Развитие гибкости у детей младшего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 23:25, курсовая работа

Описание работы

Гибкость важна при выполнении многих двигательных действий в трудовой и военной деятельности, а также в быту. Уровень гибкости обусловливает также развитие быстроты, координационных способностей, силы. Трудно переоценить значение подвижности в суставах в случаях нарушения осанки, при коррекции плоскостопия, после спортивных и бытовых травм и т.д.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…2
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ - ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1.Общая характеристика гибкости и её задачи………………….………..….3
1.2.Характеристика подвижности в суставах……………………………..…….4
1.3.Методика развитие гибкости…………………………………………………7
1.4.Средства и методы воспитания гибкости………………………………….11
1.5.Способы контроля уровня развития гибкости…………………………….17
ГЛАВА II МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Возрастные аспекты воспитания гибкости………………………………..18
2.2. Анатомо-физиологические и психологические особенности детей…….20
2.3. Методы развития гибкости…………………………………………………26
2.4 Комплексные упражнения для развития гибкости………………………..42
ВЫВОД…………………………………………………………………………...44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовик3.docx

— 91.55 Кб (Скачать)

     Содержание

Введение………………………………………………………………………..…2

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ - ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1.Общая характеристика гибкости и её задачи………………….………..….3

1.2.Характеристика подвижности в суставах……………………………..…….4

1.3.Методика развитие гибкости…………………………………………………7

1.4.Средства и методы воспитания гибкости………………………………….11

1.5.Способы контроля уровня развития гибкости…………………………….17

ГЛАВА II МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

2.1. Возрастные аспекты воспитания гибкости………………………………..18

2.2. Анатомо-физиологические и психологические особенности детей…….20

2.3. Методы  развития гибкости…………………………………………………26

2.4 Комплексные упражнения для развития гибкости………………………..42

ВЫВОД…………………………………………………………………………...44

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….............46 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Гибкость  важна при выполнении многих двигательных действий в трудовой и военной деятельности, а также в быту. Уровень гибкости обусловливает также развитие быстроты, координационных способностей, силы. Трудно переоценить значение подвижности в суставах в случаях нарушения осанки, при коррекции плоскостопия, после спортивных и бытовых травм и т.д.

     Упражнения  на гибкость можно легко и с  успехом, самостоятельно и регулярно  выполнять в домашних условиях. Особенно ценны упражнения для улучшения подвижности в суставах в сочетании с силовыми упражнениями. Упражнения на гибкость рассматриваются специалистами как одно из важных средств оздоровления, формирования правильной осанки, гармоничного физического развития.

     Любое движение человека производится благодаря  подвижности в суставах. В некоторых суставах - плечевом, тазобедренном - человек обладает большой подвижностью, в других - коленном лучезапястном, голеностопном - амплитуда движений ограничена формой сустава и связочным аппаратом. Обычно человек редко использует всю свою максимальную подвижность и ограничивается какой-либо частью от имеющейся максимальной амплитуды движения в суставе. Однако недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы,  отрицательно влияет на скоростные и  координационные способности, снижает экономичность работы и часто является причиной повреждения связок и мышц. При некоторых движениях гибкость человека играет основополагающую роль. Но, к сожалению, многие ученики и педагоги в своей физкультурной и спортивной деятельности недооценивают значение гибкости. Вместе с тем, воспитание гибкости имеет особое значение в целом для воспитания двигательных качеств и физического состояния людей, так как это ограничено достаточно жесткими возрастными рамками. Таким образом, воспитание гибкости  остается одной из актуальных проблем физической культуры и спорта (Богданова  Г. П. - Уроки физической культурой 4-8 классов средней школы: Пособие для учителя /Г.П. Богданова, В.Н Максимова -  М.: Просвещение, 1986.-220с). 
 
 
 

     ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ - ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 

     1.1.Общая  характеристика гибкости  и её задачи. 

     Следует различать понятия «гибкость» и  «подвижность», поскольку они не идентичны и между ними имеются  существенные различия. (Матвеев Л.П. Матвеев Л.П. -  Теория и методика физического воспитания: Учебник /Л.П. Матвеев. -  М., 1991. – 65 с.) дает следующую  формулировку: «Под гибкостью понимаются морфологические и функциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие амплитуду различных движений спортсмена». Подвижность в суставах является необходимой основой эффективного технического совершенствования. Недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы, скоростных и координационных способностей, приводит к ухудшению внутримышечной и межмышечной координации, снижению экономической работы часто является причиной повреждения мышц и связок.

     Одно  из определений: гибкость - это способность  человека выполнять движения с большой  амплитудой, одно из важнейших физических качеств спортсмена (Сермеев Б.В. Спортсменам о воспитании гибкости /Б.В. Сермеев// Здоровье нации: Сб. материалов Междунар. Науч. Конгр.  - М., 1970.- С. 32.)

     Это качество определяется развитием подвижности  в суставах. Применительно же к  отдельным суставам правильнее говорить "подвижность" (а не гибкость), например «подвижность в плечевых, тазобедренных или голеностопных  суставах». Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность  движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений (Матвеев Л.П. -  Теория и методика физического воспитания: Учебник /Л.П. Матвеев. -  М., 1991. – 65 с.).

     Задачи  развития гибкости. В физическом воспитании главной является задача обеспечения  такой степени всестороннего  развития гибкости, которая позволяла  бы успешно овладевать основными  жизненно важными двигательными  действиями (умениями навыками) и с  высокой результативностью проявлять  остальные двигательные способности  — координационные, скоростные, силовые, выносливость. 
 

1.2. Характеристика подвижности в суставах 

     Проявление  гибкости зависит от ряда факторов. В специальной литературе выделяют анатомическою (скелетную) подвижность, которая является главным фактором, обуславливающим подвижность суставов. 

     Активная  подвижность обусловлена силой  мышечных групп, окружающих сустав, их способностью производить движения в суставах за счет собственных усилий. Активная гибкость зависит от силы мышц, производящих движение в данном суставе.

     Пассивная подвижность соответствует анатомическому строению сустава и определяется величиной возможного движения в  суставе под действием внешних  сил. Соответственно этому различают  и методы развития гибкости. При  пассивной гибкости амплитуда движений в суставе больше, чем при активной  (Козлова  В.И. Физиология развития ребенка: Учебное пособие /В.И. Козлова,  Д.А. Фарбер. - М.: Терра-спорт,  1983.- 31.).

     Активная  гибкость развивается следующими средствами: (Чудинова П.Р. Воспитание гибкости у  детей /П.Р. Чудинова// Физическая культура в школе. – 1994. - №5. – 3 с.): 1) упражнениями, в которых движения в суставах доводятся до предела за счет тяги собственных мышц; 2) упражнениями, в  которых движения в суставах доводятся  до предела за счет создания определенной силы инерции.

     Пример: махи ногами, махи ногами с утяжелителями, сочетание махов ногами с утяжелителями  и махов ногами без них.

     Пассивная гибкость развивается упражнениями, в которых для увеличения гибкости прилагается внешняя сила: вес, сила, вес различных предметов и  снарядов. Эти силы могут прикладываться кратковременно, но с большей частотой или длительно, с постепенным  доведением движения до максимальной амплитуды. Хотя последний способ выполнения упражнений эффективен, он применяется  несколько реже в связи с тем, что длительное удержание мышц в  растянутом состоянии вызывает неприятные ощущения. Упражнения на растягивание мышц и связок следует выполнять, возможно, чаще, особенно в подростковом и юношеском возрасте, когда гибкость снижается.

     Рекомендуется выполнять упражнения для развития гибкости в подготовительной и заключительной частях каждого урока  (Вультров Б. 3. - Организатор внеклассной и  внешкольной воспитательной работы: Пособие для учителя /Б.З. Вультров, М. М. Потошник. -  М.: Просвещение, 1983.-  14 с, 46 с, 152 с.).

     Кроме пассивной и активной форм, гибкость можно подразделить на общую и  специальную виды (Матвеев Л. П. - Теория и методика физического воспитания. Т.I: Учебник /Л.П. Матвеев. -  М.: Физкультура  и спорт, 1976. - 169с.). Под общей гибкостью  подразумевают подвижность в  суставах и сочленениях, необходимую  для сохранения хорошей осанки, легкости и плавности движений. Специальная  гибкость - необходимый уровень подвижности, которая обеспечивает полноценное  владение техническими действиями спортсмена. Специальная гибкость — способность  успешно (результативно) выполнять  действия с минимальной амплитудой  (Матвеев Л. П. - Теория и методика физического воспитания. Т.I: Учебник /Л.П. Матвеев. -  М.: Физкультура и  спорт, 1976. – 169 с.).

     Большая амплитуда движения в суставах позволяет  спортсмена выполнять более широкий  арсенал приемов. Выполнение приемов  с большой амплитудой делает их более  эффективными и результативными.

     На  гибкость существенно влияют внешние  условия: (Матвеев Л. П. - Образовательная  программа для учащихся средней  общеобразовательной школы (I-XI классов): Программа /Л.П. Матвеев. -  М.: Просвещение, 1995.-215с.):  Время суток (утром гибкость меньше, чем днем и вечером); Температура воздуха (при 20…30 С гибкость выше, чем при 5…10 С); Проведена ли разминка (после разминки продолжительностью 20 минут гибкость выше, чем до разминки); Разогрето ли тело (подвижность в суставах увеличивается после 10 минут нахождения в теплой ванне при температуре воды  +40 С или после 10 минут пребывания в сауне.

     Подвижность в суставах у детей больше, чем  у взрослых.

     Движения, выполняемые человеком, осуществляются с помощью подвижных соединений костей и суставов. Эти соединения состоят из суставной сумки, окружающей в виде замкнутого чехла сочленяющиеся  концы костей, и укрепляющих сустав связок. Внутри суставной сумки находится  суставная полость, а в ней  особая жидкость, которая предохраняет от трения суставные поверхности  костей. Кроме того, эти поверхности  покрыты гладким гиалиновым хрящом, что также уменьшает трение в  суставе (Козлова  В.И. Физиология развития ребенка: Учебное пособие /В.И. Козлова,  Д.А. Фарбер. - М.: Терра-спорт,  1983.- 31с.).

     Все движения в суставах – вращательные (Ашмарин, Г. А. - Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Учебное пособие /А.Г. Ашмарин.- М.: Просвещение, 1995.-287с.). Осью вращения считают линию, вокруг которой совершается данное вращательное движение. При этом сочлененные  кости двигаются в плоскости, перпендикулярной оси вращения.

     Оси, пересекающиеся в одной точке  и перпендикулярные друг другу, называют главными. Различают три главные  оси вращения в суставах: (Ашмарин  Г. А. - Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Учебное пособие /А.Г. Ашмарин.- М.: Просвещение, 1995.-287с.): переднезаднюю, вокруг которой  происходит отведение и приведение во фронтальной плоскости; поперечную, вокруг которой происходит сгибание и разгибание в сагиттальной плоскости; вертикальную, вокруг которой происходит вращение внутрь и кнаружи.

     Кроме этих движений в суставе возможны круговые движения. Характер движений в суставах зависит от формы суставных  поверхностей.

     Большинство шаровидных и ореховидных суставов (плечевой, тазобедренный и др.) имеет  три оси вращения. Вокруг двух осей осуществляется вращение в яйцевидных, эллипсовидных и седловидных  суставах (лучезапястный, запястно-пястный, сустав большого пальца кисти и др.); только одну ось имеют блоковидные  и цилиндрические суставы (коленный, плечелоктевой, лучелоктевой, межфаланговые  суставы стопы и др.) (Смоленский  В.А, Гимнастика в трех измерениях: Учебное  пособие /В.А. Смоленский,  Ю.А. Менхин, В.А. Силин. - М - 1979. – 123 с.).

     Амплитуда движений в суставах определяется работой  тормозных аппаратов: связочного; мышечного; костного.

     Костное и связочное торможение обусловливается  разницей в протяженности суставных  поверхностей и размерами костных  выступов; а также пассивным сопротивлением растягиваемых связок и сумки  сустава.

     Мышечное  торможение осуществляется мышцами, расположенными на стороне, противоположной направлению  движения.

     В случае пассивного движения следует  различать тормоз и ограничитель движения, тормозом в таком движении являются мышцы, связочный аппарат и другие мягкие ткани, а ограничителем - кости.

     В обычных условиях человек использует лишь сравнительно небольшую часть анатомической (предельной) подвижности и постоянно сохраняет огромный резерв пассивной подвижности, который может быть использован в любой момент. Даже во время занятий такими видами спорта, как легкая атлетика, гимнастика, плавание, которые предъявляют повышенные требования к подвижности в суставах, используется лишь 80-90% анатомической подвижности

     Активное  движение в суставе выполняется  мышцами-синергистами, деятельность которых  корригируется центральной нервной  системой. Торможение активного движения обеспечивается только мышцами-антагонистами. Связочный аппарат и другие элементы сустава при активных движениях в тормозном процессе не участвуют. (Зимкина  Н. В. - Физиология человека: Учебник /Н.В. Зимкина. -  М.: Физкультура и спорт, 1964.-589с.).

     Учитывая, что гибкость определяется развитием  подвижности в суставах, у человека можно выделить две основные формы  проявления подвижности в суставах: (Воробьев В.И. - Определение физической работоспособности спортсменов: Учебное  пособие / В.И. Воробьев. - Челябинск, 1998. – 54 с.): подвижность при  пассивных  движениях; подвижность при активных движениях.

Информация о работе Развитие гибкости у детей младшего возраста