Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 13:11, реферат
Актуальность проблемы. Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся.
Развитие творческих способностей ребенка младшего школьного возраста
Лазарева Светлана Юрьевна, учитель начальных классов
Фатеева Елена Юрьевна, учитель начальных классов, социальный психолог
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе, Внеклассная работа
Введение
Актуальность проблемы. Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся.
Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно там, где он может принести максимальную пользу. А для этого школа должна помочь воспитанникам найти свое место в жизни.
Труд - необходимое условие жизни и всестороннего развития человека.
Конституция РФ предоставляет человеку право на выбор занятия и профессии в соответствии со способностями, призванием, потребностями государства в кадрах.
Каковы бы ни были индивидуальные возможности школьника, но если у него нет желания учиться, то и успехов не будет. Правда, положительное отношение к учению тоже тесно связано со способностями. Много раз отмечалось в психолого – педагогической литературе, что желание учиться возрастает, когда учение идет успешно, и гаснет из-за неудач.
Неудачи могут быть объяснены не только недостатком знаний, которые должны были быть приобретены на предшествующих этапах обучения, но и неразвитыми способностями ребенка.
Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности
Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре.
В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе.
Во – вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний.
Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.
Осуществляя указанные виды деятельности, дети решают разные задачи и с разной целью.
Так, в учебной деятельности
решаются учебно - тренировочные задачи
для того, чтобы овладеть каким-то
умением, освоить то или иное правило.
В творческой деятельности решаются
поисково-творческие задачи с целью
развить способности ребенка. Поэтому,
если в процессе учебной деятельности
формируется общее умение учиться,
то в рамках творческой деятельности
формируется общая способность
искать и находить новые решения,
необычные способы достижения требуемого
результата, новые подходы к рассмотрению
предлагаемой ситуации. Если говорить
о настоящем состоянии
Цель исследования:
определить и проверить на практике педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника.
Объект исследования:
развитие способностей детей школьного возраста.
Предмет исследования:
процесс развития творческих способностей младшего школьника.
Гипотеза исследования:
процесс развития творческих способностей младшего школьника, будет более эффективным, если:
- созданы условия,
- развивающая работа с
детьми строится на
Исходя из цели, гипотезы и учитывая специфику предмета исследования, определены следующие задачи:
1.Изучить и проанализировать
научно-методическую
2.Обеспечить диагностику
развития творческих
3.Определить формы и
содержание работы по развитию
творческих способностей
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научно- методической литературы, научных исследований, изучение педагогического опыта, диагностические методы.
Глава 1. Развитие творческих способностей младшего школьника как педагогическая проблема.
1.1. Сущность понятия – способности.
В первом параграфе мы рассмотрим сущностные характеристики способностей.
Этой проблемой занимались такие корифеи отечественной психологии как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Н.С. Лейтес и другие. Понятийный аппарат, содержание и основные положения теории способностей разработаны, главным образом, именно в трудах этих ученых.
Итак, под способностями
понимаются индивидуально –психологические
и двигательные особенности индивида,
которые имеют отношение к
успешности выполнения какой – либо
деятельности, но не сводятся к знаниям,
умениям и навыкам, которые уже
выработаны у ребенка. При этом успешность
в какой – либо деятельности может
быть обеспечена не отдельной способностью,
а лишь тем своеобразным их сочетанием,
которое характеризует
Отечественные психологи
А. Н. Леонтьев и Б. М. Теплов занимались
изучением способностей, с разных
точек зрения. В фокусе внимания
Б.М. Теплова были индивидуально
– психологические предпосылки
неодинакового успешного
Ни тот, ни другой не отрицали
врожденного неравенства
Определение: “ Способности” = психические особенности, от которых зависит возможность, осуществление и степень успешности деятельности.
Если обратиться к “Толковому
словарю русского языка” С.И. Ожегова,
у него понятие “способность”
рассматривается так: способность
– природная одаренность
Человек с большими способностями. Умственные способности к художественной деятельности. Способный – обладающий способностями к чему-нибудь, одаренный. Могущий что-нибудь сделать; обладающий каким - нибудь свойством.Способен трудиться. Этот человек способен на все / ни перед чем не остановится.
В “ Педагогическом энциклопедическом
словаре” способность трактуется как
индивидуально-психологические
условиями успешного выполнения определенной деятельности. Включают в себя как отдельные знания умения и навыки, так и готовность к обучению новым способом и приемам деятельности.
Для классификации способностей используются разные критерии. Так могут быть выделены сенсомоторные, перцептивные, мнемонические, имажинативные, мыслительные, коммуникативные способности. В качестве другого критерия может выступать та или иная предметная область, в соответствии с чем способности могут быть квалифицированы как научные /лингвистические, гуманитарные /, творческие / музыкальные, литературные, художественные, инженерные /.
Различают также общие и специальные: общие – это свойства ума, лежащие в основе разнообразных специальных, выделяемых в соответствии с теми видами деятельности, в которых они проявляются / технические, художественные, музыкальные /.
Выявлены компоненты, составляющие
структуры специальных
В “Педагогической энциклопедии”
способность рассматривается
Способность к деятельности включает в себя сложную структуру более простых способностей. Могут выражаться в быстроте усвоения и правильности применения соответствующих знаний, умений и навыков, а также в оригинальности их использования.
В процессе обучения легче обнаруживаются первые из названных проявлений способностей, в творческой деятельности решающее значение имеют вторые. По общественному значению проявленных человеком способностей, выражающихся в результатах его труда, различают способных, талантливых и гениальных людей.
В “Философском словаре” способности
определены как индивидуальные особенности
личности, являющиеся субъективными
условиями успешного
В истории философии способность
втечение длительного периода
Большое место в психологических и педагогических исследованиях занимает проблема формирования способностей и конкретным видам деятельности. В них показана возможность развития способностей через создание личностной установки на овладение предметом деятельности.
В учебнике “Психология” (по
редакцией доктора
1.Способности – свойства
души человека, понимаемые как
совокупность всевозможных
2.Способности представляют
собой высокий уровень
3.Способности – это
то, что не сводится к знаниям,
умениям и навыкам, но
Это определение наиболее
распространенное. Значительный вклад
в теорию способностей внес отечественный
ученый Б.М. Теплов.. Он и предложил
третье из перечисленных определений
понятия способности..В
Индивидуально-психологические особенности, отличающие одного от другого человека;
не всякие, вообще индивидуальные особенности, а лишь которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;
понятие не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем не проявляется.
Только благодаря определенным
условиям, связанным с систематическими
занятиями такими сложными видами человеческой
деятельности как музыка, техническое
и художественное творчество, развиваются
творческие способности..Мы поддерживаем
их у себя и развиваем дальше.
Наша успешная деятельность зависит
не от какой – либо одной, а от
сочетания различных
У Крутецкого В.А. основанием в понятии способности служат два показателя: быстрота овладения деятельностью и качество достижений. Человека считают способным - быстро и успешно овладевает какой – либо деятельностью, легко в сравнении с другими людьми приобретает соответствующие умения и навыки, - добивается достижений, значительно превосходящих средний уровень.
Способности - это индивидуально – психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения, способности - индивидуальные особенности, которые отличают одного человека от другого /длинные, гибкие пальцы пианиста или высокий рост баскетболиста не являются способностями/.
К способностям относятся (музыкальный слух, чувство ритма, конструктивное воображение, быстрота двигательной реакций – спортсмена, тонкость цветоразличения для художника – живописца ).
Наряду с индивидуальными
особенностями психических