Тренинг развитие интеллектуальных способностей ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 22:03, аттестационная работа

Описание работы

Цель тренинга: положительное изменение в интеллектуальном развитии подростка ( развитие памяти, мышления, восприятия, внимания, и др.).
Задачи:
1. Поддержать высокий уровень интереса и познавательной активности у подростка,
2. развитие логического мышления, внимания, смысловой памяти,
3. развитие познавательных способностей, что позволит подросткам более успешно усваивать материал программы средней школы.

Работа содержит 1 файл

интелектальный тренинг.docx

— 30.06 Кб (Скачать)

Тренинг развитие интеллектуальных способностей ребенка.

Самый чувствительный период для развития интеллектуальных способностей детей – возраст от 3 до 8 лет. К  концу подросткового периода  ( к 15 годам) завершается развитие интеллектуальных способностей человека. Если по каким- либо причинам с ребенком не проводились занятия, направленные на развитие памяти, мышления, восприятия, внимания в дошкольном и младшем школьном возрасте, то это еще не поздно сделать в подростковом возрасте.

Способности развиваются в деятельности, и для развития способностей нужна высокая познавательная активность подростков. Причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная.

Тренинги внимания, восприятия, мышления, памяти способствуют также  развитию всех личностных качеств подростков. Они получают навыки групповой работы, где важна способность услышать другого, понять его замысел, т.е. происходит развитие коммуникативных способностей.

Цель тренинга: положительное изменение в интеллектуальном развитии подростка ( развитие памяти, мышления, восприятия, внимания, и др.).

Задачи:

  1. Поддержать высокий уровень интереса и познавательной активности у подростка,
  2. развитие логического мышления, внимания, смысловой памяти,
  3. развитие познавательных способностей, что позволит подросткам более успешно усваивать материал программы средней школы.

Продолжительность: 2 часа 40 минут

Количество участников:  15-20 человек.

Тренинг рассчитан на учащихся школ детей в возрасте 10- 15 лет.

План  тренинга

Содержание

Описание

Продолжительность

Вводная часть (разогрев)

Упражнение «Перекинь  мяч»

Упражнение «Мы с тобой  похожи тем, что...»

5 минут

20 минут

Основная часть

Упражнение «Вижу разницу»

Игра «Скороговорки и  считалки»

Упражнение «Применение  предметов»

Игра «Повтори, не ошибись»

Упражнение «Что изменилось?»

15 минут

30 минут

15 минут

 

20 минут

25 минут

Заключительная часть

Загадка про философа и бабочку

Игра «МПС»

Рефлексия

10 минут

20 минут

20 минут


 

Ход тренинга

Водная  часть (разогрев)

 

Упражнение «Перекинь  мяч»

Цели: вербальное и невербальное общение, сближает членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом и поиску быстрого решения поставленной задачи.

Материалы: мяч.

Время: 2-5 минут

Процедура: Участники стоят в тесном кругу, им дается небольшой мячик (размером приблизительно с теннисный) и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких подгруппах. Упражнение повторяется 3-4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до 1 с на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 с на всю группу. Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. (Оно состоит в том, что все они ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и таким образом успевает побывать у каждого участника). Задача решена!

Психологический смысл упражнения. Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней и как этому препятствуют стереотипы («перекинуть – значит подбросить вверх, а потом поймать»). Сплочение группы, обучение координации совместных действий.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при этом активизировался?
  2. Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее?
  3. Какие ситуации, когда стереотипное видение мешало разглядеть простой и нетривиальный способ решения проблемы, встречались в жизненном опыте участников и как удавалось преодолеть эти ограничения?

 

Упражнение «Мы  с тобой похожи тем, что...»

Цель: познакомиться (если не знают друг друга) узнать друг друга, чем они похожи, для того, что бы уже найти приятелей по интересам.

Время: 20 минут

Ход упражнения: Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Обсуждение:

  • Какие эмоции испытывали во время упражнения?
  • Что нового узнали о других?
  • Что интересное узнали?

 

Основная  часть.

 

Упражнение «Вижу  разницу»

Цель: Развитие концентрации внимания.

Время: 10-15 минут

Процедура: Доброволец выходит за дверь. Группа делится на две группы по какому-либо признаку (кто в джинсах, блондины и т.д.). Доброволец должен угадать, по какому признаку разделилась группа.

Время- 10-15 минут

Вопросы для обсуждения:

  1. Сложно было сразу найти различия?
  2. На какие признаки вы опирались?

Игра  «Скороговорки и считалки»

Цель: Развитие и тренировка памяти.

Условия игры: Участники игры располагаются по кругу.

Процедура: Ведущий предлагает детям вспомнить известные им считалки и скороговорки. Предупреждает о том, что повторять уже названные нельзя, Например: 1-й участник произносит скороговорку: «Клара украла у Карла кораллы, а Карл у Клары украл кларнет». 2-й участник должен повторить, что сказал предыдущий, а затем вспомнить свою скороговорку или считалку. 3-й участник опять-таки повторяет за предыдущим и произносит свою скороговорку или считалку. Кто не справляется с поставленной задачей, выбывает из игры. Эта игра развивает память и внимание детей.

Время: 20-30 минут

Вопросы для обсуждения:

  1. Трудно ли было вспоминать скороговорки?
  2. Много ли вы новых скороговорок узнали?
  3. Ваши впечатления о игре?

 

Упражнение «Применение  предметов»

Цель: развитие творческого интеллекта.

Материалы: скрепку для бумаг, зубную щетку, карандаш, спичку... и т.д.

Время: 10–15 минут

Процедура: За две минуты найдите как можно больше применений для обувного шнурка и запишите их. Это упражнение, развивающее творческий интеллект для рассмотрения можно брать любой другой предмет.

Вопросы для обсуждения:

  1. Сложно было придумывать новое применение простым и знакомым вещам?
  2. Как можно применять ваш предмет?
  3. О чем заставило задуматься это упражнение?

Игра  «Повтори, не ошибись»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции; накопление количества и уточнение смысла слов обозначающих действие.

Время: 15-20 минут

Процедура: Дети стоят полукругом. Ведущий медленно выполняет простые движения руками (вперед, вверх, в стороны, вниз). Дети должны выполнять те же движения, что и ведущий. Допустивший ошибку выбывает. Выигрывает оставшийся последним.

Варианты

  1. Простые движения можно заменить на более сложные, включить движения ногами и туловищем, асимметричные движения (правая рука вверх, левая вперед) и т.д.
  2. Ведущий одновременно с показом движения называет имя одного из играющих, который и должен это движение повторить, а остальные игроки наблюдают.
  3. Ведущий поговаривает движение (руки вверх), а выполняет в этот момент другое действие (руки вниз). Дети должны выполнять движение по показу ведущего, не обращая внимания на его сбивающие команды.
  4. На каждое движение ведущий называет слово (например, ручка, самолет, мяч, воробей и т.д.). Дети должны выполнять только те движения, которые сопровождаются названиями летающего предмета (воробей, самолет).

Методические указания. Во время игры ведущему необходимо следить за тем, чтобы все дети видели его одинаково хорошо.

Вопросы для обсуждения:

  1. Понравилась ли вам упражнения?
  2. Внимательны ли вы были в процессии упражнения?
  3. Какие движения вам наиболее запомнилесь?

Упражнение  «Что изменилось?»

Цель: развитие внимания и зрительной памяти.

Материал: окружающие предметы, спички.

Необходимое время: 25 минут.

Процедура проведения

Упражнение выполняется в виде игры и имеет несколько вариантов.

А) Дети садятся полукругом. Один из участников становится водящим (в этой роли должны побывать все участники). Остальным участникам игры предлагается занять определенные позы по их желанию  и запомнить, как они сидят. Водящий  должен постараться запомнить позу каждого участника. После чего водящий  отворачивается, участники меняют что-либо в своей позе, – и водящий  должен восстановить первоначальные позы каждого из участников. Ошибки водящего участники исправляют после того, как он закончит «восстановление» поз  всех участников. Установив истину и указав водящему его промахи, участники  меняются ролями.

Б) При успешном выполнении варианта А можно к изменению поз добавить какие-либо изменения в одежде участников. Следует обратить внимание детей на то, что изменения в одежде должны быть незначительными: развязанный – завязанный бантик, расстегнутая — застегнутая верхняя пуговичка рубашки или кофточки, – тогда их труднее заметить и интереснее играть.

В) Используются небольшие предметы – от 5 до 9, разложенные определенным образом на столе. Водящий должен запомнить, как расположены предметы, после чего он отворачивается, а  взрослый производит 2-3 изменения. Водящий  должен восстановить первоначальное расположение предметов. Остальные участники  следят за правильностью действий водящего. Подсказки и помощь с их стороны  разрешены только после того, как  водящий закончит свою работу. Взрослый организует игру по правилам.

Г) Вместо предметов можно использовать спички, из которых строится какая-либо несложная фигура. Количество используемых спичек также от 5 до 9. Сложность  конфигурации определяется возможностями  участников, то есть экспериментально, определяется психологом во время проведения игры. Целесообразно постепенно увеличивать  сложность построений из спичек. Процедура  проведения игры аналогична варианту В.

Вопросы для обсуждения:

    1. С какими сложностями вы столкнулись в данном упражнении?
    2. Кто из участников (поза) легче запоминался?
    3. Понравилась ли вам упражнения?

 

Заключительная  часть.

Загадка про философа и бабочку

Цель: загадка на смекалку.

Время:  10 минут

Задание: Жил на свете философ, который знал ответ на любой вопрос. И нашелся желающий испытать его мудрость. Подумал он: «Возьму я в руку бабочку, зажму ее в кулак и спрошу его, мертвая у меня в кулаке бабочка или живая. Если ответит филосов, что мертвая, отпущу я бабочку, и улетит она. Если же скажет, что живая, сожму кулак, и погибнет бабочка. В любом случае мудрец не прав окажется». Так он и сделал: поймал бабочку, зажал ее в кулак и пришел к философу. Спрашивает: «Какая у меня в кулаке бабочка – мертвая или живая?» Что ответил ему философ?

Ответ на загадку:

«Всё в твоих руках»

Вопросы для обсуждения:

    1. Вызвала ли у вас интерес эта загадка?
    2. Первая мысль, что пришла вам на ум, после прочтенного задания?
    3. Сложна ли загадка?

Игра «МПС»

Информация о работе Тренинг развитие интеллектуальных способностей ребенка