Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 12:24, курсовая работа
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед учебными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта
общие сведения о воображении. Виды воображения……………………….7
1.2Особенности развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста в норме и с нарушением интеллекта……………………12
1.3Роль уроков трудового обучения в развитии творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта…………….16
1.4Роль уроков изобразительной деятельности в развитии творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта………………………………………………………………………..21
Выводы по теоретической главе исследования………………………………..25
Глава 2. Эмпирическое исследование развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта посредствам продуктивных видов деятельности
2.1. Определение исходного уровня развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта…………….27
Выводы по эмпирической главе исследования………………………………..33
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы
Приложения
Министерство образования Омской области
бюджетное образовательное учреждение Омской области
среднего профессионального образования
«Омский
педагогический колледж №4»
Развитие
творческого воображения
у детей младшего
школьного возраста
с нарушением интеллекта
посредством продуктивных
видов деятельности
курсовая
работа
Старновская Елена Георгиевна
Специальность 050719 -
Коррекционная педагогика
в
начальном образовании
Курс
III, группа: 301 КП
Форма
обучения: очная
Научный руководитель:
Нигматулина
Руфия Рауфовна
Омск 2009
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта
1.2Особенности развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста в норме и с нарушением интеллекта……………………12
1.3Роль уроков трудового обучения в развитии творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта…………….16
1.4Роль
уроков изобразительной деятельности
в развитии творческого воображения у
детей младшего школьного возраста с нарушением
интеллекта……………………………………………………
Выводы
по теоретической главе
Глава
2. Эмпирическое исследование развития
творческого воображения у
2.1. Определение
исходного уровня развития твор
Выводы
по эмпирической главе исследования………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы
Приложения
Введение
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед учебными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.
Как показали исследования Абрамова М.А.. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Полуянов Ю.А. и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в школе. Однако в педагогической психологии вопросы, непосредственно связанные с проблемами формирования и развития воображения у младших школьников, мало разработаны. Эта область предоставляет огромную возможность для реализации резервов комплексного подхода в воспитании.
Поэтому особый интерес представляет исследование воображения у детей с нарушениями интеллекта, так как в зависимости от формы и тяжести заболевания, для таких детей характерно снижение показателей развития интеллектуальных функций: недостаточная ориентировочная познавательная активность, слабость зрительного и слухового восприятия, зрительно- моторной координации, низкий эмоциональный фон. Все это осложняет развитие психических процессов, и создает определенные трудности в приобретении жизненного опыта.
Особое значение имеет воображение в познавательной деятельности детей с нарушениями интеллекта. Благодаря воображению окружающий мир в сознании ребенка отражается шире, многообразнее, суженный кругозор его значительно расширяется, выходит далеко за пределы личного опыта. С помощью воображения, дети с нарушениями интеллекта приобщаются к богатству опыта других людей. Живые яркие образы, созданные его воображением, дают ему возможность глубоко проникнуть в воспринятое, творчески воплотить недостающее. Это необходимо для всестороннего развития способностей, поэтому развитие воображения является важной задачей педагогов.
Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная и трудовая деятельность детей.
Проблема исследования: каково влияние продуктивных видов деятельности на формирование творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
Противоречие исследования: между возможностью использования продуктивных видов деятельности для развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта и отсутствием данной задачи в практической деятельности.
Цель исследования: изучить влияние продуктивных видов деятельности на развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Объект исследования: развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Предмет исследования: продуктивные виды деятельности как средство развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что при системной работе на занятиях с использованием продуктивных видов деятельности развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта будет более успешным, если
- изучим особенности развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта;
- изучим влияние продуктивных видов деятельности на процесс развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта;
- определим исходный уровень развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Задачи исследования:
Методы исследования:
1.Теоретические:
- изучение и анализ литературы по проблеме исследования
-анализ и
обобщение материала,
2.эмпирические:
- педагогический эксперимент
База исследования:
специальная
(коррекционная) школа - интернат № 12
Ленинского административного округа
г. Омска, ул. Батумская д.26.
Глава 1.
Теоретическое обоснование
проблемы развития творческого
воображения у
детей младшего школьного
возраста
1.1
Общие сведения о воображении.
Виды воображения.
В психологии возрастает интерес к проблемам творчества, а через него и к воображению как важнейшему компоненту любой формы творческой деятельности.
Воображение является основной наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны или нежелательны.
Воображение-это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности (В. Г. Крысько).[8]
Физиологической основой воображения является сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга: актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким способом возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но не оторванные от него. Предположительно его физиологические механизмы расположено не только в коре, но и в более глубоко залегающих отделах мозга. В частности, большую роль здесь играет гипоталамо-лимбическая система.
Физиологические основы воображения составляют остаточные формы процессов:
В итоге этой сложной нервной деятельности и возникают новые, нереальные образы воображения, которые возникают как сознательно, так и бессознательно.[19]
Выделяется несколько видов воображения, среди которых основные – пассивное и активное. Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее... Близко к этим видам воображения находится эмпатия – способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать...
В условиях депривации усиливаются разные виды воображения, поэтому, видимо, необходимо привести их характеристики.