Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта посредством продуктивных видов деятельнос

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 12:24, курсовая работа

Описание работы

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед учебными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта
общие сведения о воображении. Виды воображения……………………….7
1.2Особенности развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста в норме и с нарушением интеллекта……………………12
1.3Роль уроков трудового обучения в развитии творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта…………….16
1.4Роль уроков изобразительной деятельности в развитии творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта………………………………………………………………………..21
Выводы по теоретической главе исследования………………………………..25
Глава 2. Эмпирическое исследование развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта посредствам продуктивных видов деятельности
2.1. Определение исходного уровня развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта…………….27
Выводы по эмпирической главе исследования………………………………..33
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

КР Старновская.doc

— 223.00 Кб (Скачать)

Активное  воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга. Стимуляция этого процесса создает объективные возможности для возникновения оригинальных новых связей между зафиксированными в памяти человека и общества условиями. В активном воображении мало мечтательности и "беспочвенной" фантазии. Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т.е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.

Воссоздающее  воображение – один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д.

Несмотря  на то, что продуктами воссоздающего  воображения являются совершенно новые, ранее не воспринимаемые человеком  образы, этот вид воображения основан  на прежнем опыте. К.Д.Ушинский рассматривал воображение как новую комбинацию былых впечатлений и прошлого опыта, считая, что воссоздающее воображение является продуктом воздействия на мозг человека материального мира. Главным образом воссоздающее/воображение – это процесс, в ходе которого происходит рекомбинация, реконструкция прежних восприятий в новой их комбинации.

Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека – предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т.д. Этимологически слово "предвидеть" тесно связано и происходит из одного корня со словом "видеть", что показывает важное значение осознания ситуации и перенесения определенных элементов ее в будущее на основе знания или предугадывания логики развития событий.

Таким образом, благодаря этой способности, человек может "мысленным взором" увидеть, что произойдет с ним, с  другими людьми или окружающими  вещами в будущем. Ф.Лерш назвал это  прометеевской (глядящей вперед) функцией воображения, которая зависит от величины жизненной перспективы: чем моложе человек, тем больше и ярче представлена ориентация его воображения вперед. У пожилых и старых людей воображение больше ориентировано на события прошлого.

Творческое  воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно, создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются ("кристаллизуются") в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека..

Образы  творческого воображения создаются  посредством различных приемов  интеллектуальных операций. В структуре  творческого воображения различают  два типа таких интеллектуальных операций. Первый – операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй – операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

Один  из первых психологов, изучавших эти  процессы, Т.Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация – отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание.

Без предварительной  диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация – первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации – существенное препятствие для творческого воображения.

Ассоциация  – создание целостного образа из элементов  вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции, например, способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством.

Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно.

Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения "удовлетворяются" неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности  личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов.

В ходе процессов пассивного воображения  происходив нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. Этим пассивное воображение отличается от реалистического мышления, которое направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей.

Материалами пассивного воображения, так же как  и активного, являются образы, представления, элементы понятий и другая информация, почерпнутая с помощью опыта. [6]

     Таким образом,  воображение-это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта. Основы воображения составляют такие остаточные формы процессов, как: возбуждения и торможения; ирраидации и концентрация; анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторов. виды воображения, бывают: пассивное и активное, непроизвольное и произвольное. 
 
 
 
 
 
 

 

    1.2 Особенности развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста в норме и с нарушением интеллекта 

    Одной из важнейших задач психолого  – педагогической работы является всестороннее изучение личности ребенка.

    Отечественными  психологами Л. С. Выготским, В. В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. К. Марковой, Д. Б. Элькониным и другими были выявлены и научно обоснованы психологические характеристики и новообразования основных возрастных периодов развития ребенка , формирующиеся в русле ведущей для каждого конкретного периода деятельности . «Развитие новообразования в стабильном возрасте представляет собой исходный момент для всех динамических изменений», - отмечал Л . С . Выготский . Следовательно , изучение закономерностей возникновения и развития психологических особенностей и качеств личности ребенка внутри ведущей деятельности  и посредством ее, установление возрастной преемственности этих особенностей служит ключом к пониманию закономерностей развития всех психических процессов ребенка, в том числе и воображения. [6]

    Долгое  время в психологии существовало предположение, выдвинутое В. Штерном и Д . Дьюи , согласно которому воображение присуще ребенку  изначально , оно наиболее продуктивно в детстве , а с возрастом постепенно заменяется рациональными компонентами , подчиняется интеллекту и угасает .

    Однако  Л. С. Выготский, рассматривая проблему воображения в возрастном аспекте, показывает несостоятельность таких позиций. Он утверждает , что все образы воображения как бы причудливы они ни были , основываются на представлениях и впечатлениях , полученных в реальной жизни . И поскольку опыт ребенка гораздо беднее , чем опыт взрослого человека , интересы элементарнее и проще, вряд ли справедливо говорить о том, что воображение ребенка богаче . Просто иногда, не имея достаточного опыта, ребенок по – своему объясняет то, с чем он сталкивается в жизни, и эти объяснения часто кажутся неожиданными и оригинальными.  Воображение ребенка, К. Д. Ушинский, и беднее, и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека …Не воображение у детей сильно, но душа слаба, и власть ее над воображением ничтожна. Кажущаяся на первый взгляд богатой, фантазия вовсе не связана с силой воображения, а обусловлена слабым контролем над ним; ребенок, в результате неустойчивости интереса. Не может управлять своим воображением, ребенку все равно, куда бы его не несла прихотливая мечта, волнуемая разнообразием внешних впечатлений.[7]

    С момента поступления ребенка  в школу ведущей деятельностью  становится учебная, в рамках ее происходит дальнейшее развитие всех психических процессов, в том числе и воображения. Однако некоторые психологи утверждают, что в младшем школьном возрасте творческое воображение имеет тенденцию к постепенному угасанию в связи с установкой обучения  на усвоение системы образцов, использование однообразных и стереотипно повторяющихся действий. Вместе с тем анализ основных психологических новообразований и характера ведущей деятельности данного возрастного периода позволяет предположить наличие широких возможностей для развития творческого воображения в процессе учебной деятельности.

    Возрастной  и педагогической психологии основными  психологическими новообразованиями  младшего школьного возраста принято  считать произвольность, внутренний план действий, рефлексию. Основная линия развития воображения заключается в постепенном его подчинение сознательным намерениям, реализации определенных замыслов, что становится возможным в младшем школьном возрасте в связи с формированием этих психологических новообразований.

    Произвольность  воображения проявляется в умении младшего школьника сознательно ставить цели действия, преднамеренно искать и находить эффективные средства и приемы их достижения [16]

    Таким образом, подход к изучению воображения как к возможности осмысления ребенком своей деятельности позволяет, с одной стороны, выделить особую значимость этого процесса для психического развития, а с другой – перенести логику его развития на все виды и формы деятельности в младшем школьном возрасте. В связи с усвоением школьниками сведений об объектах окружающего мира и условиях их происхождения многие новые комбинации образов приобретают логическую аргументацию, что является важнейшей предпосылкой развития творческого (продуктивного) воображения младших школьников.

    Творческое  воображение способствует саморазвитию личности ребенка с интеллектуальными нарушениями, поскольку именно в процессе воображения часто осознается нехватка имеющегося опыта для воплощения намеченных целей, что приводит в свою очередь к активизации процесса самообогащения знаний, самообразования.

    Таким образом, необходимо целенаправленно и планомерно развивать воображение у детей с интеллектуальными нарушениями. Решение этой проблемы возможно при условии глубокого всестороннего изучения особенностей развития и функционирования психических процессов у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями.

    Как уже было отмечено, на сегодня еще немного исследований, посвященных изучению развития воображения у лиц с интеллектуальными нарушениями. Поэтому значительный интерес имеют исследования, направленные на изучение других психических функций детей с нарушенным интеллектом, так как, учитывая характер их взаимосвязи с воображением, можно прогнозировать своеобразие функционирования данного психического процесса. Возникшие отклонения в развитии воображения у детей с нарушенным интеллектом могут быть в значительной степени преодолены в процессе специальной коррекционной работы.

    Для полноценного развития творческого  воображения ребенка необходимо наличие у него определенного  запаса представлений о окружающей действительности, о чем уже упоминалось ранее. Однако обогащение чувственного опыта ребенка не является единственным условием и способом развития его фантазии, поскольку специфика воображения заключается не столько в накоплении представлений об окружающем мире, сколько в реорганизации этих представлений, их изменении, переконструировании. [14]

    В психологии воображения рассматривается  как своеобразная отражательная  деятельность сознания, основной механизм которой состоит в активной переработке имеющегося опыта.

    Таким образом, выше сказанное позволяет говорить о том, что воображение является одной из форм деятельности сознания, специфика которой заключается в отражение действительности не как существующей реальности, а возможности, вероятности путем многократного переструктурирования имеющегося опыта, а также о том, что деятельность воображения значительно активизируется в условиях дефицита внешней информации.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

1.3  Роль трудового обучения в развитии творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. 
 

   На  развитие творческого воображения  младших школьников влияют многие учебные  дисциплины, в особенности дисциплины гуманитарно-художественного направления: музыка, изобразительное искусство и т. д. Нас же здесь интересуют именно уроки труда, на которых буйному развитию воображения способствует возможность школьника создать что-либо своими собственными руками.

   Уроки труда – это плавный переход от детсадовских занятий на тему сделай сам. Таким образом, подобные уроки труда во многом схожи с детсадовскими, но имеют значительное отличие от трудов старших классов. [9]

Информация о работе Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта посредством продуктивных видов деятельнос