Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 00:45, практическая работа
В среднем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, память, которые обеспечивают усвоение знаний. Качество усвоения знаний зависит от развития логического мышления, и дальнейшего формирования понятийного мышления в подростковом возрасте. Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических операций обобщения, классификации, анализа и синтеза, сравнения. Особое внимание учителя должны уделять переходу детей из начальной школы в среднее звено. В среднем звене школы коренным образом изменяются условия учения, более высокие требования предъявляются к интеллектуальному и личностному развитию.
Психодиагностический
инструментарий
№ | Название методики | Автор | Литературный источник | Цель |
1 | “Заучивание 10 слов” | А.Р. Лурии | Т.Г.Богданова
«Диагностика познавательной сферы» |
Изучение состояния непосредственного запоминания, утомляемости, активности внимания |
2 | “Исключение слов” | Т.Г.Богданова
«Диагностика познавательной сферы» |
Оценка уровня развития вербально – логического мышления | |
3 | “Корректурная проба” | Е.И.Рогов «Настольная книга практического психолога» | Исследование уровня развития внимания. | |
4 | “Определение уровня умственного развития” | Е.И.Рогов «Настольная книга практического психолога» | Исследование уровня развития: операций обобщения, выделять существенное, сравнивать, устанавливать логические связи. | |
5 | Исследование акцентуаций характера | Е.И.Рогов «Настольная книга практического психолога» | Изучение личностных характеристик. | |
6 | “Незаконченное предложение” | Л.Солнцева, Т.Галкина | Л.Солнцева “Методі исследования особенностей учащихся” | Исследование общих зон трудностей |
7 | “Качественная оценка решения задач” | А.З.Зак | Е.И.Рогов «Настольная книга практического психолога» | Оценка уровня развития мышления |
8 | Исследоание личности | К. Юнг | Е.И.Рогов «Настольная книга практического психолога» | Изучение личностных характеристик. |
Основой друдла (головоломки для развития воображения и креативности) могут быть любые каракули и кляксы. Друдл - это НЕ совсем законченная картинка, которую нужно придумать на что она похожа. Лучший ответ - тот, который сразу мало кому приходит в голову, но стоит его услышать - и решение кажется очевидным. Особенно ценится в ответах оригинальность и юмор.
С друдлами я познакомился еще в школе. Правда, не знал, что они так называются. Сосед по парте рисовал какую-то загогулину, а я должен был отгадать что это. Если я не отгадывал, то партнер дорисовывал рисунок до тех пор, пока вдруг совсем не станет понятно что это было.
Droodle - это загадка-головоломка.
Рисунок, на основании
Первые друдлы удобно сделать на картонных карточках. Так ребенок не будет отвлекаться на другие рисунки и сможет легко поворачивать картинку.
Можно попробовать отграничить тему ответов, например, вопросом, а что это за кухонный объект?. Сузив область поисков, мы поможем ребенку сосредоточиться. И ему будет проще увидеть в каракулях разных зверей.
Предлагайте ребенку свои версии. Объясняйте, почему вы решили, что картинка похожа на данный предмет. Или предложите ребенку угадать, какое название у рисунка.
Если малыш настаивает на единственном правильном ответе - поверните картинку на 90 градусов или нарисуйте еще один штрих.
Дети любят рисовать друдлы.
В друдлы можно играть во время поездки. Оглянитесь вокруг. Рассмотрите узор на обивке кресел, картинку в журнале. На что они похожи?
Каждый ответ на вопрос “Что здесь нарисовано”, данный или услышанный ребенком, развивает фантазию, творческое мышление, внимание. Друдлы - одна из тех игр, что объединяет детей и взрослых, помогает вместе думать, фантазировать и смеяться.
Методика, используемая в друдлах ранее использовалась в тестах Роршаха.
Тест Роршаха — психодиагностический тест для исследования личности, созданный в 1921 году швейцарским психиатром и психологом Германом Роршахом (нем. Hermann Rorschach). Известен также под названием «Пятна Роршаха».
Это один из тестов, применяемых для исследования личности и ее личностных нарушений. Испытуемому предлагается дать интерпретацию десяти симметричных относительно вертикальной оси чернильных клякс. Каждая такая фигура служит стимулом для свободных ассоциаций — испытуемый должен назвать любые возникающие у него слово, образ или идею. Тест основан на предположении, согласно которому то, что индивид «видит» в кляксе, определяется особенностями его собственной личности.
Тест был разработан швейцарским психиатром Германом Роршахом (1884—1922). Роршах обнаружил, что те испытуемые, которые видят правильную симметричную фигуру в бесформенной чернильной кляксе, обычно хорошо понимают реальную ситуацию, способны к самокритике и самоконтролю. Так что специфика восприятия указывает на особенности личности данного индивида.
Игры для сотрудничества
Чувство принадлежности к группе
Игра «Браво!»
Цель: сплочение группы.
Дети, в чей адрес раздаются аплодисменты, получают точно такое же наслаждение от игры, как и те, кто им рукоплещет. В результате в классе создается атмосфера взаимного принятия и хорошего настроения.
Инструкция.Кто из вас бывал в театре или цирке и воочию видел, как публика восторженно рукоплещет артистам в конце представления? Кто из вас, хотя бы в своих мечтах, хотел оказаться на сцене и заслужить восторженные аплодисменты зрительного зала? Я считаю, что время от времени каждый из нас заслуживает аплодисментов.
(Поставьте стул в центр класса и попросите всех плотно окружить его со всех сторон.)
Кто из вас хочет первым встать на этот пьедестал и насладиться громом наших аплодисментов?
В первый раз помогите классу рукоплескать изо всех сил. Когда дети увидят, как аплодисменты приятны стоящему на стуле ученику, они будут хлопать еще сильнее.
Анализ упражнения
• Понравилось ли тебе получать аплодисменты?
• Получаешь ли ты когда-нибудь незаслуженные аплодисменты?
• Тебе понравилось хлопать в ладоши?
• Как ты показываешь окружающим, что восхищаешься ими, что они тебе нравятся?
• Хочешь ли ты,
чтобы в классе тебе время от времени
дарили признание и аплодисменты?
Как добиться успеха?
Игра «Хвасталки»
Цель: преодоление застенчивости.
Время от времени
имеет смысл хвалиться перед
самим собой своими успехами. Это
позволяет людям вести
Инструкция.Сядьте все в один круг. Сейчас мы начнем рассказывать друг другу о своих успехах. Каждый должен это сделать. Ничего, что это будет немного похоже на хвастовство. Жизнь так разнообразна, что в ней всегда найдется место успеху. Чем больше людей достигают успеха, тем лучше для каждого из нас и тем легче каждому из нас добиться и своего успеха.
Сейчас я расскажу, как будет происходить наша игра. Каждый думает о каком-нибудь своем достижении. При этом не имеет значения, большое это достижение или маленькое. Главное, чтобы оно было важным для вас самих. Я начну игру, подойду к кому-нибудь из вас и расскажу ему об одном из своих успехов. Я постараюсь показать, насколько меня порадовало это достижение. Ученик, которому я расскажу об успехе, скажет: «Я рад за тебя».
Потом я сяду на свое место, а этот ученик подойдет к следующему и расскажет ему о своем успехе. Тот, в свою очередь, тоже скажет: «Я рад за тебя». И продолжит эту игру дальше.
Вы поняли, как играть?
Очень важно, что ребенок рассказывает о своих достижениях не всей группе, а конкретному человеку, ведь для этого требуется гораздо больше мужества.
Анализ упражнения
• Понравилась ли тебе эта игра?
• Легко ли тебе было говорить о своих успехах?
• Узнал ли ты что-то новое о ком-нибудь из ребят?
• Легко ли тебе
было радоваться вместе с другими
детьми?
Установление контакта
Игра «Друг к дружке!»
Цель: взаимодействие детей друг с другом.
Упражнение дает возможность установить контакт, а также является быстрой освежающей разминкой во время перемены или отдыха.
Инструкция. Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро. Вы покажете мне, насколько внимательно вы меня слушаете и насколько быстро можете сделать то, что я буду вам говорить. Сейчас у вас ровно 5 секунд, чтобы выбрать себе партнера и быстро-быстро пожать ему руку... А теперь я буду говорить, какими частями тела надо очень быстро «поздороваться» друг с другом:
— Правая рука к правой руке!
— Нос к носу!
— Спина к спине!
Ну что ж, это вы смогли сделать быстро. А теперь запомните, пожалуйста, следующее. Каждый раз, когда я крикну «Друг к дружке!», вам нужно быстро-быстро найти себе нового партнера и пожать ему руку. А после этого я снова буду называть части тела, которыми вы должны будете дотронуться друг до друга. Итак:
• Друг к дружке!
• Ухо к уху!
• Бедро к бедру!
• Пятка к пятке!
Пусть дети поменяют пять или шесть партнеров. Всякий раз называйте новые части тела, посредством которых дети должны вступать в контакт друг с другом.
Анализ упражнения
• Понравилась ли тебе игра?
• Легко ли тебе
было действовать столь быстро?
Чувственное восприятие
Игра «Стон королевы»
Цель: поупражняться в бесшумных перемещениях по классу.
Инструкция. Я хочу предложить игру с участием самой настоящей Королевы. Королева садится в центре класса на стул, а все остальные садятся на пол по одну сторону от нее. Вам нужно по очереди, один за другим, перейти на противоположную сторону так, чтобы Королева не застонала. У Королевы страшная мигрень. Поэтому она очень громко стонет от каждого звука, даже очень тихого. Постоянно один из вас должен перемещаться на противоположную сторону. Если Королева услышит кого-нибудь из вас и застонет, то этому человеку придется вернуться на свое прежнее место. На Королеву мы наденем платок так, чтобы никто не смог обвинить ее в подглядывании. Кто хочет стать первой Королевой?
Анализ упражнения
• Умеешь ли ты ловко подкрадываться?
• Как ты чувствовал себя, когда тебя обнаружили?
• Когда тебе мешает шум в классе, а когда не мешает?
Информация о работе Тренинг развития интеллектуальных способностей