Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 23:31, дипломная работа
Цель исследования заключается в анализе социально-психологических особенностей детей с задержкой психического развития; в сравнении со здоровыми детьми.
Задачи исследования:
– проанализировать социально-психологического климат семей, имеющих детей с задержкой психического развития.
– изучить особенности семей, имеющих детей с задержкой психического развития.
– выявить личностные особенности младших школьников с задержкой психического развития в сравнении со здоровыми детьми.
Введение 3
Глава I. Психологические особенности детей с задержкой психического развития. 8
1.1. Специфика психического развития ребенка. 8
1.2. Факторы, влияющие на развитие ребенка. 15
1.3. Стратегия исследования психического ребенка. 25
1.4. Социально-психологическая характеристика детей с ЗПР. 32
Глава II. Экспериментальное исследование социально-психологическое особенностей детей с задержкой психического развития. 50
2.1. Цель, задачи, гипотеза исследования. 50
2.2. Методики исследования. 51
2.3. Результаты исследования. Обсуждение результатов. 57
Заключение. 65
Литература.
25.Котырло В.К. Развитие волевого поведения у детей. Киев, 1971.
26.Кочарян А.С., Кочарян С.С. Психотерапия сексуальных дисгармоний. М., 1994.
27.Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психологическая готовность к школе. М., 1987.
28.Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967.
29.Лодыгина Н.Н. Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях. М., 1935.
30.Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984. 31.Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979.
32.Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка// Проблемы развития психики. М., 1984.
33.Леонтьев А.Н. Избр. психологические произведения: В 2 т. М., 1983.
34.Леонтьев А.Н. Овладение учащимися научными понятиями как проблема педагогике и психологии // Избр. психологические произведения. М., 1983. Т. 1. С. 324—347.
35.Леонтьев А. Н. Очерки психологии детей. М., 1950.
36.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М., 1981.
37.Леонтьев А.Н. Психологические вопросы формирования личности ребенка в дошкольном возрасте // Проблемы развития психики. М., 1959
38.Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980.
39.Лешина А.М. Развитие связной речи у ребенка. М., 1941.
40.Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология самопознания у детей. Кишинев, 1983.
41.Лисина М.И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей впервые семь лет // Вопр. психологии. М., 1978.
42.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
43.Лично А.Е. Подростковая психиатрия (руководство для врачей). Л., 1985.
44.Логинова Б.И. К вопросу о программе ознакомления детей детского возраста с трудом взрослых // Умственное воспитание детей детского возраста. Л.,1986. С. 142 – 153.
45.Лолер Дж. Коэффициент интеллекта, наследственность и расизм. М., 1982. 46.Лурия А.Р. Развитие конструктивной деятельности ребенка // Вопр. психологии ребенка детского возраста. М., 1948.
47.Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М., 1974.
48.Лэндрет Г. Игровая терапия: Искусство отношений. М., 1994.
49.Люблинская А.А. Детская психология. М., 1971.
50.Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка. М., 1959. 51.Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. М., 1978.
52.Макаренко А.С. Первые годы жизни детей. М., 1957.
53.Маркова А.К. Периодизация речевого развития // Вопр. психологии. М., 1973. № 6.
54.Маркова Т.А. Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста // Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. М., 1968. С. 36-132.
55.Маховер К. Проективный рисунок человека. М., 2000.
56.Мейман Э. Очерк экспериментальной педагогики. М., 1922.
57.Сидоренко А.А. Методы математической статистике в психологии.
М.,1998. С.49.
Приложение 1.
Анкета
1.Была ли патология в протекании беременности?
2.Была ли травма головы в раннем детстве у ребенка?
3.Отличалось ли замедленное развитие ходьбы, речи?
4.Отмечалось ли отсутствием или позднее появление, бедность и однообразие сюжетных игр?
5.Посещал ли ребенок детский сад?
6.В школу пошли с 7 лет или с 8 лет?
7.Соблюдает ли ребенок нормы поведения на уроке?
8.Выполняет ли требования родителей дома?
9.Играет ли ребенок с другими детьми?
10.Часты ли происходят конфликты, ссоры с другими детьми?
11.Совпадают ли у родителей взгляды на воспитание ребенка?
12.Злоупотребляет ли алкоголем кто-то из близкого окружения?
13.Много ли времени уделяют родители ребенку?
14.Читают ли родители ребенку сказки, детские хиты?
15.Часто
ли родители ходят с ребенком в цирк, театр?
Приложение 2.
Опросник Кеттела (детский вариант).
Часть 1.
1.Ты быстро справляешься со своими домашними заданиями или ты их выполняешь долго?
2.Если над тобой подшутили, ты немного сердишься или смеешься?
3.Ты думаешь, что почти все можешь сделать как надо или ты можешь справиться только с некоторыми заданиями?
4.Ты часто делаешь ошибки или ты их почти не делаешь?
5.У тебя много друзей или не очень много?
6.Другие дети умеют больше, чем ты или ты можешь столько же?
7.Всегда ли ты хорошо запоминаешь имена людей или случается, что ты их забываешь?
8.Ты много читаешь или большинство ребят читают больше?
9.Когда учитель выбирает твоего одноклассника для работы, которую ты сам хотел сделать, тебе становится обидно?
10.Ты считаешь, что твои выдумки, предложения, идеи хорошие и правильные или ты не уверен в этом?
11.Какое слово будет противоположным по значению слову «СОБИРАТЬ»?
«РАЗДАВАТЬ», или «НАКАПЛИВАТЬ», или «БЕРЕЧЬ»
12.Ты обычно молчаливый или много говоришь?
13.Если мама на тебя сердится, это иногда бывает ее ошибкой или у тебя ощущение что ты сделал что-то неправильно?
14.Тебе понравилось бы заниматься с книгами в библиотеке или быть капитаном дальнего плавания?
15.Какая из следующих букв отличается от двух других? С, или Т, или У
16 Ты можешь вечером долго сидеть спокойно или начинаешь ерзать?
17.Если ребята беседуют о каком-то месте, которое и ты хорошо знаешь, ты тоже начинаешь рассказывать о нем что-нибудь?
18.Ты смог бы стать космонавтом или ты думаешь, что это слишком сложно?
19.Дан цифровой ряд: 2, 4, 8…. Какая следующая цифра в этом ряду? 10,или 16, или 12.
20.Твоя мама говорит, что ты слишком живой и беспокойный или ты тихий и спокойный?
21.Ты охотнее слушаешь, как рассказывает кто-то из ребят или тебе больше нравится рассказывать самому?
22.В свободное время ты лучше бы почитал книгу или поиграл в мяч?
23.Дана группа слов: «ХОЛОДНЫЙ», «ГОРЯЧИЙ», «МОКРЫЙ», «ТЕПЛЫЙ». Одно слово не подходит по смыслу к остальным. Какое? «МОКРЫЙ», или «ХОЛОДНЫЙ», или «ТЕПЛЫЙ»?
24.Ты всегда осторожен в своих движениях или бывает, когда ты бегаешь, то задеваешь за предметы?
25.Ты тревожишься, что тебя могут наказать или тебя это не когда не волнует?
26.Тебе больше понравилось бы строить дома, когда ты вырастешь или быть летчиком?
27.Когда КОЛЕ было столько же лет, сколько НАТАШЕ сейчас, АНЯ была старше его. Кто моложе всех?
28.Учитель часто делает тебе замечания на уроке или он считает, что ты ведешь себя, так как надо?
29.Когда твои друзья спорят о чем-то, ты вмешиваешься в их спор или молчишь?
30.Ты можешь заниматься, когда другие в классе разговаривают, смеются или когда ты занимаешься должна быть тишина?
31.Ты слушаешь «Новости» по телевизору или ты идешь играть когда они начинаются?
32.Тебя обижают взрослые или они тебя хорошо понимают?
33.Ты спокойно переходишь улицу, где большое движение транспорта или ты не много волнуешься?
34.С тобой случаются большие неприятности или мелкие, не значительные?
35.Если ты знаешь вопрос, ты сразу же поднимаешь руку или ждешь, когда тебя вызовут, не поднимая руки?
36.Когда в класс приходит новичок, ты с ним знакомишься так же быстро, как и остальные ребята или тебе надо больше времени?
37.Охотнее ты стал бы водителем какого-нибудь транспорта (автобуса, троллейбуса, такси) или врачом?
38.Ты часто огорчаешься, когда что-то не сбывается или редко?
39.Когда кто-то из детей просит помочь на контрольной, ты говоришь, чтобы он сам все решал или помогаешь, если не видит учитель?
40.В твоем присутствии взрослые разговаривают между собой или очень частенько слушают тебя?
41.Если ты слышишь грустную историю, слезы могут навернуться на твои глаза или этого не бывает?
42.Большинство твоих планов тебе удается осуществить или порой получается не так, как ты думал?
43.Когда мама зовет тебя домой, ты продолжаешь играть хоть еще немного или идешь сразу же?
44.Можешь ли ты свободно встать в классе и что-то рассказать или ты робеешь, смущаешься?
45.Понравилось бы тебе оставаться с маленькими детьми или нет?
46.Бывает так, что тебе одиноко и грустно или такого с тобой не бывает?
47.Уроки дома ты делаешь в разное время дня или в одно и тоже время дня?
48.Хорошо ли тебе живется или не совсем хорошо?
49.С большим удовольствием ты отправился бы за город полюбоваться красивой природой или на выставку красивых машин?
50.Если тебе делают замечания, ругают, ты сохраняешь спокойствие и хорошее настроение или ты сильно расстраиваешься?
51.Скорее тебе понравилось бы работать на кондитерской фабрике или быть учителем?
52.Когда ребята в классе шумят, ты всегда сидишь тихо или ты шумишь вместе с ними?
53.Если тебя толкают в автобусе, ты считаешь, что ничего особенного не произошло или тебя это сердит?
54.Случалось тебе делать что-то такое, чего не следовало делать или такого не случалось с тобой?
55.Ты предпочитаешь друзей, которые любят побаловаться, побегать, пошалить или тебе нравится более серьезные?
56.Ты испытываешь беспокойство, раздражение, когда приходится сидеть тихо и ждать, пока что-то начнется или тебе не доставляет ни какого труда долгое ожидание?
57.Охотнее ты сейчас бы ходил в школ или поехал путешествовать в автомобиле?
58.Бывает иногда, что ты злишься на всех или ты всегда доволен всеми?
59.Какой учитель тебе понравился бы больше: мягкий, снисходительный или строгий?
60.Дома ты ешь все, что тебе предлагают или ты протестуешь, когда дают пищу, которую ты не любишь?
Часть 2.
1.К тебе хорошо относятся все окружающие или только некоторые люди?
2.Когда ты утром просыпаешься, ты сначала сонный и вялый или тебе сразу хочется повеселиться?
3.Ты заканчиваешь свою работу быстрее, чем другие или тебе надо не много больше времен
4.Бываешь ли ты иногда не уверен в себе или ты уверен в себе?
5.Ты всегда радуешься, когда видишь своих школьных друзей или иногда тебе не хочется никого видеть?
6.Говорит ли тебе мама, что ты медлителен или ты делаешь все быстро?
Информация о работе Социально-психологические особенности детей с задержкой психического развития