Тренинг развития интеллектуальных способностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 00:45, практическая работа

Описание работы

В среднем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, память, которые обеспечивают усвоение знаний. Качество усвоения знаний зависит от развития логического мышления, и дальнейшего формирования понятийного мышления в подростковом возрасте. Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических операций обобщения, классификации, анализа и синтеза, сравнения. Особое внимание учителя должны уделять переходу детей из начальной школы в среднее звено. В среднем звене школы коренным образом изменяются условия учения, более высокие требования предъявляются к интеллектуальному и личностному развитию.

Работа содержит 1 файл

тренинг интеллекта.doc

— 260.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Психодиагностический  инструментарий 

Название методики Автор Литературный  источник Цель
1 “Заучивание 10 слов” А.Р. Лурии Т.Г.Богданова

«Диагностика  познавательной сферы»

Изучение состояния  непосредственного запоминания, утомляемости, активности внимания
2 “Исключение слов”   Т.Г.Богданова

«Диагностика  познавательной сферы»

Оценка уровня развития вербально – логического  мышления
3 “Корректурная проба”   Е.И.Рогов «Настольная  книга практического психолога» Исследование  уровня развития внимания.
4 “Определение  уровня умственного развития”    Е.И.Рогов «Настольная  книга практического психолога» Исследование  уровня развития: операций обобщения, выделять существенное, сравнивать, устанавливать  логические связи.
5 Исследование  акцентуаций характера   Е.И.Рогов «Настольная  книга практического психолога» Изучение личностных характеристик.
6 “Незаконченное  предложение” Л.Солнцева, Т.Галкина Л.Солнцева “Методі  исследования особенностей учащихся” Исследование  общих зон трудностей
7 “Качественная оценка решения задач” А.З.Зак Е.И.Рогов «Настольная  книга практического психолога» Оценка уровня развития мышления
8 Исследоание личности К. Юнг Е.И.Рогов «Настольная  книга практического психолога» Изучение личностных характеристик.

ПРИЛОЖЕНИЯ:

Что такое друдлы

Основой друдла (головоломки для развития воображения  и креативности) могут быть любые  каракули и кляксы. Друдл - это НЕ совсем законченная картинка, которую  нужно придумать на что она  похожа. Лучший ответ - тот, который  сразу мало кому приходит в голову, но стоит его услышать - и решение кажется очевидным. Особенно ценится в ответах оригинальность и юмор.

Друдлы - это давно знакомая вам вещь:

С друдлами я познакомился еще в школе. Правда, не знал, что они так называются. Сосед по парте рисовал какую-то загогулину, а я должен был отгадать что это. Если я не отгадывал, то партнер дорисовывал рисунок до тех пор, пока вдруг совсем не станет понятно что это было.

Droodle - это загадка-головоломка.  Рисунок, на основании которого  невозможно точно сказать, что  это такое. Изобретатель друдлов  Роджер Прайс. Его книги Друдлы  и Классические Друдлы были  изданы в пятидесятых годах..

Как играть в друдлы с детьми:

Первые друдлы удобно сделать на картонных карточках. Так ребенок не будет отвлекаться  на другие рисунки и сможет легко  поворачивать картинку.

Можно попробовать  отграничить тему ответов, например, вопросом, а что это за кухонный объект?. Сузив область поисков, мы поможем ребенку сосредоточиться. И ему будет проще увидеть в каракулях разных зверей.

Предлагайте ребенку  свои версии. Объясняйте, почему вы решили, что картинка похожа на данный предмет. Или предложите ребенку угадать, какое название у рисунка.

Если малыш  настаивает на единственном правильном ответе - поверните картинку на 90 градусов или нарисуйте еще один штрих.

Дети любят  рисовать друдлы.

В друдлы можно  играть во время поездки. Оглянитесь вокруг. Рассмотрите узор на обивке кресел, картинку в журнале. На что они похожи?

Каждый ответ  на вопрос “Что здесь нарисовано”, данный или услышанный ребенком, развивает  фантазию, творческое мышление, внимание. Друдлы - одна из тех игр, что объединяет детей и взрослых, помогает вместе думать, фантазировать и смеяться.

Пятна Роршаха

Методика, используемая в друдлах ранее использовалась в тестах Роршаха.

Тест Роршаха  — психодиагностический тест для  исследования личности, созданный в 1921 году швейцарским психиатром и психологом Германом Роршахом (нем. Hermann Rorschach). Известен также под названием «Пятна Роршаха».

Это один из тестов, применяемых для исследования личности и ее личностных нарушений. Испытуемому  предлагается дать интерпретацию десяти симметричных относительно вертикальной оси чернильных клякс. Каждая такая фигура служит стимулом для свободных ассоциаций — испытуемый должен назвать любые возникающие у него слово, образ или идею. Тест основан на предположении, согласно которому то, что индивид «видит» в кляксе, определяется особенностями его собственной личности.

Тест был разработан швейцарским психиатром Германом Роршахом (1884—1922). Роршах обнаружил, что те испытуемые, которые видят правильную симметричную фигуру в бесформенной чернильной кляксе, обычно хорошо понимают реальную ситуацию, способны к самокритике и самоконтролю. Так что специфика восприятия указывает на особенности личности данного индивида.

Игры для сотрудничества

Чувство принадлежности к группе

Игра «Браво!»

Цель: сплочение группы.

Дети, в чей  адрес раздаются аплодисменты, получают точно такое же наслаждение от игры, как и те, кто им рукоплещет. В результате в классе создается  атмосфера взаимного принятия и  хорошего настроения.

Инструкция.Кто  из вас бывал в театре или цирке и воочию видел, как публика восторженно рукоплещет артистам в конце представления? Кто из вас, хотя бы в своих мечтах, хотел оказаться на сцене и заслужить восторженные аплодисменты зрительного зала? Я считаю, что время от времени каждый из нас заслуживает аплодисментов.

(Поставьте стул  в центр класса и попросите  всех плотно окружить его со  всех сторон.)

Кто из вас хочет  первым встать на этот пьедестал и  насладиться громом наших аплодисментов?

В первый раз  помогите классу рукоплескать изо всех сил. Когда дети увидят, как аплодисменты приятны стоящему на стуле ученику, они будут хлопать еще сильнее.

Анализ упражнения

• Понравилось  ли тебе получать аплодисменты?

• Получаешь  ли ты когда-нибудь незаслуженные аплодисменты?

• Тебе понравилось хлопать в ладоши?

• Как ты показываешь  окружающим, что восхищаешься ими, что  они тебе нравятся?

• Хочешь ли ты, чтобы в классе тебе время от времени  дарили признание и аплодисменты?   

Как добиться успеха?

Игра «Хвасталки»

Цель: преодоление застенчивости.

Время от времени  имеет смысл хвалиться перед  самим собой своими успехами. Это  позволяет людям вести позитивные внутренние монологи, особенно в сложных  ситуациях. Эта игра позволяет детям  преодолеть свою застенчивость. Кроме  того, мы можем показать им, как это приятно — радоваться успехам других.

Инструкция.Сядьте все в один круг. Сейчас мы начнем рассказывать друг другу о своих успехах. Каждый должен это сделать. Ничего, что это будет немного похоже на хвастовство. Жизнь так разнообразна, что в ней всегда найдется место успеху. Чем больше людей достигают успеха, тем лучше для каждого из нас и тем легче каждому из нас добиться и своего успеха.

Сейчас я расскажу, как будет происходить наша игра. Каждый думает о каком-нибудь своем  достижении. При этом не имеет значения, большое это достижение или маленькое. Главное, чтобы оно было важным для вас самих. Я начну игру, подойду к кому-нибудь из вас и расскажу ему об одном из своих успехов. Я постараюсь показать, насколько меня порадовало это достижение. Ученик, которому я расскажу об успехе, скажет: «Я рад за тебя».

Потом я сяду на свое место, а этот ученик подойдет к следующему и расскажет ему  о своем успехе. Тот, в свою очередь, тоже скажет: «Я рад за тебя». И продолжит  эту игру дальше.

Вы поняли, как  играть?

Очень важно, что  ребенок рассказывает о своих  достижениях не всей группе, а конкретному  человеку, ведь для этого требуется  гораздо больше мужества.

Анализ упражнения

• Понравилась  ли тебе эта игра?

• Легко ли тебе было говорить о своих успехах?

• Узнал ли ты что-то новое о ком-нибудь из ребят?

• Легко ли тебе было радоваться вместе с другими  детьми?  

Установление контакта

Игра «Друг к дружке!»

Цель: взаимодействие детей друг с другом.

Упражнение дает возможность установить контакт, а  также является быстрой освежающей разминкой во время перемены или отдыха.

Инструкция. Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро. Вы покажете мне, насколько внимательно вы меня слушаете и насколько быстро можете сделать то, что я буду вам говорить. Сейчас у вас ровно 5 секунд, чтобы выбрать себе партнера и быстро-быстро пожать ему руку... А теперь я буду говорить, какими частями тела надо очень быстро «поздороваться» друг с другом:

— Правая рука к  правой руке!

— Нос к носу!

— Спина к  спине!

Ну что ж, это  вы смогли сделать быстро. А теперь запомните, пожалуйста, следующее. Каждый раз, когда я крикну «Друг к  дружке!», вам нужно быстро-быстро найти себе нового партнера и пожать ему руку. А после этого я  снова буду называть части тела, которыми вы должны будете дотронуться друг до друга. Итак:

• Друг к дружке!

• Ухо к уху!

• Бедро к  бедру!

• Пятка к  пятке!

Пусть дети поменяют пять или шесть партнеров. Всякий раз называйте новые части  тела, посредством которых дети должны вступать в контакт друг с другом.

Анализ упражнения

• Понравилась  ли тебе игра?

• Легко ли тебе было действовать столь быстро?  
 
 

Чувственное восприятие

Игра «Стон королевы»

Цель: поупражняться в бесшумных перемещениях по классу.

Инструкция. Я хочу предложить игру с участием самой настоящей Королевы. Королева садится в центре класса на стул, а все остальные садятся на пол по одну сторону от нее. Вам нужно по очереди, один за другим, перейти на противоположную сторону так, чтобы Королева не застонала. У Королевы страшная мигрень. Поэтому она очень громко стонет от каждого звука, даже очень тихого. Постоянно один из вас должен перемещаться на противоположную сторону. Если Королева услышит кого-нибудь из вас и застонет, то этому человеку придется вернуться на свое прежнее место. На Королеву мы наденем платок так, чтобы никто не смог обвинить ее в подглядывании. Кто хочет стать первой Королевой?

Анализ упражнения

• Умеешь ли ты ловко подкрадываться?

• Как ты чувствовал себя, когда тебя обнаружили?

• Когда тебе мешает шум в классе, а когда не мешает?

Информация о работе Тренинг развития интеллектуальных способностей