Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 23:31, дипломная работа
Цель исследования заключается в анализе социально-психологических особенностей детей с задержкой психического развития; в сравнении со здоровыми детьми.
Задачи исследования:
– проанализировать социально-психологического климат семей, имеющих детей с задержкой психического развития.
– изучить особенности семей, имеющих детей с задержкой психического развития.
– выявить личностные особенности младших школьников с задержкой психического развития в сравнении со здоровыми детьми.
Введение 3
Глава I. Психологические особенности детей с задержкой психического развития. 8
1.1. Специфика психического развития ребенка. 8
1.2. Факторы, влияющие на развитие ребенка. 15
1.3. Стратегия исследования психического ребенка. 25
1.4. Социально-психологическая характеристика детей с ЗПР. 32
Глава II. Экспериментальное исследование социально-психологическое особенностей детей с задержкой психического развития. 50
2.1. Цель, задачи, гипотеза исследования. 50
2.2. Методики исследования. 51
2.3. Результаты исследования. Обсуждение результатов. 57
Заключение. 65
Литература.
По фактору – Q 3 «организованный – не организованный» у детей с задержкой психического развития низкие оценки – 75%, высокие – 25%, у здоровых детей 40% и 60%. У детей с задержкой психического развития низкие оценки по этому фактору и это указывает на слабую волю и плохой самоконтроль. Деятельность таких лиц неупорядочена, хаотична. Они часто теряются, действуют не равномерно, безалаберно. Нередко они оставляют дело не законченным, чтобы без достаточного обдумывания взяться за что-то другое. Здоровые дети наоборот, умеют хорошо контролировать свои эмоции и поведение. Они думают, прежде чем действовать, упорно, преодолевают препятствия, не останавливаются при столкновении с трудными проблемами, склонны доводить начатое дело до конца.
По фактору Q 4 «напряженный – расслабленный» у детей с задержкой психического развития низкие оценки – 30%, высокие – 70%, у здоровых детей низкие оценки – 60%, высокие – 40%. Дети с задержкой психического развития постоянно находятся в состоянии возбуждения, с большим трудом успокаиваются, чувствуют себя разбитыми, усталыми. Такие дети характеризуются эмоциональной не устойчивостью с преобладанием пониженного настроения, раздражительностью, негативным отношением к критике. Здоровые дети напротив отличаются расслабленностью, хорошим настроением, невозмутимостью.
Статистический анализ результатов по методике «Тест – опросник Кеттела» мы проводили с помощью U – критерия Манна – Уитни. Этот критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню, какого – либо признака, количественно измеренного.[57,49]
По фактору А «сдержанный – общительный» U эмп.=130, U кр.=138 для уровня значимости p=0,05. Таким образом, результаты достоверны на уровне p=0,05. Следовательно, для данной выборки группа здоровых детей превосходит группу детей с задержкой психического развития по данному фактору.
По фактору В «мышление конкретное – абстрактное» U эмп.=80, Uкр.=114 для уровня значимости p<0,01. Таким образом, результаты достоверны на уровне значимости p<0,01. Следовательно, для данной выборки группа здоровых детей превосходит группу детей с задержкой психического развития по данному фактору.
По фактору С «эмоциональная неустойчивость – устойчивость» U эмп.=120, U кр.=138, для уровня значимости p=0,05. Таким образом, результаты достоверны на уровне p=0,05. Следовательно для данной выборки группа здоровых детей превосходит группу детей с задержкой психического развития по данному фактору.
По фактору D «зависимый от группы – самостоятельный» U эмп.=90, U кр.=138, для уровня значимости p<0,01. Таким образом, результаты достоверны на уровне значимости p<0,01. Следовательно, для данной выборки группа здоровых детей превосходит группу детей с задержкой психического развития по данному фактору.
По фактору Е «серьезный – беспечный» U эмп.=50, U кр.=114, для уровня значимости p<0,01. Таким образом, результаты достоверны на уровне значимости p<0,01. Следовательно, для данной выборки группа здоровых детей превосходит группу детей с задержкой психического развития по данному фактору.
По фактору F «с выраженным Я – не принципиальный» U эмп.=105, U кр.=114, для уровня значимости p<0,01. Таким образом, результаты достоверны на уровне значимости p<0,01. Следовательно, для данной выборки группа здоровых детей превосходит группу детей с задержкой психического развития по данному фактору.
По фактору G «сила сверх Я – слабость сверх Я» U эмп.=60, U кр.=114, для уровня значимости p<0,01. Таким образом, результаты достоверны на уровне значимости p<0,01. Следовательно, для данной выборки группа здоровых детей превосходит группу детей с задержкой психического развития по данному фактору.
По фактору H «жесткий – мягкий» U эмп.=110, U кр.=114, для уровня значимости p<0,01. Таким образом, результаты достоверны на уровне значимости p<0,01. Следовательно, для данной выборки группа здоровых детей превосходит группу детей с задержкой психического развития по данному фактору.
По фактору I «доверчивый – подозрительный» U эмп.=85, U кр.=114, для уровня значимости p<0,01. Таким образом, результаты достоверны на уровне значимости p<0,01. Следовательно, для данной выборки группа здоровых детей превосходит группу детей с задержкой психического развития по данному фактору.
По фактору О «спонтанный – контролирующий себя» U эмп.=115, U.кр.=138, для уровня значимости p=0,05. Таким образом, результаты достоверны на уровне p=0,05. Следовательно, для данной выборки группа здоровых детей превосходит группу детей с задержкой психического развития по данному фактору.
По фактору Q 3 «организованный – неорганизованный» U эмп.=65, U кр.=114,для уровня значимости p<0,01. Таким образом, результаты достоверны на уровне значимости p<0,01. Следовательно, для данной выборки группа здоровых детей превосходит группу детей с задержкой психического развития по данному фактору.
По фактору Q 4 «напряженный – расслабленный» U эмп.=125, U кр.=138, для уровня значимости p=0,05. Таким образом, результаты достоверны на уровне p=0,05. Следовательно, для данной выборки группа здоровых детей превосходит группу детей с задержкой психического развития по данному фактору.
В результате проведенного исследования приходим к выводам:
1.Дети с задержкой психического развития гораздо чаще, чем здоровые дети, характеризуются необщительностью, замкнутостью, ригидностью.
2.Дети с задержкой психического развития характеризуются переменчивостью интересов, склонностью к лабильности, раздражительностью, утомляемостью, недисциплинированностью.
3.Дети
с задержкой психического
4.Дети
с задержкой психического
Таким образом, гипотеза о том, что дети
с ЗПР характеризуются определенными
особенностями личности, которые затрудняют
их социальную адаптацию, подтверждается.
Заключение
В последнее время все большую значимость приобретает положение о том, что формирование высшей психической деятельности происходит в процессе социального развития ребенка. Известно, что одним из ведущих негативных социальных условий в формировании отклонений в развитии ребенка является неблагополучная родительская семья. Образ жизни неблагополучной семьи закладывает основу будущего социального и биологического неблагополучия ребенка, начиная уже с первых дней жизни. В таких семьях чаще всего встречается пьянства среди близких лиц, часто взгляды родителей на воспитание ребенка не совпадают из-за чего происходят конфликты, иногда в присутствии детей.
Особое место занимает семья, в которой появился ребенок с заболеваниями нервной системы, поэтому трудности, которые испытывает данная семья, значительно отличаются от повседневных забот, волнующих обычную семью. Рождение ребенка с отклонениями в развитии является испытанием для всех членов семьи, так как ставит родителей перед тяжелыми и неожиданными проблемами.
Но, прежде всего семья ребенка-инвалида, как правило, испытывает материальные трудности, и нередко многие семьи находятся на границе нищеты.
В социально-неблагополучных семьях, где на участие родителей в реабилитации не приходится рассчитывать, следует сразу ориентироваться на внесемейные методы реализации реабилитационной программы. Необходимо помочь родителям устроить ребенка в специальные дошкольные учреждения или школы.
Психолого-педагогическая поддержка семьи в условиях дошкольного образовательного учреждения должна быть направлена:
– на обучение родителей навыкам ухода за ребенком, что позволит уменьшить состояние психологического дискомфорта, вызванного его заболеванием;
– на ознакомление родителей с закономерностями психофизического развития ребенка;
– на обучение родителей приемам организации игровой и учебной деятельности, способствующей психическому развитию;
– на организацию системы внутрисемейных отношений;
– на расширение информированности родителей о потенциальных возможностях ребенка, о его перспективах, как в социальном плане, так и в медицинском аспекте с целью формирования у них конструктивной и адекватной позиции в отношении будущего своего ребенка.
В данной работе мы
Им свойственна конкретность и некоторая ригидность мышления, имеет место, дезорганизация мышления, выражена переменчивость интересов, склонность к лабильности, раздражительность, утомляемость. У детей с задержкой психического развития чаще наблюдается не дисциплинированность, они чаще бывают, обособленны, отчужденны, подозрительны, ригидны. У них более низкий интеллект, низкие общие мыслительные способности. Им трудно решать абстрактные задачи, они медленно обучаются и медленно соображают. Им присуща эмоциональная неустойчивость. Дети с задержкой психического развития имеют невротические симптомы, уклоняются от ответственности.
Таким образом, гипотеза исследования о том что, дети с задержкой психического развития характеризуются определенными особенностями личности, которые затрудняют их социальную адаптацию, подтверждается.
Итак, возможности детей с умственными
и физическими ограничениями, так же как
и возможности их семей в сфере образования,
получения доходов, обеспечения жильем,
участия в социальной, культурной, экономической
жизни, не адекватны возможностям здоровых
людей. Необходимо создавать условия для
интеграции инвалидов в общество и формировать
предпосылки к независимой жизни этой
части населения.
Литература
1.Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие детей. М., 1983.
2.Кап-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
3.Ковалев А.Г. Психология личности. 3-е изд. М., 1976.
4.Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. М., 1995.
5.Козлова С. Нравственное воспитание детей в труде // Дошкольное воспитание. М., 1986.
6.Коломенский Я.Л. Психология детского коллектива. Минск, 1984.
7.Коломенский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологические особенности игровой и трудовой деятельности детей // Вопросы психологии. М., 1986. № 5.
8.Коломенский Я.Л., Панъко Е.А. Психология детей младшего школьного возраста: Учебное пособие. Минск, 1999.
9.Коломенский Я.Л., Панъко Е.А. Учителю о психологии детей младшего школьного возраста. М., 1988.
10.Коломенский Я.Л., Паньков Е.Л. Что такое педагогическое общение // Дошкольное воспитание. 1985. № 6. С. 39-43.
11.Кольцова М. Ребенок учится говорить. М., 1973.
12.Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций. М., 1973.
13.Кольцова М.М. Развитие двух сигнальных систем у ребенка. М., 1980.
14.Комарова Т.С. Изобразительное творчество в детском саду. М., 1984.
15.Комисаренко Т. О контактах со сверстниками // Дошкольное воспитание. М., 1977. № 2. С. 19-21.
16.Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., 1979.
17.Кон И.С. В поисках себя // Личность и ее самосознание. М., 1984.
18.Кондратенко Т.Д., Котырло В.К., Ладывир С.А. Обучение старших дошкольников. Киев, 1986.
19.Кондратьева С.В. Учитель – ученик. М., 1984.
20.Кондратенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С.А. Общая психотерапия. Минск, 1999.
21.Кондратенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. Минск, 1988.
22.Коненко Е.Л. В мире раннего детства. Киев, 1985. С.56.
23.Костюк Г.С. Принцип развития в психологии // Избр. психологические труды. М., 1988. С. 99-131.
24.Котырло В.К. Психологические вопросы взаимосвязи семейного и общественного воспитания детей // За единство принципов воспитания детей в детском учреждении и семье. М., 1982.
Информация о работе Социально-психологические особенности детей с задержкой психического развития