Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 12:24, курсовая работа
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед учебными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта
общие сведения о воображении. Виды воображения……………………….7
1.2Особенности развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста в норме и с нарушением интеллекта……………………12
1.3Роль уроков трудового обучения в развитии творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта…………….16
1.4Роль уроков изобразительной деятельности в развитии творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта………………………………………………………………………..21
Выводы по теоретической главе исследования………………………………..25
Глава 2. Эмпирическое исследование развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта посредствам продуктивных видов деятельности
2.1. Определение исходного уровня развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта…………….27
Выводы по эмпирической главе исследования………………………………..33
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы
Приложения
Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга. Стимуляция этого процесса создает объективные возможности для возникновения оригинальных новых связей между зафиксированными в памяти человека и общества условиями. В активном воображении мало мечтательности и "беспочвенной" фантазии. Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т.е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.
Воссоздающее воображение – один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д.
Несмотря на то, что продуктами воссоздающего воображения являются совершенно новые, ранее не воспринимаемые человеком образы, этот вид воображения основан на прежнем опыте. К.Д.Ушинский рассматривал воображение как новую комбинацию былых впечатлений и прошлого опыта, считая, что воссоздающее воображение является продуктом воздействия на мозг человека материального мира. Главным образом воссоздающее/воображение – это процесс, в ходе которого происходит рекомбинация, реконструкция прежних восприятий в новой их комбинации.
Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека – предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т.д. Этимологически слово "предвидеть" тесно связано и происходит из одного корня со словом "видеть", что показывает важное значение осознания ситуации и перенесения определенных элементов ее в будущее на основе знания или предугадывания логики развития событий.
Таким образом, благодаря этой способности, человек может "мысленным взором" увидеть, что произойдет с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем. Ф.Лерш назвал это прометеевской (глядящей вперед) функцией воображения, которая зависит от величины жизненной перспективы: чем моложе человек, тем больше и ярче представлена ориентация его воображения вперед. У пожилых и старых людей воображение больше ориентировано на события прошлого.
Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно, создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются ("кристаллизуются") в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека..
Образы
творческого воображения
Один из первых психологов, изучавших эти процессы, Т.Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация – отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание.
Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация – первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации – существенное препятствие для творческого воображения.
Ассоциация – создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции, например, способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством.
Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно.
Пассивное
воображение подчинено
В ходе процессов пассивного воображения происходив нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. Этим пассивное воображение отличается от реалистического мышления, которое направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей.
Материалами пассивного воображения, так же как и активного, являются образы, представления, элементы понятий и другая информация, почерпнутая с помощью опыта. [6]
Таким
образом, воображение-это психический
познавательный процесс создания новых
представлений на основе имеющегося опыта.
Основы воображения составляют такие
остаточные формы процессов, как: возбуждения
и торможения; ирраидации и концентрация;
анализа и синтеза в корковых отделах
различных анализаторов. виды воображения,
бывают: пассивное и активное,
непроизвольное и произвольное.
1.2
Особенности развития
творческого воображения
у детей младшего школьного
возраста в норме и с
нарушением интеллекта
Одной из важнейших задач психолого – педагогической работы является всестороннее изучение личности ребенка.
Отечественными психологами Л. С. Выготским, В. В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. К. Марковой, Д. Б. Элькониным и другими были выявлены и научно обоснованы психологические характеристики и новообразования основных возрастных периодов развития ребенка , формирующиеся в русле ведущей для каждого конкретного периода деятельности . «Развитие новообразования в стабильном возрасте представляет собой исходный момент для всех динамических изменений», - отмечал Л . С . Выготский . Следовательно , изучение закономерностей возникновения и развития психологических особенностей и качеств личности ребенка внутри ведущей деятельности и посредством ее, установление возрастной преемственности этих особенностей служит ключом к пониманию закономерностей развития всех психических процессов ребенка, в том числе и воображения. [6]
Долгое время в психологии существовало предположение, выдвинутое В. Штерном и Д . Дьюи , согласно которому воображение присуще ребенку изначально , оно наиболее продуктивно в детстве , а с возрастом постепенно заменяется рациональными компонентами , подчиняется интеллекту и угасает .
Однако Л. С. Выготский, рассматривая проблему воображения в возрастном аспекте, показывает несостоятельность таких позиций. Он утверждает , что все образы воображения как бы причудливы они ни были , основываются на представлениях и впечатлениях , полученных в реальной жизни . И поскольку опыт ребенка гораздо беднее , чем опыт взрослого человека , интересы элементарнее и проще, вряд ли справедливо говорить о том, что воображение ребенка богаче . Просто иногда, не имея достаточного опыта, ребенок по – своему объясняет то, с чем он сталкивается в жизни, и эти объяснения часто кажутся неожиданными и оригинальными. Воображение ребенка, К. Д. Ушинский, и беднее, и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека …Не воображение у детей сильно, но душа слаба, и власть ее над воображением ничтожна. Кажущаяся на первый взгляд богатой, фантазия вовсе не связана с силой воображения, а обусловлена слабым контролем над ним; ребенок, в результате неустойчивости интереса. Не может управлять своим воображением, ребенку все равно, куда бы его не несла прихотливая мечта, волнуемая разнообразием внешних впечатлений.[7]
С момента поступления ребенка в школу ведущей деятельностью становится учебная, в рамках ее происходит дальнейшее развитие всех психических процессов, в том числе и воображения. Однако некоторые психологи утверждают, что в младшем школьном возрасте творческое воображение имеет тенденцию к постепенному угасанию в связи с установкой обучения на усвоение системы образцов, использование однообразных и стереотипно повторяющихся действий. Вместе с тем анализ основных психологических новообразований и характера ведущей деятельности данного возрастного периода позволяет предположить наличие широких возможностей для развития творческого воображения в процессе учебной деятельности.
Возрастной и педагогической психологии основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста принято считать произвольность, внутренний план действий, рефлексию. Основная линия развития воображения заключается в постепенном его подчинение сознательным намерениям, реализации определенных замыслов, что становится возможным в младшем школьном возрасте в связи с формированием этих психологических новообразований.
Произвольность воображения проявляется в умении младшего школьника сознательно ставить цели действия, преднамеренно искать и находить эффективные средства и приемы их достижения [16]
Таким образом, подход к изучению воображения как к возможности осмысления ребенком своей деятельности позволяет, с одной стороны, выделить особую значимость этого процесса для психического развития, а с другой – перенести логику его развития на все виды и формы деятельности в младшем школьном возрасте. В связи с усвоением школьниками сведений об объектах окружающего мира и условиях их происхождения многие новые комбинации образов приобретают логическую аргументацию, что является важнейшей предпосылкой развития творческого (продуктивного) воображения младших школьников.
Творческое воображение способствует саморазвитию личности ребенка с интеллектуальными нарушениями, поскольку именно в процессе воображения часто осознается нехватка имеющегося опыта для воплощения намеченных целей, что приводит в свою очередь к активизации процесса самообогащения знаний, самообразования.
Таким образом, необходимо целенаправленно и планомерно развивать воображение у детей с интеллектуальными нарушениями. Решение этой проблемы возможно при условии глубокого всестороннего изучения особенностей развития и функционирования психических процессов у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями.
Как уже было отмечено, на сегодня еще немного исследований, посвященных изучению развития воображения у лиц с интеллектуальными нарушениями. Поэтому значительный интерес имеют исследования, направленные на изучение других психических функций детей с нарушенным интеллектом, так как, учитывая характер их взаимосвязи с воображением, можно прогнозировать своеобразие функционирования данного психического процесса. Возникшие отклонения в развитии воображения у детей с нарушенным интеллектом могут быть в значительной степени преодолены в процессе специальной коррекционной работы.
Для полноценного развития творческого воображения ребенка необходимо наличие у него определенного запаса представлений о окружающей действительности, о чем уже упоминалось ранее. Однако обогащение чувственного опыта ребенка не является единственным условием и способом развития его фантазии, поскольку специфика воображения заключается не столько в накоплении представлений об окружающем мире, сколько в реорганизации этих представлений, их изменении, переконструировании. [14]
В психологии воображения рассматривается как своеобразная отражательная деятельность сознания, основной механизм которой состоит в активной переработке имеющегося опыта.
Таким
образом, выше сказанное позволяет говорить
о том, что воображение является одной
из форм деятельности сознания, специфика
которой заключается в отражение действительности
не как существующей реальности, а возможности,
вероятности путем многократного переструктурирования
имеющегося опыта, а также о том, что деятельность
воображения значительно активизируется
в условиях дефицита внешней информации.
1.3
Роль трудового обучения
в развитии творческого
воображения у детей
младшего школьного
возраста с нарушением
интеллекта.
На развитие творческого воображения младших школьников влияют многие учебные дисциплины, в особенности дисциплины гуманитарно-художественного направления: музыка, изобразительное искусство и т. д. Нас же здесь интересуют именно уроки труда, на которых буйному развитию воображения способствует возможность школьника создать что-либо своими собственными руками.
Уроки труда – это плавный переход от детсадовских занятий на тему сделай сам. Таким образом, подобные уроки труда во многом схожи с детсадовскими, но имеют значительное отличие от трудов старших классов. [9]