Интеллектуальный тренинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 20:46, контрольная работа

Описание работы

Данная тема имеет актуальное значение, так как психологическим консультированием называется особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста-психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций. Они даются психологом клиенту на основе личной беседы и предварительного изучения той проблемы, с которой в жизни столкнулся клиент.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…………3
1.Классический психоанализ……………………………………….…………4
2.Логотерапия………………………………………………………………….8
3.Трансактный анализ ………………………………………………………..10
4. Гештальт терапия Ф. Перлза …………………………………………….. 14
5. Нейролингвистическое программирование………………………..……. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...……..22

Работа содержит 1 файл

Конрольная по Инт трен.docx

— 54.48 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…………3

1.Классический психоанализ……………………………………….…………4

2.Логотерапия………………………………………………………………….8

3.Трансактный анализ ………………………………………………………..10

4. Гештальт терапия Ф. Перлза …………………………………………….. 14

5. Нейролингвистическое программирование………………………..……. 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...……..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

        Данная тема имеет актуальное значение, так как психологическим консультированием называется особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста-психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций. Они даются психологом клиенту на основе личной беседы и предварительного изучения той проблемы, с которой в жизни столкнулся клиент.

        Психологическое консультирование - это сложившаяся практика оказания действенной психологической помощи людям, основанная на убежденности в том, что каждый физически и психически здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми возникающими в его жизни психологическими проблемами. Клиент, однако, далеко не всегда определенно и точно знает заранее, в чем состоит суть его проблемы и как ее лучше всего решать, опираясь на собственные силы и возможности. В этом ему и должен оказать помощь профессионально подготовленный психолог-консультант. Это и есть основная задача психологического консультирования.

        Психологическое консультирование отличается от других видов оказания практической психологической помощи следующими основными особенностями:

-оно предполагает относительно  кратковременный период и эпизодический  характер личных контактов психолога-консультанта  с клиентом;

-психолог-консультант в  основном только дает советы  клиенту, а их практическая  реализация становится делом  самого клиента, активную роль  он сохраняет за собой;

-психокоррекционная работа чаще всего проводится самим клиентом в отсутствие психолога, без прямого или постоянного взаимодействия с ним.

-психодиагностика в начале  работы с клиентом сводится  к минимуму и в основном  опирается на результаты непосредственного  наблюдения консультанта за поведением  клиента;

-за конечный результат  работы психолог-консультант не  несет прямой персональной ответственности  (консультант не отвечает за  то, воспользуется или не воспользуется  клиент его советами).

Консультант отвечает лишь за правильность своих выводов о  сути проблемы клиента и за потенциальную  эффективность предлагаемых клиенту  практических рекомендаций.

       Цель данной работы - рассмотреть методы психологического консультирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Классический психоанализ

  Его основоположником является 3. Фрейд. Центральное понятие классического психоанализа – понятие конфликта. Именно конфликт является причиной всех нарушений в поведении человека и его эмоциональной жизни.

Главной задачей психоанализа является помощь в осознании конфликтной  ситуации, при которой бессознательные  влечения не признаются сознанием.

З. Фрейд анализирует структуру  личности и выделяет в ней три  компонента: "Я", "Сверх Я" и "Оно". "Я" – контролирует поведение, осуществляет анализ окружающей ситуации, вырабатывает план поведения, ориентируясь на окружающую среду. "Сверх Я" – осуществляет оценку действий и намерений человека с учетом социальных норм, ценностей. Шкала ценностей программируется родителями. "Оно" – вместилище инстинктов, управляемое принципом удовольствия. Это неосознаваемая часть личности. Именно она является источником влечения и действий. 
Конфликт возникает между "Я", "Оно", с одной стороны, и "Сверх Я", с другой. У "Я" существуют механизмы защиты: рационализация, отрицание, проекция, сублимация, ритуал, вытеснение и т. д. Используя технику психоанализа при консультировании, практический психолог помогает клиенту понять и осознать истинную причину его поведения, минуя защитные механизмы.

Психолог должен быть готов  к тому, что "Я" клиента будет  защищать себя, сопротивляясь влиянию  психолога. Формы сопротивления  могут быть, разнообразные: молчание, юмор, перенос на психолога чувств, вызванных значимыми для клиента людьми.

Клиент должен, в первую очередь, принять концепцию психоанализа, быть готовым к длительной совместной работе. Результатом этой работы будет  улучшение психологического состояния  и способность реалистически  управлять своим поведением. Чем  моложе клиент, –  тем лучше результат. 
         Противопоказанием являются психические заболевания и наличие суицидальных мыслей у клиента. Программа психоаналитической работы с клиентом в рамках психоанализа складывается из пяти этапов. 
Первый этап – это поиск болезненного очага в бессознательном. Находят его, анализируя оговорки, описки человека, ассоциации. 
Второй этап – проговаривание человеком своих проблем. Это очень болезненный процесс, т. к. клиент как бы заново переживает и страдает. На этом этапе возникает агрессия, направленная на психолога. 
Третий этап – переоценка событий, изменение системы взглядов. 
Четвертый этап – придание положительной окраски новой системе ценностей.

Пятый этап – забывание, ликвидация очага возбуждения.

При психоанализе используют техники свободных ассоциаций, толкования сновидений, анализ сопротивления, анализ переноса, интерпретации.

Техники, используемые при психоанализе:

1. Метод свободных ассоциаций. Психолог предлагает клиенту высказать любые ассоциации и предположения клиента, связанные с его переживаниями. Сам обращает внимание не только на содержание высказываний, но и на их последовательность, а также на моменты, которые клиент избегает обсуждать.

2. Толкование сновидений. Фрейд считал сны самым коротким путем в подсознание. Именно во время сна ослабевают защитные механизмы "Я" и открываются скрытые от сознания желания и переживания. 3адача практического психолога – раскрыть содержание снов и помочь клиенту найти причины из его настоящего, вызвавшие именно этот сон. 
Рассмотрим далее способы работы со сном в психологическом консультировании, придерживаясь положений, принятых в психоанализе. Сон – это компромисс между сознанием и бессознательным. Сон открывает

путь в бессознательное. Толкование снов – это целое искусство. Чтобы им овладеть, психологу нужно понять индивидуальные особенности человека и

полагаться на собственную  интуицию.

       Интуиция  интуицией, но придерживаться следующих принципов при

толковании снов психологу не повредит: 

– нельзя начинать анализ сновидений, имея в голове значения символов сна;

– сон индивидуален, т. е. все, что происходит во сне, подчинено только

логике видящего этот сон;

– сон всегда говорит  только о сегодняшних, актуальных событиях, даже если

они облечены в форму событий  десятилетней давности;

– при трактовке символов сна не стоит забывать о естественной функциональной нагрузке предметов, явлений, увиденных во сне;

– необходимо интерпретировать сюжет сна в общем, а не отдельные символы

сна.

 Выделяют следующие категории снов:

Сны – удовлетворения желаний, которые не могут быть удовлетворены в действительности.

Сны – предупреждения об опасности. Днем в нашем сознании не

задерживаются сигналы опасности, ночью бессознательное предупреждает о

замеченной опасности.

Терапевтические сны, в которых несколько ночей подряд проигрывается

самый худший вариант развития событий. С каждым разом он становится все

менее ужасным, а реальные события менее травматичными.

Сны – кошмары. Эти сны служат для обретения сил в борьбе с чем-то новым

и неизвестным.

Панические сны. Это расплата за недозволенные действия и мысли. 
Это далеко не полный перечень категорий снов, но он дает некоторое

представление о смысле некоторых снов.

3. Анализ сопротивления. Цель применения этой техники – помочь клиенту понять, какие именно механизмы психологической защиты являются помехой для реального осознания им своих проблем и что именно эти механизмы в данной ситуации действуют там, где защитная функция уже не нужна. 
4. Анализ переноса. В классическом психоанализе перенос на консультанта эмоций клиента, связанных с психологическими травмами его прежней жизни, даже поощряется психологом. Это помогает консультанту наблюдать и анализировать причины душевных травм и причины именно такой формы поведения клиента. Благодаря анализу переноса, можно переработать и изжить негатив в эмоциональном мире консультируемого.

5. Интерпретация. 3начение интерпретации при консультировании трудно переоценить. Этот метод ставит своей целью разъяснить консультируемому неясные или скрытые причины его переживаний и поведения. Причем делать это следует психологу очень осторожно, объясняя клиенту лишь то, что он уже способен принять, говоря с ним на языке, понятном ему.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Логотерапия

        Многие авторы пытались систематизировать все поступки и переживания человека. Некоторые из авторов свели все желания и действия к двум мотивам: достижение максимальной любви и власти. Другие – к поискам смысла жизни и самоактуализации. Направление практической психологии, которое считает поиск смысла жизни и его реализацию мотивом всех поступков человека, называется логотерапией. Основателем этого

направления является В. Франкл.

Основные положения  логотерапии:

- человек не может жить нормальной жизнью, если у него нет цели и смысла жизни;

- смысл жизни не дается человеку извне, его нельзя предложить или навязать, человек должен найти его самостоятельно.

        Франкл рассматривает поиск смысла жизни основным двигателем поведения человека. Все человеческие поступки Франкл делит на способствующие развитию, разрушающие и безразличные. Человек несет ответственность за свои поступки. В принятии решения и выборе он свободен, но смысл жизни каждого реализуется только тогда, когда мы совершаем поступки, способствующие созиданию нашей духовности. 
        По мнению Франкла, вопрос о смысле жизни, стремление его обрести закономерен для любого человека. Когда человек не видит путей к этому, у него начинаются психологические трудности, негативные переживания. А смысл жизни, по Франклу, существует в любые моменты жизни, даже трагические. Психолог как раз и должен помочь клиенту осознать этот смысл, особенно в психотравмирующих ситуациях (ситуациях гибели родных, в военных событиях). Смысл жизни, утверждает Франкл, надо

искать в творчестве, в эмоциях, в смирении.

Для того чтобы помочь человеку найти смысл жизни, Франкл предлагает

следующие техники:

1.Методика дерефлексии заключается в снятии излишнего самоконтроля, чрезмерного самокопания. Психологу важно показать клиенту, что

самокопание непродуктивно, оно только отнимает время и энергию. 
2.Методика парадоксальной интенции (интенция – намерение). 3аключается она в подведении клиента к осуществлению именно того, чего он стремится избежать. Вдохновить клиента на это поможет использование юмора, т. к. юмор Франкл считает формой свободы. Так, если человек боится закрытых помещений, ему предлагают заставить себя находиться там длительное время. В результате, как правило, страх исчезает, а человек перестает бояться

того, чего раньше избегал.

3.Сократовский диалог – это своего рода словесный поединок, вскрывающий противоречия в суждениях клиента. Психолог последовательно, при помощи вопросов, подводит клиента к запланированному выводу. Вопросы подбираются таким образом, чтобы клиент давал как можно больше

положительных ответов.

4. Персональное  осмысление жизни. Эта техника помогает найти смысл жизни, когда он потерян, путем осознания своей уникальности и незаменимости. Человеку, утратившему смысл жизни, нужно показать, что он нужен другому человеку, что жизнь другого без него теряет смысл (например, женщина, потерявшая ребенка, может создать фонд помощи матерям, оказавшимся в подобной ситуации).2

 

 

 

 

 

3. Трансактный анализ

         Э. Берн создал популярную концепцию, уходящую корнями в психоанализ.

        Изучая общение людей, он описал три Я-состояния, которые есть в каждом человеке. В зависимости от ситуации общения одна из этих трех составляющих, а иногда они вместе, выходит на первый план. Все эти три составляющих личности необходимы.

         Родитель – это правила поведения, запреты, нормы, необходимость

советовать, опекать. Эту  информацию человек усваивает от родителей   или других авторитетных для него людей. Когда Родитель блокирован в структуре личности, человек становится аморальным, беспринципным.

          Ребенок – это эго-состояние, когда проявляется доверчивость, непосредственность, творчество, а также капризность, обидчивость, упрямство, легкомыслие.

          Взрослый – это состояние, когда преобладает рационализм, объективность, принятие решений на основе собственного опыта. Коррекция, по Берну, должна быть направлена на закрепление постоянного взрослого поведения. 
Девизы:

Информация о работе Интеллектуальный тренинг