Психологические особенности обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 21:14, реферат

Описание работы

Обучению принадлежит важное место в педагогической теории и практике. Педагогическая теория обучения именуется дидактикой*. Практически обучение обычно организовано лучше других направлений педагогической работы, а его участники (учителя, преподаватели, школьники, студенты, практики) осуществляют его почти всегда успешнее, чем воспитание и развитие.

Работа содержит 1 файл

Психология реферат.docx

— 35.33 Кб (Скачать)

  Министерство образования и науки Украины 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Реферат

  на  тему: « Психологические особенности обучения» 
 
 

                студентки II курса

                экономического  факультета

                  группы « Финансы и кредит»

                заочного  отделения  
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Харьков 2010 

  Педагогические основы  обучения

 

  Обучение  в образовательном  процессе.

  Обучению  принадлежит важное место в педагогической теории и практике. Педагогическая теория обучения именуется дидактикой*. Практически обучение обычно организовано лучше других направлений педагогической работы, а его участники (учителя, преподаватели, школьники, студенты, практики) осуществляют его почти всегда успешнее, чем воспитание и развитие. Это  не означает, что тут все просто и решается без проблем. Нужно  глубоко разбираться в вопросах дидактики, чтобы достигать высоких  результатов.

  От  греч. didaktikos — поучающий.

 

  Сущностью обучения считается формирование знаний, навыков и умений. Во взаимосвязях с образованием, воспитанием и  развитием обучение не только зависимо, но и само призвано влиять на них. Поскольку  его положение в функционировании образовательного учреждения ведущее, эти влияния имеют особое значение. Возможности обучения используются полно, когда кроме основной функции  — обучающей, в ходе его максимально  реализуются три другие — образовательная, воспитательная и развивающая. Все  эти функции должны быть органически  присущи всем элементам обучения — преподаванию, учению, содержанию, формам, методам и др. Надо вести  обучение так, чтобы процесс приобретения профессиональных знаний, навыков и  умений приносил одновременно образовательные, воспитательные и развивающие результаты. Выигрывает от этого и само обучение.

 

  Педагогические  принципы профессионального  обучения

  Впервые педагогические принципы обучения были разработаны Я.А. Коменским, который   трактовал   дидактику   как  «универсальное искусство обучения всех всему». В основу их он положил  принцип природосообразности, т. е. соответствия обучения природе человека, говоря современным языком — объективным закономерностям обучения. За прошедшие четыре сотни лет его принципы частично изменились, были дополнены новыми, классифицированы, конкретизировались к специфике того или иного вида обучения.

  Закономерности  профессионального обучения имеют  свои особенности в сравнении  со школьным обучением, принципы которого широко представлены в учебниках  по педагогике (фактически — школьной педагогике). Обоснованно различать закономерности общие, присущие всей педагогической системе обучения, и по группам, компонентам ее. На этой основе выделяется система педагогических принципов профессионального обучения, включающая общие, содержательные, организационные и методические принципы. В дополнение к каждому принципу существуют рекомендательные положения, конкретизирующие пути его реализации и именуемые в педагогике правилами (иногда — требованиями).

    К общим принципам профессионального  обучения, которым подчиняются все  элементы педагогической системы обучения, относятся:

  • принцип природосообразности;
  • принцип научности, определяющий при обучении научность не только содержания, но и осуществления, организации, методики;
  • принцип педагогической комплексности, указывающий на необходимость постоянно искать пути не только обучения, но и достижения на занятиях параллельного образовательного, воспитательного и развивающего эффекта;
  • принцип гуманизма;
  • принцип гражданственности, требующий учить профессионалов умению за мелочами повседневных профессиональных дел усматривать задачи построения цивилизованного общества и сильного российского государства, обеспечения мира, экологии, здоровья народа. Необходимо связывать содержание, организацию и методику каждого занятия с этими вопросами, имеющими хоть какое-то отношение к его теме.            

  Группа  содержательных принципов обучения отражает зависимости эффективного обучения от целей, задач и содержания обучения.

  Принцип целеустремленности учитывает закономерную связь обучения с ответом на вопрос: какие знания, навыки и умения надо сформировать у обучающихся.

  Правило реализации портрета (модели) профессионала  требует подчинять цели и задачи обучения формированию у обучающихся  всех компонентов профессионализма и иных, предусмотренных ею.

  Правило актуальности (связи с жизнью) требует  постоянно совершенствовать содержание обучения, приближать его к реальностям  жизни, подготовке к решению задач  профессиональной деятельности, ее трудных  проблем, новому опыту, лучшим технологиям  и способам действий.

  Правило международной интегративности — требование учитывать зарубежный опыт обучения и международные образовательные стандарты.

  Принцип единства фундаментальности и профессиональной практичности отвечает основному предназначению обучения — подготовке высокообразованного профессионала, способного практически решать стоящие перед ним задачи на уровне мировых достижений. Его правила:

  • фундаментальности — обучать, непременно ориентируясь на формирование у обучающихся общей и профессиональной образованности;

  • профессионализации — отбирать содержание, соответствующее специфике* профессиональной деятельности, к которой готовятся  обучающиеся;

  • единства теории и практики — обеспечивать осмысленное, базирующееся на обстоятельных  знаниях усвоение и применение навыков, умений, развитие профессионального  мышления, профессиональной культуры и других элементов профессионализма;

  • практичности — доводить все знания будущих специалистов до понимания, где, когда, для чего и как их применять, а осваиваемые профессиональные действия — до уровня навыков и  умений.

  Принцип единства изучения основ и мировых  достижений науки, образования и  практики формулирует зависимость  успехов обучения от представленности в нем всего современного и лучшего в человеческом знании и опыте. Из этого вытекают правила:

  • изучения научных и эмпирических основ профессиональной деятельности, специальности;
  • обучения на современных достижениях науки и мировой практики;
  • обучения в соответствии с реальными потребностями и запросами российской действительности.

  Организационные педагогические принципы обучения основаны на закономерных связях результатов  обучения с организационным порядком при его осуществлении.

  Принцип единства группового, дифференцированного  и индивидуального походов в  обучении отражает организационную, психолого-педагогическую и экономическую необходимость  обучать группы людей и в то же время каждого из них. Обучение один на один дорого, не во всем безупречно, да просто и невозможно.

  Классно-урочный  подход в обучении разработан Я.А. Коменским  и не нашел замены до сих пор. Суть его — обучающиеся объединяются в учебные группы, в которых  проводятся занятия (уроки) в специальных  учебных помещениях. В группах  возникает и особые атмосфера, взаимоотношения, которые способствуют успеху обучения.

  Правило дифференциации определяет целесообразность сводить в группы обучающихся  по какому-то общему признаку: возрасту, уровню образованности, изучаемой специальности, интересам, успеваемости, одаренности и др. В ряде ведомств есть необходимость обучать специальные группы как единицы профессиональной деятельности (следственно-оперативные группы, экипажи самолетов и судов, отряды спасателей и др.).

  Правило индивидуализации — обязательное для  всех видов педагогической работы, в том числе и обучения.

  Правило прогрессивного сокращения численности  групп с повышением уровня, ступени  образования и требований к качеству обучения каждого обучающегося.

  Принцип преемственности и систематичности  исходит из необходимости осваивать  учебный план, программы, темы, формировать  у обучающихся знания, навыки и умения в продуманно организованном системном порядке, где все обоснованно связано по содержанию, времени, структуре.

  Правило преемственности, опоры на имеющийся  у обучающихся уровень образованности, развитости и воспитанности требует  продолжать то, чему обучались они  ранее, на предшествующих ступенях и  уровнях образования, двигаться  вперед, а не дублировать и не топтаться на месте.

  Правило психолого-педагогического комплексирования дисциплин в учебном процессе рекомендует исходить из связей между  ними и профессионализмом. При практическом решении задач в сознании профессионала всплывают из памяти и используются разные знания (специальные, социальные, технические, экономические, финансовые, правовые, психологические, управленческие и др.), вспоминаются рекомендации, аналогичные случаи из практики, возникают многочисленные ходы мысли, соображения, взвешивание «за» и «против» и многое другое. Практику безразлично, к какой учебной дисциплине относятся те или иные знание, мысль, умозаключение, аргумент, аспект, норма. Что приходит на ум — зависит от решаемой задачи и того, как знания переплетены в его сознании. Образно говоря, как был «намотан клубок знаний» при обучении, так он и «разматывается».

  В учебном процессе комплексный по своей сущности профессионализм  распределяется по учебным дисциплинам, целое разбивается на части. В  каком порядке их изучать, как  «наматывать клубок»? Бывает, что  это делается малообоснованно. Видимо, полагают, что главное — «загрузить»  память обучающихся, а в процессе мышления все само по себе свяжется, образуется, «разложится по полочкам». В действительности оптимальный  результат получается лишь при сближенном по времени и согласованном (по возможности  параллельно-ступенчатом, «перекрывающем») изучении взаимосвязанных дисциплин  и вопросов на макроуровне организации учебного процесса и на микроуровне — в методике проведения занятий.

  Правило опоры на уровень усвоения обучающимися предшествующего учебного материала  рекомендует считаться с тем, с какой глубиной и прочностью усвоен ранее изучавшийся материал.

  Принцип системно-педагогической организованности обязывает строить обучение как  педагогическую систему со всеми  присущими ей элементами и связями.

  Правило целенаправленной организации обучения требует продуманно обеспечивать выполнение того, что намечено, что составляет его цели и задачи.

  Правило деловитости и эффективности  обязывает организовывать обучение так, чтобы намеченный результат  был безусловно получен. Главные критерии эффективности — не во внешнем благополучии (сколько наглядных пособий показано, сколько примеров из практики приведено, есть конспект у преподавателя или нет и пр.), а в тех знаниях, навыках и умениях, которые были на деле приобретены или усовершенствованы обучающимися.

  Правило обеспечения предполагает наличие  достаточной и качественной учебной  литературы и методических документов, оборудованных помещений (учебных  кабинетов, спортивных залов), учебных  площадок, учебных средств (тренажеров, современных образцов учебной техники), технических средств обучения (проекционных устройств, аудио- и видеоаппаратуры, персональных компьютеров и др.), средств наглядности (схем, рисунков, фотографий, кино- и видеофильмов, макетов, наборов слайдов и др.); расходных материалов; средств обеспечения безопасности и др. Все это должно соответствовать тому, что изучается в программах и на каждом занятии.

  Принцип плановости и дисциплины обучения подчеркивает важность четкой продуманности, ясности  в подготовке занятий и выполнении намеченного при их проведении.

  Правило планирования определяет роль планов обучения (на весь срок обучения, курсовых, годовых, семестровых, месячных, отдельных  занятий, общих, факультетских, кафедральных, предметных, индивидуальных и др.) и  выполнения их.

  Правило дисциплины связывает результаты обучения с посещаемостью обучающимися занятий и выполнением текущих и рубежных учебных заданий. Без соблюдения этого правила обучение похоже на плетение рыболовной сети с огромными дырами.

  Правило высокого уровня организации занятий  требует, чтобы каждое занятие было хорошо подготовлено, обеспечено, должно начаться точно во время и в  назначенном месте, пройти организованно, с максимальной посещаемостью.

Информация о работе Психологические особенности обучения