Развитие творческих способностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 13:11, реферат

Описание работы

Актуальность проблемы. Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся.

Работа содержит 1 файл

Развитие творческих способностей ребенка младшего школьного возраста.docx

— 67.62 Кб (Скачать)

Развитие творческих способностей ребенка младшего школьного возраста

 

Лазарева Светлана Юрьевна, учитель начальных классов

Фатеева Елена Юрьевна, учитель  начальных классов, социальный психолог

 

Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе, Внеклассная работа

Введение

 

Актуальность проблемы. Проблема развития способностей не нова для  психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей  волнует вопрос о развитии способностей учащихся.

 

Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал  трудиться именно там, где он может  принести максимальную пользу. А для  этого школа должна помочь воспитанникам  найти свое место в жизни.

 

Труд - необходимое условие  жизни и всестороннего развития человека.

 

Конституция РФ предоставляет  человеку право на выбор занятия  и профессии в соответствии со способностями, призванием, потребностями  государства в кадрах.

 

Каковы бы ни были индивидуальные возможности школьника, но если у  него нет желания учиться, то и  успехов не будет. Правда, положительное  отношение к учению тоже тесно  связано со способностями. Много  раз отмечалось в психолого –  педагогической литературе, что желание  учиться возрастает, когда учение идет успешно, и гаснет из-за неудач.

 

Неудачи могут быть объяснены  не только недостатком знаний, которые  должны были быть приобретены на предшествующих этапах обучения, но и неразвитыми  способностями ребенка.

 

Главная задача начальной  школы – обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два  вида деятельности

 

Во-первых, любой ребенок  развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре.

 

В основе этого процесса лежит  учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и  умениями, необходимыми для жизни  в обществе.

 

Во – вторых, ребенок  в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря  творческой деятельности. В отличие  от учебной творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных  знаний.

 

Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.

 

Осуществляя указанные виды деятельности, дети решают разные задачи и с разной целью.

 

Так, в учебной деятельности решаются учебно - тренировочные задачи для того, чтобы овладеть каким-то умением, освоить то или иное правило. В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью  развить способности ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность  искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Если говорить о настоящем состоянии современной  начальной школы в нашей стране, то следует отметить, что основное место в ее деятельности все еще  продолжает занимать познавательная деятельность школьников, а не творческая, поэтому  тему нашего исследования мы обозначили как “ Педагогическое руководство  развитием творческих способностей младших школьников”.

 

Цель исследования:

 

определить и проверить  на практике педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника.

 

Объект исследования:

 

развитие способностей детей  школьного возраста.

 

Предмет исследования:

 

процесс развития творческих способностей младшего школьника.

 

Гипотеза исследования:

 

процесс развития творческих способностей младшего школьника, будет  более эффективным, если:

 

- созданы условия, способствующие  развитию творческих способностей, как в учебной, так и во  внеурочной деятельности ученика;

 

- развивающая работа с  детьми строится на диагностической  основе;

 

Исходя из цели, гипотезы и учитывая специфику предмета исследования, определены следующие задачи:

 

1.Изучить и проанализировать  научно-методическую литературу  и практический опыт по проблеме.

 

2.Обеспечить диагностику  развития творческих способностей.

 

3.Определить формы и  содержание работы по развитию  творческих способностей младших  школьников как в урочной, так  и во внеурочной деятельности.

 

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач  использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научно- методической литературы, научных исследований, изучение педагогического опыта, диагностические  методы.

Глава 1.  Развитие творческих способностей младшего школьника как  педагогическая проблема.

 

1.1. Сущность понятия –  способности.

 

В первом параграфе мы рассмотрим сущностные характеристики способностей.

 

Этой проблемой занимались такие корифеи отечественной  психологии как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Н.С. Лейтес и другие. Понятийный аппарат, содержание и основные положения теории способностей разработаны, главным образом, именно в трудах этих ученых.

 

Итак, под способностями  понимаются индивидуально –психологические и двигательные особенности индивида, которые имеют отношение к  успешности выполнения какой – либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые уже  выработаны у ребенка. При этом успешность в какой – либо деятельности может  быть обеспечена не отдельной способностью, а лишь тем своеобразным их сочетанием, которое характеризует личность.

 

Отечественные психологи  А. Н. Леонтьев и Б. М. Теплов занимались изучением способностей, с разных точек зрения. В фокусе внимания Б.М. Теплова были индивидуально  – психологические предпосылки  неодинакового успешного развития тех или иных функций и умений; А.Н. Леонтьева интересовало, главным  образом, то, как из природных предпосылок  на основе структур человеческой деятельности возникает качественно психические  функции и процессы ( в духе понятия  высших психических функций, по Л.С. Выготскому).

 

Ни тот, ни другой не отрицали врожденного неравенства задатков, с одной стороны, и неоднозначных  связи этих задатков с итоговой успешностью  сложных форм деятельности – с  другой, однако акценты различались, как различалось и употребление понятий. Б.М.Теплов в контексте дифференциальной психофизиологии связывал понятие  способностей прежде всего с биологически обусловленными различиями, А.Н. Леонтьев же в контексте системного понимания  психологических функций и их развития относил это слово к  сложным, окультуренным, “ставшими” человеческими  функциями.

 

Определение: “ Способности” = психические особенности, от которых  зависит возможность, осуществление  и степень успешности деятельности.

 

Если обратиться к “Толковому словарю русского языка” С.И. Ожегова, у него понятие “способность”  рассматривается так: способность  – природная одаренность талантливость.

 

Человек с большими способностями. Умственные способности к художественной деятельности. Способный – обладающий способностями к чему-нибудь, одаренный. Могущий что-нибудь сделать; обладающий каким - нибудь свойством.Способен трудиться. Этот человек способен на все / ни перед чем не остановится.

 

В “ Педагогическом энциклопедическом  словаре” способность трактуется как  индивидуально-психологические особенности  личности, являющиеся

 

условиями успешного выполнения определенной деятельности. Включают в себя как отдельные знания умения и навыки, так и готовность к  обучению новым способом и приемам  деятельности.

 

Для классификации способностей используются разные критерии. Так  могут быть выделены сенсомоторные, перцептивные, мнемонические, имажинативные, мыслительные, коммуникативные способности. В качестве другого критерия может  выступать та или иная предметная область, в соответствии с чем  способности могут быть квалифицированы  как научные /лингвистические, гуманитарные /, творческие / музыкальные, литературные, художественные, инженерные /.

 

Различают также общие  и специальные: общие – это  свойства ума, лежащие в основе разнообразных  специальных, выделяемых в соответствии с теми видами деятельности, в которых  они проявляются / технические, художественные, музыкальные /.

 

Выявлены компоненты, составляющие структуры специальных способностей, что позволяет сформировать педагогические рекомендации, направленные на повышение  эффективности формирования способностей у учащихся.

 

В “Педагогической энциклопедии”  способность рассматривается как  свойство личности, имеющее существенное значение при выполнении той или  иной деятельности. Обычно способность  оценивается в соответствии с  требованиями, предъявляемыми к разным видами труда к психо – физиологическим  особенностям человека; можно говорить также и о способностях к обучению или к игре.

 

Способность к деятельности включает в себя сложную структуру  более простых способностей. Могут  выражаться в быстроте усвоения и  правильности применения соответствующих  знаний, умений и навыков, а также  в оригинальности их использования.

 

В процессе обучения легче  обнаруживаются первые из названных  проявлений способностей, в творческой деятельности решающее значение имеют  вторые. По общественному значению проявленных человеком способностей, выражающихся в результатах его труда, различают способных, талантливых и гениальных людей.

 

В “Философском словаре” способности  определены как индивидуальные особенности  личности, являющиеся субъективными  условиями успешного осуществления  определенного рода деятельности. Способности  не сводятся к имеющими у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются прежде всего в быстроте, глубине  и прочности овладения способами  и приемами некоторой деятельности являются внутренними психическими регуляторами, обуславливающими возможность  их приобретения.

 

В истории философии способность  втечение длительного периода трактовалась как свойства души, особые силы, передаваемые по наследству и изначально присущие индивиду. Качественный, уровень развития способностей выражается понятием таланта  и гениальности. Их различие обычно проводится по характеру полученных продуктов деятельности. Талантом называют такую совокупность способностей, которая  позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством  и общественной значимостью. Гениальность – высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере  творчества.

 

Большое место в психологических  и педагогических исследованиях  занимает проблема формирования способностей и конкретным видам деятельности. В них показана возможность развития способностей через создание личностной установки на овладение предметом  деятельности.

 

В учебнике “Психология” (по редакцией доктора психологических  наук А.А. Крылова) дано несколько определений  способностей

 

1.Способности – свойства  души человека, понимаемые как  совокупность всевозможных психических  процессов и состояний. Это  наиболее широкое и самое старое  определение в психологии.

 

2.Способности представляют  собой высокий уровень развития  общих и специальных знаний, умений  и навыков, обеспечивающих успешное  выполнение человеком различных  видов деятельности. Это определение  появилось в психологии XVIII-XIX вв., является употребимым и в настоящее  время.

 

3.Способности – это  то, что не сводится к знаниям,  умениям и навыкам, но обеспечивает  их быстрое приобретение, закрепление  и эффективное использование  на практике.

 

Это определение наиболее распространенное. Значительный вклад  в теорию способностей внес отечественный  ученый Б.М. Теплов.. Он и предложил  третье из перечисленных определений  понятия способности..В понятии  “способности”, по его мысли, заключены  три идеи:

 

Индивидуально-психологические  особенности, отличающие одного от другого  человека;

не всякие, вообще индивидуальные особенности, а лишь которые имеют  отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;

понятие не сводится к тем  знаниям, навыкам или умениям, которые  уже выработаны у данного человека.

 

Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает  пользоваться, со временем не проявляется.

 

Только благодаря определенным условиям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности как музыка, техническое  и художественное творчество, развиваются  творческие способности..Мы поддерживаем их у себя и развиваем дальше. Наша успешная деятельность зависит  не от какой – либо одной, а от сочетания различных способностей, при чем это сочетание, дающее один и тот -же результат. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может  быть восполнен за счет более сильного развития других.

 

У Крутецкого В.А. основанием в понятии способности служат два показателя: быстрота овладения  деятельностью и качество достижений. Человека считают способным - быстро и успешно овладевает какой –  либо деятельностью, легко в сравнении  с другими людьми приобретает  соответствующие умения и навыки, - добивается достижений, значительно  превосходящих средний уровень.

 

Способности - это индивидуально  – психологические особенности  человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения, способности - индивидуальные особенности, которые  отличают одного человека от другого /длинные, гибкие пальцы пианиста или высокий  рост баскетболиста не являются способностями/.

 

К способностям относятся (музыкальный  слух, чувство ритма, конструктивное воображение, быстрота двигательной реакций  – спортсмена, тонкость цветоразличения  для художника – живописца ).

 

Наряду с индивидуальными  особенностями психических процессов (ощущений и восприятия, памяти, мышления, воображения ) способностями являются и более сложные индивидуально - психологические особенности. Они  включают эмоционально - волевые моменты, элементы отношения к деятельности и некоторые особенности психических  процессов, но не сводятся к каким  – либо частным психическим проявлениям ( математическая направленность ума  или эстетическая позиция в области  литературного творчества ).

Информация о работе Развитие творческих способностей