Развитие речи в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Развитие речи большая и сложная область педагогики. Сложная, так как касается такого сложного явления, как речь человека, развивать речь - значит систематически планомерно работать над содержанием речи, над ее последовательностью, учить построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным (орфографическим и пунктуационным) оформлением мыслей и правильным орфоэпическим произношением.
Одна из проблем современной методики развития речи - взаимодействие различных приемов в развитии речи младших школьников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..……….3
Теоретическая часть
§ 1. Понятие о речи в психологии…………………….………………………5
§ 2. Развитие речи в младшем школьном возрасте…..………………………9
§ 3. Характерные ошибки в письменной и устной речи учащихся младшего школьного возраста……………………………………………….………..15
§ 4. Целенаправленное развитие речи в младшем школьном возрасте…...18
Заключение…………………………………………………………….…………24
Библиографический список……………

Работа содержит 1 файл

курсовик по речи.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..……….3

Теоретическая часть

§ 1. Понятие о речи в психологии…………………….………………………5

§ 2. Развитие речи в младшем школьном возрасте…..………………………9

§ 3. Характерные ошибки в письменной и устной речи учащихся младшего школьного возраста……………………………………………….………..15

§ 4. Целенаправленное развитие речи в младшем школьном возрасте…...18

Заключение…………………………………………………………….…………24

Библиографический список……………….…………………………………….25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Развитие  речи большая и сложная область педагогики. Сложная, так как касается такого сложного явления, как речь человека, развивать речь - значит систематически планомерно работать над содержанием речи, над ее последовательностью, учить построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным (орфографическим и пунктуационным) оформлением мыслей и правильным орфоэпическим произношением.

Одна  из проблем современной методики развития речи - взаимодействие различных  приемов в развитии речи младших школьников.

В данной работе предполагается изучить и  экспериментально подтвердить значение разнообразных методик, влияющих на развитие речи младших школьников.

Тема  эта выбрана не случайно. Одна из задач, решаемая сегодня учеными-практиками в области развития речи, возрождение лучших традиций отечественной методики, прежде всего наследия К.Д.Ушинского.

К. Д. Ушинский не разделял педагогику и методику. Считал, что формирование личности должно идти через овладение родным языком, тысячелетиями накапливающим сокровища человеческого опыта.

По словам М. Горького: "Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается. Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие культуры. Эту борьбу ведут  учителя, борьбу за чистоту, то есть за отсутствие лишних слов (так называемых слов-паразитов: ну, это, вот, значит, потому что...), грубых просторечных слов (смягчение согласных, появление лишнего звука, взаимное слияние и смешивание падежных слов ...), ненужных слов и других искажений речи". Поэтому необходимо развивать речь младших школьников, чтобы она становилась яркой, образной, точной, выразительной. Этого можно достичь путем использования игр, загадок на уроках русского языка, чтения.

Проблема  развития речи находит отражение в трудах Е. Соловьева, М. Лопырева, Е. Тихеевой, Н.М. Соколова, К.Б. Бархина, А.И. Анастасиева, Н.Н. Политова, Т.А. Ладыженской, А.Н. Воскресенской, А.А. Леонтьева, Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, М.Р. Львова и других.

Актуальность  проблемы развития речи младших школьников определила тему нашего исследования.

Объектом  исследования является процесс развития речи младших школьников.

В качестве предмета рассматриваются методы и приемы работы, повышающие уровень развития речи младших школьников.

Гипотеза исследования: разнообразные методы и приёмы способствуют развитию речи младших школьников.

Целью исследования является определение направлений в развитии речи младших школьников.

В ходе этого  необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу развития речи младших школьников;
  2. Сказать об актуальности  данной проблемы в современных условиях;
  3. Разработать задания и упражнения по развитию речи младших школьников.

      Теоретическая значимость исследования заключается в изучении взглядов педагогов и психологов на развитие речи младших школьников.

    Практическая  значимость исследования заключается  в том, что разработана система  методических мероприятий по развитию речи младших школьников.

    Курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы. 
 
 
 

§ 1. Понятие о речи в психологии 

    РЕЧЬ – сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. Речь выполняет ряд функций:

Обозначения – каждое слово, предположение имеют определенное содержание.

Сообщения – передача сведений, знаний, опыта.

Выражения – обнаружение через интонацию, ударения, построение, использование сравнений, пословиц и т.п. чувств, потребностей, отношений.

Воздействия – побуждение к выполнению задач, проявлению активности, к изменению взглядов.

    Функции речи по-разному проявляются в  различных ее видах.

    Для психологии представляет интерес прежде всего место речи в системе  высших психических функций человека - в ее взаимоотношении с мышлением, сознанием, памятью. эмоциями и т. д.; при этом особенно важны те ее особенности, которые отражают структуру личности и деятельности. Большинство психологов рассматривает речь как речевую деятельность, выступающую или в виде целостного акта деятельности (если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности), или в виде речевых действий, включенных в неречевую деятельность.

      Структура речевой деятельности или речевого действия в принципе совпадает со структурой любого действия, т. е. включает фазы ориентировки, планирования (в форме «внутреннего программирования"), реализации и контроля.

    Речь  может быть активной, конструируемой каждый раз заново, и реактивной, представляющей собой цепочку динамических речевых стереотипов.

    В условиях спонтанной устной речи сознательный выбор и оценка используемых в  ней языковых средств сведены  до минимума, в то время как в  письменной речи и в подготовленной устной речи занимают значительное место. Различные виды и формы речи строятся по специфическим закономерностям (например, разговорная речь допускает значительные отклонения от грамматической системы языка, особое место занимает логическая и тем более художественная речь).

    В психологии речи можно выделить следующие  виды речевой деятельности: внутреннюю и внешнюю. Внешняя речь включает речь устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Рассмотрим данные виды речевой деятельности подробнее.

    Речь  внутренняя – различные виды использования языка (точнее, языковых значений) вне процесса реальной коммуникации.

    Выделяют  три основных типа внутренней речи:

    а) внутреннее проговаривание - «речь про себя», сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации, т. е. произнесения звуков, и типичная для решения мыслительных задач в затрудненных условиях;

    б) собственно речь внутренняя, когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, предметный код, предметные значения) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи:

    в) внутреннее программирование, т. с. формирование и закрепление в специфических единицах замысла (тина, программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей (А. Н. Соколов; И. И. Жинкин и др.).

      В онтогенезе внутренняя речь формируется в процессе интериоризации внешней речи.

    Речь  письменная - вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Оно может быть и отсроченным (например, письмо), и непосредственным (обмен записками во время заседания). Речь письменная отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях — типичными для письменной речи синтаксическими конструкциями и специфичными для нее функциональными стилями. Ей свойственна весьма сложная композиционно-структурная организация, которой необходимо специально овладевать, и отсюда — особая задача обучения письменной речью в школе. Поскольку текст письменной речи может быть воспринят одновременно или, во всяком случае, большими «кусками», восприятие письменной речи во многом отличается от восприятия устной речи.

    Речь  устная  –  вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Устная речь характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно. Процессы порождения устную речь включают звенья ориентировки, одновременного планирования (программирования), речевой реализации и контроля: при этом планирование в свою очередь совершается по двум параллельным каналам и касается содержательной и моторно-артикуляционной сторон устной речи.

    Устная  речь делится на:

    • Диалогическую речь – это речь поддерживаемая, имеющая собеседника, она более простая, свернутая, в ней могут присутствовать интонация, жесты, паузы, ударения. Диалогическая речь может быть ситуативной, т.е. связанной с ситуацией, в которой возникло общение, но может быть и контекстуальной, когда все предшествующие высказывания обуславливают последующие. И ситуативные, и контекстуальные диалоги – непосредственные формы общения людей, где участники диалога строят свои суждения и ждут на них реакции других людей.
    • Монологическую речь – длительное, последовательное, связное изложение мыслей, знаний одним лицом.  Монологическая речь требует больших знаний, общей культуры, владения собой, активной и планомерной передачи информации.

    М. В. Гамезо, М. В.  Матюхина, Т. С. Михальчик  различают речевую деятельность «по степени произвольности (активная и реактивная), по степени сложности (речь-называние, коммуникативная речь), по степени предварительного планирования (монологическая речь, требующая сложной структурной организации и предварительного планирования и диалогическая речь».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§ 2. Развитие речи в младшем школьном возрасте 

    Содержание  и форма речи человека зависят  от его возраста, ситуации, опыта, темперамента, характера, способностей, интересов, состояний. С помощью речи обучаемые изучают  учебный материал, общаются, влияют друг на друга и воздействуют на себя в процессе самовнушения. Чем активнее обучаемые совершенствуют устную, письменную и другие виды речи, пополняют свой словарь, тем лучше уровень их познавательных возможностей и культуры.

    Поэтому далее в своей работе постараемся  рассмотреть особенности развития речи младших школьников.

    Как отмечает Р. С. Немов, «с поступлением ребенка  в школу в число ведущих  наряду с общением и игрой выдвигается  учебная деятельность. В развитии детей младшего школьного возраста этой деятельности принадлежит особая роль. Именно она определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой и общения».  Расширяется сферы и содержание общения младших школьников с окружающими людьми, особенно взрослыми, которые выступают в роли учителей, служат образцами для подражания и основным источником разнообразных знаний.

    «Высказывания дошкольника и младшего школьника, как правило непосредственны. Часто  это речь-повторение, речь-называние; преобладает сжатая, непроизвольная, реактивная (диалогическая) речь», - высказывается в своих трудах психолог Л. Зеньковский.

    Однако  школьный курс способствует формированию произвольной, развернутой речи, учит ее планировать. На занятиях учитель  ставит перед учащимися задачу научиться  давать полные и развернутые ответы на вопрос, рассказывать по определенному плану, не повторяться, говорить правильно, законченными предложениями, связно пересказывать большой по объему материал. Передача рассказов, вывод и формулировка правил строится как монолог. В процессе учебной деятельности учащиеся должны овладеть произвольной, активной, программированной, коммуникативной и монологической речью.

Информация о работе Развитие речи в младшем школьном возрасте