Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 00:45, практическая работа
В среднем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, память, которые обеспечивают усвоение знаний. Качество усвоения знаний зависит от развития логического мышления, и дальнейшего формирования понятийного мышления в подростковом возрасте. Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических операций обобщения, классификации, анализа и синтеза, сравнения. Особое внимание учителя должны уделять переходу детей из начальной школы в среднее звено. В среднем звене школы коренным образом изменяются условия учения, более высокие требования предъявляются к интеллектуальному и личностному развитию.
Многие популярные системы и приемы запоминания опираются на зрительные (в большей степени) и другие образы. Что же делать тем, кому трудно, даже закрыв глаза, представить что-либо? Означает ли это, что для них современные методики тренировки памяти недоступны? И не значит ли это, что люди с преобладанием образного мышления имеют только преимущества перед ними?
Возьмите знакомый предмет или явление и дайте ему наиболее точное, «научное» определение, которое обязательно включало бы в себя все существенные признаки этого явления и не касалось бы несущественных. Определение должно однозначно характеризовать данный предмет, то есть любая его разновидность обязательно охватывается этим определением, но никакой другой предмет под него не подпадает (например, летать может не только самолет, но и птица, и пуля).
Например, для понятия «дырка» можно дать следующее определение: «Ограниченная со всех сторон пустота» (Вы можете придумать свой вариант).
Целью данного упражнения является приобретение четкости и стройности мышления. Тренинг поможет Вам научиться фиксировать существенные признаки и отстраниться от несущественных.
Предлагаю Вам попробовать технику, которая может улучшить способность к запоминанию. Предлагаемая сегодня техника очень схожа с медитациями из дзен-буддизма. Но в ней нет жестких рамок исполнения и современный занятой человек с успехом может попробовать ее в обычных условиях. Можно воспринимать данные упражнения как попытку научить вас управлять синестезией – способностью воспринимать окружающий мир сразу несколькими чувствами.
Мы воспринимаем внешний мир чувствами еще до того, как наша мысль начинает обрабатывать поступающую информацию и записывать ее в нашей памяти. Если процесс восприятия происходит осознанно, то и впечатления лучше закрепляются в памяти. В свою очередь, чем больше чувственных восприятий вы испытываете, тем легче позднее вспомнить что-то или кого-то. Например, вспоминая как выглядит роза, вы можете вызвать ее мысленный цветной образ, приятный запах и острые колючки. Или вспомните, например, как вы узнаете человека по его голосу при телефонном разговоре: вы сразу можете представить себе его мысленный зрительный образ или, по крайней мере, вашу характеристику этому человеку.
Смотрите на себя в зеркало. Разглядывайте черты, которые никогда раньше не замечали, хотя до этого видели свое изображение в зеркале тысячи раз.
Смотрите на те предметы, которые вы обычно не удостаивали взглядом. Разглядывайте дно чашки, стену, контуры, формы, пространство и пустоту. Обратите внимание на то, как вы себя при этом чувствуете.
Постарайтесь сосредоточенно слушать. Услышьте самый слабый шум поблизости от вас. Попробуйте различать шумы и отделять их один от другого. Услышьте нюансы в манере говорить у разных людей. «Услышьте» мысль. Услышьте, как падает лист. Услышьте стук своего сердца, пульс. Услышьте, как растут и делятся клетки. Слушайте молчание.
Потрогайте то, к чему никогда не прикасались. Ощупайте фактуру этого предмета. Дотроньтесь до него щекой или пальцами ног. «Прикоснитесь» к чему-то невидимому, ощутите свою жизнь, небо, траву, себя самого.
Наблюдайте за теми чувствами, которые у вас вызывают цвета или запахи. Не думайте – чувствуйте. Как пахнет газета, свежая земля? Понюхайте то, чего вы до сих пор никогда не нюхали. Ощутите вкус цветка, воздуха, цвета. Попробуйте еду, которую никогда до сих пор не ели. Отведайте то, что уже ели тысячу раз, но так, как будто пробуете впервые.
Этот день посвятите всем пяти чувствам. Сконцентрируйтесь на них, но не думайте. Ощутите то, что вы видите…
- Попробуйте
то, к чему вы прикоснулись…
- Вдохните запах того, что слышите…
- Услышьте то, что видите…
- Увидьте, не глядя…
- Услышьте в молчании…
- Ощутите, не касаясь…
Комбинируйте ощущения и вы откроете неведомое, то, что раньше никогда не чувствовали. Вы поймете, какой из органов чувств «работает» меньше, и будете использовать его чаще.
Р. Киплинг в рассказе «Ким» описал один из видов тренировки зрительной памяти: старый учитель Лурган Саиб готовил мальчика к Тайному служению, в котором быстрое и ясное запоминание предметов равносильно успеху, и, следовательно, жизни. Старик вынул из ящика горсть драгоценностей, украшений и т.д. и приказал Киму смотреть на них сколько он желает, чтобы постараться потом припомнить их. Тут же находился туземный мальчик, некоторое время подготовлявшийся таким образом. Ким нагнулся над столом и начал смотреть на пятнадцать лежащих там драгоценностей. Он думал, что это легко. Затем поднос закрыли и туземный мальчик быстро записал то, что помнил. «Под бумагой лежит пять синих камней, один большой, один поменьше и три маленьких», поспешно сказал Ким. «Затем там четыре зеленых камня, один из них пробуравлен; прозрачный желтый камень и один, похожий на чубук. Два красных камня и… и… - дайти подумать!» Но дальше дело не шло. «Послушай мой ответ, - сказал маленький туземец, - там находятся два надтреснутых сапфира, весящие четыре и два карата, насколько я могу судить. Четырехкаратовый сапфир заострен. Затем туркестанская бирюза, испещренная зелеными жилками, с двумя надписями, одна – золотом, означает имя Бога, а другая вокруг камня стерта, так как он вынут из старого кольца. Вот пять синих камней; затем идут четыре блестящих изумруда, один просверлен в двух местах, а другой покрыт небольшой резьбой!». «Их вес?» – спокойно спросил Лурган Саиб. «Три, пять, пять и четыре карата. Кусок зеленоватого старого янтаря и дешевый обломок европейского топаза. Один бирманский рубин весом в пять каратов, без изъяна; шарообразный попорченный рубин в два карата. Резная слоновая кость из Китая, изображающая крысу, сосущую яйцо. И, наконец…, кристальный шар величиной с боб, вделанный в золото». Ким почувствовал себя очень униженным превосходством маленького туземца. «Как ты это сделал?» – спросил он. «Делал то же самое несколько раз, пока не добился превосходного результата».
Попробуйте и вы проделать подобное упражнение.
Кто-то когда-то мысленно разобрал устройство, а потом пересобрал его, выкинув дорогую (ненадежную, хрупкую, прозрачную...) деталь, и получил новый продукт. Кто-то однажды "разобрал" стакан, потом снова собрал его и получил подстаканник. Говорят, что при этом этот парень хотел избавиться от ожогов на пальцах. Кто-то однажды "разобрал", но уже по-другому, тот же стакан, потом собрал его -- и придумал одноразовый стакан. Говорят, что на этот раз "тот парень" хотел иметь под рукой всегда чистый стакан.
Известно, что Тесла в уме запускал и отлаживал механизмы. Как вы думаете, что он делал? Видимо, он собирал и разбирал, анализировал и синтезировал -- разбивал конструкцию на объекты, а потом компилировал блоки заново и при этом стремился оптимизировать механизм по какому-то параметру.
Пересборкой были придуманы экспресс-почта (подумайте, какая часть почты была опущена), жидкое мыло, конвейер, рыбий жир в капсулах.
Попробуйте -- так, смеху ради -- разобрать свою повседневную работу, разбить ее на элементарные кирпичи, а потом собрать ее заново, но не так, чтобы получился тянитолкай или урод типа "сделать хотел утюг -- слон получился вдруг", а так, чтобы новая конструкция отвечала определенным требованиям. Ну например, можно поставить оптимизирующее условие увеличить доходность своей деятельности в два раза.
Попробуйте мысленно разобрать, а потом собрать деньги, но при этом сделать их более надежными.
Попробуйте мысленно разобрать настоящую рассылку, а потом соберите ее так, чтобы активность подписчиков увеличилась в два раза.
Попробуйте мысленно разобрать компьютерную игру, а потом собрать ее так, чтобы она стала более прикольной.
В нашем мире
нет четких границ. Например, миниЭВМ
- это компьютер, помещающийся в одной
комнате. Если мы начнем уменьшать компьютер,
то после определенной границы мы
сделаем из миниЭВМ микроЭВМ. Где
же находится граница между
Как происходят подобные метаморфозы? -- Постепенное нарастание количественных изменений приводит к тому, что меняется качество объекта.
... И вот мы
с вами приходим уже к
Обозначим первую
строфу буквой "А", вторую - "В",
третью- "С", четвертую - "D". После
сплошного прочтения я сначала обращаю
внимание на строфу "А", потом на "С",
потом на "В", потом на "В". Это
один прием. Второй: сначала, после знакомства
с текстом в общем, я обращаю внимание
на первую, потом на последнюю и - последовательно
- на вторую и третью строфы.
"Поиграв" таким образом с текстом,
вы неожиданно ловите себя на том, что
вам хочется опять прочитать все сплошняком,
от начала до конца. Появляется интерес
к действию. Заставьте школьника что-либо
с интересом несколько раз прочитать!
Два разных подхода, два разных отношения.
И самое любопытное то, что вам не просто
хочется еще раз прочитать, вам хочется...
учиться! Учиться! Вот почему за некоторыми
педагогами, занимающимися с детьми по
нашей системе, бегают дети и спрашивают
через месяц занятий: "Скажите, скажите,
пожалуйста, Вера Гавриловна, а когда мы
уже будем
учиться?"
Обдумал все хорошенько и составил это задание самому себе - ФИО: __________________
я достигаю вот
какую цель: ______________________________
Собственно задание
состоит в том, чтобы: ______________________________
Результаты выполнения
______________________________
Инструменты решения
задачи: ______________________________
Планирование
частичных шагов и продукты, получаемые
в ходе их выполнения: ______________________________
Личная подпись автора задания самому себе ________
Подключаем воображение и развиваем мышление
Предлагаемые упражнения не являются частью какой-то одной системы. Для этого их слишком много и читателю не предлагается пока теоретическая база, которая могла бы связать их в одно целое. Но в то же время упражнения и не являются разрозненной подборкой по типу «что в голову взбредет». Относитесь к этому разделу как, допустим, к кроссворду или психологическому практикуму – делайте упражнения для своеобразного интеллектуального отдыха в свободное или «бросовое» время (имеются в виду поездки в транспорте, ожидание в очередях и т.п.). Все упражнения, так или иначе, идут последовательно согласно некой схемы и сложность их будет постепенно нарастать. Однако выполнение этих тренингов нисколько не помешают вашим регулярным занятиям какой-либо другой системой самосовершенствования, поскольку они не требуют специальных условий и определенного времени для выполнения. А для людей «не обремененных» какой-то системой занятий раздел может таковой и послужить.
В прошлом выпуске была сделана попытка стимулировать ассоциативное мышление. Продолжаем развивать эту тему и подключаем ваше воображение.
Найдите как можно большее число ассоциации, которые связывали бы слова внутри каждой из следующих пяти строк (по одной на каждый день):
Информация о работе Тренинг развития интеллектуальных способностей