Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 12:24, курсовая работа
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед учебными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта
общие сведения о воображении. Виды воображения……………………….7
1.2Особенности развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста в норме и с нарушением интеллекта……………………12
1.3Роль уроков трудового обучения в развитии творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта…………….16
1.4Роль уроков изобразительной деятельности в развитии творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта………………………………………………………………………..21
Выводы по теоретической главе исследования………………………………..25
Глава 2. Эмпирическое исследование развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта посредствам продуктивных видов деятельности
2.1. Определение исходного уровня развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта…………….27
Выводы по эмпирической главе исследования………………………………..33
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы
Приложения
Таким образом, проведя педагогический эксперимент цель которого заключалась в определении первоначального уровня развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями.
В соответствии с целью мы определили следующие задачи:
- проанализировать
полученные на констатирующем
этапе педагогического
И выявили что в основном у детей низкий уровень развития творческого воображения. В общем, ребенок плохо справляется с заданием или частично выполняет его.
По
результатам диагностики можно
сделать вывод, что необходима системная работа на
занятиях с
использованием продуктивных видов деятельности.
Заключение
Воображение это процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности. Основой воображения является сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга.
Основы воображения составляют остаточные формы процессов:
Творческое воображение – это вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно, создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности.
Психологи выделил две основные операции творческого воображения: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация – первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Ассоциация – создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам.
Творческое воображение способствует саморазвитию личности ребенка с интеллектуальными нарушениями, поскольку именно в процессе воображения часто осознается нехватка имеющегося опыта для воплощения намеченных целей, что приводит в свою очередь к активизации процесса самообогащения знаний, самообразования.
При систематических занятиях в специальных (коррекционных) школах VIII вида трудовой деятельностью происходит неизбежное развитие не только определенных физических навыков и умственных процессов в целом, но и развитие всех видов воображения, в наибольшей степени это относится именно к творческому (продуктивному) воображению.
Большие возможности для развития творческого потенциала школьников имеет изобразительное искусство.
С точки зрения методики преподавания изобразительного искусства, развивать творческое воображение можно с помощью специальной организации уроков. Детям можно предлагать самые разнообразные темы.
В ходе констатирующего этапа педагогического эксперимента мы получили следующие сведения о первоначальном уровне развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта: средний уровень развития творческого воображения был отмечен у 2 детей (30 %), низкий уровень развития творческого воображения был отмечен у 4 детей (50%), высокого уровня развития логического мышления среди учащихся не выявлено.
Таким
образом, можно говорить о том, что
предложенная нами гипотеза в начале исследования
подтвердилась.
Список литературы
1. Абрамова М.А.. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.:Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 128 с.: ил. – (Б-ка учителя начальной школы).
2.Алексеева
А.В., Бокуть Е.Л., Сиделева Т.Н.
Преподавание в начальных
3.Алексеева Л.Г., Воронин А.Н. Развитие и диагностика способностей. – М.: Наука. 1991г.
4 [10] Аркин
Е.А. Ребенок в дошкольные
5.Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Изд – во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2001. – 160 с.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.:СОЮЗ, 1997. - 96 с.
7. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 2. Москва: ''Просвещение'', 1992 г. стр. 336 - 454.
8. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. – метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 276 с.
9. Губанова Е.Н. На уроках трудового обучения // Начальная школа. 1993. № 1.
10. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений./ Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 464 с.
11. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2003. - 34 с
12.Жидкина Т.С. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Жидкина, Н.Н Кузьмина. – М.: Издательский центр «Академия» , 2005. – 192 с.
13. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми: Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Психолого – педагогическая диагностика и консультирование». - М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 80 с.
14. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М.: «Просвещение», 1994 г.
15. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.: Кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 512 с.
16. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: учеб.. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/В.Г.Петрова, И.В. Белякова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 160 с.
17. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников. – М., 1999 – 25-44 с.
18. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.:ВЛАДОС, 1996. – 526 с.
19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Просвещение, 2002.
20. Субботина Л.Ю. Развитие
воображение детей: Популярное пособие
для родителей и педагогов. - Ярославль:
«Академия развития», 1997. - 240 с.
Приложение
1.
Методика: тест Торреса
Варианты теста Торреса может быть предложение нарисовать как можно больше изображений, используя как их основу только круги или только треугольники и т.д.
Детям предлагается лист бумаги, форматом А4, где нарисованы 5 кругов, 5 квадратов, 5 треугольников и 5 прямоугольников. Испытуемым необходимо дорисовать каждый круг до целостного изображения. Время испытуемого ограничено по 3 мин. На выполнение каждого задания.
Оценки:
Приложение2.
Уровни развития творческого воображения у детей младшего
школьного возраста с нарушением интеллекта на
констатирующем этапе педагогического эксперимента
Участники эксперимента | Количество набранных баллов | Уровень развития логического мышления |
1.М1 | 7,25 | средний |
2.М2 | 8,75 | средний |
3.М3 | 5 | низкий |
4.М4 | 1,25 | низкий |
5.М5 | 4,25 | низкий |
6.М6 | 4,25 | низкий |
Таблица
2
Таблица
критериев и показателей
уровня развития творческого
воображения у детей
младшего школьного
возраста с интеллектуальной
недостаточностью
Критерии | Показатели | Баллы | Уровни |
1.
беглость
|
1)количество
созданных изображений
|
4-5 2-3 0-1 |
Высокий Средний Низкий |
2. гибкость | 1) число использованных
категорий (классов) |
4-5 2-3 0-1 |
Высокий
Средний Низкий |
3. глубина и проработанность образов |
|
4-5 2-3 0-1 |
Высокий Средний Низкий |
Методология
Проблема исследования: каково влияние продуктивных видов деятельности на формирование творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
Противоречие исследования: между возможностью использования продуктивных видов деятельности для развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта и отсутствием данной задачи в практической деятельности.