЕ
Изучение психического облика личности, - писал С.А. Рубинштейн,- включает три основных вопроса. Первый вопрос, на который мы стремимся получить ответ, когда хотим узнать, что представляет собой тот или иной человек, гласит: чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится? Этот вопрос об его направленности, об его установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах. Но вслед за вопросом о том, чего хочет человек, встаёт вопрос: а что он может? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности.
Однако способности, это сперва только возможности; для того, чтобы знать как реализует и использует их человек, нам нужно ещё знать что он есть, что закрепилось в качестве стержневых особенностей его личности. Это вопрос о характере человека.
Вопрос о направленности личности, её потребностях, мотивах, интересах недаром ставится на первое место. Задумываясь над особенностями своего внутреннего мира, мы вольно или невольно стремимся осознать свои потребности и желания, свои способности и характер. Вглядываясь в другого человека, стараясь понять его, мы также как бы спрашиваем: «Чего ты хочешь?», «Что ты можешь?», «Что ты есть?».
Ценность личности
определяется не только тем, что она
представляет собой в данный момент,
но и заложенными в ней
Всякая деятельность
требует от человека обладания специфическими
качествами, определяющими его пригодность
к ней и обеспечивающими
О способностях
высказано очень много
Способности - лишь
возможность определенного
1.
Общая характеристика
способностей человека.
Очень часто, когда мы пытаемся объяснить,
почему люди, оказавшиеся в одинаковых
или почти одинаковых условиях, достигают
разных успехов, мы обращаемся к понятию
способности, полагая, что разницу в успехах
людей можно объяснить именно этим. Это
же понятие используется и тогда, когда
исследуются причины быстрого усвоения
знаний или приобретения умений и навыков
одними людьми и долгого, даже мучительного
обучения других. Что же такое способности?
Слово «способность»
имеет очень широкое применение
в самых различных областях практики.
Обычно под способностями понимают
такие индивидуальные особенности,
которые являются условиями успешного
выполнения какой-либо одной или
нескольких деятельностей. Однако термин
«способности», несмотря на его давнее
и широкое применение в психологии,
многими авторами трактуется неоднозначно.
Если суммировать всевозможные варианты
существующих в настоящее время
подходов к исследованию способностей,
то их можно свести к трем основным
типам. В первом случае под способностями
понимают совокупность всевозможных психических
процессов и состояний. Это наиболее
широкое и самое старое толкование
термина «способности». С точки
зрения второго подхода под
В отечественной психологии экспериментальные
исследования способностей чаще всего
строятся на основе последнего подхода.
К сожалению, в
повседневной практике понятия «способности»
и «навыки» часто отождествляют,
что приводит к ошибочным выводам,
особенно в педагогической практике.
Несмотря на то, что способности
не сводятся к знаниям, умениям и
навыкам, это не означает, что они
никак не связаны со знаниями и
умениями. От способностей зависят
легкость и быстрота приобретения знаний,
умений и навыков. Приобретение же этих
знаний и умений, в свою очередь,
содействует дальнейшему
Способности, считал Б. М. Теплов, не могут существовать иначе как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем утрачивается. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т. п., мы поддерживаем и развиваем у себя соответствующие способности.
Следует отметить,
что успешность выполнения любой
деятельности зависит не от какой-либо
одной, а от сочетания различных
способностей, причем это сочетание,
дающее один и тот же результат, может
быть обеспечено различными способами.
При отсутствии необходимых задатков
к развитию одних способностей их
дефицит может быть восполнен
за счет более высокого развития других.
«Одной из важнейших особенностей психики
человека, - писал Б. М. Теплов, -
является возможность чрезвычайно
широкой компенсации одних
2. Классификация способностей.
2.1. Учебные и творческие способности.
Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, в то время как вторые определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры и др. Если мы попытаемся определить, какие способности из данной группы имеют большее значение для человечества, то в случае признания приоритета одних над другими мы, вероятнее всего, совершим ошибку. Конечно, если бы человечество было лишено возможности творить, то вряд ли оно было бы в состоянии развиваться. Но если бы люди не обладали учебными способностями, то развитие человечества также было бы невозможным. Развитие возможно лишь тогда, когда люди в состоянии усвоить всю сумму знаний, накопленных предшествующими поколениями. Поэтому некоторые авторы считают, что учебные способности - это прежде всего общие способности, а творческие - специальные, определяющие успех творчества.
2.2. Общие и специальные способности.
К общим способностям принято относить те, которые определяют успехи человека в самых различных видах деятельности. Например, в данную категорию входят мыслительные способности, тонкость и точность ручных движений, память, речь и ряд других. Таким образом, под общими способностями понимают способности, свойственные для большинства людей.
Под специальными
способностями подразумеваются
те, которые определяют успехи человека
в специфических видах
Большинство исследователей
проблемы способностей сходятся на том,
что общие и специальные
К числу общих способностей человека мы с полным основанием должны отнести способности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с людьми. Эти способности являются социально обусловленными. Они формируются у человека в процессе его жизни в обществе. Без данной группы способностей человеку очень трудно жить среди себе подобных. Так, без владения речью как средством общения, без умения адаптироваться в обществе людей, т. е. правильно воспринимать и оценивать поступки людей, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях, нормальная жизнь и психическое развитие человека были бы просто невозможными. Отсутствие у человека такого рода способностей явилось бы непреодолимой преградой на пути приращения его из биологического существа в социальное.
2.3. Математические способности.
Математические способности - сложное структурное психическое образование, своеобразный синтез свойств, интегральное качество ума, охватывающее разнообразные его стороны и развивающееся в процессе математической деятельности. Указанная совокупность представляет собой единое качественно-своеобразное целое, - только в целях анализа мы выделяем отдельные компоненты, отнюдь не рассматривая их как изолированные свойства. Эти компоненты тесно связаны, влияют друг на друга и образуют в своей совокупности единую систему, проявления которой мы условно называем “синдром математической одаренности”.
По мнению Мордухай-Болтовского
наш ум способен производить кропотливую
и сложную работу в подсознании,
где и совершается вся “
Способность к
математике не всегда присуще даже
гениальным людям, т.к между математическим
и нематематическим умом есть существенная
разница. Большой интерес представляет
попытка Мордухай-Болтовского
В.А.Крутецкий
под способностями к изучению
математики понимает индивидуально-психологические
особенности, отвечающие требованиям
учебной математической деятельности
и обуславливающие при прочих
равных условиях успешность творческого
овладения математикой как
2.4. Музыкальные способности.
Музыкальные способности можно разделить на две группы: