Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 05:41, курсовая работа
Элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. Факторы, влияющие на проявление форм быстроты и скорости движений. Задачи развития скоростных способностей. Средства и методы воспитания скоростных способностей. Тесты для оценки скоростных способностей.
1. Скоростные способности. Виды скоростных способностей и их характеристика.
2. Средства и методы воспитания скоростных способностей.
3. Методика воспитания скоростных способностей.
4. Контрольные упражнения для определения уровня развития скоростных способностей.
План:
1. Скоростные способности. Виды скоростных
способностей и их характеристика.
2. Средства и методы воспитания скоростных
способностей.
3. Методика воспитания скоростных способностей.
4. Контрольные упражнения для определения
уровня развития скоростных способностей.
1. Скоростные
способности. Виды скоростных способностей
и их характеристика.
Под скоростными способностями понимают
возможности человека, обеспечивающие
ему выполнение двигательных действий
в минимальный для данных условий промежуток
времени. Различают элементарные и комплексные
формы проявления скоростных способностей.
К элементарным формам относятся быстрота
реакции, скорость одиночного движения,
частота (темп) движений.
Все двигательные реакции, совершаемые
человеком, делятся на две группы: простые
и сложные. Ответ заранее известным движением
на заранее известный сигнал (зрительный,
слуховой, тактильный) называется простой
реакцией. Примерами такого вида реакций
являются начало двигательного действия
(старт) в ответ на выстрел стартового
пистолета в легкой атлетике или в плавании,
прекращение нападающего или защитного
действия в единоборствах или во время
спортивной игры при свистке арбитра и
т.п. Быстрота простой реакции определяется
по так называемому латентному (скрытому)
периоду реакции - временному отрезку
от момента появления сигнала до момента
начала движения. Латентное время простой
реакции у взрослых, как правило, не превышает
0,3 с.
Сложные двигательные реакции встречаются
в видах спорта, характеризующихся постоянной
и внезапной сменой ситуации действий
(спортивные игры, единоборства, горнолыжный
спорт и т.д.). Большинство сложных двигательных
реакций в физическом воспитании и спорте
- это реакции "выбора" (когда из нескольких
возможных действий требуется мгновенно
выбрать одно, адекватное данной ситуации).
В ряде видов спорта такие реакции одновременно
являются реакциями на движущийся объект
(мяч, шайба и т.п.).
Временной интервал, затраченный на выполнение
одиночного движения (например, удар в
боксе), тоже характеризует скоростные
способности. Частота, или темп, движений
- это число движений в единицу времени
(например, число беговых шагов за 10 с).
В различных видах двигательной деятельности
элементарные формы проявления скоростных
способностей выступают в различных сочетаниях
и в совокупности с другими физическими
качествами и техническими действиями.
В этом случае имеет место комплексное
проявление скоростных способностей.
К ним относятся: быстрота выполнения
целостных двигательных действий, способность
как можно быстрее набрать максимальную
скорость и способность длительно поддерживать
ее.
Для практики физического воспитания
наибольшее значение имеет скорость выполнения
человеком целостных двигательных действий
в беге, плавании, передвижении на лыжах,
велогонках, гребле и т.д., а не элементарные
формы ее проявления. Однако эта скорость
лишь косвенно характеризует быстроту
человека, так как она обусловлена не только
уровнем развития быстроты, но и другими
факторами, в частности техникой владения
действием, координационными способностями,
мотивацией, волевыми качествами и др.
Способность как можно быстрее набрать
максимальную скорость определяют по
фазе стартового разгона или стартовой
скорости. В среднем это время составляет
5-6 с. Способность как можно дольше удерживать
достигнутую максимальную скорость называют
скоростной выносливостью и определяют
по дистанционной скорости.
В играх и единоборствах есть еще одно
специфическое проявление скоростных
качеств - быстрота торможения, когда в
связи с изменением ситуации необходимо
мгновенно остановиться и начать движение
в другом направлении.
Проявление форм быстроты и скорости
движений зависит от целого ряда факторов:
1) состояния центральной нервной системы
и нервно-мышечного аппарата человека;
2) морфологических особенностей мышечной
ткани, ее композиции (т.е. от соотношения
быстрых и медленных волокон);
3) силы мышц;
4) способности мышц быстро переходить
из напряженного состояния в расслабленное;
5) энергетических запасов в мышце (аденозинтрифосфорная
кислота - АТФ и креатинфосфат - КТФ);
6) амплитуды движений, т.е. от степени подвижности
в суставах;
7) способности к координации движений
при скоростной работе;
8) биологического ритма жизнедеятельности
организма;
9) возраста и пола;
10) скоростных природных способностей
человека.
С физиологической точки зрения быстрота
реакции зависит от скорости протекания
следующих пяти фаз: возникновения возбуждения
в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном
и др.), участвующем в восприятии сигнала;
передачи возбуждения в центральную нервную
систему; перехода сигнальной информации
по нервным путям, ее анализа и формирования
эфферентного сигнала; проведения эфферентного
сигнала от центральной нервной системы
к мышце; возбуждения мышцы и появления
в ней механизма активности.
Максимальная частота движений зависит
от скорости перехода двигательных нервных
центров из состояния возбуждения в состояние
торможения и обратно, т.е. она зависит
от лабильности нервных процессов.
На быстроту, проявляемую в целостных
двигательных действиях, влияют: частота
нервно-мышечной импульсации, скорость
перехода мышц из фазы напряжения в фазу
расслабления, темп чередования этих фаз,
степень включения в процесс движения
быстро сокращающихся мышечных волокон
и их синхронная работа.
С биохимической точки зрения быстрота
движений зависит от содержания аденозинтрифосфорной
кислоты в мышцах, скорости ее расщепления
и ресинтеза. В скоростных упражнениях
ресинтез АТФ происходит за счет фосфорокреатинового
и гликолитического механизмов (анаэробно
- без участия кислорода). Доля аэробного
(кислородного) источника в энергетическом
обеспечении разной скоростной деятельности
составляет 0-10%.
Генетические исследования (метод близнецов,
сопоставление скоростных возможностей
родителей и детей, длительные наблюдения
за изменениями показателей быстроты
у одних и тех же детей) свидетельствуют,
что двигательные способности существенно
зависят от факторов генотипа. По данным
научных исследований, быстрота простой
реакции примерно на 60-88% определяется
наследственностью. Среднесильное генетическое
влияние испытывают скорость одиночного
движения и частота движений, а скорость,
проявляемая в целостных двигательных
актах, беге, зависит примерно в равной
степени от генотипа и среды (40-60%).
Наиболее благоприятными периодами для
развития скоростных способностей как
у мальчиков, так и у девочек считается
возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем
темпе рост различных показателей быстроты
продолжается с 11 до 14-15 лет. К этому возрасту
фактически наступает стабилизация результатов
в показателях быстроты простой реакции
и максимальной частоты движений. Целенаправленные
воздействия или занятия разными видами
спорта оказывают положительное влияние
на развитие скоростных способностей:
специально тренирующиеся имеют преимущество
на 5-20% и более, а рост результатов может
продолжаться до 25 лет.
Половые различия в уровне развития скоростных
способностей невелики до 12-13-летнего
возраста. Позже мальчики начинают опережать
девочек, особенно в показателях быстроты
целостных двигательных действий (бег,
плавание и т.д.).
Задачи развития скоростных способностей:
Первая задача состоит в необходимости
разностороннего развития скоростных
способностей (быстрота реакции, частота
движений, скорость одиночного движения,
быстрота целостных действий) в сочетании
с приобретением двигательных умений
и навыков, которые осваивают дети за время
обучения в образовательном учреждении.
Для педагога по физической культуре и
спорту важно не упустить младший и средний
школьный возраст - сенситивные (особенно
благоприятные) периоды для эффективного
воздействия на эту группу способностей.
Вторая задача - максимальное развитие
скоростных способностей при специализации
детей, подростков, юношей и девушек в
видах спорта, где скорость реагирования
или быстрота действия играет существенную
роль (бег на короткие дистанции, спортивные
игры, единоборства и др.).
Третья задача - совершенствование скоростных
способностей, от которых зависит успех
в определенных видах трудовой деятельности
(например, в летном деле, при выполнении
функций оператора в промышленности, энергосистемах,
системах связи и др.).
Скоростные способности весьма трудно
поддаются развитию. Возможность повышения
скорости в локомоторных циклических
актах весьма ограничена. В процессе спортивной
тренировки повышение скорости движений
достигается не только воздействием на
собственно скоростные способности, но
и иным путем - через воспитание силовых
и скоростно-силовых способностей, скоростной
выносливости, совершенствование техники
движений и др., т.е. посредством совершенствования
тех факторов, от которых существенно
зависит проявление тех или иных качеств
быстроты.
В многочисленных исследованиях показано,
что все вышеназванные виды скоростных
способностей специфичны. Диапазон взаимного
переноса скоростных способностей ограничен
(например, можно обладать хорошей реакцией
на сигнал, но иметь невысокую частоту
движений; способность выполнять с высокой
скоростью стартовый разгон в спринтерском
беге еще не гарантирует высокой дистанционной
скорости и наоборот). Прямой положительный
перенос быстроты имеет место лишь в движениях,
у которых сходные смысловые и программирующие
стороны, а также двигательный состав.
Отмеченные специфические особенности
скоростных способностей поэтому требуют
применения соответствующих тренировочных
средств и методов по каждой их разновидности.
2. Средства
и методы воспитания скоростных способностей.
Средствами развития скоростных способностей
являются упраж-
нения, выполняемые с предельной либо
околопредельной скоростью
(т.е. скоростные упражнения). Их можно
разделить на три основные
группы:
1. Упражнения, направленно воздействующие
на отдельные ком-
поненты скоростных способностей: а) быстроту
реакции; б) скорость
выполнения отдельных движений; в) улучшение
частоты движений; г)
улучшение стартовой скорости; д) скоростную
выносливость; е) быст-
роту выполнения последовательных двигательных
действий в целом
(например, бега, плавания, ведения мяча).
2. Упражнения комплексного (разностороннего)
воздействия на
все основные компоненты скоростных способностей
(например, спор-
тивные и подвижные игры, эстафеты, единоборства
и т.д.).
3. Упражнения сопряженного воздействия:
а) на скоростные и все
другие способности (скоростные и силовые,
скоростные и координаци-
онные, скоростные и выносливость); б) на
скоростные способности и
совершенствование двигательных действий
(в беге, плавании, спортив-
ных играх и др.).
В спортивной практике для развития быстроты
отдельных движе-
ний применяются те же упражнения, что
и для развития взрыв ной си-
лы, но без отягощения или с таким отягощением,
которое не снижает
скорости движении. Кроме этого используются
такие упражнения, ко-
торые выполняют с неполным размахом,
с максимальной скоростью и с
резкой остановкой движений, а также старты
и спурты.
Для развития частоты движений применяются:
циклические уп-
ражнения в условиях, способствующих повышению
темпа движений;
бег под уклон за мотоциклом, с тяговым
устройством; быстрые движе-
ния ногами и руками, выполняемые в высоком
темпе за счет сокраще-
ния размаха, а затем постепенного его
увеличения; упражнения на по-
вышение скорости расслабления мышечных
групп после их сокраще-
ния.
Для развития скоростных возможностей
в их комплексном вы-
ражении применяются три группы упражнений:
упражнения, которые
используются для развития быстроты реакции;
упражнения, которые
используются для развития скорости отдельных
движений, в том числе
для передвижения на различных коротких
отрезках (от 10 до 100 м); уп-
ражнения, характеризующиеся взрывным
характером.
Основными методами воспитания скоростных
способностей явля-
ются: методы строго регламентированного
упражнения; соревнователь-
ный метод; игровой метод.
Методы строго регламентированного упражнения
включают в
себя: а) методы повторного выполнения
действий с установкой на мак-
симальную скорость движения; б) методы
вариативного (переменного)
упражнения с варьированием скорости
и ускорений по заданной про-
грамме в специально созданных условиях.
При использовании метода вариативного
упражнения чередуют
движения с высокой интенсивностью (в
течение 4—5 с) и движения с
меньшей интенсивностью — вначале наращивают
скорость, затем под-
держивают ее и замедляют скорость. Это
повторяют несколько раз под-
ряд.
Соревновательный метод применяется
в форме различных трени-
ровочных состязаний (прикидки, эстафеты,
гандикапы - уравнительные
соревнования) и финальных соревнований.
Эффективность данного ме-
тода очень высокая, поскольку спортсменам
различной подготовленно-
сти предоставляется возможность бороться
друг с другом на равных ос-
нованиях, с эмоциональным подъемом, проявляя
максимальные воле-
вые усилия.
Игровой метод предусматривает выполнение
разнообразных Уп-
ражнений с максимально возможной скоростью
в условиях Проведения
подвижных и спортивных игр. При этом упражнения
выполняются
очень эмоционально, без излишних напряжений.
Кроме того, данный
метод обеспечивает широкую вариативность
действий, препятствую-
щую образованию «скоростного барьера».
3. Методика
воспитания скоростных спосо
б
ностей.
Все проявления скоростных способностей
эффективно развиваются при игре в баскетбол.
Можно также порекомендовать ручной мяч,
настольный теннис, подвижные игры с быстро
меняющейся игровой ситуацией и быстрым
передвижением.
Воспитание быстроты движений, повышение
скорости выполнения целостных двигательных
актов тесно связаны с повышением функциональных
возможностей организма спортсмена, обусловливающих
скоростные характеристики в различных
формах двигательной деятельности. В методике
воспитания быстроты существует два направления:
целостное воспитание быстроты в определенном
движении и аналитическое совершенствование
отдельных факторов, обуславливающих
максимальную скорость движения.
Для воспитания способности выполнять
движения более быстро, для повышения
достигнутого уровня скорости можно рекомендовать
разные пути. Первый из них - повторное
выполнение движения или действия с сознательным
и весьма сильным стремлением сделать
их с рекордной быстротой. Такой путь требует
чрезвычайной концентрации психических
возможностей спортсмена и огромной волевой
вспышки. Эффективному выполнению подобных
упражнений помогает использование ускорения.
Например, в беге с ускорением (обычно
на 60-80 м) спортсмен постепенно наращивает
скорость и доводит ее до максимальной.
В ускорениях бегун пытается с разгона
перейти установившийся предел и хотя
бы на небольшом расстоянии достичь еще
большей скорости. Новые, более быстрые,
движения, которые он сумеет сделать, и
будут вызывать соответствующие перестроения
в организме. Такие ускорения будут действенны
только в том случае, если их повторять
многократно. Однако проводить такие занятия
можно не более 1-2 раза в неделю из-за опасности
перетренировки.
Другой путь сходен с первым, только стремление
более быстро выполнить действие имеет
конкретную, предметную цель (например,
прыжок в длину через рейку, положенную
близко к отметке рекордного результата).
Эффективен и третий путь, когда для воспитания
способности проявлять волевые усилия,
направленные на "мгновенное" движение,
применяются время от времени скоростные
упражнения в затрудненных условиях и
сразу же в обычных условиях.
Развитие такого качества, как быстрота
зависит от лабильности нервно-мышечного
аппарата, эластичности мышц, подвижности
в суставах, согласованности деятельности
мышц-антагонистов при максимально частом
чередовании процессов возбуждения и
торможения, степени владения техническими
приемами.
Наиболее успешно быстрота развивается
в 10-12-летнем возрасте. Поскольку быстрота
движений зависит от силы мышц, поэтому
эти качества развивают параллельно. Как
известно, чем меньше внешнее сопротивление
движениям, тем они быстрее. Уменьшить
вес снаряда, установленный правилами
соревнований, нельзя. Также невозможно
уменьшить вес тела без вреда для здоровья.
Но можно увеличить силу. Возросшая сила
позволит спортсмену легче преодолевать
внешнее сопротивление, а значит, и быстрее
выполнять движения.
Повысить уровень быстроты движений за
счет силы мышц можно прежде всего посредством
улучшения способности проявлять очень
большие мышечные усилия. Только эта способность
и совершенная нервно-мышечная координация
позволяют спортсмену выполнять мощные
движения, проявлять взрывные усилия.
Без этого невозможны достижения, например
в легкой атлетике (барьерный бег, прыжки,
метание и др.) Для выполнения движений,
увеличивающих силу соответствующих групп
мышц должны быть использованы, главным
образом, упражнения, сходные по своей
структуре с техникой избранного вида
спорта. Например, для развития быстроты
у бегунов - бег по наклонной дорожке вверх,
поднимание груза, положенного на бедро
и др. Особенность силовой подготовки,
имеющей целью развитие быстроты, состоит
также в том, что при этом используются
динамические упражнения, т.е. упражнения
с малым и средним весом, выполняемые с
большой скоростью и амплитудой, упражнения
баллистического характера (метания, выпрыгивания
с отягощением). Эти упражнения должны
сочетаться с такими, которые обеспечивают
развитие общей и максимальной силы. Используя
упражнения с отягощениями, направленные
в основном на развитие силы, нельзя забывать
о быстроте их выполнения, иначе может
снизиться быстрота движения.
Большое значение также имеет подвижность
в суставах и способность мышц-антагонистов
к растягиванию. Если продуктивно использовать
эластичные свойства мышц, то быстрота
движений повышается. Мышца предварительно
оптимально растянутая сокращается быстрее
и с большей силой. Поэтому необходимо
обращать особое внимание на улучшение
эластичности мышц. Для этого следует
выполнять специальные упражнения на
растягивание расслабленных и напряженных
мышц. Частота ациклических и циклических
движений во многом определяется техникой.
Это касается не только кинематической
структуры движений, но и динамической.
При овладении техникой быстрых движений
нужно научиться расслаблять мышцы-антагонисты,
не вовлеченные в данный момент в активную
работу, научиться бегать, прыгать с максимальной
отдачей всех сил, но в то же время свободно,
без излишнего напряжения. В достижении
этого особо важную роль играет упрочение
двигательного навыка, для чего необходимо
многократно повторять упражнения в течение
длительного времени. Но повторения должны
выполняться с интенсивностью 0,8 - 0,9 от
максимальной, чтобы не вызывать излишних
мышечных напряжений.
4. Контрольные
упражнения для определения уровня развития
скоростных способностей.
Контрольные упражнения (тесты) для оценки
скоростных способностей делятся на четыре
группы: 1) для оценки быстроты простой
и сложной реакции; 2) для оценки скорости
одиночного движения; 3) для оценки максимальной
быстроты движений в разных суставах;
4) для оценки скорости, проявляемой в целостных
двигательных действиях, чаще всего в
беге на короткие дистанции.
Контрольные упражнения для оценки быстроты
простой и сложной реакции. Время простой
реакции измеряют в условиях, когда заранее
известен и тип сигнала, и способ ответа
(например, при загорании лампочки отпустить
кнопку, на выстрел стартера начать бег
и т.д.).
В лабораторных условиях время реакции
на свет, звук определяют с помощью хронорефлексометров,
определяющих время реакции с точностью
до 0,01 или 0,001 с. Для оценки времени простой
реакции используют не менее 10 попыток
и определяют среднее время реагирования.
При измерении простой реакции можно
применять линейку длиной 40 см.
В соревновательных условиях время простой
реакции измеряют с помощью контактных
датчиков, помещаемых в стартовые колодки
(легкая атлетика), стартовую тумбу в бассейне
(плавание) и т.д.
Сложная реакция характеризуется тем,
что тип сигнала и вследствие этого способ
ответа неизвестны (такие реакции свойственны
преимущественно играм и единоборствам).
Зарегистрировать время такой реакции
в соревновательных условиях весьма трудно.
В лабораторных условиях время реакции
выбора измеряют так: испытуемому предъявляют
слайды с игровыми или боевыми ситуациями.
Оценив ситуацию, испытуемый реагирует
либо нажатием кнопки, либо словесным
ответом, либо специальным действием.
Контрольные упражнения для оценки скорости
одиночных движений. Время удара, передачи
мяча, броска, одного шага и т.п. определяют
с помощью биомеханической аппаратуры.
Контрольные упражнения для оценки максимальной
частоты движений в разных суставах. Частоту
движений рук, ног оценивают с помощью
теппингтестов. Регистрируется число
движений руками (поочередно или одной)
или ногами (поочередно или одной) за 5—20
с.
Контрольные упражнения для оценки скорости,
проявляемой в целостных двигательных
действиях. Бег на 30, 50, 60, 100 м на скорость
преодоления дистанции (с низкого и высокого
старта). Измерение времени осуществляется
двумя способами: вручную (секундомером)
и автоматически с помощью фотоэлектронных
и лазерных устройств, позволяющих фиксировать
важнейшие показатели: динамику скорости,
длину и частоту шагов, время отдельных
фаз движения.
Литература:
1. Кофман Л.Б. Настольная книга учителя
физической культуры.
2. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании
школьников. Методика физического воспитания
учащихся 5-9 классов.
3. Холодов Ж.К., Кузнецов Б.С. Теория и методика
физического вопитания и спорта.
Скоростные способности и методы их развития.
12:13
Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений.
Все двигательные реакции,
совершаемые человеком,
Сложные двигательные
реакции встречаются в видах
спорта, характеризующихся постоянной
и внезапной сменой ситуации
действий (спортивные игры, единоборства,
горнолыжный спорт и т.д.). Большинство
сложных двигательных реакций
в физическом воспитании и
спорте — это реакции «выбора»
(когда из нескольких
В ряде видов спорта
такие реакции одновременно
Временной интервал, затраченный
на выполнение одиночного
В различных видах
двигательной деятельности
Для практики физического
воспитания наибольшее
Способность как можно
быстрее набрать максимальную
скорость определяют по фазе
стартового разгона или
В играх и единоборствах
есть еще одно специфическое
проявление скоростных качеств
— быстрота торможения, когда
в связи с изменением ситуации
необходимо мгновенно
Факторы, влияющие на проявление быстроты и скорости движений спортсмена.
Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов: 1) состояния центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата человека; 2) морфологических особенностей мышечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быстрых и медленных волокон); 3) силы мышц; 4) способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное; 5) энергетических запасов в мышце (аденозинтрифосфорная кислота — АТФ и креатинфосфат — КТФ); 6) амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах; 7) способности к координации движений при скоростной работе; 8) биологического ритма жизнедеятельности организма; 9) возраста и пола; 10) скоростных природных способностей человека.
С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит от скорости протекания следующих пяти фаз: 1) возникновения возбуждения в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.), участвующем в восприятии сигнала; 2) передачи возбуждения в центральную нервную систему; 3) перехода сигнальной информации по нервным путям, ее анализа и формирования эфферентного сигнала; 4) проведения эфферентного сигнала от центральной нервной системы к мышце; 5) возбуждения мышцы и появления в ней механизма активности.
Максимальная частота
движений зависит от скорости
перехода двигательных нервных
центров из состояния
На быстроту, проявляемую в целостных двигательных действиях, влияют: частота нервно-мышечной импульсации, скорость перехода мышц из фазы напряжения в фазу расслабления, темп чередования этих фаз, степень включения в процесс движения быстро сокращающихся мышечных волокон и их синхронная работа.
С биохимической точки зрения быстрота движений зависит от содержания аденозинтрифосфорной кислоты в мышцах, скорости ее расщепления и ресинтеза. В скоростных упражнениях ресинтез АТФ происходит за счет фосфорокреатинового и гликолитического механизмов (анаэробно — без участия кислорода). Доля аэробного (кислородного) источника в энергетическом обеспечении разной скоростной деятельности составляет 0—10%.
Генетические исследования
(метод близнецов,
Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14—15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальной частоты движений. Целенаправленные воздействия или занятия разными видами спорта оказывают положительное влияние на развитие скоростных способностей: специально тренирующиеся имеют преимущество на 5—20% и более, а рост результатов может продолжаться до 25 лет.
Половые различия в
уровне развития скоростных
Задачи развития скоростных способностей.
Первая задача состоит в необходимости разностороннего развития скоростных способностей (быстрота реакции, частота движений, скорость одиночного движения, быстрота целостных действий) в сочетании с приобретением двигательных умений и навыков, которые осваивают дети за время обучения в образовательном учреждении. Для педагога по физической культуре и спорту важно не упустить младший и средний школьный возраст — сенситивные (особенно благоприятные) периоды для эффективного воздействия на эту группу способностей.
Вторая задача — максимальное развитие скоростных способностей при специализации детей, подростков, юношей и девушек в видах спорта, где скорость реагирования или быстрота действия играет существенную роль (бег на короткие дистанции, спортивные игры, единоборства, санный спорт и др.).
ретья задача — совершенствование скоростных способностей, от которых зависит успех в определенных видах трудовой деятельности (например, в летном деле, при выполнении функций оператора в промышленности, энергосистемах, системах связи и др.).
Скоростные способности
весьма трудно поддаются
Методы воспитания скоростных способностей.
Основными методами
воспитания скоростных
1) методы строго
2) соревновательный метод;
3) игровой метод.
Методы строго регламентированного упражнения включают в себя: а) методы повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость движения; б) методы вариативного (переменного) упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе в специально созданных условиях.
При использовании метода вариативного упражнения чередуют движения с высокой интенсивностью (в течение 4—5 с) и движения с меньшей интенсивностью — вначале наращивают скорость, затем поддерживают ее и замедляют скорость. Это повторяют несколько раз подряд.
Соревновательный метод применяется в форме различных тренировочных состязаний (прикидки, эстафеты, гандикапы — уравнительные соревнования) и финальных соревнований. Эффективность данного метода очень высокая, поскольку спортсменам различной подготовленности предоставляется возможность бороться друг с другом на равных основаниях, с эмоциональным подъемом, проявляя максимальные волевые усилия.
Игровой метод предусматривает выполнение разнообразных упражнений с максимально возможной скоростью в условиях проведения подвижных и спортивных игр. При этом упражнения выполняются очень эмоционально, без излишних напряжений. Кроме того, данный метод обеспечивает широкую вариативность действий, препятствующую образованию «скоростного барьера».
Специфические закономерности
развития скоростных способностей обязывают
особенно тщательно сочетать указанные
выше методы в целесообразных соотношениях.
Дело в том, что относительно стандартное
повторение движений с максимальной
скоростью способствует стабилизации
скорости на достигнутом уровне, возникновению
«скоростного барьера». Поэтому в
методике воспитания быстроты центральное
место занимает проблема оптимального
сочетания методов, включающих относительно
стандартные и варьируемые