Психическое развитие в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 08:52, контрольная работа

Описание работы

В процессе школьного обучения у ребенка возникает множество позитивных изменений и преобразований. Младший школьный возраст – сензитивный период для формирования познавательного отношения к миру, навыков учебной деятельности, организованности и саморегуляции.
В процессе обучения изменяются также внимание, восприятие, память.
На начальном этапе обучения предъявляются серьезные требования к произвольности этих психических функций. Например, первоклассник должен направлять и удерживать внимание, по указанию учителя на таких предметах, которые могут быть не привлекательны для него. Постепенно происходит развитие внимания, связанное с его самоорганизацией и умением управлять им.

Содержание

1.Учение как ведущий вид деятельности.
2.Психологические новообразования и личностное развитие младшего школьника.
3.Особенности развития познавательных процессов.
4.Общение со сверстниками и взрослыми.

Работа содержит 1 файл

Младший школьник.doc

— 68.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 

Реферат

По дисциплине «Педагогика»

На тему:

«Психическое развитие в младшем школьном возрасте » 
 
 
 

                                                                        

                                               

Содержание

1.Учение как ведущий вид деятельности.

2.Психологические новообразования и личностное развитие младшего школьника.

3.Особенности развития познавательных процессов.

4.Общение со сверстниками и взрослыми. 
 
 

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Учение  как ведущий вид деятельности 

    Поступление в школу для многих детей является сложным испытанием. Ребенок входит в условия, требующие освоения новой ведущей деятельности – учебной. Этот вид деятельности многогранен и  сложен, ему будет отдано  10 – 11 лет жизни ребенка. Учебная деятельность имеет определенную структуру, следующие компоненты учебной деятельности выделены Д.Б.Элькониным:

    1.Мотивация т.е. наличие комплекса учебно-познавательных мотивов, в основе которых познавательные потребности и потребность в саморазвитии (т.е. сформированность интереса к процессу учебной деятельности и к содержательной стороне деятельности «что изучается и как изучается»);

    2.Учебная задача – т.е.система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия (например, вставить пропущенные буквы – это задание; задача – знать и применить правило. (подлежащий усвоению способ  действия).

      3. Учебные операции – формирование образца усваиваемого действия и воспроизведение этого образца (они формируют представление или предварительный образ усваиваемого действия и способствуют воспроизведению образца). Например, найти корень, приставку, суффикс, окончание в ловах. Ученик изменяет слово, сравнивает значение, выделяет слово, сравнивает значение, выделяет окончание и т.д. Т.е. каждая учебная операция должна быть отработана – сначала на этапе усвоения – это требует большего времени, затем – быстро решает в уме.

    4. Контроль –это сопоставление воспроизведенного действия  с образцом. (т.е. правильность и полнота выполнения учебных действий, самоконтроль собственной учебной деятельности).

    5. Оценка – определение результативности работы, правильности, качественности и содержательности ее выполнения. (учить детей оценивать работу по определенным критериям, по общим для всех, не завышая собственных успехов и не занижая работу одноклассников.

       Начало обучения в школе ведет  к коренному изменению социальной  ситуации развития, теперь он  имеет социально значимые обязанности,  выполнение которых получает  общественную оценку. Вся система  жизненных отношений ребенка  перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями.

       Каждый ребенок при поступлении  в школу сталкивается с   определенными проблемами, возникающими  в процессе освоения учебной  деятельности, например:

  • Режимные трудности (они заключаются в относительно низком уровне произвольности регуляции поведения, организованности);
  • Коммуникативные трудности (чаще всего наблюдаются у детей, имеющих малый опыт общения со сверстниками,  проявляются в сложности привыкания к классному коллективу, к своему месту в этом коллективе);
  • Проблемы, связанные с изменениями семейной обстановки.
 

           Первые 4 - 7 недель являются периодом  адаптации к обучению в школе  (для некоторых детей он длится  весь год, даже на фоне хорошей успеваемости). В это время  у некоторых детей поведение может отличаться излишней подвижностью, шумливостью, суетливостью  - с одной стороны; с другой – излишне робки, зажаты, скованны,  плачут при малейшем замечании. Довольно часто в процессе адаптации у первоклассника нарушается сон, аппетит, все это сопровождается капризами, негативизмом, а иногда и интересом к игрушкам для самых маленьких, что свидетельствует о личностном регрессе и застревании на предыдущем возрастном этапе, это является результатом фрустрированности базовых потребностей.

       В работе отечественного исследователя  Г.М.Чуткиной выявлено три уровня  адаптации детей к школе:

    - высокий уровень адаптации. Первоклассник  положительно относится к школе;  учебный материал усваивает легко:  внимателен, при выполнении заданий не требует внешнего контроля, решает усложненные задачи, в классе занимает благоприятное статусное положение;

    - средний уровень адаптации. Посещение  школы не вызывает отрицательных  переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным, дружит со многими одноклассниками.

    - низкий уровень адаптации. Отношение  к школе индифферентное или  отрицательное: нередки жалобы  на нездоровье (до соматических  отклонений – повышение температуры); доминирует подавленное настроение; учебный материал усваивается фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; требуется контроль со стороны. Сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; близких друзей не имеет; знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

       Успешность адаптации зависит  от адекватности самооценки ученика,  его внутрисемейного статуса  и статуса в группе сверстников,  уровня подготовленности  к школе,  отношений с учителем.

      Одной из основных задач обучения в младшем школьном возрасте является формирование умения учиться. Сформированность всех компонентов учебной деятельности и самостоятельное ее выполнение – это залог  того, что учение выполнит свою ведущую функцию на данном возрастном этапе.

       Полноценная учебная деятельность  включает следующие этапы:

  • Выделять и удерживать учебную задачу;
  • Самостоятельно  находить и усваивать общие способы решения задач;
  • Адекватно оценивать и контролировать себя и свою деятельность;
  • Владеть рефлексией и саморегуляцией деятельности;
  • Использовать законы логического мышления.
  • Владеть и пользоваться разными формами обобщения, в том числе теоретическими;
  • Уметь участвовать в коллективно распределенных видах деятельности;
  • Иметь высокий уровень самостоятельной и творческой активности.

      От 1 к 3 классу происходят значительные  изменения в динамике развития  учебной деятельности. С получением  первой оценки дети начинают  видеть свои недостатки, пытаются  защититься от этого обидой, ревностью  на учителя, вследствие этого может угаснуть интерес к учебе. Как правило, мнение учителя значительно влияет на статус ребенка в классе. («любимчики», «изгои», «изолированные» и т.д). К 3-4 классу дети начинают оценивать учебную деятельность по своим  собственным критериям. Появляется самооценка учебной деятельности имеющая  расхождения с оценкой учителя. Появляется непослушание и протест, критичность по отношению к окружающим. Американский психолог Эрик Эриксон, считает центральным новообразованием младшего школьного возраста «чувство компетентности». Т.е. если ученик не чувствует себя в ведущей деятельности компетентным, то снижается  самооценка и, соответственно, искажается личностное развитие.

           По данным  отечественных исследователей  М.Э.Боцмановой и А.В.Захаровой,  описывая популярных сверстников младшие школьники указывают в первую очередь на ум и знания.

           Для развития адекватной самооценки  и чувства компетентности необходимо  создание в классе психологического  комфорта и поддержки. Это зависит  чаще от профессионального мастерства учителя, например, необходимо:

    - оценивать конкретную работу, а  не личность;

    - не сравнивать детей между  собой, а сравнивать  настоящие  результаты с их прежними;

    - не захваливать;

    - поощрять малейшие достижения  слабого, но старательного ученика;

    - поощрять отдельного ученика  в ряду других. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Психологические новообразования и личностное развитие младшего школьника 

    По  мнению Д.Б.Эльконина, результатом учебной  деятельности является, прежде всего, изменение самого ученика, его развитие, ориентация не только на возрастные нормы, но и на индивидуальные. Основные психические новообразования младшего школьника -  рефлексия, анализ, внутренний план действий (планирование), произвольность регуляции, развитие нового познавательного отношения к действительности. В условиях учебной деятельности складываются те психологические новообразования, характеризующие  наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

       В монографии В.В.Давыдова под    рефлексией понимается рассмотрение  человеком оснований собственного  действия (способность самостоятельно  установить границы собственных  возможностей). Рефлексия формируется,  в основном, при выполнении учебных действий контроля и оценки. По тому,  что оценивает и контролирует ребенок в своем действии можно судить о том, какая рефлексия (формальная или содержательная) им была реализована и какие основания (внешние и внутренние) им выделялись.

      Если ребенок контролирует внешние условия (частные, ситуативные основания и действия) и внешние особенности своей учебной деятельности – это свидетельствует о формальной  рефлексии. Если же ребенок контролирует внутренние и существенные особенности, то это говорит о содержательной рефлексии. Под  анализом понимают умение соотносить свойства различных явлений и предметов и обнаруживать закономерные отношения между ними. Выделяют два уровня сформированности анализа:

- эмпирический, он связан с разложением целого на части;

- теоретический,  с его помощью ребенок открывает  внутренние сходства внешне различных  явлений и обнаруживает закономерные  отношения между ними. Так же, к теоретическому уровню относится планирование (внутренний план действий) – умение прогнозировать и планировать достижение определенного результата. Чем больше своих действий может предусмотреть ребенок, и чем тщательнее он может сопоставить их разные варианты, тем более успешно он будет контролировать решение  задачи.

       Выделяются 2 уровня развития внутреннего плана действий:

    - на первом уровне ребенок планирует  свое действие лишь по частям, отдельным звеньям;

    - на втором уровне планирует  свое действие в целом, сопоставляя  разные варианты и выбирая  приемлемые пути достижения цели.

       Произвольность – способность подчинять собственное поведение сознательно поставленной цели, а также способность самостоятельно ставить осознанные цели и достигать их при помощи последовательности действий, т.е. постоянное следование такому ориентиру,  как «нужно», а не «хочу», способствует развитию произвольности, как особого качества психических процессов.

       Развитие познавательного отношения  к действительности связано с  переходом к систематическому  обучению и создает условия  для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями.

       В младшем школьном возрасте  ребенок овладевает своим поведением. Он более точно и дифференцированно  понимает нормы поведения дома и в общественных местах, улавливает характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, начинает более сдержанно выражать свои эмоции, особенно негативные. Нормы поведения превращаются во внутренние требования к себе, что порождает переживания мук совести. Развиваются высшие чувства: эстетические, моральные, нравственные (чувство товарищества, сочувствия, негодования от ощущения несправедливости). Тем не менее для младшего школьника неустойчивость нравственного облика, непостоянство переживаний и отношений вполне характерны.

       В зависимости от организации  и содержания ведущей учебной  деятельности уровень самих новообразований  младшего школьника может существенно  различаться.     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Психическое развитие в младшем школьном возрасте