Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 00:45, практическая работа
В среднем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, память, которые обеспечивают усвоение знаний. Качество усвоения знаний зависит от развития логического мышления, и дальнейшего формирования понятийного мышления в подростковом возрасте. Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических операций обобщения, классификации, анализа и синтеза, сравнения. Особое внимание учителя должны уделять переходу детей из начальной школы в среднее звено. В среднем звене школы коренным образом изменяются условия учения, более высокие требования предъявляются к интеллектуальному и личностному развитию.
• Ты хотел быть
Королевой в этой игре?
Что делать с агрессией и гневом?
Игра «Тух-тиби-дух!»
Цели:снятие негативного настроения и восстановление сил.
В этом ритуале заложен комический парадокс. Хотя дети должны произносить слово «тух-тиби-дух» сердито, в конце игры они не могут не смеяться.
Инструкция.Я сообщу вам сейчас особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований, короче, против всего, что портит настроение. Чтобы это слово подействовало по-настоящему, вам необходимо сделать следующее. Начните ходить по классу, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из детей и трижды сердито-сердито произнесите волшебное слово. Это волшебное слово «тух-тиби-дух». В это время другой ученик стоит тихо и слушает, как вы произносите волшебное слово, он не должен ничего отвечать. Но если он захочет, он может ответить вам тем же — трижды сердито-сердито произнести: «Тух-тиби-дух!»
После этого
продолжайте прогуливаться по классу.
Время от времени останавливайтесь
перед кем-нибудь и снова сердито-сердито
произносите это волшебное
Анализ упражнения
• Понравилась ли тебе эта игра?
• Произнес ли ты заклинание в ходе игры?
• Чувствуешь ли ты себя теперь иначе, не так, как в начале игры?
«Истинные ценности жизни»
Попробуйте ответить на следующие вопросы:
1 – назовите 5 самых богатых людей в мире.
2 – назовите 5 победительниц конкурса Мисс Вселенная.
3 – назовите
5 победителей Нобелевской
4 – назовите 5 последних победителей премии Оскар на лучшего актера и актрисы.
И как? Не получилось, Вы не помните или не знаете?
Это не важно! Не беспокойтесь. Никто не помнит вчерашних победителей. И аплодисменты забываются! И трофеи покрываются пылью! И победители уходят в прошлое!
А теперь ответь на другие вопросы:
1 – назови троих учителей, которые преподавали тебе, когда ты становился взрослым.
2 – назови троих друзей, которые были с тобой в трудные времена.
3 – подумай о тех знакомых, которые заставляли тебя чувствовать особенным.
4 – назови пятерых людей, с которыми ты проводишь свое время.
И как теперь? Получилось?
Запомни:
Люди, которые значат для тебя что-то
не обязательно богаты или победители.
Это те, которые беспокоятся о тебе, заботятся,
которые всегда с тобой.
Бросайте якоря!
Психологи гуманистического направления дают здесь такие рекомендации:
1) используйте «я-послания», избегая «ты-осуждений», то есть сообщайте о своем чувстве, не обвиняя партнера, а делясь с ним переживанием;
2) осуществляйте «мы-подход», говорите о вашей с партнером («нашей»!) ситуации взаимодействия, предлагайте выход, конструктивное решение возникшей проблемы, но будьте готовы выслушать и принять другой вариант, дайте партнеру свободу выбора;
3) говорите открыто,
дружелюбно, искренне; будьте «конгруэнтны»
— ваши слова, интонации,
4) выражайте
свою эмоцию, отражайте ее, не
пытайтесь занять позу
Средства «мирного»
выражения эмоций в арсенале учителя
и школьников, к сожалению, чаще всего
очень скудны. Отсюда очевидна необходимость
специальной работы по овладению своими
переживаниями. Следует обратить внимание
еще на один немаловажный аспект: выражение
эмоций агрессивным путем может осуществляться
двумя основными способами. Во-первых,
как вполне осознанный и намеренный акт,
во-вторых, как эмоциональный взрыв потерявшего
самообладание человека.
Если агрессивное выражение эмоций осознанно,
то человек (учитель или ребенок) так же
осознанно может заменить в своем поведении
агрессивные действия на действия мирного
характера. Если же мы имеем дело с неконтролируемым
эмоциональным взрывом, то эмоциональная
регуляция и смена способов выражения
чувств могут оказаться более сложными
и трудными.Среди психологов и поныне
можно встретить мнение о том, что чувства
не подвластны воле, что нельзя по заказу
вызвать у себя то или иное чувство. С этим,
конечно, трудно согласиться. Можно и нужно
управлять своими эмоциями, и не только
изменяя или выражая (и тем самым избавляясь
от них) отрицательные эмоции, но и вызывая
положительные. Убедительное подтверждение
этому может получить каждый, применив
такую психотехнику (упражнение «Ресурсное
состояние»): в расслабленном состоянии
вспомните как можно ярче, во всех деталях
и подробностях, а еще лучше — со звуками
и запахами ситуацию, в которой вы были
очень успешны, когда у вас все получалось
как нельзя лучше. Войдите в это состояние,
почувствуйте себя вновь в той ситуации.
В момент наиболее сильного ощущения крепко
сожмите большой и указательный пальцы,
создав таким образом «якорь» на состояние
успеха.
Повторите это упражнение пять-семь раз.
Теперь в нужный момент вы можете произвольно
вызвать эмоциональное состояние «радости
успеха», всего лишь «бросив якорь.
Упражнения для самостоятельных занятий по аутогенной тренировке (по С. М. Любинской)
Прежде всего,
предстоит научиться в любое
время отключаться от всего постороннего
и сосредотачивать свое внимание
только на занятии. Затем необходимо
научиться расслаблять мышцы, с последующим
умением восстанавливать активность мышц.
Для проведения занятий психотерапевт
СМ. Любинская рекомендует соблюдать следующие
условия:
1. не рекомендуется
заниматься на голодный
2. мочевой пузырь и кишечник надо предварительно
освободить;
3. проводить занятие следует в спокойной
обстановке (тишина, мягкий свет, свежий
воздух, свободная одежда);
4. надо дать себе установку не реагировать
на посторонние звуки и не замечать непредвиденные
мелочи;
5. окружающие должны знать, чем вы занимаетесь
и не отвлекать вас.
Аутогенная тренировка
включает в себя этап подготовительного
обучения и сеансы. Этап подготовки состоит
из 10 занятий. Все занятия (упражнения)
проводятся в положении сидя или лежа,
с закрытыми глазами. Полный курс (10 занятий)
длится около 1-2 месяцев, в зависимости
от личностных особенностей. Каждое упражнение
проводится по 5-20 минут 3 раза в сутки в
течение 2 недель. Упражнения проводятся
в разное время суток. Каждое занятие состоит
из трех частей:
1) концентрация внимания;
2) расслабление мышц;
3) восстановление активности.
Упражнения по аутогенной тренировке
излагаются с сокращениями и изменениями
по методике СМ. Любинской.
ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ
Концентрация
внимания.
Принять удобную позу, сосредоточить внимание
на чувстве покоя и мысленно произносить:
«Я спокоен, спокоен, спокоен». Эти слова
следует говорить, не торопясь, во время
паузы после выдоха. Вдох и выдох сопровождаются
мысленным молчанием. Дыхание неглубокое,
носовое. Вдох неглубокий (следить). Выдох
и пауза происходят автоматически.
Расслабление мышц.
Чтобы научиться владеть своими мышцами,
нужна тренировка не всей, а изолированной
мускулатуры, точно заданных движений.
Начинаем тренировку с ног.
Во время занятий сидеть надо глубоко
в кресле, спина должна оставаться прямой
и упираться на спинку кресла (или стула),
шея и спина составляют прямую линию, голова
слегка опущена, ноги чуть-чуть разведены,
кисти рук лежат на середине бедер. Дышите
через нос. Равномерно. Следите за сохранением
свободной и красивой осанки. Старайтесь,
чтобы работали только те мышцы, без которых
невозможно сделать нужное движение. Каждое
упражнение на утомление мышц надо выполнять
с сильным сопротивлением, сохраняя напряжение
в мышцах. Затем резко прекратите напряжение,
и усталые мышцы, естественно расслабятся.
Это ощущение расслабления мы будем сочетать
с мысленной командой: «Мышцы расслабленные,
тяжелые, теплые». Каждую команду надо
посылать точно «по адресу» — в нужную
группу мышц.
Итак, продолжаем первое занятие.
Ноги немного вытяните вперед, носки приподнимите.
Дыхание свободное. Разогните пальцы ног
вверх и разведите их веером как можно
шире, напрягите мышцы и, как бы оказывая
себе сопротивление, медленно сгибайте
пальцы и всю стопу «в кулачок». Не снимая
напряжения, медленно разогните и разведите
пальцы, утомите напряженные мышцы. Когда
мышцы сильно устанут, резко снимите напряжение,
и они расслабятся. Одновременно дайте
мысленно команду: «Мои ноги расслабленные,
тяжелые, теплые». Повторите ее три раза.
Восстановление активности.
Движения делаются в названных выше изолированных
группах мышц. Движения должны быть легкими,
с приятным ощущением.
Команда: «Движения ног свободные, уверенные».
Одновременно словами «движения ног»
— внимание к ногам; на слове «свободные»
— стопы согните «в кулачок»; на слове
«уверенные» — разогните.
Повторите упражнение два раза.
Первое занятие занимает примерно 5 минут.
ЗАНЯТИЕ ВТОРОЕ.
Концентрация
внимания.
Сядьте удобно. Сосредоточьте внимание.
Следите за дыханием. Вдох, выдох и на паузе:
«Я спокоен, спокоен, спокоен» — расслабление
мышц. Ноги немного вытяните вперед и держите
на весу. Разогните стопы, напрягите мышцы
ног и медленно сгибайте стопы. Не снимая
напряжения, разогните их, сильно утомите,
затем резко снимите напряжение, пятки
опустятся на пол, и ноги расслабятся.
При этом дайте мысленную команду: «Мои
ноги расслабленные, тяжелые, теплые».
Повторите команду 3 раза.
Восстановление активности.
Повторите расслабление первого урока.
Одновременно с мысленной командой: «движения
ног» — внимание к ногам; «свободные»
— стопы согнуть; «уверенные» — разогнуть.
Повторите упражнение 2 раза.
ЗАНЯТИЕ ТРЕТЬЕ
Концентрация
внимания.
Вдох, выдох и на паузе внимание занято
одной четкой мыслью: «Я спокоен, спокоен,
спокоен».
Расслабление мышц.
Ноги вытяните вперед с упором на пятки.
Напрягите мышцы голени, бедер, медленно
сгибайте ноги в коленных суставах. Не
снимая напряжения, медленно разогните
ноги в коленных суставах, сильно утомите
их, затем резко снимите напряжение.
Мысленная команда: «Мои ноги расслабленные,
тяжелые, теплые».
Повторите команду 3 раза.
Восстановление активности.
Повторите упражнения восстановления
1-2 занятий. И добавьте: одновременно с
мысленной командой «движения ног» —
внимание к ногам; «свободные» — согните
ноги в коленях; «уверенные» — разогните.
Повторите упражнение 2 раза.
Переходя к четвертому занятию, привлекаем
внимание к осанке. Следите за красивой
осанкой.
ЗАНЯТИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
Концентрация
внимания.
Удобно ли вы сидите? Снимите напряжение.
После 1-2 минут улыбнитесь. Постарайтесь
сохранить эту улыбку до конца занятий.
Расслабление мышц.
Сильно напрягите мышцы промежности и
ягодичные мышцы, утомите их. Затем резко
снимите напряжение, мышцы расслабятся,
и одновременно дайте мысленную команду:
«Мышцы таза расслабленные, тяжелые, теплые».
Повторите команду 3 раза.
Расслабление мышц.
Вдохните, выдохните, сильно втягивая
живот. Утомите мышцы живота, дышите носом
легко, свободно, но живот подтянут.
Резко снимите напряжение, и мышцы живота
расслабятся.
Одновременно команда: «Мышцы живота расслабленные,
тяжелые, теплые».
Повторите команду 3 раза.
Восстановление активности.
Внимание к тазовому поясу, с мысленной
командой: «осанка» — напрягите все мышцы
таза; «хорошая» — снимите лишнее напряжение.
Повторите упражнение 2 раза.
Эти упражнения рекомендованы лицам, занятым
на сидячей работе.
ЗАНЯТИЕ ПЯТОЕ.
Концентрация
внимания. Расслабление мышц.
Вдохните. Сделайте выдох. При выдохе живот
втягивается, грудная клетка опускается.
Затем глубокий вдох. Сохраните этот объем
до утомления мышц грудной клетки.
Резко снимите напряжение и выдохните.
Одновременно дается команда: «Грудь,
спина расслабленные, тяжелые, теплые».
Повторите команду 3 раза.
Восстановление активности.
Со словами команды:
«осанка» — сделайте полный выдох;
«хорошая» — полный вдох.
Повторите упражнение 2 раза.
ЗАНЯТИЕ ШЕСТОЕ.
Концентрация
внимания.
Расслабление мышц. Следите за правильной
осанкой. Дышите через нос. Отведите плечи
назад, напрягите мышцы, с напряжением
сделайте широкое круговое движение плечами.
Не снимая напряжения, поднимите плечо,
утомите напряженные мышцы.
Резко снимите напряжение. Одновременно
в мыслях: «Плечи расслабленные, тяжелые,
теплые».
Повторите упражнение 3 раза.
Восстановление активности.
На словах команды:
«осанка» — плечевым поясом 2 круговых
движения;
«хорошая» — делаем 2 круговых движения
вперед, назад;
«осанка» — поднимаем плечи вверх;
«хорошая» — опускаем их вниз.
Повторите упражнение 2 раза.
ЗАНЯТИЕ СЕДЬМОЕ.
Напряжение мышц
плечевых суставов.
Сначала их напрягите, поверните руки
вокруг их продольной оси в плечевых суставах,
затем круговые движения в плечевых суставах.
Резко отведите руки в горизонтальной
плоскости назад. Утомите напряженные
мышцы. Команда: «Руки расслабленные, тяжелые,
теплые».
Повторите упражнение 3 раза.
Восстановление активности.
Разведите прямые руки в стороны, с командой:
«движения рук» — внимание к рукам;
«свободные» — руки поверните в плечевых
суставах;
«уверенные» — в другую сторону.
Повторите упражнение 2 раза.
«Свободные» — 2 широких круговых движения
в плечевых суставах, вперед;
«уверенные» — 2 вращения назад;
«свободные» — руки поднимите вверх;
«уверенные» — опустите.
Повторите упражнение 2 раза.
Встаньте. Подтянитесь. Улыбнитесь.
ЗАНЯТИЕ ВОСЬМОЕ.
Напряжение мышц
плеч и предплечий.
Согните руки в локтях, разогните руки
(напряжены), утомите мышцы.
Резко снимите напряжение. Дайте мысленную
команду: «Руки расслабленные, тяжелые,
теплые».
Повторите упражнение 3 раза.
Восстановление активности.
Руки полусогнуты в локтях, немного вытянуты
вперед, ладонями вверх. С командой:
«движения рук» — внимание к рукам;
«свободные» — руки согните в локтях;
«уверенные» — разогните.
Повторите упражнение 2 раза.
Встаньте. Подтянитесь. Улыбнитесь.
Информация о работе Тренинг развития интеллектуальных способностей