Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта посредством продуктивных видов деятельнос

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 12:24, курсовая работа

Описание работы

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед учебными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта
общие сведения о воображении. Виды воображения……………………….7
1.2Особенности развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста в норме и с нарушением интеллекта……………………12
1.3Роль уроков трудового обучения в развитии творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта…………….16
1.4Роль уроков изобразительной деятельности в развитии творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта………………………………………………………………………..21
Выводы по теоретической главе исследования………………………………..25
Глава 2. Эмпирическое исследование развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта посредствам продуктивных видов деятельности
2.1. Определение исходного уровня развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта…………….27
Выводы по эмпирической главе исследования………………………………..33
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

КР Старновская.doc

— 223.00 Кб (Скачать)

    В процессе трудового обучения, могут  быть использованы разнообразные материалы, как чисто природные, так и являющиеся продуктом переработки промышленности. Опишем кратко промышленные материалы и их влияние на творческое воображение школьника. Творческое воображение присутствует в любом процессе человеческой деятельности, и, в принципе, любой процесс можно считать творческим. Но здесь нашей целью является не только выявить наиболее творческий процесс, но и выявить процесс наиболее продуктивный, с точки зрения развития творческого воображения. Строго говоря, здесь нами исследуется единый процесс создания новых объектов из некоего сырья. Так что теперь вопрос в сырье. Выясним же, какие из используемых материалов в наибольшей степени способствуют развитию творческого воображения.

     Начнем  с конструктора. Всем известен интерес детей к «техническим» игрушкам. Таким образом, создание разнообразных копий реальных технических объектов с помощью конструктора является для школьников интересной и приятной задачей. Поскольку многие детали будущих машинок уже наполовину собраны, и для каждой будущей модели, как правило, предлагается рисунок, здесь действует исключительно репродуктивное воображение. Ребенок уже видит и знает, как будет выглядеть та или иная модель. Согласитесь, простор для продуктивного (творческого) воображения в данном случае весьма узок. Единственно, как можно увеличить пользу конструктора в продуктивном направлении, так это предложить учащемуся собирать свои придуманные модели без использования готовых инструкций и рисунков.

     Основной  группой промышленных материалов, используемых на уроках труда, являются бумага, нитки, ткань, спички, пластилин и т. д. Эти материалы являются более природными, чем конструктор из пластмассы или металла. Перечисленные компоненты – прямой продукт природы (деревья, растения, шерсть животных), хотя и после некоторой переработки. Исключениями являются  только пластилин и синтетические ткани. Пластилин при желании можно заменить глиной, а синтетику – хлопком, льном или шерстью.

     Данная  группа материалов может сослужить, куда большую пользу творческому воображению школьника, нежели вышерассмотренный конструктор, так как развивает творческое воображение в более значительной степени. Здесь простор для творческого воображения куда более велик. Например, чтобы создать те же объекты, что и с помощью конструктора, используя вышеперечисленную группу материалов, потребуется гораздо большее напряжение ума и гораздо большая работа творческого воображения, чем в предыдущем случае.

     Перейдем  теперь непосредственно к природным  материалам, имея в виду, что в  итоге школьнику необходимо максимально развить именно творческое воображение, в то время как развитие репродуктивного воображения является лишь начальным этапом.

     На  уроках труда обычно используют следующие  простые природные материалы: ветки, шишки, листья, семена, солому, бересту, ракушки, орехи, каштаны, ягоды, овощи, куриные яйца и многое другое. Такие материалы как глина и древесина используют, как правило, в специальных кружках декоративно-прикладного искусства и народных ремесел (наличие таких кружков имеет неоценимое значение для развития младших школьников), но использование этих материалов на простых уроках труда тоже имеет место, правда в меньшей степени. Здесь следует отметить, что использование природного материала в чистом виде является в большинстве случаев затруднительным в силу усложнения процесса длительным поиском некоторых необходимых звеньев композиции среди природного материала. Поэтому, как правило, к природному материалу добавляют некоторое количество неприродных компонентов для упрощения работы. Однако, в целом композиция является «природной».

     Природный материал сам по себе – кладовая фантазии и игры воображения. А если соединить его с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь. Изготовление игрушек и поделок из природного материала – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. На важность использования природных материалов в деятельности ребенка обращал внимание еще А.С. Макаренко. Он указывал, что они ...ближе всего к нормальной человеческой деятельности..., что в них «...есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии». Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, постепенно рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Это очень важно в данном виде деятельности. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, точности в выполнении действий. Труд с природным материалом оказывает большое влияние не только на творческое  воображение, но и на развитие мышления и внимания, на умственное  развитие учащихся в целом. Труд по изготовлению поделок из природного материала способствует развитию личности учащихся, воспитанию их характера. Изготовление игрушки требует определенных волевых усилий. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. 
Начинать процесс обучения работе с природным материалом нужно, конечно, со способов заготовки, хранения и непосредственной подготовки материала к данной работе. Затем  несколько уроков следует посвятить изготовлению простых забавных игрушек: птички, животные, сказочные герои, куклы, соломенные человечки и т. д. После этого можно перейти к более сложным композициям из растительного материала, например: Встреча в лесу, Лебедь на озере, Ворона и лисица и т. д. Можно, также, организовать работу по изготовлению открыток из сухоцветов и аппликаций из листьев, семян и целых форм растений.[9]

      Природный материал сам по себе является кладезем воображения. Кроме того, чисто природные материалы резко отличаются от вышерассмотренных промышленных материалов своей отчужденностью современному технократическому быту. Другими словами из уже приспособленных в некоторой степени к созданию игрушки промышленных материалов, гораздо легче создать некий творческий объект, нежели из  совершенно необработанных подарков природы. [12]

    Таким образом, очевидно, что создать нечто из дикого сырья, гораздо сложнее, чем из цивилизованного. Следовательно, процесс творения из природного материала стимулирует напряжение и сосредоточение всех умственных и физических возможностей человека, в данном случае младшего школьника, При систематических занятиях данным видом деятельности, вследствие упомянутых напряжения и  сосредоточения, происходит неизбежное развитие не только определенных физических навыков и умственных процессов в целом, но и развитие всех видов воображения, в частности. В наибольшей степени это относится именно к творческому (продуктивному) воображению.

 

     1.4 Роль изобразительной деятельности в развитии воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 
 

    Вопросы художественного творчества детей  дошкольного возраста освящены в  научных трудах Л.С. Выготского, Е.И. Игнатьева, Е.А. Флерина, Т.Г. Казаковой, В.С. Мухиной, Н.А. Ветлугиной, Н.Н.Палагиной, В.Ф. Катляр, А.В. Запорожца. По мнению А.В. Запорожца, изобразительная деятельность подобно игре позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребенка сюжеты. В младшем школьном возрасте внутренний план деятельности еще не полностью внутренний, он нуждается в материальных опорах, рисунок – одна из таких опор. По средствам рисования ребенок выражает свое восприятие окружающего мира.  Художественное воспитание оказывает огромное влияние на развитие ребенка. Ребенок может найти себя в рисовании, и при этом будет снят эмоциональный блок, тормозящий его развитие. [11]

    Л.С. Выготский любил повторять слова Б. Спиноза: Никакое большое дело не делается без большого чувства. И в этой связи ценность художественного воспитания не в том, что оно создает знания или формирует навыки, а в том, что оно создает, как подчеркивал Л.С. Выготский, Фон жизни, фон жизнедеятельности …Оно расширяет, углубляет и прочищает эмоциональную жизнь ребенка, впервые пробуждающуюся и настраивающую на серьезный лад. Рисование не просто способствует развитию, но и связывает между собой такие важнейшие функции как зрение, речь, мышление, двигательную координацию. []

    Эмоционально - интеллектуальный (термин введен А.В.Запорожцем) опыт детей, складывающийся в процессе общения с миром, отражается в специфических видах деятельности: изобразительная деятельность, игра и прочее.

    Рисование как один из видов продуктивной деятельности, зарождается к трем годам, когда  ребенок овладевает карандашом как орудие и впервые открывает наглядный образ своих действий в нарисованных каракулях. []

    Развитие  рисования идет по определенным направлениям; ребенок постепенно усваивает: 1. собственно изобразительную функцию рисования, рисунок должен передавать существенные признаки предмета, 2. знаково-символическую функцию рисунка: рисунок является заместителем, знаком определенного предмета; 3. эстетическую функцию: рисунок передает отношение автора к изображаемому. В процессе рисования совершенствуется рисовальные движения руки, а также «техника» восприятия и анализа изображаемого предмета. Рисование зависит от особенностей зрительного обследования предмета, от двигательно-осязательного опыта, мышления, воображения. Так в рисунке младшего школьника можно выделить особые схематичные изображения, которые свидетельствуют о стремлении ребенка передать наиболее важные признаки предмета. По - особому ребенок относиться к цвету, который для него часто выступает показателем эмоционально - эстетического отношения к действительности. []

    Потребность рассказать о переживаемом изобразительным  языком, понятным для окружающих, появляется у ребенка к младшему школьному возрасту. В этом возрасте происходит становление большой самостоятельности творческих проявлений ребенка в изобразительной деятельности. Деятельность младшего школьника становится все более целенаправленной, что обусловлено общим психическим развитием и совершенствованием самой изобразительной деятельности. Знания и впечатления становятся все более обогащенными, растет эмоционально- интеллектуальный опыт детей, деятельность превращается в способ самовыражения и саморазвития ребенка. []

      В отличие от детей с сохранным  развитием, подавляющее число  детей с нарушением интеллекта в возрасте 6-7 лет не могут выполнить даже самых примитивных рисунков. Подавляющее большинство детей данной категории до начала обучения рисованию находятся на самом низком уровне изобразительной деятельности. Их графическая деятельность носит характер до изобразительного черкания. Поэтому дети нуждаются в первоначальном этапе обучения, который может быть назван подготовительным. Его задачами являются: воспитание интереса к изобразительной деятельности: обогащение представлений о предметах изображения; формирования навыков анализа изображаемых предметов; освоение плоскости листа бумаги; формирование правильного захвата и удерживания карандаша и кисти; усвоение простейших технических приемов изображения (закрашивание плоскости листа, проведение прямых линий в заданном направлении, примакивание кистью и т.д.).  Для поддержания у детей постоянного интереса к изобразительной деятельности и формирования полноценных графических образов следует применять разнообразные методы и приемы обучения: предварительное наблюдение за явлениями окружающего мира на прогулках и экскурсии, обыгрывание предмета, лепка, словесное описание предмета.

    Особенность изобразительной деятельности детей  с нарушением интеллекта: большие  трудности испытывают при проведении прямых, горизонтальных и вертикальных линий. Они часто игнорируют левую сторону листа, размещают свои рисунки справа, прямую линию проводят справа налево, а ассиметричные фигуры изображают повернутыми в противоположную сторону. Изображая предмет на пространстве листа, ребенок не соединяет его части между собой. Особенно ярко это проявляется при рисовании человека: иногда выпадает некоторые части тела, в других случаях ребенок не изображает руки и ноги. []

    Ученые  все больше подчеркивают возможность  искусства в коррекции психических  процессов у детей, тем самым, поддерживая идею «воспитание посредством искусства». Искусство развивает личность, расширяет кругозор детей с проблемами, реализует познавательные интересы детей, позволяет ощутить мир во всем его богатстве, через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать; положительные эмоции от общения с искусством оказывают воздействие на психосоматические процессы, мобилизует резервные силы, обуславливает творческий подход во все сферах жизнедеятельности, тем самым, мы предполагаем, что такой психический процесс как воображение  посредством искусства (а именно нетрадиционных техник рисования) у детей с нарушением интеллекта развивается в полной мере. []

       Изобразительную деятельность необходимо  максимально использовать для  развития познавательной деятельности детей, коррекции недостатков психического и физического развития. []

     Из всего выше сказанного можно сделать вывод:

- подавляющее большинство детей данной категории до начала обучения рисованию находятся на самом низком уровне изобразительной деятельности.

-  трудности  формирования графических способностей  обусловлено такими причинами  как нарушение моторики, зрительной  моторной комбинации и нарушение  сенсорной сферы.

-  изобразительную деятельность необходимо максимально использовать для развития познавательной деятельности детей, коррекции недостатков психического развития:

- искусство  развивает личность, расширяет кругозор  детей с проблемами, реализует  познавательные интересы детей,  позволяет ощутить мир во всем  его богатстве, через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать; оказывает  психотерапевтическое воздействие, влияя на эмоциональную сферу ребенка, выполняя коммуникативную, регулятивную функции.

Информация о работе Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта посредством продуктивных видов деятельнос