Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 23:31, дипломная работа
Цель исследования заключается в анализе социально-психологических особенностей детей с задержкой психического развития; в сравнении со здоровыми детьми.
Задачи исследования:
– проанализировать социально-психологического климат семей, имеющих детей с задержкой психического развития.
– изучить особенности семей, имеющих детей с задержкой психического развития.
– выявить личностные особенности младших школьников с задержкой психического развития в сравнении со здоровыми детьми.
Введение 3
Глава I. Психологические особенности детей с задержкой психического развития. 8
1.1. Специфика психического развития ребенка. 8
1.2. Факторы, влияющие на развитие ребенка. 15
1.3. Стратегия исследования психического ребенка. 25
1.4. Социально-психологическая характеристика детей с ЗПР. 32
Глава II. Экспериментальное исследование социально-психологическое особенностей детей с задержкой психического развития. 50
2.1. Цель, задачи, гипотеза исследования. 50
2.2. Методики исследования. 51
2.3. Результаты исследования. Обсуждение результатов. 57
Заключение. 65
Литература.
Оценки F + характерны для человека, который имеет более простой оптимистичный характер, легко относится к жизни, верит в удачу, мало заботится о будущем. Такой человек часто демонстрирует находчивость и остроумие, получает удовольствие от вечеринок, зрелищных мероприятий работы, предполагающей разнообразие, перемены, путешествия.
Оценки F – характерны для человека ответственного, трезвого и серьезного в своем подходе к жизни. Но наряду с этим он склонен все усложнять и подходить ко всему слишком серьезно и осторожно. Его постоянно заботит будущее, последствия его поступков, возможности неудач и несчастий. Такой человек для защиты от неудач принимает предохранительные меры, старательно планирует свои поступки.
Оценки G + характерны для человека с развитым чувством ответственности, обязательного и добросовестного. Такой человек порядочен не потому, что это может оказаться выгодным, а потому, что у него такие убеждения. Подобные люди точны и аккуратны в деталях, любят порядок, стремятся не нарушать правила, обладают хорошим самоконтролем.
Оценки G – характерны для человека, который проявляет слабый интерес к общественным нормам и не прилагает усилий для их выполнения. Он может презрительно относиться к моральным ценностям и ради собственной выгоды способен на нечестность и обман. Такой человек склонен к непостоянству, может иметь тенденции к социопатии.
Оценки H + характерны для человека нечувствительного к угрозам, смелого, решительного, имеющего тягу к риску и острым ощущениям. Такой человек не теряется при столкновении с нестандартными ситуациями и быстро забывает о неудачах, не делая необходимых выводов. Кроме этого, такая личность не испытывает трудности в общении, легко вступает в контакты, любит часто находиться на виду, не стесняется публичных выступлений.
Оценки H – характерны для человека, который обладает сверхчувствительной нервной системой и остро реагирует на любую угрозу. Такие люди зачастую робки, застенчивы, не уверены в своих силах, часто терзаются чувством собственной неполноценности. Человек с низким значением по фактору H, как правило, медлителен, сдержан в выражении своих чувств, предпочитает иметь одного или двух близких друзей, проявляет заботу и внимание к окружающим, но не может поддерживать широкие контакты и не работать вместе с другими.
Оценки I + характерны для человека, отличающегося мягкостью, утонченностью, образностью, художественным восприятием мира. Такой человек зачастую обладает богатым воображением, тонким эстетическим вкусом и действует, ориентируясь на собственную интуицию. Он не любит «грубых» людей и «грубую» работу, но обожает путешествия и новые впечатления. Для него типичны тревожность и беспокойство по поводу состояния здоровья, снисходительность к себе и другим, зависимость и потребность в любви, внимании и помощи со стороны других людей.
Оценки I – характерны для человека, который отличается мужественностью, стойкостью, практичностью в делах и реализмом в оценках. В жизни человек опирается на здравый смысл и логику, больше доверяет рассудку, чем чувствам, интуиции предпочитает расчет, психические травмы одолевает за счет рационализации. Подобные люди независимы, придерживаются собственной точки зрения, склонны принимать на себя ответственность.
Оценки О+ характерны для человека тревожного, подавленного, озабоченного, с пониженным настроением, легко плачущего. Такой человек склонен к печальным размышлениям в одиночестве, легко подвержен различным страхам и тяжело переживает любые жизненные неудачи. Он не верит в себя, склонен к самоупрекам, недооценивает свои возможности, знания, способности. Для него характерны развитое чувство долга, подверженность чужому влиянию, зависимость настроения и поведения от одобрения или неодобрения со стороны окружающих. В обществе подобный человек чувствует себя неуютно и неуверенно, держится скромно и обособленно.
Оценки О – характерны для человека веселого, бодрого, жизнерадостного. Он может легко переживать жизненные неудачи, верит в себя, не предрасположен к страхам, самоупрекам и раскаиванию, слабо чувствителен к оценкам окружающих.
Оценки Q 3 + свидетельствуют об организованности, умении хорошо контролировать свои эмоции и поведение. Такие личности способны эффективно управлять своей энергией и умеют хорошо планировать свою жизнь. Они думают, прежде чем действовать, упорно преодолевают препятствия, останавливаются при столкновении с трудными проблемами, склонны доводить начатое до конца и не дают обещания, которые не могут выполнить. Подобные люди хорошо осознают социальные требования и заботятся о своей общественной репутации.
Оценки Q 3 – характерны для слабовольных и обладающих плохим самоконтролем людей. Такие люди слабо способны придать своей энергии конструктивное направление и не расточать ее. Они не умеют организовывать время и порядок выполнения дел. Как правило, подобные люди не остаются долго на одной работе и в силу этого не достигают мастерства и не идентифицируют себя с профессиональной деятельностью.
Оценки Q 4+ характерны для человека, у которого выражен классический невроз тревожности. Подобные люди постоянно находятся в состоянии суждения, с большим трудом успокаиваются, чувствуют себя разбиты, усталыми и не могут оставаться без дела даже в обстановке, способствующей отдыху. Для таких людей характерны эмоциональная неустойчивость с преобладанием пониженного настроения, раздражительность, проблемы со сном, негативное отношение к критике.
Оценки Q 4 – характерны для людей, которые
отличаются расслабленностью, отсутствием
сильных побуждений и желаний. Такие люди
невозмутимы, спокойно относятся и к удачам,
и к неудачам, находят удовлетворение
в людях положении дел и не стремятся к
достижениям и переменам.
2.3. Результаты исследования. Обсуждение результатов.
В ходе психологического исследования мною проводилась первичная беседа с родителями с целью знакомства с проблемами семьи, изучение ребенка, определение круга проблем.
В группе детей с ЗПР результаты распределились следующим образом (Приложение 3). Патология в протекании беременности наблюдалась у 15 матерей (75% случаев). Травма головы в детском возрасте наблюдались соответственно у 7 человек (35%). Замедленное развитие ходьбы, речи отмечалось у 20 человек (100%). Позднее появление сюжетно – ролевых игр отмечалось у 20 человек (100%). Детский сад посещали 16 человек (80%). Дети с задержкой психического развития практически все пошли в школу с 8 лет (18 человек – 90%), а с 7 лет только 2 (10%) из 20 опрошенных. Среди детей с задержкой психического развития не соблюдают нормы поведения на уроке 12человек (60%). Требования родителей дома выполняют 15 детей (75%). Дети с задержкой психического развития меньше и реже играют с другими детьми (14 человек – 70 %), причем предпочитают играть с детьми более младшего возраста. Чаще ссорятся со сверстниками дети с задержкой психического развития (16 человек – 80 %), они более обидчивы, агрессивны, не умеют уступать друзьям в игре. В семье детей с задержкой психического развития часто взгляды родителей на воспитания ребенка не совпадают (12 человек – 60 %), из – за чего происходят конфликты, иногда в присутствии детей. В таких семьях часто встречается пьянство среди близких лиц (10 человек – 50 %) и этот фактор отрицательно влияет на психологическое развитие ребенка и его поведение. В семье детей с задержкой психического развития, как правило, родители мало уделяют внимание ребенку (8 человек – 40 %), редко читают с ним сказки (6 человек – 30 %), ходят вместе в цирк и в театр лишь 10 % (2 человека).
В группе здоровых детей результаты распределились следующим образом (Приложение 3). Патология в протекании беременности наблюдалось у 7 матерей (35%). Травмы головы в раннем детстве наблюдались у 2 человек (10%). Замедленное развитие ходьбы, речи отмечалось у 3 человек (15%). Отсутствие или позднее появление, бедность и однообразие сюжетных игр отмечалось у 3 человек (15%). Среди здоровых детей детский сад посещали 20 человек (100%). Здоровые дети все пошли в школу с 7 лет (20 человек – 100%). Среди здоровых детей не соблюдают нормы поведения на уроке лишь 7 человек (35%). Требования родителей дома выполняют 10 человек (50%). Здоровые дети чаще и активнее играют с другими детьми (18 человек – 90%), любят более активные игры, редко ссорятся со сверстниками (8 человек – 40%),но если происходит ссора – быстро мирятся и забывают свои обиды. В семье детей с нормальным развитием взгляды родителей на воспитание ребенка часто совпадают (16 человек – 80%), в таких семьях редко злоупотребляют алкоголем (3 человека – 15%). В нормальных семьях родители уделяют достаточное количество времени ребенку (20 человек – 100%),читают с ними сказки (16 человек – 80%), часто посещают с ребенком различные культурно – развивающие мероприятия (14 человек – 70%).
Вторая используемая методика в данной работе: Тест – опросник Кеттела. Этот тест состоит из 12 факторов, универсален, практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности детей. Вопросы носят проективный характер, отражают обычные жизненные ситуации.
В процессе данного исследование выявились следующие результаты (Приложение 4):
По фактору A «сдержанный общительный» у детей с задержкой психического развития низкие оценки 65%, высокие оценки 35%. Соответственно, у здоровых детей низкие оценки – 25%, высокие 75%. Таким образом, дети с задержкой психического развития более склонны к обособленности, отчужденности. Они более сухие, холодные, более ригидные и упрямые им присуще тревожность и конфликтность. В тоже время для здоровых детей в основной массе более характерны такие качества как доброта, сердечность, они более гибкие и легки в общении.
По фактору B «мышление конкретное – абстрактное» для детей с задержкой психического развития низкие оценки – 90%, высокие оценки – 10%. В тоже время у здоровых детей выявлено: низкие оценки – 15%, высокие оценки – 85%. То есть дети с задержкой психического развития имеют значительно худшие результаты по интеллектуальным тестам. У них низкие общие мыслительные способности, им трудно решать абстрактные задачи, они медленнее соображают и медленно обучаются. Здоровые дети обладают более высокими мыслительными способностями, могут решать абстрактные задачи и значительно быстрее обучаются.
По фактору C «эмоциональная неустойчивость – устойчивость» у детей с задержкой психического развития низкие оценки – 70%, высокие оценки – 30%. У здоровых детей низкие оценки – 20%, высокие оценки – 80%. Соответственно, дети с задержкой психического развития характеризуются эмоциональной не устойчивостью, они легко расстраиваются, тревожны, имеют невротические симптомы. Они уклоняются от ответственности, не выдержанны, возбудимы, неустойчивы в своих интересах. Здоровые дети наоборот эмоционально устойчивые, спокойные, они свободны от невротических симптомов. Им характерно реалистическое отношение к жизни, умение держать себя в руках, их интересы постоянны.
По фактору D «зависимый от группы – самостоятельный» у детей с задержкой психического развития низкие оценки – 30%, высокие 70%, а у здоровых детей соответственно, низкие оценки – 75% и высокие – 25%. Таким образом, детям с задержкой психического развития характерны возбудимость, беспокойство, непостоянство и бесцеремонность. Так же у детей с задержкой психического развития высокие оценки по этому фактору свидетельствуют о не умении владеть собой, держать себя в руках. Поведение таких детей сильно зависит от текущего состояния. Они могут быть прилежными в спокойном состоянии и сильно раздражать своим поведением в состоянии утомления, обиды, неудовлетворенности. Здоровые дети гораздо более уравновешенны, спокойны, самокритичны. Они хорошо владеют собой, сохраняют спокойствие и уравновешенность даже в не благоприятных ситуациях.
По фактору E «серьезный – беспечный» у детей с задержкой психического развития, низкие оценки – 70%, высокие оценки – 30%. Соответственно у здоровых 25% и 75%. Дети с задержкой психического развития более конформны, более ведомы, неуверенны в себе. Здоровые дети настойчивы, независимы, самоуверенны.
По фактору F «с выраженным Я – не принципиальный» у детей с задержкой психического развития, низкие оценки – 60%, высокие оценки – 40%. Здоровые дети 35% и 65% соответственно. Дети с задержкой психического развития более пессимистичны, тревожны, подозрительны, более вялые и ригидные. Здоровые дети жизнерадостны, общительны, подвижны, находчивы.
По фактору G» сила сверх Я – слабость сверх Я» у детей с задержкой психологического развития, низкие оценки – 65%, высокие оценки – 35%. Здоровые дети соответственно 30% и 70%. Дети с задержкой психического развития безответственны, незрелые, непостоянные, притворствуют своим желаниям. Здоровым детям присуще более высокая совестливость, ответственность, обязательность. Они более зрелые, более настойчивы и требовательны к порядку.
По фактору H «жесткий – мягкий» у детей с задержкой психического развития, низкие оценки – 70%, высокие оценки – 30%. Здоровые дети соответственно 35% и 65%. Дети с задержкой психического развития более робкие, чаще бывают озлоблены, смущаются в присутствие противоположного пола, их интересы ограничены. Здоровые дети более общительны, дружелюбны, оживляются в присутствии противоположного пола, отзывчивы.
По фактору I «доверчивый – подозрительный» у детей с задержкой психического развития, низкие оценки – 65%, высокие оценки – 35%. Здоровые дети соответственно 20% и 80%. Дети с задержкой психического развития более жестоки, суровые, не склонны к фантазиям. Здоровые дети мягкосердечные, эстетично-утонченные, склонны к фантазиям.
По фактору О «спонтанный – контролирующий себя» у детей с задержкой психического развития низкие оценки – 30%, высокие – 70%, у здоровых детей 85% и 15%. У детей с задержкой психического развития высокие оценки по этому фактору свидетельствуют о доминировании тревожно-деприссивного фона настроения. Эти лица неизменно чем-нибудь озабочены, всегда подавлены, тяготятся дурным предчувствиям, склонны к самоупрекам, недооценивают свои возможности. В обществе они чувствуют себя неуютно и неуверенно, держаться излишне скромно, замкнуто и обособленно. Здоровые дети наоборот уверенны в себе и в своих силах, жизнерадостны, веселы. Они живо откликаются на все происходящие события, находят интерес и новизну даже в повседневных мелких делах.
Информация о работе Социально-психологические особенности детей с задержкой психического развития