Особенности системы ценностных ориентаций личности как фактор успешности трудоустройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 11:14, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. В настоящее время одна из наиболее острых ситуаций сложилась в сфере занятости населения. Разрешение связанных с безработицей проблем затрудняется тем, что в силу исторических причин это социальное явление в нашей стране относительно молодо. Безработица затрагивает все слои населения, но наиболее уязвимыми в этом плане являются молодые люди. Это связано с отсутствием у них опыта работы, низкой квалификацией и разорванностью между теоретической подготовкой и практикой. Длительное пребывание в статусе безработного ведет к формированию у юного поколения иждивенческой позиции, негативного отношения к труду. Имея большой потенциал и запас активности, молодежь не имеет возможности реализовать их, самоактуализироваться

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 473.00 Кб (Скачать)

 

При изучении различий инструментальных ценностей у безработных нами было выявлено два значимых расхождения в ориентации на ценности-средства – жизнерадостность и непримиримость к недостаткам в себе и в других. Коэффициент s: u=2,61 и u=-2,27 (Таблица 5). Обнаружены прямая и обратная направленности, т.е. безработные юноши более жизнерадостно воспринимают окружающую действительность, а неработающие девушки в большей степени лояльны к недостаткам в самих себе и окружающих их людей.

Исследование группы испытуемых, которые имеют работу, с помощью U-критерия Манна-Уитни показало, что значимых различий в ориентациях на терминальные и инструментальные ценности у девушек и юношей не наблюдается. Группа достаточно гомогенна в предпочтениях тех или иных ценностей.

Далее, рассмотрим ценностные ориентации и уровень образования.

Анализ расхождения ориентаций на терминальные ценности с уровнем образования (полное высшее профессиональное/неоконченное высшее профессиональное) в обеих группах испытуемых не выявил значимых различий по предложенному признаку.

При исследовании корреляций инструментальных ценностей с уровнем  образования в группе работающих молодых людей также не наблюдается значимых отличий, но обнаружено полное отсутствие связи уровня образования и ценности-инструмента: высокие запросы (Таблица 5). Испытуемые данной группы почти в 100 % случаев отрицают всякую связь между уровнем образования и уровнем запросов.

Таблица 5

Различия влияние уровня образования на инструментальные ценности

 

Показатели

Средний ранг

Ценности

Занятые

p-level

Безработные

p-level

Аккуратность 

-1,21

0,22

0,53

0,59

Воспитанность

-0,50

0,61

0,41

0,67

Высокие запросы

0,00

1,00

0,29

0,76

Жизнерадостность

-0,27

0,78

1,95

0,05

Исполнительность

1,31

0,18

0,27

0,78

Независимость

1,21

0,61

-0,25

0,79

Непримиримость к недостаткам в себе и других

3,1

0,12

2,05

0,04

Образованность

3,62

0,36

2,18

0,02


 

 

 

Продолжение таблицы 5

Показатели

Средний ранг

Ответственность

1,85

0,24

0,09

0,92

Рационализм

1,33

0,05

-0,93

0,35

Самоконтроль

1,72

0,18

-0,78

0,43

Смелость в отстаивании своего мнения и взглядов

1,52

0,36

-0,27

0,78

Твердая воля

1,63

0,89

-0,37

0,70

Терпимость

1,34

0,32

-0,40

0,68

Широта взглядов

1,12

0,46

-0,16

0,86

Честность

1,56

0,11

-0,10

0,91

Эффективность в делах

1,71

0,32

-0,64

0,51

Чуткость

0,32

0,08

-1,62

0,10


 

В группе безработных  испытуемых анализ связи инструментальных ценностей и уровня образования  личности с помощью U-критерия мы выявили следующее: между уровнем образования и ценностями – жизнерадостность (u=1,95 при вероятности ошибки р=0,05), непримиримость к недостаткам в себе и в других (u=2,05 при вероятности ошибки u=0,04) и образованность u=2,18 при вероятности ошибки р=0,02)  – существует некоторая связь

Таким образом, испытуемые группы подтверждают, что высокий уровень жизнерадостности, образованности и нетерпимости к недостаткам вызывает желание повышать уровень образования, и наоборот, низкий уровень данных характеристик снижает стремление к повышению уровня своего образования.

Далее, рассмотрим взаимосвязь между терминальными и инструментальными ценностными ориентациями внутри групп работающей и безработной молодежи.

На данном этапе нашего исследования, используя корреляционный анализ, мы установили некоторые взаимосвязи  между определенными ценностями-целями и ценностями-средствами у испытуемых разных трудовых статусов.

В Таблице 6 мы обозначили колонку с названием «% детерминации». Процент детерминации характеризует степень обусловленности некой терминальной ценности некоторой инструментальной и может варьироваться от 0 до 100 %.

Таблица 6

Взаимосвязь между  терминальными и инструментальными  ценностями

 

Занятые граждане

Показатели

Средний ранг

Взаимосвязь ценностей

Valid

N

p-level

Spearman

R

% детерминации

 

Здоровье – Аккуратность

46

0,02

0,32

10,6

Интересная работа – воспитанность

46

0,03

0,42

18,0

Наличие хороших друзей - жизнерадостность

46

0,02

0,32

10,4

Развитие – жизнерадостность

46

0,01

0,35

12,7

Активная деятельная жизнь –  Исполнительность

46

0,01

0,35

12,8

Продуктивная жизнь – непримиримость к недостаткам

46

0,03

-0,43

18,9

Развитие – Непримиримость к  недостаткам 

46

0,05

-0,40

16,6

Свобода – Непримиримость к недостаткам

46

0,02

0,34

11,6

Любовь - Самоконтроль

46

0,07

-0,39

15,2

Продуктивная жизнь – Самоконтроль

46

0,02

0,32

10,8

Уверенность в себе – Отстаивание своего мнения

46

0,02

-0,33

        11,2

Активная деятельная жизнь –  Твердая воля

46

0,02

0,33

11,5

 Материально обеспеченная жизнь  – Твердая воля

46

0,01

0,36

13,0

Активная деятельностная жизнь  – Терпимость

46

0,01

-0,45

20,9

Познание – Широта взглядов

46

0,09

0,38

14,6

Счастливая семейная жизнь –  Честность

46

0,07

0,30

9,5

Счастливая семейная жизнь - Чуткость

46

0,09

0,34

11,9


 

 

 

 

Продолжение таблицы 6

Безработные граждане

Показатели

Средний ранг

Взаимосвязь ценностей

Valid

N

p-level

Spearman

R

% детерминации

Развлечение – Воспитанность 

62

0,03

-0,26

7,1

Свобода – Воспитанность 

62

0,00

-0,33

10,9

Красота природы и искусства  – Высокие запросы 

62

0,02

-0,28

7,9

Свобода – Исполнительность

62

0,04

-0,25

6,5

Обзественное признание – Независимость

62

0,01

0,30

9,1

Развлечения - Независимость 

62

0,01

0,32

10,6

Свобода - Независимость 

62

0,01

0,48

23,6

Продуктивная жизнь – Твердая  воля

 

62

0,02

0,28

8,2

Любовь – Широта взглядов 

62

0,01

-0,32

10,7

Развитие – Широта взглядов

62

0,01

0,31

9,6

Свобода – Широта взглядов

62

0,01

0,36

13,2

Счастливая семейная жизнь –  Широта взглядов 

62

0,01

-0,36

13,1

Материальная обеспеченность –  Честность 

62

0,01

-0,37

13,7

Общественное признание – Честность

62

0,01

-0,33

11,5

Материальное обеспечение – Чуткость

62

0,01

-0,45

20,4


 

Анализируя данные Таблицы 6, мы сделали ряд умозаключений. Испытуемые данной группы считают, что низкий уровень воспитанности человека указывает на ориентацию на развлечения и независимость (в обоих случаях наблюдается обратная связь); при наличии высоких запросов сложно оценивать красоту природы и искусства. Безработные молодые люди по данным исследования полагают, что исполнительность мешает обрести независимость и самостоятельность в решениях и поступках. Независимость в поведении напрямую коррелирует с ориентацией на развлечения и свободу. Ориентации на свободу в поведении способствует также стремление к расширению кругозора, которое в свою очередь снижает направленность на любовь и создание благополучной семьи, но подталкивает к личностному развитию. Такая инструментальные ценности как честность и чуткость, по мнению неработающей молодежи, мешает достичь общественного признания и материально обеспеченной жизни. Результаты Таблицы 6 также говорят о том, что испытуемые связывают ценность продуктивной жизни с твердой волей, умением настоять на своем.

В группе работающей молодежи выявленные значимые связи имеют  несколько иной характер. Мы обнаружили прямые взаимосвязи между аккуратностью и здоровьем, воспитанностью и интересной работой, между исполнительностью и активной деятельностью. По результатам исследования работающая молодежь считает, что жизнерадостность способствует саморазвитию и приобретению хороших и верных друзей. Для молодого человека, ориентированного на продуктивную жизнь и развитие, не характерна непримиримость к недостаткам в себе и в других, он склонен принимать вещи такими, какие они есть. Для части работающей молодежи самоконтроль является преградой на пути построения близких отношений, но способствует ориентации на продуктивную жизнь. Установлена также обратная связь между отстаиванием собственного мнения и уверенностью в себе. Многие испытуемые этой группы полагают, что твердая воля присуща человеку, ориентированному на активную деятельную жизнь и материальную обеспеченность.

Наличие такого качества как терпимость к взглядам и мнениям других, исходя из результатов, затрудняет вести активную жизнь. При ориентации на создание счастливых семейных отношений молодой работающий человек склонен проявлять честность и чуткость по отношению к окружающим людям.

Таким образом, мы можем  сделать вывод, что, хотя больших  рассогласований в ценностных ориентация безработных и работающих молодых  людей нами выявлено не было, но все же некоторые различия нам удалость установить.

Подводя итог структурного анализа результатов нашего исследования, можно отметить, что работающая молодежь характеризуется более четкими  жизненными мировоззренческими позициями. Через анализ взаимосвязей между инструментальными и терминальными ценностями в данной группе можно заметить более четкую стратегию поведения и более очерченную картину мира. Для трудоустроенных молодых людей, как для девушек, так и для юношей, ценность представляет не только материальное обеспечение, но и взаимоотношения с окружающими и личное развитие. Они рассматривают жизнь с более реалистичных позиций. Безработные испытуемые же склоняются к еще идеализированному восприятию реальности. Они более чувствительны к эстетичности природы и искусства и творчеству. Мы можем сделать предположение, что такое различие во многом детерминировано разностью в степени включенности данных групп в социально-экономические отношения.

Информация о работе Особенности системы ценностных ориентаций личности как фактор успешности трудоустройства