Обучение детей с задержкой психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Цель – изучить психологические особенности детей с ЗПР, теоретически обосновать, разработать методические рекомендации для коррекционной работы педагога- психолога с детьми данной категории.
Объект – дети с задержкой психического развития.
Предмет – деятельность педагога-психолога с детьми с ЗПР.
Гипотеза – деятельность педагога-психолога будет эффективна, если будут:
- выявлены психологические особенности детей с ЗПР;
- определены их специфические потребности;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Развитие детей с ЗПР как психолого-педагогическая проблема.
Типология и особенности развития детей с ЗПР младшего школьного возраста……………………………………………………………………6
Направления психолого-педагогической деятельности с детьми с ЗПР…………………………………………………………………………24
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………........................................................38
ГЛАВА 2. Практическое исследование
2.1 Методы и методики практического исследования…..………………….40
2.2. Интерпретация полученных данных…………………………………..44
2.3. Методические рекомендации педагогу-психологу……………………..48
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………................55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию-2.docx

— 92.03 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Балашовский институт

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Саратовский  государственный университет им. Н.Г. Чернышевского»

 

 

Факультет социальной работы

Кафедра социальной педагогики

Обучение детей с задержкой  психического развития

Курсовая работа по педагогической психологии

Выполнила:

студентка 15К группы

  факультета социальной работы

 

Научный руководитель:

кандидат  педагогических наук,

 

 

 

 

Балашов 2009

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Развитие детей с  ЗПР как психолого-педагогическая проблема.

    1. Типология и особенности развития детей с ЗПР младшего школьного возраста……………………………………………………………………6
    2. Направления психолого-педагогической деятельности с детьми с ЗПР…………………………………………………………………………24

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………........................................................38

ГЛАВА 2. Практическое исследование

2.1    Методы и методики практического исследования…..………………….40

2.2.    Интерпретация полученных данных…………………………………..44

2.3.    Методические  рекомендации педагогу-психологу……………………..48

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………................55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………56

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...59

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Происходящие социально-экономические  изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к  уровню общего образования обострили  проблему школьной неуспеваемости. Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается и, по данным разных исследователей, колеблется в пределах 20%–30% общего числа детской популяции младшего школьного возраста. По данным Министерства образования РФ, 78% школьников нуждаются в специальных формах и методах обучения.

Как показывают исследования, дети с задержкой психического развития составляют примерно 50% неуспевающих учащихся. Для их обучения созданы специальные учебные заведения – школы и классы коррекционно-развивающего обучения.

Система дифференцированного  обучения находится в процессе становления, вслед за специальными школами и  классами для детей с ЗПР появились  другие общеобразовательные формы  и структуры для детей с  различными трудностями в обучении (классы коррекции, компенсирующего  обучения, реабилитации, педагогической поддержки). В этих классах внедряются программы, дополняющие учебный  процесс различными средствами поддержки  учащихся (психологической, логопедической, коррекционно-развивающей).

Дети с задержкой психического развития обратили на себя внимание исследователей еще в прошлом столетии. Термины  “задержка темпа психического развития”, “задержка психического развития” были предложены Г.Е.Сухаревой.

Изучением детей данной категории  с конца 50-х годов нашего века занимались Т.А.Власова, М.С.Певзнер, К.С.Лебединская, В.И.Лубовский и другие. Ими были выявлены среди неуспевающих младших  школьников учащиеся, неуспеваемость и особенности, поведения которых  часто давали основание считать  их умственно отсталыми. Эти ученики  были объединены в особую категорию. В ходе дальнейших исследований Т. А. Власова и М. С. Певзнер выделили две наиболее многочисленные группы и охарактеризовали их как детей с психофизическим и психическим инфантилизмом. В дальнейшем этот подход получил свое развитие в также ставших классическими работах В. И. Лубовского и В.В.Лебединских, У.В.Ульенковой.

Несмотря на это аспект остается проблемным, так как на практике существуют трудности правильного  распознавания, своевременного выявления  детей данной категории и оказания им психолого-педагогической помощи.

Цель – изучить психологические особенности детей с ЗПР, теоретически обосновать, разработать методические рекомендации для коррекционной работы педагога- психолога с детьми данной категории.

Объект – дети с задержкой психического развития.

Предмет – деятельность педагога-психолога с детьми с ЗПР.

Гипотеза – деятельность педагога-психолога будет эффективна, если будут:

- выявлены психологические особенности детей с ЗПР;

- определены их специфические потребности;

- разработаны методические  рекомендации педагогу – психологу для работы с детьми данной категории.

Задачи:

  1. Изучить литературу и опыт работы по данной проблеме.
  2. Изучить психические особенности детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.
  3. Определить направления коррекционно-развивающей работы с детьми данной категории.
  4. Разработать методические рекомендации для работы педагога – психолога с детьми с ЗПР.

Методы исследования: анализ научной литературы; анализ продуктов деятельности; количественный и качественный анализ полученных данных;

наблюдение; интервью; тестирование; беседа; опрос; метод математической статистики.

Теоретическая значимость заключается в обобщении теоретического материала по проблеме  психолого-педагогической деятельности с детьми с ЗПР.

Практическая значимость заключается в том, что представленные  рекомендации для работы педагога-психолога с детьми с ЗПР могут быть использованы для создания благоприятных условий и повышения эффективности коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР.

Теоретико-метолологической основой  работы явились труды классиков отечественной дефектологии и психологии  Сухаревой Г.Е.,  Лубовского В.И., Лебединских К.С. и В.В. и др.  и современных авторов Н.Я Семаго и М.М. Семаго.

Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, первая содержит 2 параграфа, вторая – 3 , выводы, заключение, список используемой литературы, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Развитие детей с ЗПР как психолого-педагогическая проблема

1.1.Типология и особенности развития  детей с ЗПР младшего школьного  возраста

 

Под термином “задержка психического развития” (ЗПР) понимается отставание в психическом развитии, которое с одной стороны, требует специального коррекционного подхода к обучению ребенка, с другой – дает (как правило, при наличии этого специального подхода) возможность обучения ребенка по общей программе усвоения им государственного стандарта школьных знаний. Проявления ЗПР включают в себя и замедленное эмоционально-волевое созревание в виде того или иного варианта инфантилизма, и недостаточность, задержку развития познавательной деятельности, при этом проявления этого состояния могут быть разнообразные.

Ребенок с ЗПР как бы соответствует по своему психическому развитию более младшему возрасту, однако это соответствие является только внешним. Тщательное психическое исследование показывает специфические особенности его психической деятельности, в основе которой лежит чаще всего негрубая органическая недостаточность тех мозговых систем, которые отвечают за обучаемость ребенка, за возможности его адаптации к условиям школы.

Его недостаточность проявляется, прежде всего, в низкой познавательной активности ребенка, которое обнаруживается обычно во всех сферах его психической  деятельности. Такой ребенок менее  любознателен, но как бы “не слышит”  или “не видит” многого в окружающем его мире, не стремится понять, осмыслить  происходящие вокруг него явления и  события. Это обуславливается особенностями  его восприятия, внимания, мышления, памяти, эмоционально-волевой сферы.

 

Кратко остановимся на истории проблемы, связанной с  понятием “задержка психического развития”  и с разделением этой аморфной группы на принципиально различные  типы развития. Ее корни уходят в 50-е  годы – в работы Е. Г. Сухаревой  и других отечественных психологов и психиатров. В своем классическом варианте термин “задержка психического развития” был озвучен и предложен  классиками отечественной дефектологии Т. А. Власовой и М. С. Певзнер в 60-70 годы. В этих работах термин совершенно справедливо звучал как “временная задержка психического развития”. Тем  самым декларировался тот факт, что  через какой-то определенный срок эта  задержка компенсируется, ребенок догонит  своих сверстников и его развитие войдет в нормативное “русло”. Введение этого подхода определило на многие годы магистральный путь диагностики  и коррекции огромного “пласта” детской популяции. Задержка психического развития понималась как замедление темпа психического развития. В ходе дальнейшего исследования Т. А. Власовой и М. С. Певзнер выделили две наиболее многочисленные группы и охарактеризовали их как детей с психофизическим  и психическим инфантилизмом.

В первую группу вошли дети с нарушенным темпом физического  и умственного развития. Исследователи  высказали мнение о том, что задержка их развития вызвана медленным темпом созревания лобной области коры головного  мозга и ее связей с другими  областями коры и подкорки. Эти  дети уступают сверстникам в физическом развитии, отличаются инфантилизмом  в познавательной деятельности и  в волевой сфере, с трудом включаются в учебную деятельность, быстро утомляются, отличаются низкой работоспособностью. Отставая в учении, они становятся более нервозными и все более  “трудными” для учителей.

Вторую группу составили  учащиеся с функциональными расстройствами психической деятельности (цереброастенические  состояния), которые чаще всего являются следствием мозговых травм. Для этих школьников характерна слабость основных нервных процессов, хотя глубоких нарушений  познавательной деятельности у них нет и в периоды хорошего состояния они добиваются высоких результатов в учебе.

Основной причиной отставания являются слабовыраженные (минимальные) органические повреждения головного  мозга, врожденные или возникшие  во внутриутробном, при родовом или  в раннем периоде жизни ребенка, а в некоторых случаях и  генетически обусловленная недостаточность  центральной нервной системы  и её основного отдела – головного  мозга; интоксикации, инфекции, обменно-трофические  расстройства, травмы и т.п., которые  ведут к негрубым нарушениям темпа  развития мозговых механизмов или вызывают легкие церебральные органические повреждения. Неблагоприятные социальные факторы, включая неблагополучные условия  воспитания, дефицит информации и  т.п., усугубляют отставания в развитии, но не представляют собой единственную или хотя бы основную его причину.

ЗПР является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе, особенно в возрасте 7-10 лет, так как этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности.

В медицине ЗПР относят к группе пограничных форм интеллектуальной недостаточности. С точки зрения клиницистов это состояние характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности. Широко использовавшийся ранее термин “временная задержка психического развития” применим лишь к части случаев ЗПР, наиболее тесно примыкающей к норме, тогда как большая их часть отличается более стойкой, хотя и легкой интеллектуальной недостаточностью и менее выраженной тенденцией к компенсации и обратимому развитию, возможной только в условиях специального обучения и воспитания. Однако и эти состояния имеют свои клинико-психологические особенности, и при них наблюдается тенденция к сглаживанию интеллектуального дефекта.

Г. Е. Сухарева, исходя из этиопатогенетического  принципа, выделила следующие формы  нарушения интеллектуальной деятельности у детей с задержанным темпом развития:

  • интеллектуальные нарушения в связи с неблагоприятными условиями среды и воспитания или патологией поведения;
  • интеллектуальные нарушения при длительных астенических состояниях, обусловленных соматическими заболеваниями;
  • нарушения при различных формах инфантилизма;
  • вторичная интеллектуальная недостаточность в связи с поражением слуха, зрения, дефектами речи, чтения, письма;
  • функционально-динамические интеллектуальные нарушения у детей в резидуальной стадии и отдаленном периоде инфекций и травм центральной нервной системы.

В основу работ Клары Самойловны и Виктора Васильевича Лебединских  положен этиологический принцип, позволяющий  различить четыре варианта такого развития:

  1. задержка психического развития конституционального происхождения;
  2. соматогенного происхождения;
  3. органического происхождения;
  4. церебрально-органического генеза.

Максимова Н.Ю. и Милютина Е.Л. описали следующие типы ЗПР:

1) гармонический психофизический  инфантилизм;

2) органический инфантилизм;

3) церебрально-органическая  задержка;

4) соматическая задержка;

5) педагогическая и микросоциальная  запущенность.

Гармонический психофизический  инфантилизм – ЗПР конституционального происхождения. Часто инфантилизм встречается и у других членов семьи, не достигая патологического уровня. В некоторых случаях задержка затрагивает не только психику, но и физическое развитие ребенка. При гармоническом психофизическом инфантилизме ребенок несколько отстает в росте и весе от своих сверстников, отличается живостью моторики и эмоций. Круг интересов ограничивается игровой деятельностью. Игра развитая, сюжетно-ролевая, в которой ребенок может проявлять много выдержки и творчества. В то же время учебно-познавательная деятельность для этих детей мало привлекательна, при выполнении учебных заданий наступает быстрая пресыщамость. Эмоции и мотивация соответствуют более младшему возрасту. Самооценка слабо дифференцирована. При этом не отмечается существенных нарушений со стороны психических процессов. Задержка в основном затрагивает эмоционально-волевую сферу личности, приводит к недостаточности произвольной регуляции деятельности, мышления, запоминания, сосредоточения внимания. При организации организующей помощи и постоянном поощрении дети данной категории показывают достаточный уровень достижений в интеллектуальной сфере. В дальнейшем возможно постоянное сглаживание различий между нормой и детьми с инфантилизмом, перевод их в обычный класс.

Информация о работе Обучение детей с задержкой психического развития