Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта посредством продуктивных видов деятельнос

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 12:24, курсовая работа

Описание работы

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед учебными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта
общие сведения о воображении. Виды воображения……………………….7
1.2Особенности развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста в норме и с нарушением интеллекта……………………12
1.3Роль уроков трудового обучения в развитии творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта…………….16
1.4Роль уроков изобразительной деятельности в развитии творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта………………………………………………………………………..21
Выводы по теоретической главе исследования………………………………..25
Глава 2. Эмпирическое исследование развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта посредствам продуктивных видов деятельности
2.1. Определение исходного уровня развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта…………….27
Выводы по эмпирической главе исследования………………………………..33
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

КР Старновская.doc

— 223.00 Кб (Скачать)

- тем самым, мы предполагаем, что такой психический процесс как воображение  посредством искусства у детей с нарушением интеллекта развивается в полной мере.

 

Выводы  по теоретической  главе исследования 

     Таким образом, Воображение является основной наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.

     Выделяется  несколько видов воображения, среди  которых основные – пассивное и активное. Пассивное в свою очередь делится на произвольное и непроизвольное.

    С момента поступления ребенка в школу ведущей деятельностью становится учебная, в рамках ее происходит дальнейшее развитие всех психических процессов, в том числе и воображения. Развития воображения заключается в постепенном его подчинение сознательным намерениям, реализации определенных замыслов, что становится возможным в младшем школьном возрасте в связи с формированием этих психологических новообразований.

    Творческое  воображение способствует саморазвитию личности ребенка с интеллектуальными  нарушениями, необходимо целенаправленно и планомерно развивать воображение у детей с интеллектуальными нарушениями. Решение этой проблемы возможно при условии глубокого всестороннего изучения особенностей развития и функционирования психических процессов у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями .

   На  развитие творческого воображения  младших школьников влияют многие учебные  дисциплины, в особенности дисциплины гуманитарно-художественного направления: музыка, изобразительное искусство  и т. д. Нас же здесь интересуют именно уроки трудового обучения и изобразительной деятельности, на которых буйному развитию воображения способствует возможность школьника создать что-либо своими собственными руками.

   При систематических занятиях трудовой деятельностью, происходит неизбежное развитие не только определенных физических навыков и умственных процессов в целом, но и развитие всех видов воображения, в частности. В наибольшей степени это относится именно к творческому (продуктивному) воображению.

   В младшем школьном возрасте внутренний план деятельности еще не полностью внутренний, он нуждается в материальных опорах, рисунок – одна из таких опор. По средствам рисования ребенок выражает свое восприятие окружающего мира. 

   Изобразительную деятельность необходимо максимально  использовать для развития познавательной деятельности детей, коррекции недостатков психического и физического развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование по проблеме развития творческого воображения  у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями посредством продуктивных видов деятельности 

2.1. Определение исходного  уровня развития  творческого воображения  у детей младшего  школьного возраста  с нарушением интеллекта  

       Изучив теоретический аспект  по проблеме развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями, мы перешли к организации педагогического эксперимента. 

               Исследовательская работа осуществлялась на базе специальной (коррекционной) школы - интернат № 12  Ленинского административного округа г. Омска, ул. Батумская д.26.

      В эксперименте участвовало 6 детей в возрасте 8-12 лет с нарушением интеллектуального развития.

     Цель констатирующего этапа педагогического  эксперимента заключалась в определении первоначального уровня развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями.

     В соответствии с поставленной  целью мы определили следующие  задачи:

  • подобрать диагностические методики для определения исходного уровня развития творческого воображения у младших школьников с интеллектуальными нарушениями;
  • провести первичное обследование детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями;

- проанализировать  полученные на констатирующем  этапе педагогического эксперимента результаты;

Для психолого-педагогического  обследования нами была использована следующая методика: тест Торренса, автор сборника Т.Д. Марцинковская.  

      Методика  Тест Торренса

Цель: выявить первоначальный уровень развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями.

Организация и проведение исследования

      Методика  проводилась в естественных условиях, индивидуально с каждым ребенком, в спокойной обстановке, в течение  5 дней. Экспериментатор был хорошо знаком детям, что не нарушало обычного течения жизни и деятельности детей. Полученные в ходе проведения методики данные заносились в протоколы.

      Характер  деятельности детей при выполнении задания был различен. У большинства  интерес к заданию и обследованию в целом был достаточно устойчив: дети пытались довести решение поставленной перед ними задачи до конца. Некоторые дети испытывали явные затруднения, но не отказывались от выполнения задания, радовались поощрениям со стороны экспериментатора.

По результатам  данной методики были выявлены следующие  результаты: на высоком уровне – ни одного ребенка; на среднем уровне – 2 ребенка; на низком уровне – 4 ребенка.

Таким образом, можно сделать вывод, что  в основном у детей низкий уровень развития творческого воображения. В общем, ребенок плохо справляется с заданием или частично выполняет его.

Таблица 1

Таблица критериев и показателей  уровня развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью  

Критерии Показатели Баллы Уровни
1. беглость

 

1)количество  созданных изображений 4-5 Высокий
2-3 Средний
0-1 Низкий
2. гибкость 1)  число  использованных категорий (классов)изображаемых  объектов: природа, наука, предметы  быта и т.д. 4-5 Высокий
2-3 Средний
0-1 Низкий
3. глубина и проработанность образов
  1. указание всех мелких деталей
  2. указание всех основных деталей
  3. указание только основных деталей
4-5 Высокий
2-3 Средний
0-1 Низкий
 

     В результате проведения констатирующего  эксперимента мы получили определенные результаты. Эти результаты зафиксированы в протоколах и сведены в общую таблицу (Таблица № 2).  

Таблица 2

    Сводная таблица результатов  констатирующего  эксперимента

Участники эксперимента 1 этап

 

2 этап

3 этап
4 этап
Уровни
1.М1 С Н С С Средний
2.М2 С С Н С Средний
3.М3 Н Н Н С Низкий
4.М4 Н Н Н Н Низкий
5.М5 С Н Н Н Низкий
6.М6 Н Н С Н Низкий
 

    Суммировав  результаты, полученные в ходе констатирующего  этапа педагогического эксперимента, мы получили общие сведения о первоначальном уровне развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.  

Таблица 3

Уровни  развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста на

констатирующем  этапе педагогического  эксперимента

Уровни  развития творческого воображения Результаты  обследования по трем методикам
1.Высокий  уровень 0 % (чел.)
2. Средний уровень 30 %( чел.)
3. Низкий  уровень 70 %( чел.)
 

    Из  таблицы видно, что уровни были выявлены на основе критериев (таблица 1). Результаты эксперимента были зафиксированы в диаграмме.  

    Диаграмма № 1 

    

    Рис.1 Показатель уровня развития творческого воображения интеллектуальной недостаточностью  

    В процентном соотнесении получились следующие данные:

    Высокий –0 %

    Средний –30 %

    Низкий  –70 %.

     В ходе проведения констатирующего  этапа педагогического эксперимента  было отмечено, что у большинства  детей данной группы наблюдается низкий уровень развития творческого воображения.

      Таким образом, анализ результатов констатирующей части педагогического эксперимента, показал следующие особенности развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями: процесс развития воображения замедлен и сопровождается трудностями, выражающимися в стереотипности, однообразии творческой деятельности, склонности к простому подражанию, шаблонности, зависимости в образцах.

     По  результатам диагностики можно  сделать вывод, что необходима системная работа на занятиях с использованием продуктивных видов деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Выводы  по эмпирической главе  исследования 

Информация о работе Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта посредством продуктивных видов деятельнос