Социально-психологические основы рекламы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2011 в 20:17, лекция

Описание работы

Реклама как метод управления людьми: внешние и внутренние факторы, оказывающие воздействие на процесс поведения людей в рекламной среде; схема влияния факторов; методы – внушения и убеждения. Процесс воздействия и восприятия, виды внимания. Психология потребительской мотивации поведения покупателей.

Работа содержит 1 файл

Тема 3. Социально-психологические основы рекламы..doc

— 62.50 Кб (Скачать)
 

    Тема 3. Социально-психологические  основы рекламы.

    Реклама как метод управления людьми: внешние и  внутренние факторы, оказывающие воздействие на процесс поведения людей в рекламной среде; схема влияния факторов; методы – внушения и убеждения. Процесс воздействия и восприятия, виды внимания. Психология потребительской мотивации поведения покупателей.

    1. Реклама как метод  управления людьми: внешние и внутренние  факторы, оказывающие  воздействие на процесс поведения людей в рекламной среде; схема влияния факторов; методы – внушения и убеждения.

    Воздействие рекламы на получателя призвано создавать  у него социально психологическую  установку - внутреннюю психологическую готовность человека, к каким-либо действиям.

    Внешние факторы - это все то, что происходит вокруг вас в данный момент времени. Это могут быть люди, находящиеся рядом, погодные условия и т.д.

    Внутренние  факторы - это все то, что происходит внутри вас в тот же самый момент. Например, ваша установка, ваше отношение к различным вещам, взгляды, убеждения прошлый опыт и т. п.

    Понимание подобных факторов, их действий очень  важно в рекламной деятельности. Оно дает возможность управлять  психикой человека в процессе целенаправленного  воздействия рекламы.

    Эти внутренние и внешние факторы  вызывают определенный психологический настрой, который в конечном итоге проявляется в определенном поведенческом действии.

     Влияние внешних и внутренних факторов (раздражителей) на поведение человека можно представить в виде схемы: 
 
 
 

    ПН - психологический настрой человека в данный момент под воздействием внешних и внутренних факторов;

    ВП - внешнее поведение человека.

    Содержание  рекламного обращения - основная проблема рекламы, ибо в процессе своего воздействия оно оказывает влияние на мнение и поведение человека и соответственно принимается или отвергается им. Вместе с тем эффективность воздействия рекламы во многом зависит от того, насколько в ней учитываются особенности психических процессов человека. Речь идет об использовании ею методов внушения и убеждения.

    Внушение - способ воздействия, рассчитанный на некритическое восприятие сообщений, в которых нечто утверждается или отрицается без доказательств. Внушение предполагает у людей способность принимать информацию, основанную не на доказательствах, а на престиже источников. Различают первичную внушаемость, суть которой сводится к готовности соглашаться с информацией на основе некритичности восприятия, и престижную внушаемость - изменение мнения под влиянием информации, полученной из высокоавторитетного источника.

    Метод убеждения является более объективным методом формирования общественного мнения через каналы массовой коммуникации. Убеждение - это апелляция к рациональным моментам в мышлении человека с целью изменить те или иные его взгляды, отношения или сформировать новые. Таким образом, убеждение - это форма прямого донесения мысли, рассчитанного на логическое восприятие, подтвержденного фактами и доказательствами. Реклама способом убеждения действует тем эффективнее, чем больше социальная коммуникабельность личности.

    Обращаясь к потенциальному потребителю, не следует прибегать к повелительному наклонению. Большинство людей не любят, когда им приказывают. Особенно важно учитывать это обстоятельство по отношению к так называемым нерешительным покупателям, которые долго колеблются, прежде чем принимают решение о покупке. Реклама должна учитывать это субъективное свойство.

    Цель  рекламы, как правило, сводится к  тому, чтобы убедить потенциальных  покупателей в полезности товара и привести к мысли о необходимости купить его. В упрощенном виде рекламное сообщение сводится к формуле: «Если вы купите то-то и то-то, то получите такую-то пользу...».

    Сила  рекламного воздействия зависит  от такого фактора, как повторяемость  информации. Для достижения эффекта  внушения недостаточно сообщить информацию только один раз. Следует стремиться к тому, чтобы внушаемое сообщение повторялось несколько раз, причем каждый раз в него вносилось нечто новое, изменялись способы и формы подачи содержания.

    Известно, что рекламное сообщение редко  замечается и прочитывается до конца с первого раза. Еще реже оно усваивается и запоминается после первого прочтения или прослушивания. Поэтому при первой встрече с рекламой человек должен получать от нее такой импульс психологического воздействия, который превышал и преодолевал бы имеющуюся у него инерцию в приеме информации. В противном случае процесс восприятия рекламного сообщения может прерваться или вовсе прекратиться.

    Задача  рекламиста состоит в том, чтобы  найти такие методы подачи рекламного текста, которые способствовали бы его образному запоминанию. Кроме того, легко запоминается та информация, в которой прослеживается внутренняя связь между потребностью человека и свойствами рекламируемого товара. Чем больше обнаруживает человек в рекламном сообщении этих смысловых связей, тем легче запоминает он его содержание.

    2. Процесс воздействия  и восприятия, виды  внимания.

    Чтобы оказать на поведение потребителя  определенное воздействие, необходимо прежде всего привлечь его внимание. Привлечение внимания — первое звено в цепи механизма психологического воздействия рекламы. Именно внимание сопровождает такие психические процессы как восприятие реципиентом (получающим) рекламной информации, переработки ее в сознании. При этом внимание служит своеобразным фильтром, отсеивающим ненужные сообщения. Избирательный характер внимания предотвращает перегрузки психики от потока информации.

    Механизм  психологического воздействия  рекламы на ее потребителя можно представить в виде схемы: привлечение внимания → поддерживание интереса → проявление эмоции → убеждение → принятие решения → действие (совершение покупки).

    Важнейшая особенность внимания - возможность распределять, переключать и сосредоточивать его. Эти свойства внимания в значительной мере влияют на характер восприятия рекламы, ее осмысление и запоминание. Например, внимание телезрителя или радиослушателя в процессе восприятия рекламы носит неустойчивый характер, оно постоянно колеблется.

    Привлечение внимания к рекламе - явление индивидуальное, зависящее от потребностей человека, его побуждений, мотивов и настроений. В зависимости от цели рекламы и интереса человека к рекламируемому товару внимание подразделяется на несколько видов.

    Непроизвольное  внимание, например, к рекламному средству, вызывается лишь его внешним видом или свойствами, выступающими в роли раздражителя: динамичность, интенсивность, контрастность, размер. Чем интенсивнее рекламный раздражитель воздействует на органы чувств человека, тем выше степень внимания к нему. Броский рекламный лозунг на газетной полосе, эмоциональная лексика радиообращения, сопровождаемая ритмичной музыкой, острый сюжет телефильма — все эти раздражители вызывают непроизвольное внимание человека. Однако такие способы интенсификации внимания к рекламе имеют определенные границы - порог восприятия. Превышение этого порога приводит к тому, что люди перестают воспринимать «кричащую» рекламу.

    Наиболее  пристальное внимание реклама привлекает благодаря своей необычности, уникальности, новизне.

    Важным  фактором в процессе привлечения внимания рекламой является соответствие ее раздражителей внутреннему состоянию и потребностям лица, которому она адресована. Восприятие человека отбирает из рекламного сообщения лишь самое нужное для его жизнедеятельности и не воспринимает то, что субъективно не представляется ему необходимым.

    Люди  сознательно или бессознательно избегают информации, которая не совпадает  или противоречит их убеждениям, а воспринимают обычно то, что соответствует их желанию, опыту.

    Наиболее  простой способ привлечения внимания аудитории к рекламе — использование потребностей и интересов людей. При этом в рекламе раскрывается, какие интересы, желания и потребности людей представлены в товаре, как он соответствует им.

    Непроизвольное  внимание к рекламе довольно быстро иссякает, если оно не закреплено другим видом внимания - произвольным, которое является сознательно направляемым и регулируемым. Целенаправленность произвольного внимания - важнейший фактор эффективности рекламы. В основе психологического механизма формирования произвольного внимания к рекламе лежат интересы практического или эстетического характера.

    Привлечение внимания той или иной аудитории  к рекламным средствам является основой успеха рекламной кампании. Объективные возможности привлечения произвольного внимания к рекламе и превращения его в устойчивую реакцию обусловлены самой природой рекламы. Однако здесь существует ряд закономерностей. Одна из них - взаимодействие конкретного вида рекламы, свойств передаваемого сообщения и характера аудитории.

    Восприятие  рекламы представляет собой сложный процесс анализа и синтеза. Его особенность заключается в целостности: хотя реклама и представляет собой комплексный раздражитель, тем не менее она воспринимается сознанием как единое целое.

    Искусство рекламоведа заключается в умелом использовании законов восприятия, в предвидении воздействия различных мотивов рекламы на определенную аудиторию. Хорошая реклама — это прежде всего удачное сочетание идеи и точной информации. В рекламе новых товаров внимание потребителя должно быть обращено прежде всего на такие качества изделия, которые могут возбудить интерес и отличают его от аналогичных изделий, изготовленных ранее.

    Восприятие  рекламы имеет свои пределы и  находится в зависимости от особенностей механизма нервной системы человека.

    Например, нормальному ходу восприятия телевизионной  рекламы может помешать, например, слишком быстрая смена кадров, а радиорекламы — высокий темп речи. Разрешающая способность органов чувств (анализаторов) человека не позволяет долго воспринимать рекламное сообщение в газете, набранное мелким шрифтом.

    В процессе реагирования на рекламу в  сознании человека происходят психические  процессы на трех уровнях: рациональном, эмоциональном и подсознательном.

    Рациональный  и эмоциональный способы реагирования означают, что в процессе удовлетворения потребностей современного человека преследуются не только прагматические цели (польза), но и получение положительных эмоций. Последнее связано с получением удовольствия от покупки красивой или престижной вещи в благожелательной обстановке, нарядной упаковке и т. д. Рациональный способ обращения опирается на способность человека к логическому мышлению. В основе его лежит сообщение потенциальному покупателю объективных сведений о товаре, его качествах и способах применения. В данном случае качество товара является как бы логической причиной, поводом для покупки.

    3. Психология потребительской  мотивации поведения покупателей.

    Мотивация - побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

    Люди  покупают товары для того чтоб удовлетворить  социальные, психологические, биологические потребности. По своему содержанию потребительские мотивы основываются на таких фундаментальных потребностях, как питание, отдых, духовное обогащение, условия труда, быта и др.

    Психологи склонны делить присущие человеку мотивы на первичные и вторичные. В перечень первичных обычно включают те, которые являются или представляются врожденными, биогенными, авторичными называют те, что считаются социогенными, т. е. приобретенными в процессе жизненного опыта и обучения. Однако среди исследователей человеческого поведения до сих пор нет единых взглядов на то, какие мотивы или желания относить к первичным, а какие - ко вторичным.

    Первичными  мотивами могут быть: аппетитная еда; утоляющие жажду напитки; уютное окружение; избавление от боли и опасности; благополучие близких; одобрение со стороны общества; превосходство над другими; умение преодолевать препятствия и прочее.

    Вторичные мотивы: красота и вкус, любопытство, выгода, достоинство, информированность и т.д.

    Потребительские мотивы, кроме сознательных и бессознательных (скрытых), делятся на сильные и слабые, постоянные и временные, на позитивные (способствующие покупке) и негативные (препятствующие покупке), рациональные и эмоциональные. Их можно также подразделить на группы:

Информация о работе Социально-психологические основы рекламы