Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта посредством продуктивных видов деятельнос

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 12:24, курсовая работа

Описание работы

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед учебными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта
общие сведения о воображении. Виды воображения……………………….7
1.2Особенности развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста в норме и с нарушением интеллекта……………………12
1.3Роль уроков трудового обучения в развитии творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта…………….16
1.4Роль уроков изобразительной деятельности в развитии творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта………………………………………………………………………..21
Выводы по теоретической главе исследования………………………………..25
Глава 2. Эмпирическое исследование развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта посредствам продуктивных видов деятельности
2.1. Определение исходного уровня развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта…………….27
Выводы по эмпирической главе исследования………………………………..33
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

КР Старновская.doc

— 223.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования Омской области

бюджетное образовательное учреждение Омской области

среднего профессионального образования

«Омский педагогический колледж №4» 
 
 
 
 
 

Развитие  творческого воображения  у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта посредством продуктивных видов деятельности 

курсовая работа 
 
 
 
 
 
 
 

                Старновская Елена Георгиевна

                Специальность 050719 -

                Коррекционная педагогика

                в начальном образовании 

                Курс III, группа: 301 КП 

                Форма обучения: очная 

                Научный руководитель:

                Нигматулина Руфия Рауфовна 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Омск 2009

 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта

    1. общие сведения о воображении. Виды воображения……………………….7

1.2Особенности развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста в норме и с нарушением интеллекта……………………12

1.3Роль уроков трудового обучения в развитии творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта…………….16

1.4Роль уроков изобразительной деятельности в развитии творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта………………………………………………………………………..21

Выводы  по теоретической главе исследования………………………………..25

Глава 2. Эмпирическое исследование развития творческого воображения у детей  младшего школьного возраста с нарушением интеллекта посредствам продуктивных видов деятельности

2.1. Определение  исходного уровня развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта…………….27

Выводы  по эмпирической главе исследования………………………………..33

Заключение……………………………………………………………………….34

Список  литературы

Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение 

     Социально-экономические  преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед учебными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

     Проблема  развития творческого воображения  детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

    Как показали исследования Абрамова М.А.. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Полуянов Ю.А. и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в школе. Однако в педагогической психологии вопросы, непосредственно связанные с проблемами формирования и развития воображения у младших школьников, мало разработаны. Эта область предоставляет огромную возможность для реализации резервов комплексного подхода в воспитании.

    Поэтому особый интерес представляет исследование воображения у детей с нарушениями интеллекта, так как в зависимости от формы и тяжести заболевания, для таких детей характерно снижение показателей развития интеллектуальных функций: недостаточная ориентировочная познавательная активность, слабость зрительного и слухового восприятия, зрительно- моторной координации, низкий эмоциональный фон. Все это осложняет развитие психических процессов, и создает определенные трудности в приобретении жизненного опыта.

    Особое  значение имеет воображение в  познавательной деятельности детей с нарушениями интеллекта. Благодаря воображению окружающий мир в сознании ребенка отражается шире, многообразнее, суженный кругозор его значительно расширяется, выходит далеко за пределы личного опыта. С помощью воображения, дети с нарушениями интеллекта приобщаются к богатству опыта других людей. Живые яркие образы, созданные его воображением, дают ему возможность глубоко проникнуть в воспринятое, творчески воплотить недостающее. Это необходимо для всестороннего развития способностей, поэтому развитие воображения является важной задачей педагогов.

     Творческое  воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в  обучении и воспитании. Большие возможности  для развития творческого воображения  представляет изобразительная и трудовая деятельность детей.

     Проблема  исследования:  каково влияние продуктивных видов деятельности на формирование творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

     Противоречие  исследования: между возможностью использования продуктивных видов деятельности для развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта и отсутствием данной задачи в практической деятельности.

     Цель  исследования: изучить влияние продуктивных видов деятельности на развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

     Объект  исследования: развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

   Предмет исследования: продуктивные виды деятельности как средство развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

   Гипотеза  исследования: мы предполагаем, что при системной работе на занятиях с использованием продуктивных видов деятельности развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта будет более успешным, если

   - изучим особенности развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта;

   - изучим влияние продуктивных видов деятельности на процесс развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта;

  - определим исходный уровень развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

  Задачи  исследования:

  1. изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме влияния продуктивных видов деятельности на развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
  2. выявить уровень развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
  3. установить уровень влияния продуктивных видов деятельности на развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Методы исследования:

1.Теоретические: 

- изучение и  анализ литературы по проблеме  исследования 

-анализ и  обобщение материала, полученных  в ходе эмпирических исследований 

2.эмпирические:

- педагогический  эксперимент

База исследования:

специальная (коррекционная) школа - интернат № 12  Ленинского административного округа г. Омска, ул. Батумская д.26.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Глава 1. Теоретическое обоснование  проблемы развития творческого  воображения у  детей младшего школьного  возраста 

1.1 Общие сведения о воображении. Виды воображения. 

       В психологии возрастает интерес к  проблемам творчества, а через  него и к воображению как важнейшему компоненту любой формы творческой деятельности.

       Воображение является основной наглядно-образного  мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны или нежелательны.

      Воображение-это  психический познавательный процесс  создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс  преобразующего отражения действительности (В. Г. Крысько).[8]

      Физиологической основой воображения является сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга: актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким способом возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но не оторванные от него. Предположительно его физиологические механизмы расположено не только в коре, но и в более глубоко залегающих отделах мозга. В частности, большую роль здесь играет гипоталамо-лимбическая система.

      Физиологические основы воображения составляют остаточные формы процессов:

  • Возбуждения и торможения;
  • Ирраидации и концентрация;
  • Положительной и отрицательной индукции;
  • Анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторов.

      В итоге этой сложной нервной деятельности и возникают новые, нереальные образы воображения, которые возникают  как сознательно, так и бессознательно.[19]

Выделяется  несколько видов воображения, среди  которых основные – пассивное и активное. Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее... Близко к этим видам воображения находится эмпатия – способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать...

В условиях депривации усиливаются разные виды воображения, поэтому, видимо, необходимо привести их характеристики.

Информация о работе Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта посредством продуктивных видов деятельнос