Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 23:31, дипломная работа
Цель исследования заключается в анализе социально-психологических особенностей детей с задержкой психического развития; в сравнении со здоровыми детьми.
Задачи исследования:
– проанализировать социально-психологического климат семей, имеющих детей с задержкой психического развития.
– изучить особенности семей, имеющих детей с задержкой психического развития.
– выявить личностные особенности младших школьников с задержкой психического развития в сравнении со здоровыми детьми.
Введение 3
Глава I. Психологические особенности детей с задержкой психического развития. 8
1.1. Специфика психического развития ребенка. 8
1.2. Факторы, влияющие на развитие ребенка. 15
1.3. Стратегия исследования психического ребенка. 25
1.4. Социально-психологическая характеристика детей с ЗПР. 32
Глава II. Экспериментальное исследование социально-психологическое особенностей детей с задержкой психического развития. 50
2.1. Цель, задачи, гипотеза исследования. 50
2.2. Методики исследования. 51
2.3. Результаты исследования. Обсуждение результатов. 57
Заключение. 65
Литература.
Очень часто многие родители не меньше ребенка нуждаются в психологической поддержке и поощрении, так как успехи появляются не сразу, и на определенном этапе может возникнуть убеждение в бесполезности принимаемых усилий и ощущение безнадежности.
В социально неблагополучных семьях, где на участие родителей в реабилитации не приходится рассчитывать, следует сразу ориентироваться на внесемейные методы реализации реабилитационной программы. Необходимо помочь родителям устроить ребенка в специальные дошкольные учреждения или школы.
Был проведен анализ факторов социальной характеристики семей по следующим параметрам: уровень образования родителей, материальная обеспеченность, жилищно-бытовые условия, структура семьи, стили семейного воспитания, наличие нарушений семейного воспитания, виды необходимой помощи ребенку, готовность к сотрудничеству с учреждением в процессе коррекционной работы.[19]
На основе данных параметров был проведен социально-психологический анализ семей и были выделены следующие группы семей: оптимальная и проблемная.
Оптимальная семья включала следующие характеристики: высшее или среднее специальное образование; достаточное материальное обеспечение; хорошие жилищные условия; отсутствие нарушений семейного воспитания; достаточная мотивация и готовность к полноценному сотрудничеству с дошкольным учреждением; полная семья; адекватная потребность в специальной помощи ребенку, необходимой для его полноценного развития; отсутствие вредных привычек (наркомания, злоупотребление алкоголем); наличие двух или более детей (данный показатель не является ведущим в оценке социально-психологического статуса семей, но его необходимо учитывать при планировании индивидуальной работы с родителями и особое внимание уделять, если это однодетная семья).
Проблемная семья включала следующие характеристики: среднее или начальное образование; низкое материальное положение; неудовлетворительные жилищные условия; наличие нарушений семейного воспитания; средняя или низкая мотивация и минимальные предложения о сотрудничестве с дошкольным учреждением; неполная семья; виды специальной помощи ребенку, необходимые для его полноценного развития; наличие вредных привычек (наркомания, злоупотребление алкоголем); количество детей (данный показатель не является ведущим в оценке социально-психологического статуса семей, но необходимо учитывать при планировании индивидуальной работы с родителями и особое внимание уделять, если это многодетная семья).
Анализ социально-психологической характеристики семей показан, что низкое материальное положение, среднее и среднее специальное образование, отсутствие одного из родителей в семье не являются показательными и не влияют на мотивационную готовность в оказании помощи в коррекционном процессе. Отсутствует закономерная связь между социальным статусом семьи и ее педагогической состоятельностью. А именно, не все полные семьи с родителями с высшим образованием и с достаточным материальным положением имеют отношения глубокого понимания, доверия, любви, высокую мотивацию в оказании помощи учреждению в воспитании и обучении своего ребенка, не видят своего участия в делах детского сада, пессимистичны в отношении будущего своего ребенка.[19]
Психолого-педагогическая поддержка семьи в условиях дошкольного образовательного учреждения должна быть направлена:
— на обучение родителей навыкам ухода за ребенком, что позволит уменьшить состояние психологического дискомфорта, вызванного его заболеванием;
— на ознакомление родителей с закономерностями психофизического развития ребенка;
— на обучение родителей приемам организации игровой и учебной деятельности, способствующей психическому развитию;
— на организацию системы внутрисемейных отношений;
— на расширение информированности родителей о потенциальных возможностях ребенка, о его перспективах, как в социальном плане, так и в медицинском аспекте с целью формирования у них конструктивной и адекватной позиции в отношении будущего своего ребенка;
— на формирование и укрепление в родителях чувства.[37]
Важным условием работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении является формирование у них адекватной оценки психического и физического состояния своих детей в плане готовности к школьному обучению.
Продуктивными формами работы являются индивидуальные консультации, открытые дни с показом деятельности детей, семинары-практикумы, мастер-классы с участием родителей, групповые собрания, психотренинги и др. Программы различных форм работы должны содержать не только приемы современной практической психологии, но и достаточно объемные теоретические знания по общей, возрастной психологии, специальной педагогике.
Как показала практика, индивидуальная
работа в этом направлении должна носить
консультативно-
Итак, возможности детей с умственными
и физическими ограничениями, так же как
и возможности их семей в сфере образования,
получения доходов, обеспечения жильем,
участия в социальной, культурной, экономической
жизни, не адекватны возможностям здоровых
людей. Необходимо создавать условия для
интеграции инвалидов в общество и формировать
предпосылки к независимой жизни этой
части населения.
Глава II. Экспериментальное исследование социально-психологическое особенностей детей с задержкой психического развития
2.1. Цель, задачи, гипотеза исследования.
Цель исследования заключается в анализе социально-психологических особенностей детей с задержкой психического развития; в сравнении со здоровыми детьми.
Задачи исследования:
– проанализировать социально-психологического климат семей, имеющих детей с задержкой психического развития.
– изучить особенности семей, имеющих детей с задержкой психического развития.
– выявить личностные особенности младших школьников с задержкой психического развития в сравнении со здоровыми детьми.
В качестве гипотезы исследования выдвигается следующее положение: что, дети с задержкой психического развития характеризуются определенными особенностями личности, которые затрудняют их социальную адаптацию.
Объект исследования: личность детей с задержкой психического развития.
Предмет исследования: социально-психологических особенностей детей с задержкой психического развития.
Испытуемые: 20 детей с задержкой психического
развития, состоящие на учете в Областной
психиатрической больнице г. Саратова
и 20 здоровых детей обучающихся МОУ СОШ
№ 77.
2.2. Методики исследования
В процессе исследования нами применялись следующие методики:
Первичная беседа с родителями, или матерью, с целью диагностики круга проблем данной семьи, знакомства с конкретным ребенком и его окружением.
Родителям задавались вопросы, составлены в виде анкеты (Приложение 1).Данная методика позволяет познакомиться с семьей, изучить условия воспитания ребенка, составить мнение о типе и стиле воспитания. С помощью первичной беседы с родителями можно также выявить проблемы этой семьи: – наличие или отсутствие материального затруднения;
– здоровье членов семьи;
– уровень образование членов семьи;
– их отношение к ребенку (желанный или не желанный);
– наличие у членов семьи вредных привычек (алкоголизм, наркомания, антисоциальное поведение)
– также данная методика позволяет определить много ли времени члены семьи уделяют ребенку;
– можно также определить характер взаимоотношений между супругами – миролюбивые или конфликтные;
– полная или неполная семья;
– наличие братьев или сестер, их здоровье, в том числе уровень интеллектуального развития.
Все выше перечисленные
Следующая методика: многофакторный личностный опросник Р.Кеттела (детский вариант). Тест для исследования личностных особенностей младших школьников разработан Р.Б.Кеттелом и Р.В.Коаном. В описываемом варианте он содержит 12 шкал для измерения степени выраженности черт личности. Детям предлагается ряд утверждений (Приложение 2), которые объединены в пары. Из каждой пары детям необходимо выбрать одно, которое наиболее характерно для него. Ниже приводится краткая интерпретация каждой из 12 шкал опросника.
Оценки A+ характерны для человека, который легко подвержен аффективным переживаниям, лабилен, отличается богатством и яркостью эмоциональных проявлений, откликается на происходящие события, имеет выразительную экспрессию. Для него характерны сильные колебания настроения.
Оценки A– характерны для человека, который не склонен к аффектам и бурным, живым эмоциональным проявлениям. Такой человек холоден, формален в контактах, не интересуется жизнью окружающих его людей, предпочитает общаться с книгами и вещами, старается работать в одиночестве и в конфликтах, не склонен идти на компромисс. В делах такой человек точен и обязателен, но недостаточно гибок.
Оценки B+ характерны для человека, который получает высокие результаты по интеллектуальным тестам
Оценки В – характерны для человека, который обладает низким интеллектом или эмоциональной дезорганизацией мышления.
Оценки C+ характерны для человека, который является эмоционально зрелым и хорошо приспособленным. Такой человек обычно способен достигать своих целей без особых трудностей, смело смотреть в лицо осознавать требования действительности. Он не скрывает от себя собственные недостатки, не расстраивается по пустякам и не поддается случайным колебаниям настроений.
Оценки C – характерны для человека, который отмечает, что ему не хватает энергии, и он часто чувствует себя беспомощным, усталым и неспособным справиться с жизненными трудностями. Такой человек может иметь беспричинные страхи, беспокойный сон и обиду на других, которая зачастую оказывается необоснованной. Такие люди не способны контролировать свои эмоциональные импульсы и выражать их в социально допустимой форме. В поведении это проявляется как отсутствие ответственности, капризность.
Оценки D+ характерны для человека, который проявляет повышений импульсивность или сверхреактивность на слабые провоцирующие стимулы. Для таких людей характерны постоянное беспокойство, отвлекаемость, недостаточная концентрация внимания. Дети с высокими оценками по этому фактору плохо владеют собой, по незначительному поводу у них могут возникать бурные эмоциональные реакции, и их поведение сильно зависит от наличного состояния.
Оценки D – характерны для человека уравновешенного и сдержанного. Дети, имеющие низкие оценки по этому фактору, хорошо владеют собой даже неблагоприятных ситуациях и при помехах их деятельности.
Оценки Е+ характерны для человека властного, которому нравится доминировать и приказывать, контролировать и критиковать других людей, человека выражено стремление к самоутверждению, самостоятельности и независимости, он живет по собственным соображениям, игнорируя социальные условности и авторитеты, агрессивно отстаивая права на самостоятельность и требуя проявления самостоятельности от других. Такая личность действует смело, энергично и активно, ей нравится «принимать вызовы» и чувствовать превосходство над другими.
Оценки Е – характерны для человека послушного, конформного и зависимого. Такой человек руководствуется мнением окружающих, не может дать свою точку зрения, следует за более доминантными и легко поддается влиянию авторитетам. Для его поведения характерны пассивность и подчинение своим обязанностям, отсутствие веры в себя и в свои возможности, склонность брать вину на себя. Низкая доминантность обычно связана с успешностью обучения во всех возрастных группах.
Информация о работе Социально-психологические особенности детей с задержкой психического развития