Систематика задержки психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 18:46, реферат

Описание работы

Задержка психического развития - нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Работа содержит 1 файл

контрольная по ЗПР.docx

— 27.90 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ  ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

Кафедра специальной и клинической психологии 
 
 

РЕФЕРАТ

СИСТЕМАТИКА ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

по предмету «задержка психического развития» 
 
 

Выполнил: ст-т гр. ПСЗ-201 Тришкин Р.С.

                                                              Проверил: Землянкина Е.Д.

                                                                                    
 
 

                                                  

Челябинск 2011

     Задержка  психического развития - нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

     Причинами задержки психического развития могут  быть тяжелые инфекционные заболевания матери во время беременности, токсикозы беременности, хроническая гипоксия плода вследствие плацентарной недостаточности, травмы во время беременности и при родах, генетические факторы, асфиксия, тяжелые заболевания, особенно в раннем возрасте недостатки питания и хронические соматические заболевания, а также травмы мозга в ранний период жизни ребенка, исходный низкий уровень функциональных возможностей как индивидуальная особенность развития ребенка («церебрастенический инфантилизм» — по В.В.Ковалеву), тяжелые эмоциональные расстройства невротического характера, связанные, как правило, с крайне неблагоприятными условиями раннего развития. В результате неблагоприятного воздействия этих факторов на центральную нервную систему ребенка происходит как бы приостановка или искаженное развитие определенных структур коры головного мозга. Очень большое, а иногда и решающее значение здесь имеют недостатки социальной среды, в которой воспитывается малыш. Здесь на первом месте стоят дефицит материнской ласки, человеческого внимания, недостаток ухода за малышом. Именно по этим причинам так часто встречается задержка психического развития у детей, которые воспитываются в детских домах, круглосуточных яслях. В таком же тяжелом положении оказываются и предоставленные сами себе дети, воспитывающиеся в семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, ведут беспорядочный образ жизни.

     В клинической и психолого-педагогической литературе представлено несколько  классификаций задержки психического развития.

     Выдающийся  детский психиатр Г. Е. Сухарева, изучая детей, страдающих стойкой школьной неуспеваемостью, подчеркивала, что  диагностируемые у них нарушения необходимо отличать от легких форм умственной отсталости. Кроме того, как отмечала автор, задержку психического развития не следует отождествлять с задержкой темпа психического развития. Задержка психического развития - это более стойкая интеллектуальная недостаточность, в то время как задержка темпа психического развития представляет собой обратимое состояние. Основываясь на этиологическом критерии, то есть причинах возникновения задержки психического развития, Г. Е. Сухарева выделяла следующие ее формы:

     1. Интеллектуальная недостаточность в связи с неблагоприятными условиями среды воспитания или патологией поведения.

     2. Интеллектуальные нарушения при длительных астенических состояниях, обусловленных соматическими заболеваниями.

     3. Интеллектуальные нарушения при различных формах инфантилизма.

     4. Вторичная интеллектуальная недостаточность в связи с поражениями слуха, зрения, дефектами речи, чтения и письма.

     5. Функционально-динамические интеллектуальные нарушения у детей в резидуальной стадии и отдаленном периоде инфекций и травм центральной нервной системы.

     Исследования  М. С. Певзнер и Т.А.Власовой позволили  выделить две основные формы задержки психического развития:

     1. Неосложненный психофизический и психический инфантилизм,  связанный с вредными воздействиями на центральную нервную систему в период беременности, и задержку, возникающую на ранних этапах жизни ребенка в результате различных патогенных факторов, приведших к астеническим и церебрастеническим состояниям организма.

     2. «Вторичная» задержка психического развития, вызванная стойкой церебрастенией (повышенной истощаемостью психических функций) различного происхождения, возникшей на ранних этапах онтогенеза, в связи с чем нарушается в первую очередь познавательная деятельность и работоспособность.

     В. В. Ковалев выделяет четыре основных формы задержки психического развития, а внутри каждой формы автор выделяет различные варианты:

     1. Дизонтогенетическая форма задержки психического развития, при которой недостаточность обусловлена механизмами задержанного или искаженного психического развития ребенка:

     - интеллектуальная недостаточность при состояниях психического инфантилизма;

     - интеллектуальная недостаточность при отставании в развитии отдельных компонентов психической деятельности;

     - искаженное психическое развитие с интеллектуальной недостаточностью.

     Причины состояний: следствие нарушения  созревания наиболее молодых структур головного мозга, главным образом  системы лобной коры, и их связей. Этиологические факторы: конституционно-генетические; внутриутробная интоксикация; легкая форма родовой патологии; токсико-инфекционные воздействия в первые годы жизни

     2. Энцефалопатическая форма задержки психического развития, в основе которой лежит органическое повреждение мозговых механизмов на ранних этапах онтогенеза:

     - цереброастенические синдромы с запаздыванием школьных навыков, психоорганический синдром с интеллектуальной недостаточностью и нарушением высших корковых функций;

     - органическая интеллектуальная недостаточность при детских церебральных параличах;

     - интеллектуальная недостаточность при общих недоразвитиях речи (синдромы алалии).

     Причины состояния: обусловлена остаточными явлениями органического поражения головного мозга вследствие перенесенных мозговых инфекций, травм, интоксикаций.

     3. Задержка психического развития в связи с недоразвитием анализаторов (слепота, глухота, недоразвитие речи и пр.), обусловленная действием механизма сенсорной депривации:

     - интеллектуальная недостаточность при врожденной или рано приобретенной глухоте или тугоухости;

     - интеллектуальная недостаточность при слепоте, возникшей в раннем детстве.

     Причины состояния: сенсорная депривация, замедленное и искаженное развитие познавательных процессов в связи с дефицитом анализаторов (зрение и слух), которым принадлежит ведущая роль в познании окружающего мира.

     4. Задержка психического развития, вызванная дефектами воспитания и информационным дефицитом с раннего детства (педагогическая запущенность).

     Причины состояния: психическая незрелость родителей, психические заболевания у родителей, неадекватные стили семейного воспитания.

     Классификация В.В. Ковалева имеет большое значение в диагностике детей и подростков с задержкой психического развития. Однако необходимо учитывать, что автор  рассматривает проблему задержки психического развития не как самостоятельную  нозологическую группу, а как синдром  при многообразных формах дизонтогенеза (детский церебральный паралич, нарушение речи и пр.).

     Наиболее  информативной для психологов и  педагогов является классификация  К.С. Лебединской. На основе комплексного клинико-психолого-педагогического изучения неуспевающих младших школьников автор разработала клиническую систематику задержки психического развития.

     Так же как и классификация В.В. Ковалева, классификация К.С. Лебединской строится исходя из этиологического принципа и включает четыре основных варианта задержки психического развития:

     1. Задержка психического развития конституционального происхождения - диагностируется у детей с проявлениями психического и психофизического инфантилизма. В психологической литературе под ним подразумевается отсталость развития, проявляющаяся сохранением во взрослом состоянии физического строения или черт характера, присущих детскому возрасту. Его причинами чаще всего являются относительно легкие поражения головного мозга: инфекционные, токсические и другие, включая травмы и асфиксию плода.

     2. Задержка психического развития соматогенного происхождения - причинами данного типа задержки психического развития являются различные хронические заболевания, инфекции, детские неврозы, врожденные и приобретенные пороки развития соматической системы. При этой форме задержки психического развития у детей может присутствовать стойкое астеническое проявление, которое снижает не только физический статус, но и психологическое равновесие ребенка. Детям присуща боязливость, стеснительность, неуверенность в себе. Дети этой категории задержки психического развития мало общаются со сверстниками из-за опеки родителей, которые стараются оградить своих детей от лишнего, на их взгляд, общения, поэтому у них занижен порог межличностных связей. При этом виде задержки психического развития дети нуждаются в лечении в специальных санаториях. Дальнейшее становление и обучение этих, детей зависит от их состояния здоровья.

     3. Задержка психического развития психогенного происхождения - ее появление обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, которые препятствуют правильному формированию личности ребенка. Речь идет о так называемом социальном генезе, когда неблагоприятные условия социальной среды возникают очень рано, длительно воздействуют, травмируя психику ребенка, сопровождаясь психосоматическими расстройствами, вегетативными нарушениями. К. С. Лебединская подчеркивает, что данный тип задержки психического развития следует отличать от педагогической запущенности, которая во многом обусловлена недостатками процесса обучения ребенка в детском саду или школе. Развитие личности ребенка с задержкой психического развития психогенного происхождения идет по основным трем вариантам.

     Первый  вариант - психическая неустойчивость, возникающая как следствие гипоопеки. Ребенок воспитывается в условиях безнадзорности. Недостатки воспитания проявляются в отсутствии чувства долга, ответственности, адекватных форм социального поведения, когда, например, в трудных ситуациях ему не удается справляться с аффектом. Семья в целом не стимулирует психическое развитие ребенка, не поддерживает его познавательные интересы. На фоне недостаточных знаний и представлений об окружающей действительности, что препятствует усвоению школьных знаний, у этих детей проявляются черты патологической незрелости эмоциональной и волевой сфер: аффективная лабильность, импульсивность, повышенная внушаемость.

     Второй  вариант - при котором выражена гиперопека - изнеживающее воспитание, когда ребенку не прививаются черты самостоятельности, инициативности, ответственности, добросовестности. Часто это случается с поздно родившимися детьми. На фоне психогенного инфантилизма, помимо неспособности к волевому усилию, у ребенка характерными становятся эгоцентризм, нежелание систематически трудиться, установка на постоянную помощь, желание всегда быть опекаемым.

     Третий  вариант - неустойчивый стиль воспитания с элементами эмоционального и физического  насилия в семье. Его возникновение  провоцируют сами родители, грубо  и жестоко обращающиеся с ребенком. Один или оба родителя могут быть деспотичны, агрессивны по отношению  к собственному сыну или дочери. На фоне таких внутрисемейных отношений  постепенно формируются патологические черты личности ребенка с задержкой психического развития: робость, боязливость, тревожность, нерешительность, недостаточная самостоятельность, безынициативность, лживость, изворотливость и, нередко, нечувствительность к чужому горю, что приводит к значительным проблемам социализации.

Информация о работе Систематика задержки психического развития