Музыкальные способности и их развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 11:46, реферат

Описание работы

Целью настоящей работы является – ознакомление с теоретическими и практическими аспектами развития музыкальных способностей.
Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Изучить понятийный аппарат.

Содержание

Введение
1. Основные понятия
1.1 Понятие «природные задатки и способности»
1.2 Понятие «музыкальные способности»
2. Развитие музыкальных способностей
2.1 Музыкальный слух и его развитие
2.2 Развитие чувства музыкального ритма
2.3 Развитие музыкальной памяти
2.4 Развитие двигательно-моторных умений и навыков
2.5 Музыкальное мышление и его развитие
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Музыкальные способности и их развитие.docx

— 40.95 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему

«Музыкальные  способности и их развитие»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор работы: Матвеенко Татьяна Сергеевна

 

Руководитель:___________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011

 

Оглавление

 

Введение

  1. Основные понятия
    1. Понятие «природные задатки и способности»
    2. Понятие «музыкальные способности»
  2. Развитие музыкальных способностей
    1. Музыкальный слух и его развитие
    2. Развитие чувства музыкального ритма
    3. Развитие музыкальной памяти
    4. Развитие двигательно-моторных умений и навыков
    5. Музыкальное мышление и его развитие

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Развитие музыкальных  способностей детей есть одна из важнейших задач музыкальной педагогики, которая стоит в одном ряду с задачами воспитания мировоззрения, эстетических вкусов и ряда личных качеств ученика.

Рассмотрение способов решения  этих задач будет основываться на примерах обучения детей фортепианной игре.

Изначально необходимо определить предрасположенность ребенка к занятию искусством: склонность мыслить художественными образами; обладание так называемой музыкальностью, музыкальным слухом и ритмом, музыкальной памятью; наличие у обучающегося творческой фантазии в музыкальной области, а для успешности обучения именно игре на фортепиано наличие исполнительских пианистических способностей.

Целью настоящей работы является – ознакомление с теоретическими и практическими аспектами развития музыкальных способностей.

Задачи:

    1. Изучить литературу по данной теме.
    2. Изучить понятийный аппарат.
    3. Описать приемы и методы развития музыкальных способностей.
    4. Сделать выводы.

 

  1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

    1. Понятие «природные задатки и способности»

В психологии понятие «природные задатки» истолковывается как природные предпосылки способностей, врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы и мозга, составляющие природную основу развития способностей.

Нет точных сведений, в чем  именно они состоят: в свойствах  нервной системы или в специальной  предрасположенности. Задатки неспецифичны, многозначны по отношению к конкретному  содержанию и конкретным формам деятельности. Однако нельзя считать, что они совсем нейтральны по отношению к будущим способностям. Так, особенности зрительного анализатора скажутся именно на способностях, требующих его участия, а особенности речевых центров мозга более проявятся в видах деятельности, связанных с речевыми способностями. Индивидуальные задатки в какой-то мере избирательны, неодинаковы по отношению к разным видам деятельности.

На основе природных задатков развиваются способности к определенному виду деятельности.

Понятие «способности» в  психологии истолковывается, как индивидуально-психологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному выполнению. В число способностей не попадают свойства темперамента и характера. Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее организации и осуществления. Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности.

В структуре способностей очень важны творческое отношение  личности к выполняемой деятельности, психологическая готовность учиться и трудиться, осознание своих способностей, критичность и самостоятельность их оценки.

Как показатели способностей могут рассматриваться:

  1. темп продвижения в овладении деятельностью;
  2. широта переноса формирующихся психических качеств;
  3. соотношение нервно-психических затрат и конечного результата деятельности.

Для того чтобы способности  проявились, их носителю нужно прикладывать много труда. В отличие от способностей, природные задатки могут долгое время сохраняться и без специального тренинга. Например, абсолютный слух может оставаться у человека на протяжении всей жизни без занятия музыкой.

На основании выше изложенного  можно сделать вывод о том, что способности, которыми располагает каждый человек, развиваются из его задатков, природных предрасположенностей, которые находятся в скрытом, потенциальном виде до тех пор, пока он не начнет заниматься какой-либо конкретной деятельностью.

 

    1. Понятие «музыкальные способности»

В психологии под музыкальными способностями понимаются индивидуально-психологические особенности личности, включающие:

  1. природную слуховую чувствительность, обуславливающую анализ естественных, речевых или музыкальных звуков;
  2. развившееся в труде и социальном общении субъективное отношение к речевым и музыкальным интонациям, выраженное в виде эмоциональной реакции.

В своем развитии они образуют систему со сложными динамическими  связями между отдельными способностями. В структуре способностей музыкальных выделяются способности основные, общие и специальные.

К основным музыкальным способностям, необходимым для всех видов музыкальной  деятельности, можно отнести:

  1. ладовое чувство – способность переживать отношения между звуками как выразительными и содержательными;
  2. музыкально-слуховые представления – способность прослушивать в «уме» ранее воспринятую музыку, составляющую основу для музыкального воображения, формирования музыкального образа и развития музыкального мышления;
  3. музыкально-ритмическое чувство – способность воспринимать, переживать, точно воспроизводить и создавать новые ритмические сочетания.

 

К общим музыкальным способностям относятся:

  1. музыкальная память – способствует накоплению музыкальных впечатлений и слухового опыта, существенно влияющих на формирование музыкальных способностей, а также на психическую деятельность слушателя, исполнителя, композитора и педагога; органически включаясь в профессиональную деятельность, она обуславливает способ музыкального мышления (вокальный или конкретно-инструментальный);
  2. психомоторные способности – проявляются в возможности музыканта при исполнении передать свое понимание содержания музыкального произведения, выражаются в мастерстве и виртуозности.

 

2. РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

 

2.1. Музыкальный слух и его развитие

Вопросу о влиянии фортепианного  обучения на слух обучающегося уделяется много внимания в трудах выдающихся педагогов. Г.М. Цыпин, в своей книге «Обучение игре на фортепиано» знакомит читателей с разными видами музыкального слуха и приводит примеры их развития. Он выделяет звуковысотный, мелодический, полифонический, гармонический, тембро-динамический, внутренний виды музыкального слуха.

Звуковысотный слух подразумевает определение звуковысотной ткани музыкального произведения. Его можно развить путем специальных упражнений, таких, как:

    • воспроизведение голосом отдельных звуков, сыгранных педагогом, интонирование голосом гаммообразных последовательностей, аккордов и арпеджио, пропевание коротких мелодических отрывков;
    • произвольное дублирование голосом инструментального мелоса в ходе музицирования за роялем;
    • пропевание одного из голосов многоголосной фактуры с одновременным исполнением остальных на фортепиано;
    • небыстрое чтение с листа с одновременным определением на слух звукосочетаний;
    • чередование в ходе разучивания фортепианного произведения мелодических фраз, исполняемых вокально, с фразами, исполняемыми на инструменте.
    • пропевание основных музыкальных тем и мотивных образований.

Мелодический  слух подразумевает чистоту интонирования, точность восприятия и воспроизведение звуковысотных отношений. Для его развития используют следующие приемы работы:

    • проигрывание на инструменте мелодического рисунка пьесы отдельно от партии сопровождения;
    • воспроизведение мелодии на фоне облегченного по фактуре аккомпанемента;
    • исполнение на фортепиано отдельной партии аккомпанемента с одновременным пропеванием мелодии голосом вслух, то же с пропеванием «про себя»;
    • рельефное по динамике проигрывание мелодического рисунка;
    • детализированная работа над фразировкой. Звуковая «выделка» и «оттачивание» мелодической фразы.

Под полифоническим слухом понимается музыкальный слух в его проявлении по отношению к фактуре, образованной многоголосием. Наиболее эффективными способами его развития являются такие, как:

    • проигрывание поочередно и в отдельности каждого из голосов полифонического произведения, осмысление их мелодической самостоятельности;
    • проигрывание отдельных пар голосов (сопрано – бас, сопрано – тенор);
    • совместное проигрывание ученика и учителя на одном или двух фортепиано полифонии по голосам;
    • пропевание вслух или про себя одного из голосов полифонии;
    • рельефное проигрывание одного из голосов полифонии.

Гармоническим слухом называют музыкальный слух в его проявлении по отношению к созвучиям – комплексам звуков различной высоты в их одновременном сочетании. Для его развития используют следующие приемы:

    • проигрывание музыкального произведения в замедленном темпе, сопровождающееся вслушиванием во все гармонические модификации. попутный гармонический анализ материала;
    • извлечение из произведения гармонических экстрактов и последовательное проигрывание их на фортепиано;
    • арпеджированное исполнение на инструменте новых для учащегося либо относительно для него сложных аккордовых образований;
    • варьирование, видоизменение фактурного убранства в разучиваемом произведении при сохранении его гармонической основы;
    • подбор гармонического сопровождения к различным мелодиям.

Тембро-динамический слух – одна из высших форм функционирования музыкального слуха, он важен во всех видах музыкальной практики.

Для развития этого вида слуха, рекомендуется проигрывать учащимися разучиваемое произведение с преувеличенной нюансировкой, специально акцентированной «выделкой» мельчайших звуковых оттенков. Упражняться в звуковом погружении.

Внутренний слух трактуется неоднозначно. Одни специалисты представляют внутренний слух как способность воссоздавать в слуховом представлении ранее воспринятые звуковые сочетания и комбинации. Другие акцентируют ту сторону слуха, которая связана с произвольностью оперирования соответствующими представлениями. Третьи полагают, что функцией внутреннего слуха является способность представления новых, еще неизвестных музыкальных явлений.

Обратимся к методам, применение которых дает положительные результаты при формировании внутреннего слуха. Важнейшие из них:

    • подбор музыки по слуху;
    • исполнение пьес в замедленном темпе с установкой на предслышание;
    • проигрывание музыкального произведения способом пунктира;
    • беззвучная игра на клавиатуре инструмента;
    • прослушивание малоизвестных сочинений в чужом исполнении, при одновременном прочитывании соответствующих нотных текстов;
    • освоение музыкального материала, проникновение в его выразительную сущность исключительно через мысленное проигрывание нотного текста;
    • выучивание произведения наизусть посредством мысленного музицирования по нотам.

Информация о работе Музыкальные способности и их развитие