Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 23:25, курсовая работа
Гибкость важна при выполнении многих двигательных действий в трудовой и военной деятельности, а также в быту. Уровень гибкости обусловливает также развитие быстроты, координационных способностей, силы. Трудно переоценить значение подвижности в суставах в случаях нарушения осанки, при коррекции плоскостопия, после спортивных и бытовых травм и т.д.
Введение………………………………………………………………………..…2
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ - ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1.Общая характеристика гибкости и её задачи………………….………..….3
1.2.Характеристика подвижности в суставах……………………………..…….4
1.3.Методика развитие гибкости…………………………………………………7
1.4.Средства и методы воспитания гибкости………………………………….11
1.5.Способы контроля уровня развития гибкости…………………………….17
ГЛАВА II МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Возрастные аспекты воспитания гибкости………………………………..18
2.2. Анатомо-физиологические и психологические особенности детей…….20
2.3. Методы развития гибкости…………………………………………………26
2.4 Комплексные упражнения для развития гибкости………………………..42
ВЫВОД…………………………………………………………………………...44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ - ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1.Общая характеристика гибкости и её задачи………………….………..….3
1.2.Характеристика подвижности в суставах……………………………..…….4
1.3.Методика развитие гибкости…………………………………………………7
1.4.Средства и методы воспитания гибкости………………………………….11
1.5.Способы контроля уровня развития гибкости…………………………….17
ГЛАВА II МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Возрастные аспекты воспитания гибкости………………………………..18
2.2. Анатомо-физиологические и психологические особенности детей…….20
2.3. Методы
развития гибкости…………………………………
2.4 Комплексные упражнения для развития гибкости………………………..42
ВЫВОД…………………………………………………………………
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
Гибкость важна при выполнении многих двигательных действий в трудовой и военной деятельности, а также в быту. Уровень гибкости обусловливает также развитие быстроты, координационных способностей, силы. Трудно переоценить значение подвижности в суставах в случаях нарушения осанки, при коррекции плоскостопия, после спортивных и бытовых травм и т.д.
Упражнения на гибкость можно легко и с успехом, самостоятельно и регулярно выполнять в домашних условиях. Особенно ценны упражнения для улучшения подвижности в суставах в сочетании с силовыми упражнениями. Упражнения на гибкость рассматриваются специалистами как одно из важных средств оздоровления, формирования правильной осанки, гармоничного физического развития.
Любое
движение человека производится благодаря
подвижности в суставах. В некоторых
суставах - плечевом, тазобедренном - человек
обладает большой подвижностью, в других
- коленном лучезапястном, голеностопном
- амплитуда движений ограничена формой
сустава и связочным аппаратом. Обычно
человек редко использует всю свою максимальную
подвижность и ограничивается какой-либо
частью от имеющейся максимальной амплитуды
движения в суставе. Однако недостаточная
подвижность в суставах ограничивает
уровень проявления силы, отрицательно
влияет на скоростные и координационные
способности, снижает экономичность работы
и часто является причиной повреждения
связок и мышц. При некоторых движениях
гибкость человека играет основополагающую
роль. Но, к сожалению, многие ученики и
педагоги в своей физкультурной и спортивной
деятельности недооценивают значение
гибкости. Вместе с тем, воспитание гибкости
имеет особое значение в целом для воспитания
двигательных качеств и физического состояния
людей, так как это ограничено достаточно
жесткими возрастными рамками. Таким образом,
воспитание гибкости остается одной
из актуальных проблем физической культуры
и спорта (Богданова Г. П. - Уроки физической
культурой 4-8 классов средней школы: Пособие
для учителя /Г.П. Богданова, В.Н Максимова
- М.: Просвещение, 1986.-220с).
ГЛАВА
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ
КАЧЕСТВ - ГИБКОСТИ У
ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1.Общая
характеристика гибкости
и её задачи.
Следует
различать понятия «гибкость» и
«подвижность», поскольку они не
идентичны и между ними имеются
существенные различия. (Матвеев Л.П.
Матвеев Л.П. - Теория и методика
физического воспитания: Учебник /Л.П.
Матвеев. - М., 1991. – 65 с.) дает следующую
формулировку: «Под гибкостью понимаются
морфологические и
Одно из определений: гибкость - это способность человека выполнять движения с большой амплитудой, одно из важнейших физических качеств спортсмена (Сермеев Б.В. Спортсменам о воспитании гибкости /Б.В. Сермеев// Здоровье нации: Сб. материалов Междунар. Науч. Конгр. - М., 1970.- С. 32.)
Это
качество определяется развитием подвижности
в суставах. Применительно же к
отдельным суставам правильнее говорить
"подвижность" (а не гибкость),
например «подвижность в плечевых,
тазобедренных или
Задачи
развития гибкости. В физическом воспитании
главной является задача обеспечения
такой степени всестороннего
развития гибкости, которая позволяла
бы успешно овладевать основными
жизненно важными двигательными
действиями (умениями навыками) и с
высокой результативностью
1.2.
Характеристика подвижности
в суставах
Проявление
гибкости зависит от ряда факторов.
В специальной литературе выделяют
анатомическою (скелетную) подвижность,
которая является главным фактором,
обуславливающим подвижность
Активная подвижность обусловлена силой мышечных групп, окружающих сустав, их способностью производить движения в суставах за счет собственных усилий. Активная гибкость зависит от силы мышц, производящих движение в данном суставе.
Пассивная
подвижность соответствует
Активная гибкость развивается следующими средствами: (Чудинова П.Р. Воспитание гибкости у детей /П.Р. Чудинова// Физическая культура в школе. – 1994. - №5. – 3 с.): 1) упражнениями, в которых движения в суставах доводятся до предела за счет тяги собственных мышц; 2) упражнениями, в которых движения в суставах доводятся до предела за счет создания определенной силы инерции.
Пример: махи ногами, махи ногами с утяжелителями, сочетание махов ногами с утяжелителями и махов ногами без них.
Пассивная гибкость развивается упражнениями, в которых для увеличения гибкости прилагается внешняя сила: вес, сила, вес различных предметов и снарядов. Эти силы могут прикладываться кратковременно, но с большей частотой или длительно, с постепенным доведением движения до максимальной амплитуды. Хотя последний способ выполнения упражнений эффективен, он применяется несколько реже в связи с тем, что длительное удержание мышц в растянутом состоянии вызывает неприятные ощущения. Упражнения на растягивание мышц и связок следует выполнять, возможно, чаще, особенно в подростковом и юношеском возрасте, когда гибкость снижается.
Рекомендуется выполнять упражнения для развития гибкости в подготовительной и заключительной частях каждого урока (Вультров Б. 3. - Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы: Пособие для учителя /Б.З. Вультров, М. М. Потошник. - М.: Просвещение, 1983.- 14 с, 46 с, 152 с.).
Кроме
пассивной и активной форм, гибкость
можно подразделить на общую и
специальную виды (Матвеев Л. П. -
Теория и методика физического воспитания.
Т.I: Учебник /Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура
и спорт, 1976. - 169с.). Под общей гибкостью
подразумевают подвижность в
суставах и сочленениях, необходимую
для сохранения хорошей осанки, легкости
и плавности движений. Специальная
гибкость - необходимый уровень
Большая амплитуда движения в суставах позволяет спортсмена выполнять более широкий арсенал приемов. Выполнение приемов с большой амплитудой делает их более эффективными и результативными.
На гибкость существенно влияют внешние условия: (Матвеев Л. П. - Образовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы (I-XI классов): Программа /Л.П. Матвеев. - М.: Просвещение, 1995.-215с.): Время суток (утром гибкость меньше, чем днем и вечером); Температура воздуха (при 20…30 С гибкость выше, чем при 5…10 С); Проведена ли разминка (после разминки продолжительностью 20 минут гибкость выше, чем до разминки); Разогрето ли тело (подвижность в суставах увеличивается после 10 минут нахождения в теплой ванне при температуре воды +40 С или после 10 минут пребывания в сауне.
Подвижность в суставах у детей больше, чем у взрослых.
Движения, выполняемые человеком, осуществляются с помощью подвижных соединений костей и суставов. Эти соединения состоят из суставной сумки, окружающей в виде замкнутого чехла сочленяющиеся концы костей, и укрепляющих сустав связок. Внутри суставной сумки находится суставная полость, а в ней особая жидкость, которая предохраняет от трения суставные поверхности костей. Кроме того, эти поверхности покрыты гладким гиалиновым хрящом, что также уменьшает трение в суставе (Козлова В.И. Физиология развития ребенка: Учебное пособие /В.И. Козлова, Д.А. Фарбер. - М.: Терра-спорт, 1983.- 31с.).
Все движения в суставах – вращательные (Ашмарин, Г. А. - Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Учебное пособие /А.Г. Ашмарин.- М.: Просвещение, 1995.-287с.). Осью вращения считают линию, вокруг которой совершается данное вращательное движение. При этом сочлененные кости двигаются в плоскости, перпендикулярной оси вращения.
Оси, пересекающиеся в одной точке и перпендикулярные друг другу, называют главными. Различают три главные оси вращения в суставах: (Ашмарин Г. А. - Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Учебное пособие /А.Г. Ашмарин.- М.: Просвещение, 1995.-287с.): переднезаднюю, вокруг которой происходит отведение и приведение во фронтальной плоскости; поперечную, вокруг которой происходит сгибание и разгибание в сагиттальной плоскости; вертикальную, вокруг которой происходит вращение внутрь и кнаружи.
Кроме этих движений в суставе возможны круговые движения. Характер движений в суставах зависит от формы суставных поверхностей.
Большинство шаровидных и ореховидных суставов (плечевой, тазобедренный и др.) имеет три оси вращения. Вокруг двух осей осуществляется вращение в яйцевидных, эллипсовидных и седловидных суставах (лучезапястный, запястно-пястный, сустав большого пальца кисти и др.); только одну ось имеют блоковидные и цилиндрические суставы (коленный, плечелоктевой, лучелоктевой, межфаланговые суставы стопы и др.) (Смоленский В.А, Гимнастика в трех измерениях: Учебное пособие /В.А. Смоленский, Ю.А. Менхин, В.А. Силин. - М - 1979. – 123 с.).
Амплитуда движений в суставах определяется работой тормозных аппаратов: связочного; мышечного; костного.
Костное
и связочное торможение обусловливается
разницей в протяженности суставных
поверхностей и размерами костных
выступов; а также пассивным
Мышечное торможение осуществляется мышцами, расположенными на стороне, противоположной направлению движения.
В случае пассивного движения следует различать тормоз и ограничитель движения, тормозом в таком движении являются мышцы, связочный аппарат и другие мягкие ткани, а ограничителем - кости.
В обычных условиях человек использует лишь сравнительно небольшую часть анатомической (предельной) подвижности и постоянно сохраняет огромный резерв пассивной подвижности, который может быть использован в любой момент. Даже во время занятий такими видами спорта, как легкая атлетика, гимнастика, плавание, которые предъявляют повышенные требования к подвижности в суставах, используется лишь 80-90% анатомической подвижности
Активное
движение в суставе выполняется
мышцами-синергистами, деятельность которых
корригируется центральной
Учитывая, что гибкость определяется развитием подвижности в суставах, у человека можно выделить две основные формы проявления подвижности в суставах: (Воробьев В.И. - Определение физической работоспособности спортсменов: Учебное пособие / В.И. Воробьев. - Челябинск, 1998. – 54 с.): подвижность при пассивных движениях; подвижность при активных движениях.
Информация о работе Развитие гибкости у детей младшего возраста