Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:50, курсовая работа
Психика – это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившихся форм деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность. Человеческая психика не дана в готовом виде человеку с момента рождения и не развивается сама по себе. Специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и т. д.), человеческая психика формируется у индивида только в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.
1. Введение.
2. Задержка психического развития
( причины и виды) .
3. Особенности психических познавательных процесов.
Память .
Внимание.
Восприятие .
Мышление .
4. Особенности речевой деятельности детей с ЗПР.
Особенности лексики .
Особенности граматического строя речи.
Особенности синтаксической структуры предложения .
Особенности формирования речового высказывания у детей с ЗПР.
5. Заключение .
6. Литература .
СОДЕРЖАНИЕ :
1. Введение.
2. Задержка психического развития
( причины и виды) .
3. Особенности психических познавательных процесов.
3.1. Память .
3.2. Внимание.
3.3. Восприятие .
3.4. Мышление .
4. Особенности речевой деятельности детей с ЗПР.
4.1. Особенности лексики .
4.2. Особенности граматического строя речи.
4.3. Особенности синтаксической структуры предложения .
4.4. Особенности формирования речового высказывания у детей с ЗПР.
5. Заключение .
6. Литература .
1. ВВЕДЕНИЕ
Психика – это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившихся форм деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность. Человеческая психика не дана в готовом виде человеку с момента рождения и не развивается сама по себе. Специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и т. д.), человеческая психика формируется у индивида только в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Психика человека включает в себя по меньшей мере три составляющие: внешний мир, природа, ее отражение – полноценная деятельность мозга – взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.
Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений: 1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.
Субъективная реальность, внутренний мир человека многообразен и сложен: это познавательные процессы от ощущений до мышления, с помощью которых создается объективная картина окружающего мира, это и внутренние потребности, мотивы, желания, цели и планы, интересы, склонности, мечтания человека, это и его чувства, переживания, состояния, отношения, взгляды и убеждения.
Изучение закономерностей аномалий развития психики является необходимой задачей не только патопсихологии, но и дефектологии и детской психиатрии, имен-но поиск этих закономерностей, изучение причин и механизмов формирования то-го или иного дефекта психического развития позволяют своевременно диагности-ровать нарушения и искать способы их коррекции.
Спектр нарушений психического развития у детей достаточно широк.
С точки зрения нарушения познавательной деятельности можно выделить следующие основные формы аномального психического развития:
Умственная отсталость – стойкие нарушения психического развития определенной качественной структуры. При умственной отсталости имеет место ведущая недостаточность познавательной деятельности и, в первую очередь, недоразвитие абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения в сочетании с малой подвижностью и инертностью психических процессов. Выделяют две основные формы умственной отсталости: олигофрению и деменцию.
Задержка психического развития;
Нарушения познавательной деятельности у детей с тяжелыми речевыми расстройствами;
Нарушения познавательной деятельности у детей с церебральным параличом;
Дети с нарушениями слуха, зрения, ранним детским аутизмом.
Остановимся на одной из выше перечислиных форм – задержке психического развития.
2. ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ .
Задержка психического развития (еще его называют ЗПР )у детей встречается значительно чаще, чем олигофрения. Здесь речь идет не о стойком и, по существу, необратимом психическом недоразвитии как при олигофрении, а о замедлении темпа его развития.
Обычно ЗПР обнаруживается при поступлении в школу и выражаются в недостатке общего запаса знаний, преобладании игровых интересов, быстрой истощаемости в интеллектуальной деятельности. В отличие от детей, страдающих олигофренией, дети с ЗПР достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, с большей эффективностью используют помощь.
Таким образом, задержка психического развития (ЗПР) – это синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью.
Причины возникновения ЗПР можно разделить на две большие группы:
причины биологического характера;
причины социально –психологического характера.
К причинам биологического характера относят:
различные варианты патологии беременности (тяжелые интоксикации, резус-конфликт и т.д.);
недоношенность ребенка;
родовые травмы;
различные соматические заболевания (тяжелые формы гриппа, рахит, хронические болезни – пороки внутренних органов, туберкулез, синдром нарушенного желудочно-кишечного всасывания и т.д.)
нетяжелые мозговые травмы.
Среди причин социально-психологического характера выделяют следующие:
ранний отрыв ребенка от матери и воспитание в полной изоляции в условиях социальной депривации;
дефицит полноценной, соответствующей возрасту деятельности: предметной, игровой, общение со взрослыми и т.д.
искаженные условия воспитания ребенка в семье (гипоопека, гиперопека) или же авторитарный тип воспитания.
В основе ЗПР лежит взаимодействие биологических и социальных причин.
При систематике ЗПР Власова Т.А. и Певзнер М.С. выделяют две основные формы:
Инфантилизм – нарушение темпа созревания наиболее поздно формирующихся мозговых систем. Инфантилизм может быть гармонический (связан с нарушением функционального характера, незрелостью лобных структур) и дисгармонический (обусловлен явлениями органики головного мозга);
Астения – резкая ослабленность соматического и неврологического характера, обусловленная функциональными и динамическими нарушениями центральной нервной системы. Астения может быть соматическая и церебрально –астеническая (повышенная истощаемость нервной системы).
Исходя из причин возникновения, можно выделить четыре основных варианта ЗПР у детей:
детская ЗПР конституционального происхождения;
детская ЗПР соматогенного происхождения;
детская ЗПР психогенного происхождения;
детская ЗПР церебрально-органического происхождения.
В каждом из перечисленных вариантов ЗПР имеется специфическое сочетание эмоциональной и интеллектуальной незрелости.
При конституциональном происхождении ЗПР незрелости психики часто соответствует инфантильный тип телосложения.
Эмоции таких детей находятся как бы на более ранней ступени развития, характерной детям младшего возраста. Такие дети подвижны, неутомимы в игре, в которой проявляют много творчества и выдумки, но быстро устают от предлагаемых интеллектуальных занятий. Поэтому в первом классе у них возникают как трудности в усвоении материала, так и неумение подчиняться правилам дисциплины.
При так называемой соматогенной ЗПР эмоциональная незрелость возникает при длительном хроническом заболевании, пороках развития сердца и т.п. Хронические болезни способствуют развитию у ребенка робости, боязливости, неуверенности в своих силах. Все это усугубляется в условиях чрезмерной опеки.
Детская ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания. В условиях безнадзорности могут формироваться такие черты как неумение тормозить свои эмоции и желания, импульсивность, отсутствие чувства долга и ответственности. В условиях воспитания, где преобладают жестокость, грубая сила, отсутствие любви, нередко формируются невротические расстройства. У таких детей ЗПР проявляется в отсутствии инициативы и самостоятельности, робости, боязливости.
Причины церебрально-органических форм ЗПР у детей в определенной мере сходны с причинами развития олигофрении. Пойдет ли речь о выраженном и необратимом психическом недоразвитии в виде олигофрении либо только о замедлении темпа психического развития - будет зависеть в первую очередь от массивности поражения. Другим фактором является время поражения.
Многообразие проявлений ЗПР порой вводят родителей в заблуждение, что их ребенок развивается соответственно норме, что он чуть более эмоционален, чуть более игрив, чуть более агрессивен, чем остальные дети.
Установить наличие или отсутствие ЗПР могут только специалисты. И здесь самое главное вовремя обратиться за квалифицированной помощью. Чем раньше назначено адекватное лечение, тем более быстрым и благоприятным будет исход. Детские психиатры, логопеды, дефектологи, психологи знают, как исправить ЗПР у детей.
3. ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕСОВ
Для детей с ЗПР характерна низкая познавательная активность, недостаточность процессов восприятия, внимания, памяти.
В связи с недостаточностью интегральной деятельности мозга дети с ЗПР затрудняются в узнавании непривычно представленных предметов и изображений, им трудно соединить отдельные детали рисунка в единый смысловой образ.
Эти специфические нарушения восприятия у детей с ЗПР определяют ограниченность и фрагментарность их представлений об окружающем мире.
Одной из основных особенностей детей с задержкой психического развития является недостаточность образования связей между отдельными перцептивнымии и двигательными функциями.
Одной из характерных особенностей детей с задержкой в развитии является отставание в формировании у них пространственных представлений, недостаточная ориентировка в частях собственного тела.
Характерным признаком детей с ЗПР является недостаточность у них тонкой моторики.
При ЗПР часто наблюдается отставание в развитии речи, а также достаточно стойкие фонетико-фонематические нарушения и расстройства артикуляции.
Характерной особенностью детей с ЗПР является выраженное нарушение у большинства из них функции активного внимания.
Одной из часто встречающихся особенностей нарушения внимания у детей с ЗПР является его недостаточная концентрация на существенных признаках. В этих случаях при отсутствии соответствующей коррекционной работы может отмечаться отставание в развитии мыслительных операций.
Нарушения внимания особенно выражены при двигательной расторможенности, повышенной аффективной возбудимости, то есть у детей с гиперактивным поведением. Эти дети, как правило, испытывают наиболее выраженные затруднения в усвоении навыков чтения и письма.
Для многих детей с ЗПР характерна своеобразная структура памяти. Недостаточность произвольной памяти у детей с ЗПР в значительной степени связана со слабостью регуляции произвольной деятельности, недостаточной ее целенаправленностью, несформированностью функции самоконтроля. Этими же факторами объясняются характерные нарушения поведения у данной категории детей.
Категория детей с ЗПР крайне неоднородна. У одних из них на первый план выступает замедленность становления эмоционально-личностных характеристик и произвольной регуляции поведения. Это дети с различными формами инфантилизма. Наиболее отчетливо инфантилизм проявляется к концу дошкольного и в начале школьного возраста. У этих детей задержано формирование личностной готовности к обучению.
При других формах задержки психического развития преобладает задержанное развитие различных сторон познавательной деятельности.
3.1. Память:
Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с ЗПР при обучении в школе. Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования, существенное место в структуре дефекта умственной деятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти.
Наблюдения педагогов и родителей за детьми с ЗПР, а также специальные психологические исследования указывают на недостатки в развитии их непроизвольной памяти. Многое из того, что нормально развивающиеся дети запоминают легко, как бы само собой, вызывает значительные усилия у их отстающих сверстников и требует специально организованной работы с ними.
Одной из основных причин недостаточной продуктивности непроизвольной памяти у детей с ЗПР является снижение их познавательной активности. В исследовании В.Г.Петровой (1999) эта проблема была подвергнута специальному изучению. Одна из применявшихся в работе экспериментальных методик предусматривала использование задания, цель которого состояла в раскладывании картинок с изображениями предметов на группы в соответствии с начальной буквой названия этих предметов. Было выявлено, что дети с задержкой развития не только хуже воспроизводили словесный материал, но и тратили на его припоминание заметно больше времени, чем их нормально развивающиеся сверстники. Главное отличие заключалось не столько в неординарной продуктивности ответов, сколько в разном отношении к поставленной цели. Дети с ЗПР самостоятельно почти не предпринимали попыток добиться более полного припоминания и редко применяли для этого вспомогательные приемы. В тех случаях, когда это все же происходило, зачастую наблюдалась подмена цели действия. Вспомогательный способ использовался не для припоминания нужных слов, начинающихся на определенную букву, а для придумывания новых (посторонних) слов на ту же букву.