Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта посредством продуктивных видов деятельнос

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 12:24, курсовая работа

Описание работы

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед учебными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта
общие сведения о воображении. Виды воображения……………………….7
1.2Особенности развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста в норме и с нарушением интеллекта……………………12
1.3Роль уроков трудового обучения в развитии творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта…………….16
1.4Роль уроков изобразительной деятельности в развитии творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта………………………………………………………………………..21
Выводы по теоретической главе исследования………………………………..25
Глава 2. Эмпирическое исследование развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта посредствам продуктивных видов деятельности
2.1. Определение исходного уровня развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта…………….27
Выводы по эмпирической главе исследования………………………………..33
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

КР Старновская.doc

— 223.00 Кб (Скачать)

      Таким образом,  проведя педагогический эксперимент цель которого заключалась в определении первоначального уровня развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями.

     В соответствии с целью мы  определили следующие задачи:

  • подобрать диагностические методики для определения исходного уровня развития творческого воображения у младших школьников с интеллектуальными нарушениями;
  • провести первичное обследование детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями;

- проанализировать  полученные на констатирующем  этапе педагогического эксперимента  результаты;

     И выявили что в основном у детей низкий уровень развития творческого воображения. В общем, ребенок плохо справляется с заданием или частично выполняет его.

     По  результатам диагностики можно  сделать вывод, что необходима системная работа на занятиях с использованием продуктивных видов деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Заключение 

      Воображение это процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности. Основой воображения является сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга.

     Основы воображения составляют остаточные формы процессов:

  • Возбуждения и торможения;
  • Ирраидации и концентрация;
  • Положительной и отрицательной индукции;
  • Анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторов.

     Творческое  воображение – это вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно, создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности.

     Психологи выделил две основные операции творческого воображения: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация – первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Ассоциация – создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам.

    Творческое воображение способствует саморазвитию личности ребенка с интеллектуальными нарушениями, поскольку именно в процессе воображения часто осознается нехватка имеющегося опыта для воплощения намеченных целей, что приводит в свою очередь к активизации процесса самообогащения знаний, самообразования.

    При систематических занятиях в специальных (коррекционных) школах VIII вида трудовой деятельностью происходит неизбежное развитие не только определенных физических навыков и умственных процессов в целом, но и развитие всех видов воображения, в наибольшей степени это относится именно к творческому (продуктивному) воображению.

    Большие возможности для развития творческого  потенциала школьников имеет изобразительное  искусство.

С точки  зрения методики преподавания изобразительного искусства, развивать творческое воображение можно с помощью специальной организации уроков. Детям можно предлагать самые разнообразные темы.

    В ходе констатирующего этапа педагогического эксперимента мы получили следующие сведения о первоначальном уровне развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта:  средний уровень развития творческого воображения был отмечен у 2 детей (30 %), низкий уровень развития творческого воображения был отмечен у 4 детей (50%), высокого уровня развития логического мышления среди учащихся не выявлено.

    Таким образом, можно говорить о том, что  предложенная нами гипотеза в начале исследования подтвердилась. 
 
 
 
 
 
 

 

Список  литературы

1. Абрамова М.А.. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.:Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 128 с.: ил. – (Б-ка учителя начальной школы).

2.Алексеева  А.В., Бокуть Е.Л., Сиделева Т.Н.  Преподавание в начальных классах:  Психолого – педагогическая практика. Учебно – методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2003. – 208 с.

3.Алексеева  Л.Г., Воронин А.Н. Развитие и  диагностика способностей. – М.: Наука. 1991г.

4 [10] Аркин  Е.А. Ребенок в дошкольные годы. Под ред. А.В.Запорожца и В.В.Давыдова .М., «Просвещение», 1967. 445с., с.9-10

5.Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. -  М.: Изд – во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2001. – 160 с.

6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.:СОЮЗ, 1997. - 96 с.

7. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 2. Москва: ''Просвещение'', 1992 г. стр. 336 - 454.

8. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. – метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 276 с.

9.  Губанова Е.Н. На уроках трудового обучения // Начальная школа. 1993. № 1.

10. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений./ Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 464 с.

11. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2003. - 34 с

12.Жидкина Т.С. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Жидкина, Н.Н Кузьмина. – М.: Издательский центр «Академия» , 2005. – 192 с.

13. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми: Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Психолого – педагогическая диагностика и консультирование». -   М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 80 с.

14. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М.: «Просвещение», 1994 г.

15. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.: Кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 512 с.

16. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: учеб.. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/В.Г.Петрова, И.В. Белякова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 160 с.

17. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников. – М., 1999 – 25-44 с.

18. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.:ВЛАДОС, 1996. – 526 с.

19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Просвещение, 2002.

20. Субботина Л.Ю. Развитие воображение детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1997. - 240 с. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1. 
 

Методика: тест Торреса 

Варианты  теста Торреса может быть предложение  нарисовать как можно больше изображений, используя как их основу только круги или только треугольники и т.д.

Детям предлагается лист бумаги, форматом А4, где нарисованы 5 кругов, 5 квадратов, 5 треугольников и 5 прямоугольников. Испытуемым необходимо дорисовать каждый круг до целостного изображения. Время испытуемого ограничено по 3 мин. На выполнение каждого задания.

Оценки:

  1. Беглость (количество созданных изображений) каждый рисунок 1б.
  2. гибкость  (число использованных (категорий) классов изображаемых объектов: природа, предметы быта, наука и техника, спорт, декоративные предметы) (не имеют практической пользы, человек, вселенная) 1б за каждую категорию.
  3. глубина проработанности образов (изображение всех деталей, изображение основных деталей с небольшим количеством мелких и изображение только основных деталей).
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Приложение2.  
 

  Уровни развития творческого воображения  у детей младшего

школьного возраста с нарушением интеллекта на

констатирующем  этапе педагогического  эксперимента

                                                                                                                     

Участники эксперимента Количество  набранных баллов Уровень развития логического мышления
1.М1 7,25 средний
2.М2 8,75 средний
3.М3 5 низкий
4.М4 1,25 низкий
5.М5 4,25 низкий
6.М6 4,25 низкий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Таблица 2 
 

Таблица критериев и показателей  уровня развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью  

Критерии Показатели Баллы Уровни
1. беглость

 

1)количество  созданных изображений

     

4-5 

2-3 
 

0-1

Высокий 

Средний 
 

Низкий

2. гибкость 1)  число использованных  категорий (классов)изображаемых  объектов: природа, наука, предметы быта и т.д. 4-5 

   2-3 

   0-1

Высокий 

       Средний 

        Низкий

3. глубина и проработанность образов
    1)указание всех мелких деталей
  1. указание всех основных деталей
  2. указание только основных деталей
4-5 

2-3 

0-1 
 

Высокий 
 
 

Средний

Низкий

     Методология 

     Проблема  исследования:  каково влияние продуктивных видов деятельности на формирование творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

     Противоречие  исследования: между возможностью использования продуктивных видов деятельности для развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта и отсутствием данной задачи в практической деятельности.

Информация о работе Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта посредством продуктивных видов деятельнос