Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 00:45, практическая работа
В среднем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, память, которые обеспечивают усвоение знаний. Качество усвоения знаний зависит от развития логического мышления, и дальнейшего формирования понятийного мышления в подростковом возрасте. Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических операций обобщения, классификации, анализа и синтеза, сравнения. Особое внимание учителя должны уделять переходу детей из начальной школы в среднее звено. В среднем звене школы коренным образом изменяются условия учения, более высокие требования предъявляются к интеллектуальному и личностному развитию.
Тренинг
развития интеллектуальных
способностей
Пояснительная записка
В среднем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, память, которые обеспечивают усвоение знаний. Качество усвоения знаний зависит от развития логического мышления, и дальнейшего формирования понятийного мышления в подростковом возрасте. Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических операций обобщения, классификации, анализа и синтеза, сравнения. Особое внимание учителя должны уделять переходу детей из начальной школы в среднее звено. В среднем звене школы коренным образом изменяются условия учения, более высокие требования предъявляются к интеллектуальному и личностному развитию. В учебной деятельности от школьника требуется не только осмыслить, усвоить отдельные научные термины, но и понять весь объём научных знаний в совокупности. Понимание - это сложный интеллектуальный процесс, который тесным образом переплетается с речевым развитием школьника. Усваивая речевые формы связей между словами в процессе обучения, ребенок в дальнейшем усваивает и их смысловое содержание. Программа развития интеллектуальных способностей направлена обучить школьников 6-7-х классов умениям выполнять основные мыслительные операции с понятиями, получать знания, применять их в повседневной практике, повысить уровень познавательной сферы, положительную школьную мотивацию. Задания направлены на формирование у школьников умений проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз и текстов, выделять главные мысли в тексте.
Теоретико-методологическое обоснование
Программа опирается на теорию «Поэтапного формирования умственных действий» П.Я.Гальперина, и теорию психического развития и ведущей деятельности Л.С.Выготского-Б.Д.Эльконина. В теории П.Я. Гальперина об управляемом формировании умственных действий, наиболее полно разработана проблема интериоризации (переноса во внутренний план). При этом внешнее материальное действие, прежде чем стать умственным, проходит ряд этапов. На каждом из этих этапов происходят существенные изменения и приобретаются новые свойства. Принципиально важно, чтобы исходные формы внешнего, материального действия предполагали участие других людей (учителей), которые дают образцы этого действия, побуждают к совместному его использованию и осуществляют контроль за правильным его протеканием. Позже и функция контроля интериоризуется, превращаясь в особую деятельность внимания. Данная теория показала, что, обучая детей приемам мышления, способам решения разнообразных задач, управляя процессом усвоения научных понятий, можно сделать намного более эффективным усвоение школьных предметов в более быстром темпе и на более высоком уровне. Основоположником деятельностной теории учения является Л.С. Выготский. Деятельность учения он рассматривал как специфическую деятельность, в которой происходит формирование психических новообразований через присвоение культурно-исторического опыта. Источники развития, таким образом, заложены не в самом ребенке, а в его учебной деятельности, направленной на освоение способов приобретения знаний. Л.С.Выготский выделил два уровня развития ребенка: один уровень он назвал уровнем актуального развития. Другой уровень – «Зона ближайшего развития». Зона ближайшего развития выдвигает положение о том, что обучение должно опережать развитие, забегать вперед. Только такое обучение может быть признано «хорошим», «правильным», так как оно ориентируется на те функции, и тот уровень их сформированности, которые станут определять будущее развитие. Если уровень актуального развития отражает итоги развития, то зона ближайшего развития «характеризует развитие на завтрашний день». Развитие теоретического мышления, то есть мышления в понятиях, способствует возникновению к концу младшего школьного возраста рефлексии, которая, являясь новообразованием подросткового возраста, преображает познавательную деятельность и характер их отношений к другим людям и самим себе.
Цель программы:
Задачи программы:
1. Формирование знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения мыслительной деятельности, научить детей:описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
2. Формирование
положительного эмоционального
фона, учебно-познавательной
3. Повысить уровень самосознания учащихся, самооценку;
4. Контроль над развитием интеллектуальных способностей учащихся.
Принципы, на которых осуществляется программа:
1. Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить школьников 3-4 классов умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов, выделять главные мысли в тексте – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.
2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.
Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.
3. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.
4. Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.
Формы работы при реализации программы:
При выполнении заданий для повышения учебной мотивации следует использовать различные формы деятельности учеников: фронтальную, групповую и индивидуальную. Задания выполняются в игровой форме.
Время проведения занятий:
Систематический курс (один раз в неделю) по развитию интеллектуальных способностей учащихся. Количество занятий – 34, продолжительностью по 40 – 45 минут.
Методики и техники для работы:
Структура программы:
Основой обучения является урок. По своей структуре урок делится на вводную, основную и заключительную часть.
I. Вводная часть. Задачей вводной части является создание у учащихся положительного эмоционального фона, интеллектуальной разминки (фронтальная форма работа), которая направлена на тренировку элементарных мыслительных операций, на активизацию мыслительной деятельности. Разминка состоит из вопросов, способных вызвать интерес и рассчитанных на сообразительность, быстроту реакции, которые подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности (загадки, шарады, «хитрые вопросы», логические задачи). Продолжительность вводной части – 5 минут.
II. Основная часть. Задания составлены с учётом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур для коллективной работы в классе. В системе заданий реализован принцип «спирали», т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.
Этапы основной части:
III. Заключительная часть. Подведение итогов работы. Обсуждение результатов работы и тех трудностей, которых возникли у детей при выполнении заданий, рефлексия. Продолжительность заключительной части – 5 минут.
Программа рассчитана на 2 года обучения:
Для проведения программы использовать:
Литература, используемая при составлении программы:
Календарный
план проведения 2011-2012
уч.год
Дата проведения | Методика | Время | Примечания |
7.10.11 | Мониторинг, учет среднего балла каждого учащегося по основным предметам, беседы с учителями и кл. руководителем | 1.5 час. | |
14.10.11 | Определение уровня развития памяти, внимания. | 45мин. | |
21.10.11 | Определение уровня развития мышления. | 45мин. | |
28.10.11 | Изучение личностных особенностей учащихся | 45мин. | |
4.11.11 | Совместный
«круглый стол» для педагогов- |
40 мин. | |
11.11.11 | Занятие :Установление контакта; Как добиться успеха? Вопросы-затравки. | 45 мин. | |
18.11.11 | Занятие: Чувство принадлежности к группе; Бросайте якоря! | 45 мин. | |
25.11.11 | Занятие: Что делать с агрессией и гневом? Игра «Друдлы» | 45 мин. | |
2.12.11 | Проведение родительского собрания на тему «Развитие интеллектуальных способностей учащихся; формы родительской помощи и поддержки» | 40 мин. | |
9.12.11 | Занятие: Пятна Роршаха, методы быстрого снятия эмоционального и физического напряжения. | 45 мин. | |
16.12.11 | Задание самому себе; Тренинг на развитие и воображения. | 45 мин. | |
23.12.11 | Занятие: упражнение на развитие памяти; Упражнения из классики. | 45 мин. | |
13.01.12 | Проведение контрольного среза (диагностика) | 45 мин. | |
20.01.12 | Проведение контрольного среза (диагностика) | 45 мин. | |
27.01.12 | Тренинг на развитие воображения «искусство сломанных автоматов» | 45 мин. | |
3.02.12 | Тренинг на развитие интеллекта -Развиваем способности к запоминанию. | 45 мин. | |
10.02.12 | Занятие Развиваем способности к запоминанию | 45 мин. | |
17.02.12 | Занятие Развиваем способности к запоминанию | 45 мин. | |
24.02.12 | Занятие Развиваем способности к запоминанию | 45 мин. | |
2.03.12 | Упражнения на развитие внимания; пересобери устройство; | 45 мин. | |
9.03.12 | Тренинг на развитие интеллекта - "Ищи существенные признаки" | 45 мин. | |
16.03.12 | Тренинг «Проницательность Холмса» | 45 мин. | |
23.03.12 | Тренинг «Учись перефразировать» | 45 мин. | |
6.04.12 | Тренинг на развитие интеллекта «Создавай мыслеформу». | 45 мин. | |
13.04.12 | Занятие: упражнение на развитие памяти; Упражнения из классики. | 45 мин. | |
20.04.12 | Тренинг «Проницательность Холмса» | 45 мин. | |
27.04.12 | Определение уровня развития памяти, внимания. | 45 мин. | |
11.05.12 | Определение уровня развития мышления. | 45 мин. | |
18.05.12 | Определение уровня интеллекта | 1 час | |
15.05.12 | Подведение итогов- дети, учителя родители. Сравнительный анализ. | 1 час |
Информация о работе Тренинг развития интеллектуальных способностей