Развитие творческого воображения дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 16:22, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования

Творческое воображение детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования.

Развитие творческого воображения у детей через систему индивидуальных занятий, в процессе игровой изо деятельности.

Цель работы.

Изучить особенности и возможности развития и активизации творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельностью и творческого высказывания.

Гипотеза исследования.

Полагаем, что уровень развития творческого воображения старших дошкольников, можно заметно повысить в процессе специально-организованной коррекционно-развивающей работы основанной на игровой деятельности.

Задачи исследования.

•Изучить научно методическую литературу по проблеме.
•Подобрать методику диагностики и развития творческого воображения детей д./в.
•Провести качественный и количественный анализ полученных экспериментальных данных.
•Разработать рекомендации по развитию творческого воображения у детей.

Содержание

Введение 2

Глава 1 Современное состояние проблемы творческого воображения.


1. Научно-методические представления о воображении. 4
2.. Виды воображения и способы создания творческих образов. 10
3.. Особенности воображения у дошкольников. 13
Глава 2.

Методики и организация изучения творческого воображения старших дошкольников.


2.1. Описание методик. 30

2.2. Характеристика испытуемых детей. 33

Глава 3.

Исследование творческого воображения детей дошкольного возраста.



3.1.Состояние творческого воображения испытуемых. 35

3.2. Организация коррекционно-развивающей работы по развитию творческого воображения. (Формирующий эксперимент). 41

3.3.Результаты коррекционно-развивающей работы по развитию творческого воображения (контрольного эксперимента). 50

3.4 Психолога - педагогические рекомендации для родителей и воспитателей по развитию творческого воображения у детей. 60

Заключение. 61

Литература. 62

Работа содержит 1 файл

Керимова Г.doc

— 440.50 Кб (Скачать)

Содержание    стр. 

Введение           2 

Глава 1   Современное состояние проблемы творческого воображения.

 
    1.  Научно-методические представления о воображении.   4
    2. . Виды воображения и способы создания творческих образов.  10
    3. . Особенности воображения у дошкольников.    13

Глава 2.

Методики и  организация изучения творческого  воображения старших дошкольников.   

2.1. Описание  методик.         30

2.2. Характеристика  испытуемых детей.      33

Глава 3.

Исследование  творческого воображения детей  дошкольного возраста.

    

3.1.Состояние  творческого воображения испытуемых.                            35

3.2. Организация  коррекционно-развивающей работы  по развитию творческого воображения.  (Формирующий эксперимент).   41

3.3.Результаты  коррекционно-развивающей работы по развитию творческого воображения (контрольного эксперимента).                         50

3.4 Психолога - педагогические  рекомендации для родителей и воспитателей по развитию творческого воображения у детей.             60

Заключение.                             61

Литература.                             62

Приложение.                                                                                                    65 
 
 
 

   Введение

   Актуальность  темы.

   Социально-экономические  преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.     В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

   Проблема  развития творческого воображения  детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

   Как показали исследования Л. С. Выгодского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А.  и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.

     Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей.

   Воображение и фантазия – это важнейшая  сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.

   Объект  исследования.

   Творческое  воображение детей старшего дошкольного  возраста.

   Предмет исследования.

   Развитие  творческого воображения у детей  через систему индивидуальных занятий, в процессе игровой  изо деятельности.

   Цель  работы.

   Изучить особенности и возможности развития и активизации творческого воображения  детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной  деятельностью  и творческого высказывания.

   Гипотеза  исследования.

   Полагаем, что уровень развития творческого  воображения старших дошкольников, можно заметно повысить в процессе специально-организованной коррекционно-развивающей работы основанной на игровой деятельности.

   Задачи  исследования.

  • Изучить научно методическую литературу по проблеме.
  • Подобрать методику диагностики и развития творческого воображения детей д./в.
  • Провести качественный и количественный анализ полученных экспериментальных данных.
  • Разработать рекомендации по развитию творческого воображения у детей.

Выполненная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии.

Глава 1. Воображение и его особенности в дошкольном возрасте.

   1.1 Понятие о воображении.

   Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек  творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение играет также огромное значение для развития и совершенствования человека как вида. Оно выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.

   Воображение - это способность представлять отсутствующий  или реально не существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулировать им.

   Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разное время, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

   Воображение является основной наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны или нежелательны.

   От  восприятия, которое представляет собой  процесс приема и переработки  человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств, и которое завершается формированием образа, воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии и вымысла.

   Всякая  деятельность человека, результатом  которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий; будет принадлежать к творческой деятельности. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и создающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку он воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающем его и видоизменяющем свое настоящее.

   Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением. Обычно под воображением имеется в виду все то, что не реально, что не соответствует действительности. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.

   «Всякое изобретение, – говорит Рибо, –  крупное или мелкое, прежде чем  окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением – постройкой, возведенной в уме  при посредстве новых сочетаний или соотношений.(27.с.303).

   Воображение – не действительность, но оно не может без действительности, т.к. именно элементы действительности являются для него питающей средой. С другой стороны, именно воображение подчас определяет программу действий человека, ход его мыслей, его отношение к окружающей действительности, к собственной работе, к разнообразным формам своей деятельности.

   Воображение порождает замысел, т.е. представление  о будущем творении. И когда человек приступает к любой работе, он «видит» цель своей деятельности, ее результат. Даже самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Если же человек занимается творческой работой, то он должен вообразить то, что никто, и в том числе он сам, еще не делал и, следовательно, не видел и не слышал. Воображение порождает «образ» того, что лишь будет создано в процессе творческой работы.

   В литературе имеются самые разные определения воображения. Так Л. С. Выгодский отмечает, что «Воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных  впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, принесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой  деятельности возникает некоторый новый, ранее не существовавший образ, составляет, как известно самую основу той деятельности, которую мы называем воображением».(5.с.438)

   «Воображение, – пишет С. Л. Рубинштейн, – связано  с нашей способностью, и необходимостью творить новое». И далее «Воображение – это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение – это преобразование данного , осуществляемое в образной форме».(27.с.296)

   «Основной признак процесса воображения, –  пишет Е. И. Игнатьев, – в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые впечатления».(14.с.89)

   «Философская  энциклопедия» определяет воображение, как психическую деятельность, заключающуюся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности.

   Многие  исследователи отмечают, что воображение  есть процесс создания новых образов  в наглядном плане. Эта тенденция  относит воображение к формам чувственного материала. Природу воображения составляет синтез, единство логического и чувственного.

   Воображение – это психический процесс, в  котором отражение действительности происходит в специфической форме – объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений, идей), созданного на основе образов восприятия, памяти, а также знаний приобретенных в процессе речевого общения. Когда речь идет об объективно новом, то имеется в виду, что данный продукт воображения вообще впервые создается в обществе. Когда же речь идет о субъективно новом, то это значит, что созданный продукт обладает новизной только лишь для самого создателя, в то время как в обществе он уже известен.

   Воображение – это аналитико-синтетическая  деятельность, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно поставленной цели либо чувств, переживаний, которые владеют человеком в данный момент. Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение, т.е. требуется опережающее практическое действие отражения, которое происходит в конкретно-образной форме, как результат оперирования образами. 

   Функции воображения.

   Разум человека не может  находиться в бездеятельном состоянии, поэтому люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда в него не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.

   В процессе жизнедеятельности человека воображение выполняет ряд специфических функций (рис.1), первая из которых состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

Информация о работе Развитие творческого воображения дошкольников