Психологические особенности труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 18:53, контрольная работа

Описание работы

Изменения основ общественного строя, переход на рыночные отношения обострили конкурентные отношения на рынке труда, проблемы явной и скрытой безработицы, что привело к целому ряду психологических проблем, которые ранее не рассматривались в психологии труда: профессиональная переподготовка, профессиональное психологическое консультирование и коррекция, вторичная, а во многих случаях перманентная профессиональная адаптация и др.

Содержание

. Введение…………………………………………………………………………………………………..3
2. Тема 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
1.1. Предмет, цели и задачи психологии труда……………………………………………………….4 3. 1.3. Методы психологии труда……………………………………………………………….
5. 1.3. История отечественной психологии труда
6. 1.4. Методы психологии труда
7. 1.5. Место психологии труда в системе наук. Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия
· 1.6. Основные разделы психологии труда.
· Тема 2. ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ ТРУДА
· 2.1. Когнитивные и регулятивные процессы в структуре профессиональной деятельности
· 2.2. Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом
· 2.3. Способности как факторы профессиональной деятельности
· 2.4. Профессионально важные качества личности
· 2.5. Развитие человека как субъекта труда. Профессиональное становление личности
· 2.6. Индивидуальный стиль трудовой деятельности
· 2.7. Коллективный субъект трудовой деятельности. Профессиональные конфликты
· 2.8. Психологические аспекты социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов
· Тема 3. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ТРУДЕ
· 3.1. Понятие функционального состояния
· 3.2. Виды функциональных состояний человека
· 3.3. Динамика работоспособности и состояния утомления
· 3.4. Напряженность деятельности

Работа содержит 1 файл

психология.doc

— 153.50 Кб (Скачать)
 

Министерство  образования Республики  Беларусь

Учреждение  образования

«Республиканский  институт профессионального образования» 

Кафедра общей и профессиональной педагогики 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по дисциплине «Психология труда»

ТЕМА: «Психологические особенности труда» 
 

Выполнил:                                                    Шишонок В.Е.

                                                                               Группа  №940-3-11

                                                                                   
 

                          Проверил:                                                                   
 
 
 
 
 
 

Минск 2011 
 
 
 

Содержание

1.  Введение…………………………………………………………………………………………………..3

2. Тема 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ ТРУДА

      1.1. Предмет, цели и задачи психологии труда……………………………………………………….4 3.    1.3. Методы психологии труда………………………………………………………………. 

5.   1.3. История отечественной психологии труда

6.    1.4. Методы психологии труда

7.    1.5. Место психологии труда в системе наук. Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия

·    1.6. Основные разделы психологии труда.

·  Тема 2. ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ ТРУДА

·    2.1. Когнитивные и регулятивные процессы в структуре профессиональной деятельности

·    2.2. Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом

·    2.3. Способности как факторы профессиональной деятельности

·    2.4. Профессионально важные качества личности

·    2.5. Развитие человека как субъекта труда. Профессиональное становление личности

·    2.6. Индивидуальный стиль трудовой деятельности

·    2.7. Коллективный субъект трудовой деятельности. Профессиональные конфликты

·    2.8. Психологические аспекты социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов

·  Тема 3. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ТРУДЕ

·    3.1. Понятие функционального состояния

·    3.2. Виды функциональных состояний человека

·    3.3. Динамика работоспособности и состояния утомления

·    3.4. Напряженность деятельности  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ

    Психология  труда – традиционная отрасль  психологического знания, неразрывно связанная с общественной практикой. Структура и содержание психологии труда достаточно консервативны и связаны с теми исследованиями, которые были свойственны технократическому обществу с его стремительными темпами развития техники и автоматики.

    В настоящее время происходят процессы изменения во всех сферах жизнедеятельности  человека. Мир профессий, система  общественного разделения труда, средства труда, отношение к труду –  все это принципиально и качественно  изменилось и продолжает меняться. Психологами, изучающими труд, осознается необходимость приведения в соответствие содержания психологии труда современному миру профессий. Актуальной является задача определения содержания, объекта и предмета современной психологии труда.

    Наиболее  заметно изменения в обществе проявляются в тех областях человеческой практики, содержание которых связано с взаимодействием людей. Сейчас на первый план выходят субъект-субъектные виды деятельности, в которых предметом труда человека является другой человек (педагогическая деятельность, управленческая, маркетинговая, предпринимательская и т.п.). Современная психологическая наука активно изучает профессии типа «человек – человек». Особого внимания со стороны психологии требует профессия педагога, так как в ней наиболее рельефно отражаются кризисные явления нашего настоящего и связи с будущим общественным прогрессом. Педагогический труд характеризуется высоким уровнем ответственности и напряженностью. Исследования в области профессионального мастерства педагога, его профессионального опыта становятся актуальными в условиях ориентации системы образования на гуманистическую парадигму, что выдвигает на первый план разрешение противоречия между требованиями новой практики и сложившимся профессиональным опытом педагогов.

    Изменения основ общественного строя, переход на рыночные отношения обострили конкурентные отношения на рынке труда, проблемы явной и скрытой безработицы, что привело к целому ряду психологических проблем, которые ранее не рассматривались в психологии труда: профессиональная переподготовка, профессиональное психологическое консультирование и коррекция, вторичная, а во многих случаях перманентная профессиональная адаптация и др.

    Таким образом, современная психология труда  должна существенно расширить свое исследовательское поле, привести содержание и структуру в соответствие с общественными изменениями, переориентировать прикладной аспект с объект-объектных сфер профессиональной деятельности на субъект-субъектные сферы.

    Тема 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ ТРУДА

    1.1. Предмет, цели  и задачи психологии  труда

    Перед человеческим обществом на всех этапах его развития стояла задача повышения  эффективности трудового процесса, совершенствования способов, которые  оно использует в производстве продуктов  и средств, необходимых для своего существования. В решении этой задачи возможны два пути, которые обусловлены двуплановостью любого трудового процесса: с одной стороны, в нем всегда присутствует объект, на который направлены усилия человека, с другой – субъект, сам человек, осуществляющий эти усилия. Первый путь – это оптимизация того, что связано с объектом труда, – средств, условий, орудий труда; это основной путь развития производительных сил общества. Второй путь связан не с объективными составляющими труда, а с познанием субъекта труда – человека, с необходимостью раскрытия и учета его физиологических, биологических, социальных, психологических и других свойств. Часто организация труда, базирующаяся на учете особенностей человека, оказывается даже более эффективной, нежели его интенсификация.

    Психология  труда – это конкретизация  всего психологического знания в  связи с важнейшей стороной человеческого  бытия – трудом. Поэтому предметом психологии труда является психическая деятельность человека, позволяющая ему отражать объективную реальность, связанную с трудом, осуществлять и регулировать трудовую деятельность, придавать ей субъектный характер. Сама субъектность при этом понимается как готовность выполнять определенные действия по-своему, поступать незапланированно (а в ряде случаев и непредсказуемо, спонтанно), а также как готовность к рефлексии своей деятельности (к осознанию своей спонтанности). Соответственно, целью психологии труда является изучение психики субъекта труда. Таким образом, психология труда – это отрасль психологической науки, изучающая психические процессы, состояния, свойства личности, которые составляют необходимый внутренний компонент трудовой деятельности человека.

    Перед психологией труда стоят две  основные задачи. Первая – исторически более ранняя – повышение производительности труда, эффективности трудовой деятельности. С решения данной задачи началось развитие психологии труда как отдельной отрасли психологического знания. Эта задача и по сей день остается главным социальным заказом психологии труда. Вторая задача – гуманизация трудовой деятельности и содействие развитию личности в ней – сформулирована перед психологией труда исходя из логики развития всей психологической науки, которая должна прежде всего обеспечивать развитие человека и его личности.

    Параллельное  решение данных задач может привести к этическому парадоксу предмета психологии труда, который формулируется  следующим образом: «чем больше мы изучаем  субъект труда (его принципиальную возможность к спонтанности и  рефлексивности), тем в большей степени мы лишаем человека его субъектности... чем больше мы изучаем (познаем) субъекта, тем в большей степени мы лишаем его психики» т.е. превращаем в легко предсказуемый в своих действиях объект, которому совершенно не нужна рефлексия, поскольку все за него и так уже решает психолог или руководитель, пользующийся результатами исследований и рекомендациями психолога о том, как «работать с персоналом». Реальная картина такова, что многие руководители и «заказчики» только и ждут от психолога подобных рекомендаций, с помощью которых было бы легче управлять работниками, предсказывать любые их реакции на те или иные действия начальства. Однако это создает «великолепную» основу для манипуляции, хотя известно, что именно манипуляция сознанием другого человека есть самый страшный «грех» для психолога.Перед психологией труда стоят и более частные задачи. В настоящее время существует несколько классификаций такого рода задач. Наиболее простой и общей является разделение задач психологии труда на теоретические (исследовательские) и прикладные (терминальные, т.е. направленные на достижение конечного практического результата психологических разработок).

    1.2. Методы психологии труда

    Успехи  исследований психологии труда в  значительной степени определяются развитием методологического аппарата. Разработка конкретных методов исследования базируется на методологических принципах, исходящих из теоретических положений науки. Любой метод исследования всегда несет на себе печать той или иной теории, которая определяет и выбор объекта исследования, и способы расшифровки полученных результатов.

    С точки зрения методологического  анализа выделяют три уровня: 1) общую  методологию – общий философский  подход, общий способ познания явлений  действительности; 2) специальную методологию  – совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания; 3) конкретные методы, методики и процедуры исследования, связанные с практикой исследования.

    Общепсихологические и специальные  принципы психологии труда. Кратко сформулированная теория психологии, отражающая ее закономерность, подытоживающая ее прошлый опыт, проверенный практикой и временем, не имеющая контрфактов и ставшая исходным требованием для дальнейших исследований и построений ее дальнейших теорий, отражается в принципах психологии, одинаково применимых для всех отраслей психологического знания, в том числе и для психологии труда. Принципы психологии связаны с понятиями «психологическая закономерность» и «закон психологии». Так, принцип детерминизма раскрывает причинную обусловленность психических явлений: одни психические явления обусловлены другими психическими и социальными явлениями или имеют физиологические причины. В соответствии с принципом развития психика находится в постоянном развитии, а характеристика психического явления возможна при одновременном выяснении его особенностей в данный момент, истории возникновения и перспектив изменения. Принцип развития неразрывно связан с принципом общественно-исторической обусловленности сознания, а следовательно, личности и деятельности. В принципе историзма осуществляется требование диалектической логики анализировать любое понятие в единстве его логического и исторического аспектов. Принцип единства сознания и деятельности кратко можно сформулировать так: сознание деятельно, а деятельность сознательна. К этому принципу приближаются принцип единства личности и деятельности и принцип единства сознания и личности. Последние три принципа можно объединить в один принцип единства сознания личности и деятельности, который формулируется следующим образом: сознание как высшая интегральная форма психического отражения, личность, являющаяся человеком как носителем сознания, деятельность как форма взаимодействия человека с миром, в которой человек достигает цели, существуют, проявляются и формируются в своем триединстве, определяемом взаимодействиями со сменой их причинно-следственных связей. Согласно системно-структурному принципу любое психическое явление, взятое за целое и понимаемое как система, имеет свои элементы, объединенные в подструктуры, причем это целое, его подструктуры и элементы взаимосвязаны разносторонними взаимодействиями.

Информация о работе Психологические особенности труда