Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:18, курсовая работа
Цель – изучить психологические особенности детей с ЗПР, теоретически обосновать, разработать методические рекомендации для коррекционной работы педагога- психолога с детьми данной категории.
Объект – дети с задержкой психического развития.
Предмет – деятельность педагога-психолога с детьми с ЗПР.
Гипотеза – деятельность педагога-психолога будет эффективна, если будут:
- выявлены психологические особенности детей с ЗПР;
- определены их специфические потребности;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Развитие детей с ЗПР как психолого-педагогическая проблема.
Типология и особенности развития детей с ЗПР младшего школьного возраста……………………………………………………………………6
Направления психолого-педагогической деятельности с детьми с ЗПР…………………………………………………………………………24
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………........................................................38
ГЛАВА 2. Практическое исследование
2.1 Методы и методики практического исследования…..………………….40
2.2. Интерпретация полученных данных…………………………………..44
2.3. Методические рекомендации педагогу-психологу……………………..48
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………................55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
Федеральное агентство по образованию
Балашовский институт
государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского»
Факультет социальной работы
Кафедра социальной педагогики
Выполнила:
студентка 15К группы
факультета социальной работы
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук,
Балашов 2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Развитие детей с
ЗПР как психолого-
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………….....................
ГЛАВА 2. Практическое исследование
2.1 Методы и методики практического исследования…..………………….40
2.2. Интерпретация полученных данных…………………………………..44
2.3. Методические рекомендации педагогу-психологу……………………..48
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………...........
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Происходящие социально-
Как показывают исследования, дети с задержкой психического развития составляют примерно 50% неуспевающих учащихся. Для их обучения созданы специальные учебные заведения – школы и классы коррекционно-развивающего обучения.
Система дифференцированного обучения находится в процессе становления, вслед за специальными школами и классами для детей с ЗПР появились другие общеобразовательные формы и структуры для детей с различными трудностями в обучении (классы коррекции, компенсирующего обучения, реабилитации, педагогической поддержки). В этих классах внедряются программы, дополняющие учебный процесс различными средствами поддержки учащихся (психологической, логопедической, коррекционно-развивающей).
Дети с задержкой психического развития обратили на себя внимание исследователей еще в прошлом столетии. Термины “задержка темпа психического развития”, “задержка психического развития” были предложены Г.Е.Сухаревой.
Изучением детей данной категории с конца 50-х годов нашего века занимались Т.А.Власова, М.С.Певзнер, К.С.Лебединская, В.И.Лубовский и другие. Ими были выявлены среди неуспевающих младших школьников учащиеся, неуспеваемость и особенности, поведения которых часто давали основание считать их умственно отсталыми. Эти ученики были объединены в особую категорию. В ходе дальнейших исследований Т. А. Власова и М. С. Певзнер выделили две наиболее многочисленные группы и охарактеризовали их как детей с психофизическим и психическим инфантилизмом. В дальнейшем этот подход получил свое развитие в также ставших классическими работах В. И. Лубовского и В.В.Лебединских, У.В.Ульенковой.
Несмотря на это аспект остается проблемным, так как на практике существуют трудности правильного распознавания, своевременного выявления детей данной категории и оказания им психолого-педагогической помощи.
Цель – изучить психологические особенности детей с ЗПР, теоретически обосновать, разработать методические рекомендации для коррекционной работы педагога- психолога с детьми данной категории.
Объект – дети с задержкой психического развития.
Предмет – деятельность педагога-психолога с детьми с ЗПР.
Гипотеза – деятельность педагога-психолога будет эффективна, если будут:
- выявлены психологические особенности детей с ЗПР;
- определены их специфические потребности;
- разработаны методические рекомендации педагогу – психологу для работы с детьми данной категории.
Задачи:
Методы исследования: анализ научной литературы; анализ продуктов деятельности; количественный и качественный анализ полученных данных;
наблюдение; интервью; тестирование; беседа; опрос; метод математической статистики.
Теоретическая значимость заключается в обобщении теоретического материала по проблеме психолого-педагогической деятельности с детьми с ЗПР.
Практическая значимость заключается в том, что представленные рекомендации для работы педагога-психолога с детьми с ЗПР могут быть использованы для создания благоприятных условий и повышения эффективности коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР.
Теоретико-метолологической основой работы явились труды классиков отечественной дефектологии и психологии Сухаревой Г.Е., Лубовского В.И., Лебединских К.С. и В.В. и др. и современных авторов Н.Я Семаго и М.М. Семаго.
Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, первая содержит 2 параграфа, вторая – 3 , выводы, заключение, список используемой литературы, приложения.
ГЛАВА 1. Развитие детей с ЗПР как психолого-педагогическая проблема
1.1.Типология и особенности
Под термином “задержка психического развития” (ЗПР) понимается отставание в психическом развитии, которое с одной стороны, требует специального коррекционного подхода к обучению ребенка, с другой – дает (как правило, при наличии этого специального подхода) возможность обучения ребенка по общей программе усвоения им государственного стандарта школьных знаний. Проявления ЗПР включают в себя и замедленное эмоционально-волевое созревание в виде того или иного варианта инфантилизма, и недостаточность, задержку развития познавательной деятельности, при этом проявления этого состояния могут быть разнообразные.
Ребенок с ЗПР как бы соответствует по своему психическому развитию более младшему возрасту, однако это соответствие является только внешним. Тщательное психическое исследование показывает специфические особенности его психической деятельности, в основе которой лежит чаще всего негрубая органическая недостаточность тех мозговых систем, которые отвечают за обучаемость ребенка, за возможности его адаптации к условиям школы.
Его недостаточность проявляется,
прежде всего, в низкой познавательной
активности ребенка, которое обнаруживается
обычно во всех сферах его психической
деятельности. Такой ребенок менее
любознателен, но как бы “не слышит”
или “не видит” многого в окружающем
его мире, не стремится понять, осмыслить
происходящие вокруг него явления и
события. Это обуславливается
Кратко остановимся на
истории проблемы, связанной с
понятием “задержка психического развития”
и с разделением этой аморфной
группы на принципиально различные
типы развития. Ее корни уходят в 50-е
годы – в работы Е. Г. Сухаревой
и других отечественных психологов
и психиатров. В своем классическом
варианте термин “задержка психического
развития” был озвучен и
В первую группу вошли дети с нарушенным темпом физического и умственного развития. Исследователи высказали мнение о том, что задержка их развития вызвана медленным темпом созревания лобной области коры головного мозга и ее связей с другими областями коры и подкорки. Эти дети уступают сверстникам в физическом развитии, отличаются инфантилизмом в познавательной деятельности и в волевой сфере, с трудом включаются в учебную деятельность, быстро утомляются, отличаются низкой работоспособностью. Отставая в учении, они становятся более нервозными и все более “трудными” для учителей.
Вторую группу составили
учащиеся с функциональными
Основной причиной отставания
являются слабовыраженные (минимальные)
органические повреждения головного
мозга, врожденные или возникшие
во внутриутробном, при родовом или
в раннем периоде жизни ребенка,
а в некоторых случаях и
генетически обусловленная
ЗПР является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе, особенно в возрасте 7-10 лет, так как этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности.
В медицине ЗПР относят к группе пограничных форм интеллектуальной недостаточности. С точки зрения клиницистов это состояние характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности. Широко использовавшийся ранее термин “временная задержка психического развития” применим лишь к части случаев ЗПР, наиболее тесно примыкающей к норме, тогда как большая их часть отличается более стойкой, хотя и легкой интеллектуальной недостаточностью и менее выраженной тенденцией к компенсации и обратимому развитию, возможной только в условиях специального обучения и воспитания. Однако и эти состояния имеют свои клинико-психологические особенности, и при них наблюдается тенденция к сглаживанию интеллектуального дефекта.
Г. Е. Сухарева, исходя из этиопатогенетического принципа, выделила следующие формы нарушения интеллектуальной деятельности у детей с задержанным темпом развития:
В основу работ Клары Самойловны
и Виктора Васильевича
Максимова Н.Ю. и Милютина Е.Л. описали следующие типы ЗПР:
1) гармонический психофизический инфантилизм;
2) органический инфантилизм;
3) церебрально-органическая задержка;
4) соматическая задержка;
5) педагогическая и
Гармонический психофизический инфантилизм – ЗПР конституционального происхождения. Часто инфантилизм встречается и у других членов семьи, не достигая патологического уровня. В некоторых случаях задержка затрагивает не только психику, но и физическое развитие ребенка. При гармоническом психофизическом инфантилизме ребенок несколько отстает в росте и весе от своих сверстников, отличается живостью моторики и эмоций. Круг интересов ограничивается игровой деятельностью. Игра развитая, сюжетно-ролевая, в которой ребенок может проявлять много выдержки и творчества. В то же время учебно-познавательная деятельность для этих детей мало привлекательна, при выполнении учебных заданий наступает быстрая пресыщамость. Эмоции и мотивация соответствуют более младшему возрасту. Самооценка слабо дифференцирована. При этом не отмечается существенных нарушений со стороны психических процессов. Задержка в основном затрагивает эмоционально-волевую сферу личности, приводит к недостаточности произвольной регуляции деятельности, мышления, запоминания, сосредоточения внимания. При организации организующей помощи и постоянном поощрении дети данной категории показывают достаточный уровень достижений в интеллектуальной сфере. В дальнейшем возможно постоянное сглаживание различий между нормой и детьми с инфантилизмом, перевод их в обычный класс.
Информация о работе Обучение детей с задержкой психического развития